Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бхактиведанта Свами Прабхупада со своими учениками в замке Реттерсхоф неподалёку от Франкфурта (Западная Германия).June 1974

Статья А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады из книги "Наука Самоосознания".

Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий историко-культурный контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение. Шрила Прабхупада отрицает связь сознания Кришны с пантеизмом, политеизмом и кастовым сознанием, пронизывающими современный индуизм. Несмотря на то что сознание Кришны и современный индуизм имеют общие исторические корни - древнюю ведическую культуру Индии, индуизм наряду с другими «великими религиями» стал сектантским институтом, тогда как сознание Кришны универсально и не вмещается в рамки относительных сектантских определений.

Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой индуистскую религию. На самом деле сознание Кришны никоим образом не является верой или религией, стремящейся одержать верх над другими верами или религиями. Напротив, это культурное движение имеет исключительно важное значение для всего человеческого общества и не соперничает ни с каким сектантским вероисповеданием. Это культурное движение, и единственная его цель - научить людей любить Бога.

Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так, Вы не найдете слова «индус» в «Бхагавад-гите». Фактически, слово «индус» вообще не встречается в ведической литературе. Оно было введено в обиход мусульманами из соседних с Индией провинций: Афганистана, Белуджистана и Персии. На границе северо-западных провинции Индии есть река, под названием Синдху, и мусульмане, которые не могли правильно произносить это слово, называли реку Хинду, а обитателей этой местности - «индусами». В Индии европейцев на языке Вед называют млеччхами или йаванами. Аналогично этому, «индус» - имя, данное мусульманами.

Настоящая культура Индии описана в «Бхагавад-гите», где утверждается, что в соответствии с различными качествами (гунами) природы существуют разные типы людей, которых обычно относят к одному из четырех укладов социальных и четырех духовных укладов. Такая система социального и духовного деления известна под названием варнашрама-дхарма. Четыре варны, социальных уклада - это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Четыре ашрама, то есть духовных уклада - это брахмачарйа, грихастха, ванапрастха и санньяса. Система варнашрамы описана в ведических писаниях, называемых Пуранами. Цель данного института ведической культуры - дать каждому человеку образование, необходимое для совершенствования его знаний о Кришне, Боге. В этом заключается единственная цель Ведического общества.

Шри Чайтанья Махапрабху беседует с Раманандой Раем на берегу реки ГодавариБеседуя с великим преданным Раманандой Райем, Господь Чайтанья спросил: «В чем заключается основной принцип человеческой жизни?» Рамананда Рай ответил, что человеческая цивилизация начинается с принятия варнашрама-дхармы. Пока не будет достигнут уровень варнашрама-дхармы, о человеческой цивилизации не может быть и речи. Поэтому движение сознания Кришны прилагает все усилия, чтобы установить эту совершенную структуру человеческого общества, известную как сознание Кришны, или даива-варнашрама - божественная культура.

В современной Индии система варнашрамы приняла искаженные формы, и потому человек, родившийся в семье брахмана (представителя высшего социального уклада), претендует на то, чтобы его считали брахманом. Но шастра (писание) не признает этого. Предок человека мог быть брахманом по готре, родовой принадлежности, но истинная варнашрама-дхарма основана на реальных качествах, развитых человеком независимо от его происхождения. Следовательно, мы не проповедуем систему, принятую сегодня у индусов. Это особенно относится к тем из них, кто находится под влиянием Шанкарачарьи, так как он учил, что Абсолютная Истина безлична, и тем самым косвенно отрицал существование Бога.
У Шанкарачарьи была особая миссия: он явился, чтобы восстановить авторитет Вед после периода влияния буддизма. Двадцать шесть веков назад буддийская религия благодаря покровительству императора Ашоке распространилась практически по всей Индии. Согласно ведической литературе, Будда был воплощением Кришны, наделенным особыми полномочиями и явившимся с особой целью. Его философскую систему, его вероучение приняли повсеместно, но он отвергал авторитет Вед. С распространением буддизма развитие ведической культуры как в самой Индии, так и за ее пределами, приостановилось. Единственной целью Шанкарачарьи было вытеснить философскую систему Будды, поэтому он и ввел систему, называемую майавадой.

Строго говоря, философия майавады - это атеизм, так как он предлагает метод, согласно которому человек только воображает, что Бог есть. Философская система майавады существует с незапамятных времен. Современная индийская религиозная система, то есть практически вся культура Индии, основана на философии майавады Шанкарачарьи, представляющей собой компромисс с философией буддизма. По философии майавады Бога на самом деле нет, или если Бог и есть, то Он безличен и всепроникающ, а потому Его можно представлять себе в любой форме. Такой вывод не согласуется с ведическими писаниями. В них говорится о многих полубогах, которым поклоняются для достижения различных целей, но в любом случае Верховный Господь, Личность Бога, Вишну, признается верховным повелителем. Такова подлинная ведическая культура.
Философия сознания Кришны не отрицает существования Бога и полубогов, философия же майавады отрицает и то и другое. Она утверждает, что не существует ни Бога, ни полубогов. Для майавади в конечном счете все - ничто. Они говорят, что можно вообразить себе любого властителя: Вишну, Дургу, Господа Шиву или бога Солнца, так как это и есть те полубоги, которым, как правило, поклоняются в обществе. Но философия майавады фактически не признает существования кого бы то ни было из них. Майвади говорят, что если человек не может сосредоточить свои мысли на безличном Брахмане, то он может вообразить любую из этих форм. Это новая система, получившая название панчопасана. Ее ввел Шанкарачарйа, но «Бхагавад-гита» не подтверждает ни одной из этих доктрин, и потому они не авторитетны.

«Бхагавад-гита» признает существование полубогов. Полубоги описаны в Ведах, и отрицать их существование невозможно, но не следует представлять их или поклоняться им по методу Шанкарачарьи. В «Бхагавад-гите» отвергается поклонение полубогам. В ней (7.20) ясно говорится:

камаис таис таир хрта-джнанах
прападйанте нйа-деватах
там там нийамам астхайа
пракртйа нийатах свайа

«Те, чей ум извращен материальным желаниями, предаются полубогам и следуют определенным правилам и предписаниям поклонения, соответствующим их собственной природе». Кроме того, в «Бхагавад-гите» (2.44) Господь кришна говорит:

бхогаишварйа-прасактанам
тайапахрта-четасам
вйавасайатмика буддхих
самадхау на видийате

«В умах тех, кто слишком привязан к чувственным наслаждениям и материальному богатству и введен ими в заблуждение, не появляется твердая решимость начать преданное служение». Тех, кто поклоняется различным полубогам, называют хрта-джнанах, что означает «тот, кто лишился рассудка». Далее это объясняется в «Бхагавад-гите» (7.23) так:

антават ту пхалам тешам
тад бхаватй алпа-медхасам
деван дева-йаджо йанти
мад-бхакта йанти мам апи

«Скудоумные люди поклоняются полубогам, но плоды этого поклонения ограниченны и преходящи. Те, кто поклоняется полубогам, отправляются на планеты полубогов, но Мои преданные достигают Моей высшей обители». Вознаграждения, получаемые от полубогов, преходящи, так как любые материальные удобства неизбежно связаны с бренным телом. Какого бы материального комфорта ни достигал человек, либо с помощью современных научных методов, либо по благословению полубогов, как только умирает его тело, им приходит конец. Духовное же развитие продолжается бесконечно.

Харинама в Санкт-Петербурге на День России 2013.06.12. Возле Русского музеяЛюди не должны думать, что мы проповедуем сектантскую религию. Нет. Мы просто учим их любить Бога. Есть много теорий о существовании Бога. Атеист, например, никогда не поверит в Бога. Такие атеисты, как профессор Жак Моно, получивший Нобелевскую премию, заявляют, что все происходит случайно (теория, давным-давно выдвигавшаяся индийским философами-атеистами вроде Чарваки). Другие философии, к примеру карма-мимамса, утверждают, что, если человек добросовестно выполняет свою работу, желаемый результат придет сам собой, и нет никакой необходимости обращаться к Богу. Сторонники таких теорий приводят в доказательство следующий довод: если человек заразился чем-то и принимает лекарство от этой болезни, то он вылечится. На это можно возразить, что даже если человеку дать самое хорошее лекарство, он все равно может умереть. Результаты не всегда предсказуемы. Следовательно, существует высшая власть, дайва-нетрена, высший повелитель. Ведь случается же иногда, что сын богатого и благочестивого человека становится бродягой-хиппи, а человеку, который работал не покладая рук и разбогател, врач говорит: «Теперь вам ничего нельзя есть, кроме ячменного отвара».

Согласно теории карма-мимамсы мир развивается без верховного руководства Бога. Такие философии утверждают, что причиной всего является вожделение (карма-хаитукам). Вожделение влечет мужчину к женщине, случайно возникает половая связь, и женщина беременеет. На самом деле никто не собирался делать женщину беременной, но, согласно естественному ходу вещей, соединение мужчины и женщины дает свои плоды. Атеистическая теория, которая названа в шестнадцатой главе «Бхагавад-гиты» асурической, то есть демонической, утверждает, что на самом деле все происходит по воле случая, и причиной всего является естественное влечение. Эта демоническая теория поддерживает мнение о том, что если человек хочет избежать рождения детей, то он может применять противозачаточные средства.

Однако на самом деле все осуществляется по великому плану - ведическому плану. В ведической литературе есть указания относительно того, как мужчина и женщина должны соединяться, как им следует производить на свет детей и в чем назначение сексуальной жизни. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что секс, дозволенный ведическими правилами и ограничениями, законен и допустим. Случайный же секс недопустим. Если человек случайно поддается половому влечению и появляются дети, то они называются варна-санкарой, нежелательным населением. Так поступают низшие животные; для человека это неприемлемо. Для людей существует план. Мы не может принять теорию, утверждающую, что в человеческой жизни все идет не по плану или что все порождено случаем и материальной необходимостью.

Теория Шанкарачарьи, провозглашающая, что Бога нет, а нужно продолжать свою деятельность, и только ради того, чтобы сохранить в обществе мир и спокойствие, представлять себе Бога в какой-нибудь форме, тоже более или менее основана на идее случайности и необходимости. Но наш метод, который совершенно отличен от этого, основывается на авторитете. Кришна рекомендует именно эту божественную варнашрама-дхарму, а не кастовую систему в ее современном понимании. Эта нынешняя кастовая система порицается теперь и в Индии, и она заслуживает того, потому что деление людей по их происхождению противоречит ведической божественной кастовой системе.

Люди в обществе подразделяются на разряды: одни из них инженеры, другие медики, третьи химики, четвертые торговцы, предприниматели и т.п. Однако принадлежность людей к этим классам должна определяться не их происхождением, а качествами. Ведическая литература не допускает ничего похожего на наследственную кастовую систему, и мы тоже не признаем ее. У нас нет ничего общего с кастовой системой, которую в настоящее время отверг и народ Индии. Напротив, мы предоставляем каждому возможность стать брахманом и достичь высшего статуса жизни.

Из-за того что современному обществу недостает брахманов (духовных наставников) и кшатриев (администраторов), а во всем мире у власти стоят шудры, т.е. рабочие, класс людей физического труда, в обществе так много противоречий. Чтобы смягчить эти противоречия мы и основали движение сознания Кришны. Если действительно будет восстановлен класс брахманов, другие уклады, обеспечивающие благополучие в обществе, появятся сами собой, точно так же, как если мозг в полном порядке, другие части тела - руки, живот и ноги - тоже действуют как следует.

Конечная цель этого движения - научить людей любить Бога. Чайтанья Махапрабху подтверждает заключение, гласящее, что высшее совершенство человеческой жизни - научиться любить Бога. Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой бы то ни было другой религиозной системой. Ни один настоящий христианин не захочет сменить свою веру на индуистскую. Точно так же ни один добропорядочный человек, принадлежащий к индуистской культуре, не проявит готовности поменять свою веру на христианскую. Такие перемены - для тех, у кого нет определенного статуса. Однако все захотят понять философию и науку о Боге и отнестись к этому серьезно. Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию. Мы даем духовную культуру, способную разрешить все проблему жизни, и потому ее принимают во всем мире.

См. также другие материалы на нашем сайте:


Комментарии   
0 # Сергей1 07.09.2015 06:35
Спасибо, очень полезная статья.
Есть опечатки. Слово Кришна в 4 и 5 абзаце с конца напечатано с маленькой буквы.
Харе Кришна!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # admin 14.09.2015 11:22
Цитирую Сергей1:
Спасибо, очень полезная статья.
Есть опечатки. Слово Кришна в 4 и 5 абзаце с конца напечатано с маленькой буквы.
Харе Кришна!

Спасибо большое. Исправили.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий

Яндекс-поиск
vasudeva.ru

Главы "Науки самоосознания"

01. От издательства

02. Предисловие к "Науке Самоосознания" (Мукунда Госвами)

03. Открытие души. Кто вы?.. Тело, ум или нечто высшее? Знаем ли мы, кто мы, или только думаем, что знаем?

04. Что такое сознание Кришны. Эта беседа 1975 года является прекрасным введением в сознание Кришны

05. Определение Бога. Концепция сознания Кришны - неожиданно интимный взгляд на Бога

06. Харе Кришна: религия или наука? Интервью, 1976

07. Истина и красота. Шрила Прабхупада наглядно демонстрирует, что лежит в основе человеческой сексуальности

08. Искусство умирать. "Шримад-Бхагаватам" говорит как одолеть смерть. Статья из журнала «Бэк ту Годхед» 20 апреля 1960 года

09. Исследование души. Ответ Прабхупады на статью об определении точного момента смерти (1972)

10. Кто такой гуру? Что он знает такого, чего не знаем мы? Как он может просветить нас? Лекция Прабхупады (1973)

11. Святые и мошенники. В интервью лондонской «Таймс» Прабхупада объясняет, как можно отличить подлинного духовного наставника от самозванца.

12. Необходимость в духовном учителе. Подношение Прабхупады на Вьяса-Пуджу своего гуру Бхактисиддтанты Сарасвати Тхакура. Бомбей, 1936

13. Бессмертный нектар «Бхагавад-гиты». Пояснения Прабхупады к "Медитациям на Бхагавад-Гиту" Шанкарачарьи

14. Сознание Кришны в свете священных писаний. Переписка Прабхупады с профессором Дж.Ф. Стааль

15. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура?

16. Кришна, Кристос, Христос (Беседа Шрилы Прабхупады с отцом Эммануилом, монахом-бенедиктинцем)

17. Иисус Христос был гуру. В этом эссе Шрила Прабхупада Господа Иисуса Христа сыном Бога, представителем Бога, нашим духовным учителем

18. «Не убий» или «не убивай людей»? Беседа Шрилы Прабхупады с кардиналом Даниэлю

19. В поисках пути к освобождению. Беседа Шрилы Прабхупады с участниками группы "Биттлз"

20. Сверхсознание. Как в наше время можно достичь истинной вершины человеческого сознания (1967)

21. Явление Господа Чайтаньи. Лекция Шрилы Прабхупады опубликованная в "Науке самоосознания"

22. Повторение мантры Харе Кришна. Слова «Харе Кришна» уже вошли в наш обиход, но мало кто знает, что они означают.

23. Сознание Кришны - йога нашего века. Шрила Прабхупада открывает нам некоторые древние тайны подлинной йоги

24. Медитация и внутреннее «я». Интервью Прабхупады дурбанской «Нейтл Меркьюри»

25. Преступность: ее корни и как с ней бороться. Беседа с полицейским (1975)

26. Общество людей или общество животных? Интервью «Бхаван Джорнэл» в августе 1976

27. Два взгляда на альтруизм. Письмо Шрилы Прабхупады о высшей благотворительности

28. Провозглашение нашей зависимости от Бога (Майапур, 1976)

29. Формула мира. Новый подход к антивоенному вопросу

30. Духовный коммунизм. Беседа Шрилы Прабхупады с профессором Котовским в Москве. 1971 год

31. Цель познания. Беседа Шрилы Прабхупады с профессором физики Бенфордом

32. Тесный мирок современной науки. Беседа о современной науке и ученых на утренней прогулке

33. Приезд Шрилы Прабхупады в Америку. Стихи Прабхупады написанные на "Джаладуте".

34. Стройте свое государство на духовной основе. Не подражайте американцам и европейцам, живущим, как кошки и собаки (Лекция Шрилы Прабхупады)

35. Сострадание святых. У каждой религии - свои святые, но все они обладают состраданием.

36. Как защититься от иллюзии. Письмо Шрилы Прабхупады

37. Поиски источника любви и красоты. Беседа Шрилы Прабхупады с поэтом Десмондом О'Грэди

Последние комментарии

  • 14.06.2019 19:02
    Харе Кришна. Сделано: https://vasudeva.ru/components/com_jshopping/files/img_products/full_IMG_9001.JPG ...

    Подробнее...

     
  • 13.06.2019 09:41
    Здравствуйте, А вы не могли бы ещё выложить скриншот с примером того, как бхаджаны в книге организованы ...

    Подробнее...

     
  • 12.06.2019 19:09
    Когда можно будет приобрести вторую часть?

    Подробнее...

     
  • 12.06.2019 05:33
    Джай Прабхупада! Очень доступно и понятно.

    Подробнее...

     
  • 05.06.2019 09:59
    Добрый день! А где можно скачать эту книгу! Спасибо!

    Подробнее...

Случайные фото

Вход на сайт