Featured

Сокровенный смысл Арчаны - Бхакти Вигьяна Госвами

Бхакти Вигьяна Госвами держит в руках мурти Шрилы Прабхупады

Кришна нам дает этот процесс арчаны. И в чем заключается смысл арчаны? В том, чтобы полностью преобразовать свою жизнь. Джива Госвами объясняет тоже это, что арчана нужна. Для кого нужна арчана? Как мы называемся? Для неофитов, правильно. Арчана нужна для неофитов. Кто здесь неофит? Арчана нужна для тех людей, у кого есть еще пороки в сердце. И Джива Госвами говорит, что есть два основных порока, которые вырывает из нашего сердца арчана. Два основных порока, которые не дают нам сосредоточиться полностью на Святом Имени.

В целом арчана не нужна, на самом деле арчана не нужна, арчана не нужна для людей, у которых чистое сердце, которые могут с каждым дыханием повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Им арчана не нужна, но нам нужна арчана, потому что у нас есть два основных порока, которые арчана из сердца вырывает. Кто знает, какие это два порока? Лень да, лень есть. Желание властвовать. У нас много основных пороков, вы правы. Если мы сейчас все основные пороки будем перечислять, то мы до вечера не уйдем отсюда. Но арчана конкретно работает над двумя вещами. Джива Госвами объясняет, что эти две вещи называются кадарья шиланам и викшипта чинтанам.

Кадарья шиланам значит, шиланам — значит характер, кадарья значит — жадный характер. Жадность, что такое жадность? Жадность – это когда я хочу чего? Для себя всего хочу. Много не много, но для себя. И чем больше, тем лучше. Жадность – мы знаем сказку, про старика и золотую рыбку и т.д. Но кадарья шиланам значит – я хочу все для себя. Каким образом арчана избавляет человека от этого порока, от жадности, то желания..? Учит отдавать. Арчана учит все самое лучшее, что у нас есть предлагать кому? Кришне. Человек постепенно, как с ребенком. Все знают, опять же, это очень хороший пример. Как с ребенком, когда человек переключился на это, он начинает думать – что самое лучшее моему ребенку можно купить? Не мне. И точно так же, когда человек завел у себя дома двойню, Шри Шри Гаур Нитай, эта двойня у них появилась и эта двойня, она требует. Это очень требовательные живые существа, поэтому очень опасно их заводить. Правда, есть одно удобное приспособление – занавеска. Поэтому можно заводить, но занавеску нужно хорошую сделать, когда не нужно, мы задергиваем ее. Но арчана заставляет человека думать, и заставляет человека думать о том, что я хочу хорошего сделать для них. Что я могу им принести. Человек идет на базар и уже покупает что-то для них. Постепенно, не сразу. Вначале он покупает что-то для себя и ради проформы предлагает им. Но если заниматься арчаной правильно, потому что таков принцип арчаны, принцип арчаны таков, что я хочу и должен отдавать Кришне самое лучшее. Самое лучшее, все, что у меня есть. Самые лучшие драгоценности.

Как у меня есть один знакомый. У него плохое здоровье, там еще что-то такое, мало энергии, он такой толстый немножко. И он пошел к астрологу. И астролог ему сказал: «Если хочешь свое здоровье поправить, купи себе кольцо с рубином и носи его на каком-то там пальце, потому что Солнце будет на тебя влиять, и у тебя появится много энергии, еще что-то». Он пошел воодушевленный очень в ювелирный магазин, купил себе кольцо с рубином, сделал, заказал красивое кольцо с рубином, уже готов был надеть его себе на палец, как тут перед ним оказался Мадхава Махарадж. И Мадхава Махарадж увидел это кольцо с рубином и закричал: «Аре, дорогой! Какое хорошее кольцо! Дай его моему Канай Балаю. Зачем тебе кольцо? Кольцо Канай Балаю принадлежит!». И тот посмотрел на кольцо, посмотрел на Мадхава Махараджа и сказал – бери.

festival v gornom altae 2011 Канай и Балай
Божества Канай и Балай, которым служит Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами

Арчана, она учит этому. Учит человека тому, что он начинает думать не о себе. Он начинает покупать что-то для Канай Балая, или для Шри Шри Гаура Нитая. И человек даже самое дорогое, даже кольцо, которое должно сделать его дорогим бхактой Сурья-девы, даже кольцо он отдает. Кадарья шиланам — это один результат исправления этого характера человека. Это один результат арчаны. Какой второй результат? Викшипта чинтанам.

Что значит викшипта чинтанам? Беспокойный ум. Беспокойный ум, рассеянный ум, ум, который рассеивается на множество каналов, который все время нас заставляет – то, се, пятое, десятое делать. Арчана заставляет нас сосредоточиться, она позволяет нам тренировать силу своего ума, позволяет все свои мысли, помыслы направлять по отношению к Кришне, и соответственно таким образом человек постепенно-постепенно отдает все Кришне. И, арчана, Бхактисидханта Сарасвати Тхакур Прабхупада объясняет, каким образом постепенно арчана исправляет сердце человека. Потому что, в конце концов арчана, когда человек занимается этим, какой результат арчаны, самый главный, к которому арчана нас должна привести? Когда я полностью очищаю свое сердце в процессе поклонения Божеству, что я должен увидеть? Кришну, Кришну, где я должен увидеть? В сердце, в Божестве, везде.

Бхактисидханта Сарасвати Тхакур Прабхупада объясняет, что таков именно путь и таков механизм арчаны. Что в сердце у Божества находится кто? Нет, может быть преданные, если вам удалось туда войти в это сердце. В сердце у Божества, он говорит, находится антарьяни, или Сверхдуша. В сердце Сверхдуши находится кто? Вайбхав-пракаша — Кришна, который приходит сюда в виде лила-аватар. В сердце лила-аватары находится чатурвьюха. В сердце чатурвьюхи находится изначальный Господь, полностью трансцендентный.

Это пять форм проявления Господа, и они неотличны друг от друга. Но Господь дает нам возможность сейчас, здесь, реально осознать, что Он локамахешварам, что Он повелитель всего, поставив Его у себя дома. И для этого трансцендентный Господь распространяет себя в четыре формы чатурвьюхи, чатурвьюха распространяет себя в вайбхавпракаш, они приходят сюда в виде различных лила-аватар, заставляя нас думать о них, лила-аватары и пуруша-аватары превращаются, в конечном счете, в антарьями или Сверхдушу, а Сверхдуша превращается в арчану. Если человек поклоняется арче, арча-виграхе, Господу в этом образе, то постепенно-постепенно все его служение переносится полностью туда, в духовный мир и выходит из пределов этого материального мира.
И сейчас, слушайте опять очень внимательно, я немножко объясню опять же этот процесс преображения, внутреннего преображения человека в рамках арчаны. И я объясню, дорасскажу историю про Начикетаса и его вопросы, или просьбы, которые он задал Ямараджу. Это как раз то, о чем мы сегодня будем с вами говорить.

Один из основных процессов, вернее предварительных процессов арчаны называется бхута-шудхи. Кто знает, что есть бхута-шудхи? И даже не просто очищение ума. Бхута-шудхи, что значит бхута? Нет, не разум. Природа элементов, да. Очищение своей природы. Можем мы служить Господу в теле, состоящим из земли, воды, экскрементов? Можем? Нет. В каком теле можно служить Богу? Только в чистом духовном теле. Поэтому прежде чем зайти на алтарь, могу я взойти на алтарь в своем материальном теле? Не могу. Должен произойти процесс перемены. Как арчана, или бхаджана-крия, подразумевает дикшу. И Санатана Госвами сравнивает дикшу с чем? С каким процессом? Что должно превратиться? С алхимическим процессом. Алхимия должна произойти. Ртуть должна превратиться в золото. Какая ртуть, в какое золото должна превратиться? Что это за ртуть? У нас тут внутри есть ртуть такая. Ртуть, она все время бегает, прыгает, у нас тоже внутри есть ртуть такая. Сердце. Сердце должно превратиться в золото. В результате этого алхимического процесса.

И соответственно есть эта мантра, которую произнес Господь Чайтанья Махапрабху:

нахам випро на ча нара-патир напи ваишйо на шудро
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах

(Ч.Ч. Мадхья-лила, 13.80).

Когда пуджари восходит на алтарь он должен полностью избавиться от материального самоотождествления. Прежде чем зайти на алтарь, я должен сосредоточиться на этом представлении: я не шудра, я не вайшья, я не женщина, я не мужчина, я не мать, я не отец, я не брахман, я не санньяси, я никто, я гопи бхартур пада-камалайор даса даса даса ану даса ха – я слуга слуги слуги слуги повелителя гопи, мужа, вечного супруга гопи. Я есть именно он.

И в процессе этой медитации, и когда я предлагаю Кришне что-то, я предлагаю именно это, я предлагаю, в сущности Кришне, перед этим я избавляюсь от всех материальных самоотождествлений, я предлагаю всего себя Кришне. И если я медитирую на это, то начинает постепенно, и при этом произношу мантру, то начинает происходить алхимический процесс в моем сердце, сердце начинает преображаться. Сарва-папаих прамучйате, человек избавляется от всех грехов.

Диск 58, л.10, (28.08.04) Одесса, Семинар «Ступени бхакти»

Меню