Featured

О Рукмини Деви, Гададхаре Пандите, Шримати Радхарани, решимости на пути к Кришне и разных настроениях гопи (Автор: Бриджабаси дас)

Рукмини и Кришна

Рукмини Деви и Гададхара Пандит стали для меня совершенством сознания Кришны сразу после того, как я впервые услышал о них. Я даже не помню о ком из них я услышал первым — то ли о Рукмини из «Источника Вечного Наслаждения», то ли о Гададхаре Пандите из «Чайтанья-чаритамриты». Их покорное, послушное, самозабвенное настроение в отношениях с Господом полностью очаровало меня и где-то в уголке моего сердца мне захотелось когда-нибудь развить именно такое же полностью подчиненное Господу сознание.

Тогда я еще не знал о тонких отличиях в настроении гопи из двух «крыльев» и в моем понимании совершенство сознания Кришны состояло именно в таком полностью зависимом и подчиненном Господу положении. Честно признаться, я и до сих пор так считаю, хотя и слышал о настроениях «правого крыла» (дакшина-свабхава) и «левого крыла» (вама-свабхава). Но, просто узнав о том, что гопи левого крыла настолько близки с Кришной, что могут даже сердиться на него и ругать его, я понял насколько это возвышенно и мне стало совершенно очевидно, что прежде всего необходимо хотя бы когда-нибудь достичь именно того заветного совершенства — мягкой покорности и полной зависимости от Кришны, которую проявляли Шримати Рукмини и Шри Гададхара Пандит Госвами.

Хотя Гададхара Пандит является воплощением Шримати Радхарани в гаура-лиле, его настроение довольно сильно отличалось от Ее настроения во Врадже. Если во Врадже Шримати Радхарани проявляет вамйа-свабхаву, иногда гневаясь на Кришну, то в гаура-лиле Гададхара Пандит обладает дакшина-свабхавой, и своим покорным и смиренным нравом полностью соответствует Рукмини Деви в Двараке. Кришнадас Кавирадж Госвами прямо говорит об этом в «Чайтанья-чаритамрите»:

гада̄дхара-пан̣д̣итера ш́уддха га̄д̣ха бха̄ва
рукмин̣ӣ-девӣра йаичхе ‘дакшин̣а-свабха̄ва’

«Чистая экстатическая любовь Гададхары Пандита к Шри Чайтанье Махапрабху также была очень глубока. Она была подобна любви Рукминидеви, которая всегда и во всем подчинялась Кришне». (Антья-лила, 7.144).

Единственное известное мне объяснение этому парадоксу дал один из близких учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Шрила БР Шридхар Махарадж, в своих беседах от 27.08.1981 и 25.04.1982. Суть этого объяснения в том, что Кришна, придя в настроении Шримати Радхарани как Чайтанья Махапрабху, «отнял» у Нее Ее бхаву и поэтому Гададхара Пандита образно говоря, «остался ни с чем» — лишившись горделивой вамйа-свабхавы Вришабхану-нандини, у него осталась только покорная и смиренная дакшина-свабхава, олицетворением которой является Рукмини Деви в Двараке, а также Чандравали во Врадже.

Хотя наиболее заметный извне признак двух свабхав состоит в способности обижаться или даже гневаться на Кришну (вамйа-свабхава) или смиренно принимать Его выходки (дакшина-свабхава), настроение гопи обоих крыльев и их отношения с Кришной намного глубже и сложнее, чем такое довольно упрощенное описание. Суть двух настроений выражается во внутреннем отношении к Кришне: гопи «правого крыла» считают себя принадлежащими Кришне («Я — Кришны»), тогда как гопи «левого крыла» считают Кришну своим («Кришна — мой»).

Описывая эти настроения в своей «Уджджвала-ниламани», Шрила Рупа Госвами сравнивает эти две разновидности любви с гхи и медом. Мед сладок сам по себе, тогда как гхи приобретает вкус, смешиваясь с другими вкусами. Гхрита-снеха, любовь подобная топленому маслу, характеризуется огромным почтением к Кришне, тогда как в мадху-снехе, любви подобной меду, присутствуют некоторые оттенки бхав, которые отсутствуют в гхрита-снехе. И хотя любовь к Кришне у гопи из обеих групп может иногда приобретать форму маны (раздражения, непослушания, несотрудничества, гнева), гопи «правого крыла» скрывают такие чувства и не поддаются им внешне, тогда как гопи «левого крыла» могут дать волю таким чувствам, тем самым доставляя Кришне особое наслаждение.

Поэтому Шримати Радхарани, в совершенстве проявляющая все виды бхав и возглавляющая «левое крыло», — лучшая и величайшая из всех гопи, доставляющая Кришне наибольшее наслаждение. Так, когда Кришна, испытывая разлуку с Чандравали, попадает в общество Шримати Радхарани, Он напрочь забывает о своих чувствах разлуки. Но когда Кришна ощущает разлуку со Шримати Радхарани, то ни Чандравали, ни даже все гопи вместе не способны утешить Его. Все это описывают наши величайшие ачарьи-расики — Шрила Рупа Госвами в 14-й главе «Уджджвала-ниламани», а также Шрила Джива Госвами и Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур в своих комментариях к ней.

При этом не стоит ошибочно думать, что гопи «левого крыла» не обладают абсолютной покорностью Кришне и только и делают, что ругают Его или гневаются на Него. Ведь не кто иная как сама Шримати Радхарани произносит последний стих «Шикшаштаки», в котором Она выражает свою полную зависимость от Кришны и подчиненность Ему:

а̄ш́лишйа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинашт̣у ма̄м
адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄
йатха̄ татха̄ ва̄ видадха̄ту лампат̣о
мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са ева на̄парах̣

«Кришна может обнять эту служанку, которая упала к Его лотосным стопам, или оттолкнуть Меня ногой, или разбить Мое сердце, не показываясь Мне на глаза. Он ведь беспутник и потому может делать все, что захочет, но, несмотря ни на что, Он останется господином Моего сердца».

А в одной из своих лекций Шрила Прабхупада так описывал настроение Шримати Радхарани:

«В духовном мире если кто-то совершает лучшее служение, то другие его высоко ценят — «Насколько он велик! Как он продвинулся в служении Кришне. Мы так не смогли». Настроение Радхарани. Почему преданные поклоняются Радхарани? У Нее такой дух. Если Она находит хорошего преданного Кришны, то Она тут же рекомендует его Кришне: «Это такой замечательный преданный. Он может служить Тебе еще лучше, чем Я. Пожалуйста, прими его». Это духовность. Такова духовность. Кто может служить лучше, чем Радхарани? Она настолько велика, что она пленяет Кришну. Кришна очаровывает Мадана, Купидона, но Радхарани очаровывает Кришну. Насколько Она велика! Ра̄дхе джайа джайа ма̄дхава-дайите. Мы всегда молимся:

тапта-ка̄н̃чана-гаура̄н̇ги ра̄дхе вр̣нда̄ванеш́вари
вр̣шабха̄ну-суте деви пран̣ама̄ми хари-прийе

Самая дорогая Кришне, самая любимая Кришной — Радхарани, и Она такая смиренная. Как только смиренный преданный приходит к Радхарани, прославляя Кришну, Она тут же принимает его: «О, насколько он велик. Он совершает лучшее служение, чем Я». Это маха-бхагавата-даршана. Маха-бхагавата видит, что все заняты в служении, поэтому он не проводит различий. Но не подражайте этому». (Лекция по 7-й Песни «Бхагаватам», Момбаса, Кения, 15 сентября 1971 года).

Когда Кришна уехал из Вриндавана и поселился в Двараке, то Его ближайшие спутницы, образно говоря, поменялись местами — главная участница игр во Вриндаване и величайшая преданная Шри Кришны, Шримати Радхарани, проявилась как Сатьябхама, тогда как Ее сестра и трансцендентная соперница, Чандравали, стала главной супругой Господа в Двараке — Рукмини Деви. Шрила Рупа Госвами подробно описывает это в своей «Лалита-мадхаве».

Недавно я встретил в «Уджджвала-ниламани» стих, из-за которого, собственно говоря, я и начал писать об этом. В нём Шримати Рукмини выражает свою сильнейшую решимость обрести Кришну, даже ценой больших лишений и личных страданий, поправ законы мирской дхармы и традиции общества.

Этот стих сильно затронул меня, так как в это же время шестнадцать лет тому назад у меня в жизни происходило нечто весьма отдаленно похожее на описания этого стиха — с такими же родственниками и в такой же форме. Кульминация этих событий произошла 23 июля 2001 года, когда я, спустя три дня после своего восемнадцатилетия, оставил всё и всех и отправился жить в брахмачари-ашрам. Я ждал этой возможности больше года, но она была неосуществимой до достижения совершеннолетия. Мой старший брат обзывал меня всеми плохими словами, всяческими ругая и проклиная меня, мои друзья и одноклассники отвергли меня как тронувшегося рассудком, отец в гневе все время досадно спрашивал у меня, что им с матерью теперь говорить соседям, родственникам и знакомым, а мать просто плакала. Это была одна из самых больших и решительных жертв в моей жизни (а может и самая большая). Хотя с тех пор прошло уже шестнадцать лет, я до сих пор с некоторым беспокойством вспоминаю те непростые времена и удивляюсь откуда у меня тогда было столько решимости и сил. С Рукмини Деви все ясно — это была лила Господа, скоре после этого Она обрела Кришну и стала Его первой и главной царицей в Двараке. Тогда как я все еще до конца не уверен принял ли Кришна мою жертву, совершенную, несомненно, с благими намерениями, но не самом полном знании и не в самой чистой преданности. Но если бы не эта жертва, которая сама по себе была милостью Господа (равно как и та решимость и вера, благодаря которым эта жертва состоялась), я бы не получил столько милости, сколько получил впоследствии и моя жизнь сложилась бы по-другому и кто знает как именно… Читая этот стих, произнесенный Рукмини Деви накануне Ее запланированной свадьбы с великим демоном и врагом Кришны Шишупалой, я еще больше проникаюсь Ее трепетной, самозабвенной преданностью, и в моем сердце усиливается желание обрести по Ее милости хотя бы мельчайшую частицу той любви и преданности Господу, которыми обладает Она.

Кришна похищает Рукмини (Автор: Муралидхара дас)

са тарджату бата̄граджам̇ тйаджату ма̄м̇ сухр̣н-ман̣д̣алах̣
пита̄ кила виладжджата̄м̇ гхана-др̣г-амбур амба̄сту ме |
манах̣ сакхи самӣхате ш́рута-гун̣а-ш́рийам̇ сарватха̄
там ева йаду-пун̇гавам̇ на ту када̄пи чаидйам̇ нр̣пам ||

«О подружка! Пусть мой старший брат будет ругать меня, пусть весь круг моих друзей отвергнет меня, пусть мой отец окажется в очень неловком положении, а мать будет проливать потоки слез. Все равно мой ум всячески стремится к Кришне, лучшему из Ядавов, о великолепии качеств которого я слышала, и в нем нет ни малейшего стремления к Шишупале, царю Чеди». («Уджджвала-ниламани» 14.33).

См. также другие материалы на нашем сайте: