Featured

Две системы ценностей или почему так важно читать книги Прабхупады. Адришья дас (статья из журнала "Санкиртанам", 1997)

Две системы ценностей или почему так важно читать книги Прабхупады. Адришья дас (статья из журнала "Санкиртанам", 1997)

Хотелось бы предложить читателям журнала обсудить тему «Распространение книг Шрилы Прабхупады и система ценностей сознания Кришны».

В мире известны две системы ценностей. Смысл одной из них раскрывается в данном стихе:

бхоктарам ягья-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанам
гьятва мам шантим риччхати

(Б.Г.5.29)

«Человек, основывающий все свои действия на этой системе ценностей, понимает, что Кришна — Тот, кто наслаждается результатами всех аскез и жертвоприношений и все в конечном счете предназначено лишь для Его удовлетворения».

Вторая система ценностей гласит:

...ишваро ‘хам ахам бхоги
сиддхо ‘хам балаван сукхи
(Б.Г.16.14)

«Я наслаждающийся и контролирующий; плоды моей деятельности предназначены для моего чувственного удовлетворения».

В своем естественном состоянии живое существо считает себя слугой Кришны. В болезненном же состоянии за основу своей деятельности оно принимает вторую систему ценностей, считая себя наслаждающимся. Душа сама по себе чиста, но энергия души — сознание — оскверняется соприкосновением с гунами материальной природы. Находясь под влиянием раджа-гуны, т.е. стремясь действовать ради плодов и тамо-гуны, невежества, живое существо заболевает. Эта болезнь называется аханкара, что означает: я — действующий. Избавиться от этой болезни человек может лишь очистив свое сознание от осквернения низших гун и утвердившись в чистой благости.

Известно, что материальная Гуна благости всегда содержит в себе примесь страсти и невежества. Не освободившись от этих низших гун, невозможно полностью принять систему ценностей сознания Кришны. Не поможет нам и одно теоретическое знание. Даже если мы обладаем знанием, материальная энергия постоянно будет заставлять нас действовать в соответствии с нашей природой. Пока сознание человека находится под влиянием низших гун, побуждаемый своей собственной природой, он вынужден будет пребывать в невежестве и стремиться к наслаждению результатами своего труда. Таким образом, все действия такого человека будут продиктованы системой ценностей: я — наслаждающийся, я — контролирующий. Когда же человек утверждается в гуне благости, он обретает знание, суть которого заключается в следующем: Кришна — Верховная Личность Бога, я — Его слуга; вся моя деятельность предназначена Для наслаждения Кришны; цель моей жизни — обрести любовь к Кришне. Такое знание возможно получить лишь поднявшись на уровень гуны благости.

Придя в движение сознания Кришны, приняв процесс трансцендентного служения Кришне, мы иногда преждевременно считаем, что сами уже достигли трансцендентного уровня. Все это лишь от недостатка знания. Чтобы действительно стать трансцендентными необходимо принять трансцендентный процесс и очистить свое существование от влияние низших гун природы. Процесс распространения книг является полностью трансцендентным. Но беда в том, что зачастую мы не трансцендентны, хотя и объявляем себя таковыми.

Если в огонь поместить железный прут, он приобретет качества огня. Но это не произойдет в одно мгновение. Однако мы часто не считаем нужным менять что-то в себе, считая что уже находимся на трансцендентном уровне.

Человек не может достичь этого уровня, не утвердившись в гуне благости. А не очистившись от гун страсти и невежества, он не способен принять систему ценностей сознания Кришны и действовать в соответствии с ней.

Диалектика сознания Кришны

Шрила Прабхупада открыл нам процесс, с помощью которого мы можем выйти из-под влияния гун страсти и невежества.

шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам

(Ш.Б.1.2.17)


«Слушание ведического знание из уст самореализованной личности очищает человека от желания плодотворной кармической деятельности. Когда человек начинает слушать послание Верховной Личности Бога из уст чистого преданного, Господь, находящийся в его сердце, очищает его от влияния гун страсти и невежества».

тада раджас-тамо-бхавах
кама-лобхадайаш ча йе
чеша этайр анавиддхам
стхитам саттве прасидати

(Ш.Б.1.2.19)

«Как только в сердце навечно утверждается преданное служение, все последствия влияния гун страсти и невежества: похоть, желания и страсти покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает счастье».

эвам прасанна-манасо
бхагавад-бхакти-йогатах
бхагават-таттва-виджнанам
мукта-сангасйа джайате

(Ш.Б.1.2.20)

«Так утвердившись в гуне беспримесной благости, человек, чей ум оживлен соприкосновением с преданным служением Господу, обретает позитивное научное знание о Личности Бога на стадии освобождения от любого материального общения».

Здесь мы видим как человек постепенно становится способным принять систему ценностей сознания Кришны

бхидйате хридайа-грантхиш
чхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа кармани
дришта эватманишваре

(Ш.Б.1.2.21)

«Так в сердце разрубается узел и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается когда человек видит, что господином является душа».

Из этого стиха мы можем понять, каким образом способны стать трансцендентными. Слушая повествования о Кришне, человек постепенно выходит из-под влияния страсти и невежества и утверждается в благости. Так он становится по-настоящему трансцендентным к материальной природе. Он избавляется от всех сомнений и цепь кармической деятельности (ради плодов) обрывается. Человек с чистым сердцем способен целиком посвятить себя трансцендентному любовному служению Верховному Господу. Он совершает все поступки только с одной целью — доставить наслаждение Кришне. Каждое слово, мысль и поступок такого человека имеют лишь одну цель — доставить удовольствие Верховному Господу.

Процесс слушания священных писаний из уст осознавшей себя личности очень могуществен, т.к. Сам Господь, находясь в сердце преданного, помогает ему очиститься — хридй антах стхо хй абхадрани видхуноти сухрит сатам. Этот процесс уничтожает все нежелательное в сердце человека почти полностью — нашта прайешв (нашта означает уничтожается, прайешу — почти полностью).

нашта прайешв абхадрешу
нитйа бхагавата севайя
бхагаватй уттама шлоке
бхоктар бхагавата наиштхики

«Все нежелательное уходит из сердца благодаря слушанию «Шримад-Бхагаватам» и служению чистому преданному бхагавата».

Но остается то, что преданной должен устранить сам. Это желание наслаждаться отдельно от Кришны, желание быть независимым наслаждающимся и контролирующим. Принятие этой второй системы ценностей в действительности происходит на уровне души, ибо желать — свойство души. Поэтому в конечном счете ответственность за то, чтобы избавиться от самого желания быть наслаждающимся, полностью ложится на преданного. Аханкара — это болезнь сердца. Никто, кроме самого преданного, не сможет избавить его от коренной причины этого заболевания. Даже Сам Всемогущий Господь Кришна. Необходимо понять: мы не сможем по-настоящему принять систему ценностей сознания Кришны, не избавившись от влияния невежества и страсти и не утвердив свое сознание в гуне беспримесной благости. В благости человек обретает знание о Боге, своем изначальном положении и обретает возможность избавиться от самой причины этого заболевания.

С моей точки зрения все проблемы, которые возникают в нашем обществе, как и в жизни каждого преданного, возникают прежде всего из-за недостаточного чтения книг Шрилы Прабхупады. Чтение книг Шрилы Прабхупады — основа нашей духовной жизни ее фундамент. Чтение книг Шрилы Прабхупады позволяет нам принять систему ценностей сознания Кришны и действовать в соответствии с ней. Цель всего сказанного лишь одна — подчеркнуть важность чтения книг Шрилы Прабхупады. Минимум час в день преданный должен погружать свое сознание в процесс чтения этих книг. Читая книги Шрилы Прабхупады он обретает истинный духовный вкус и постепенно утрачивает низший вкус. Книги Шрилы Прабхупады оказывают очень глубокое влияние на сознание человека, формируют наш разум. Изучая книги Шрилы Прабхупады, мы обретаем зрелость в сознании Кришны.

Это единственное спасение для всех людей в Кали-югу и в первую очередь для нас самих — преданных санкиртаны.

Не читая книги, мы станем абсолютно бесполезными. Мы должны очень глубоко понять то послание, которое принес нам Шрила Прабхупада. Человек, который постоянно читает книги Шрилы Прабхупады, будет испытывать счастье в сознании Кришны.

Таким образом, постоянно читая книги Шрилы Прабхупады преданный освобождается от влияния низших гун материальной природы, утверждается в гуне благости, обретает истинное понимание своего положения по отношению к Всевышнему Господу, т.е. принимает систему ценностей сознания Кришны. И затем он постепенно приобретает способность действовать в соответствии с ней.

Источник: журнал "Парам Виджаяте Шри Кришна Санкиртанам", №2 (март-апрель) 1997 года

См. также: