Мы находимся в особом месте. Надо помолиться Лалите деви и Шри Нарайане Бхатте Госвами, чтобы они дали нам возможность прославить их должным образом. Перед нами находится самадхи Нарайаны Бхатты Госвами, тут, на этой стене написано: Шриман Нарайана Бхатта Госвами те намах – я кланяюсь Нарайане Бхатте Госвами. Во всех традициях объясняется, что места, где захоронены великие святые, обладают особым могуществом. Великие святые по-прежнему находятся здесь. Молитва, обращенная к этим великим святым, не остается без ответа, если она возносится с надлежащей искренностью.
Я расскажу несколько слов о Нарайане Бхатте Госвами и его лилах, потому что только
благодаря ему мы имеем возможность находиться здесь, в Варшана Дхаме, и большинство из святых мест, которые мы посетили до сих пор, были открыты именно им.
Нарайана Бхатта Госвами был младшим современником Шести Госвами Вриндавана и история его удивительна. Он родился в аристократической брахманской семье в Мадхурае. Мадхурай – это Южная Матхура и там в основном живут шакты, но его отец был последователем Мадхавачарьи, вайшнавом. В самом детстве Нарайана Бхатта Госвами освоил всю премудрость священных писаний. Его собственный дядя, Шри Шанкарачарья, учил его Ведам, Пуранам, «Шримад-Бхагаватам». К четырнадцати годам он в совершенстве знал все шастры – ньяю, пува-мимамсу, уттара-мимамсу. В четырнадцать лет Нарайана Бхатта Госвами принял отречение. Как это случилось? Это случилось удивительным образом. Он омывался в реке Годавари. Однажды, ни о чем не подозревая, он пошел, чтобы совершить свое омовение и когда он омывался, вдруг, откуда ни возьмись, он услышал голос и увидел Самого Кришну. Кришна сказал: «Что ты здесь делаешь? Иди во Вриндаван. Хватит тратить время зря! Тебя ждут там и ты должен помочь Мне делать то, что ты должен делать, исполнить свою миссию». И Он же открыл ему его природу. Он сказал, что «ты частичное воплощение Нарады Муни, что ты родился не случайно и что шакти Нарады Муни вошло в тебя для того, чтобы ты совершил очень важное служение, служение всему миру».
Святые места подобны Кришне. Кришна приходит и уходит. Он как солнце – солнце встает само, солнце заходит само, сейчас оно заходит и никто не в силах помешать заходу солнца, точно так же как никто не в силах способствовать или помешать восходу солнца. Святые места подобно Кришне либо появляются, либо исчезают, но они делают это с помощью великих святых. Что Кришна сделал при этом спурти, мимолетном даршане, который Он дал, – Он протянул Нарайане Бхатте Божество, Лалирейаджи, Гопала, и сказал: «Гопал тебе скажет все, что нужно делать». Он прижал Гопала и больше уже не возвращался домой. Он не пошел домой даже за благословениями, чтобы отправиться во Вриндаван. В четырнадцать лет он отправился в свое путешествие во Вриндаван, но путешествие оказалось долгим. Два года он шел из Мадхурая до Вриндавана, потому что Гопал все время думал, что это уже Вриндаван. Стоило Ему прийти в какую-нибудь деревню, Гопал говорил: «Вриндаван! Остаемся здесь!» Тот говорил: «Нет, это еще не Вриндаван!». «Не, не это тоже Вриндаван!’»
Он играл там, разговаривал с Ним, тот кормил Его, они общались, потом Гопал говорил: «Не, это не Вриндаван, я понял, пошли дальше». Они шли дальше, останавливались еще в какую-нибудь деревню и Гопал говорил: «Вриндаван!» «Нет, нет, нет». «Я говорю Вриндаван, значит Вриндаван!»
Он наслаждался лесами, рощами, деревнями, общением с людьми и два года они шли, блуждая по всей Индии, пока наконец не дошли сюда. Когда Нарайане Бхатте Госвами исполнилось шестнадцать лет, он пришел сюда, во Вриндаван и первым делом он пошел к Рупе и Санатане. Первым делом, когда мы приезжаем в святую Дхаму, мы должны искать святых людей. Святая Дхама никогда не ткроется нам без милости и благословений святых людей.
Шрила Рупа Госвами и Шрила Санатана Госвами к тому времени были очень пожилыми людьми, людьми в очень преклонном возрасте. Он упал перед ними в дандавате и сказал: «Я ваш, делайте со мной все, что вы хотите». Он же сказал: «Кришна велел мне открыть места Его лил». Тогда Нарайана Бхатта Госвами получил благословение этих двух великих душ. Они отвели его в храм Мадана Мохана и там Кришнадас Брахмачари, который служил Божеству Мадана Мохана, дал ему посвящение и Нарайана Бхатта Госвами, вместе со своим Божеством, отправился исполнять свою миссию.
Как он делал – это очень важное ключевое слово, которое будет несколько раз повторяться в течение нашего рассказа. Он садился под деревом и глубоко сосредотачивался в медитации, моля Кришну, чтобы Он ракрыл ему лилу, которая происходила здесь. Или он брал «Вараха-пурану», а в ней перечислены все святые места, которые находятся во Вриндаване, во Врадже, множество святых мест, кунд, особых гор. Там перечисленны двенадцать лесов Вриндавана, двенадцать ван, двенадцать упаван, двенадцать тапаван, двенадцать камаван, двенадцать дхармаван, двенадцать сиддхаван, двенадцать камаван. Что у анс там еще есть? Мокшаванов нет. Множество разных мест перечислено в Пуранах и в священных писаниях и Нарайана Бхатта Госвами садился под какое-то дерево, погружался в медитацию и просил свое Божество: «Пожалуйста, веди меня». Он говорил: «Что может быть проще? Пойдем» и они приходили куда-то: «Тут просиходила такая-то лила, это такая-то кунда».
Благодаря этому Нарайана Бхатта Госвами открыл огромное количество мест, раскрыл мантры, которые нужно повторять в этих местах. Все двенадцать ван, все лесов Вриндавана определил Нарайана Бхатта Госвами. Границы Вриндавана, границы Враджа, очертил Нарайана Бхатта Госвами. Двенадцать упаванов, двенадцать сиддхаванов, двенадцать камаванов, дхармаванов, кармаванов, все ваны, все леса он определил. Он нашел Варшану, он нашел это место, Уччха-гаон, место Лалиты-сакхи. Сакхи-гири-парват, Ман-гарх, Вилас-гарх, Гахвар-ван. Мало этого, он нашел Вимала-кунду, в которой мы омывались пару дней тому назад. Он нашел Камешвару Махадева. Камешвар Махадев – это Божество, которое явилось ему. Он нашел Дауджи, Баларама, чей храм мы посетим, если у нас будет время, в двух шагах отсюда он находится. У Говардхана он нашел Манаси-Гангу. То, что мы знаем, что это Манаси-Ганга, мы обязаны ему. Говинда-кунду, Сурья-кунду и множество других святых мест во Вриндаване и множество Божеств, в частности основные Божества Варшаны, Райли-лал. Эти Божества Нарайана Бхатта Госвами нашел с помощью своего Гопала.
Он написал множество книг, бОльшая часть которых утеряна. «Враджа-бхакти-вилас» – самая знаменитая книга из существующих, описывает подробнейшим образом Враджа-мандала-парикраму, каким образом нужно совершать парикраму, какие молитвы нужно возносить, какие мантры нужно произносить, кому нужно молиться и как, для того, чтобы Враджа-мандала-парикрама дала свой плод. Но самое большое произведение, которое подробно описывает все лилы, происходившие в разных местах, к сожалению, утрачено и до сих пор его нет. Может быть, кому-нибудь из вас удастся его найти, кто знает? Священные писания также как и святые места, исчезают и появляются, никогда не исчезают до конца.
Множество удивительных событий произошло в жизни Нарайаны Бхатта, но одно я хотел рассказать, потому что оно связано с местом, находящемся в двух шагах отсюда. На самом деле Учча-гаон – это место его бхаджана, где он, под руководством Лалиты-сакхи, которой по-настоящему принадлежит Вриндаван, и под руководством Баларама в Дауджи-мандире, который он тоже открыл, занимался своим бхаджаном.
Однажды он увидел как местные жители собираются, чтобы совершить омовение в Тривени в Аллахабаде, там, где стекаются три реки. Тут рядом находится Тривени-кунд. Он сказал: «Зачем далеко идти? Тривени-кунд тут». Он рассказал историю, которую в свою очередь поведал ему его Гопал. Он сказал, что когда Кришна созвал все святые места, чтобы они заполнили Радха-кунду, то пришел, естественно, Прайяг Радж, Тиртха Радж, самое святое место из всех. Прайаг Радж гордый, во главе всех святых мест пришел, чтобы заполнить Радха-кунду и Кришна отозвал его в сторону и сказал: «Подожди, подожди, оставайся-ка здесь, у тебя будет служение, ты будешь служить Лалите-сакхе и Моему старшему брату, Балараме». Он велел Прайаг Раджу, Тривени, оставаться здесь, но никто не знал где находится это святое место. Нарайана Бхатта привел тех людей, которые собирались туда, и сказал: «Зачем вы идете туда? Копните тут немножко». Они взяли лопатки, кирки, или я не знаю чем они там копали, чуть-чуть копнули и – пух! Вода пошла.
Этот Тривени-куп находится тут и все в огромном энтусиазме стали брызгаться, поливаться, как примерно эти люди, которые нас поливали. В двух шагах отсюда. Если выглянуть за стенку этого сада, можно увидеть этот Тривени-куп, колодец. В этот момент старый брахман подошел к Нарайане Бхатте и сказал: «Почему ты не пускаешь этих людей в Прайаг? Прайаг – самое святое место». На самом деле сам Прайаг Радж принял форму этого брахмана и бросил вызов Нарайане Бхатте Госвами. Прайаг Радж стал говорить: «Докажи, что есть какие-то святые места, которые более святы, чем Прайаг». Он стал цитировать одну за другой шлоки из священные писаний, которые прославляют Прайаг и которые говорят, что «во всей вселенной нет места более святого, чем Прайаг, что во всей вселенной нет места, которое бы очищало лучше, чем то место, где вместе стекаются Ямуна, Ганга и Сарасвати».
Нарайана Бхатта слушал его, слушал и когда тот замолчал, Нарайана Бхатта стал цитировать священные писания, которые приводят и прославляют Вриндаван. В конце концов он сказал: «Ты прав, нет во вселенной святого места более святого, чем Прайаг. Дело в том, что Вриндаван не находится в этой вселенной. Да, в этой вселенной, которая создана Господом Брахмой и в Брахманде, нет святого места более святого, чем Прайаг, но Вриндаван не принадлежит к этой вселенной. Точно так же как Кришна выше всех остальных, точно так же Вриндаван выше всех остальных мест. Точно так же как все святые места поклоняются Прайагу, Прайаг сам поклоняется Кришне, чтобы очиститься. Он вечно живет здесь». Тогда этот старый брахман сбросил с себя свое обличье и сказал: «Я и есть Прайаг Радж. Я специально хотел услышать от тебя славу Вриндавана. Я пришел к тебе, чтобы ты мне рассказал о том, какое это святое место, чтобы утвердиться в вере, что мне нужно тут находиться, а не там, где я нахожусь изначально».
Это одна из лил, связанных с Нарайаной Бхаттой Госвами. Здесь, около его самадхи, мы можем попросить его, чтобы он помог нам увидеть Дхаму, дал нам глаза, необходимые для того, чтобы настоящая Дхама раскрылась перед нами. Это место самое подходящее для этого, потому что в этом месте жила и живет вечно Лалита-сакхи – она живет также в Явате, но это ее место бхаджана. И Лалита-сакхи – это гуру Шримати Радхарани и иногда Кришны. Не дикша-гуру, но точно шикша-гуру. Лалита-сакхи держит под контролем все, что только можно. Все во Вриндаване боятся Лалиту-сакхи. Но прежде чем мы попытаемся понять эти сокровенные лилы или истины, хотелось несколько слов сказать о том, каким образом все это можно понять. В «Нарадийа-пуране» ест замечательный стих, который мы с вами вместе повторим:
сатйам сатйам пунах сатйам
сатйам эва пунах пунах
вина радха прасадена
мад-прасада на видйатэ
Кришна говорит Нараде. Это очень важный стих. Он в экстазе пытается подчеркнуть насколько важно то, что Он говорит. Сатйам сатйам – истина, правда. Пунах сатйам. Пунах значит снова, опять. Сатйам эва пунах пунах – воистине это истина и я не устану повторять это снова и снова: это истина, истина и нет никакой другой истины. Кришна говорит: «Сейчас Я вам скажу самую главную истину, которую вы должны понять: вина радха прасадена мад-прасада на видйатэ – без милости Радхи невозможно получить Мою милость». В другом месте, в «Тантрах», говорится, что если человек поклоняется Кришне и при этом не вспоминает Радху, то такой гордец становится жестким и черствым и падает. Говорится, что общество такого гордеца надо сейчас же покинуть.
На самом деле, это важнейший секрет, который нам с вами нужно понять. Мы можем понять обладателя энергии только через его энергию. Радха – это ади-шакти Бахагавана. Это изначальная шакти, которая является источником всех остальных шакти: крийа-шакти, гьяна-шакти – все шакти, которые только есть, которым поклоняются люди, шри-шакти… Все они исходят из Нее. Эта шакти приносит бесконечное блаженство Кришне, поэтому Она называется хладини-шакти. Опредление хладини-шакти: йайах хладайатэ хладайати ча са хладини. Хладини – это особая шакти, которой наслаждается сам обладатель ее, которая обладает самонаслаждающейся природой и которая дает наслаждение всем остальным. Любое наслаждение, блаженство, которое испытывает человек, хладайатэ хладайати – приходит от Радхи.
Игра между хладини-шакти и шактиманом, Ади-Бхагаваном, Кришной, лила между обладателем шакти и между самой шакти называется вечной лилой. Кришна очень доволен становится. Получить милость Кришны можно только по милости того, кто Ему дорог. А получить милость того, кто Ему дорог, можно только по милости того, кто ему дорог. А получить милость того, кто дорог тому, кто дорог Кришне, можно только по милости того, кто дорог тому, кто дорог тому. Вы поняли принцип. Чтобы получить милость Кришны, нужно получить милость того, кто Ему дорог, чтобы получить милость того, кто Ему дорог, нужно получить милость того, кто дорог тому, кто Ему дорог и так далее. Таким образом, милость доходит до нас. Тот, кто пытается сразу прямиком идти к Кришне, тот гордец. Почему человек сразу пойдет к Кришне? Только из гордости своей, правильно? «Пустите Маньку к Кришне» (смех). Грудь колесом. Сейчас, конечно, пустят тебя к Кришне. У нас всегда есть желание дойти до самого верха, правильно? Мы всегда хотим оказаться там, на самом верху, чтобы наслаждаться больше, но секрет духого мира заключается в том, что чтобы оказаться ближе к Кришне, мы должны найти того, кто находится от Него на каком-то расстоянии и служить ему. Это служение является самым ценным служением, которое может поменять наше сердце. На самом деле, это секрет обретения милости. Мы служим своему духовному учителю, который служит своему духовному учителю, который служит своему духовному учителю. В конце концов это настроение служения принимается Самой Шримати Радхарани.
Мне задали вопрос, очень важный вопрос после лекции. Я пообещал ответить здесь на этот вопрос. Я говорил, что надо быть естественным, что смирение человека проявляется в том, что он не притворяется. Мне задали очень важный вопрос: «А что же это значит, если я не буду притворяться, то … Как совместить соблюдение этикета и отсутствие притворства?» Потому что соблюдать этикет значит притворяться, правильно? С одной стороны нам говорят: «Соблюдай этикет», а с другой стороны нам говорят: «Не притворяйся». Если я не буду притворяться, я не буду соблюдать этикет. А если я буду соблюдать этикет, я буду притворяться.
Где разорвать этот порочный круг логический? Разорвать его нужно в одном слабом месте, в одном важном месте. На самом деле что нам нужно делать – нам нужно отдавать себе отчета в том, что есть у нас, но одновременно с этим человек должен направлять свою медитацию или свои мысли в нужное русло. Слушайте внимательно, потому что в этом – главный секрет духовной практики. Секрет духовной практики заключается в том, что я должен возвращать свои мысли все время к медитации прежде всего на своего духовного учителя, во всех обстоятельствах. Кришна учит этому, в восьмой главе «Бхагавад-гиты» Он объясняет что значит медитация, каким образом человек должен медитировать. Человек работает со своим сознанием. Кришна говорит в самом начале этой восьмой главы очень важный стих (Б.-г., 8.7):
тасмат сарвешу калешу
мам анусмара йудхйа ча
майй арпита-мано-буддхир
мам эваишйасй асамшайах
Тасмат сарвешу калешу мам анусмара йудхйа ча – помни обо Мне. Смысл духовной практики заключается в том, чтобы заставлять себя помнить о Кришне или о тех, кто служит Ему и в этом памятовании или исходя из этого памятования обретать силу, обретать и счастье и обретать возможность поступать так, как поступают они. Это будет естественно, это будет нашим естеством, потому что в конце концов что такое наше естество? Это то, о чем мы думаем. Это те мысли, которые приходят к нам и духовная практика не заключается в том, чтобы отпустить свои вожжи куда-то непонятно куда, а в том, чтобы стараться помнить о том, о чем нужно помнить.
Кришна это говорит: мам анусмара йудхйа ча. Мам анусмара значит думай обо Мне постоянно, старайся сделать так, чтобы твоя медитация никогда не прерывалась. Это медитация на Кришну или на тех, кто непосредственно связан с Кришной и служит Ему. Эта медитация поможет мне поменять себя изнутри. Это смысл того, зачем мы принимаем Гуру.
Иногда люди говорят, что не нужен живой Гуру, что достаточно медитировать на кого-то, кто был до того. Может быть, может быть для кого-то достаточно. Благодаря современным средствам техническим, мы можем видеть Шрилу Прабхупаду, слышать его, читать о нем, но тем не менее, ничто не может заменить личного общения, потому что оно помогает мне гораздо яснее почувствовать что находится внутри у человека. Когда я учусь, я учусь у своего учителя настроению служения. Это внутренее настроение есть то, чему я должен учиться, оно передается мне через медитацию. Я медитирую на него, я вижу его, я смотрю на тончайшие эмоции, которые отражаются на его лице. Я смотрю на его глаза, я пытаюсь примерить это на себя и таким образом моя медитация постепенно направляется в правильное русло и постепенно моя природа, мое существо, моя бхава меняется. Из бхавы наслаждающегося, того, кто пришел для того, чтобы получать удовольствие здесь, в материальном мире, я приобретаю бхаву слуги и она приносит мне гораздо бОльшее блаженство, чем я испытывал до этого. Потому что настоящее бхакти – хладайати, оно дает наслаждение, оно заставляет нас наслаждаться.
Здесь, в Уччха-гаоне, в месте, где живет шикша-гуру Самой Шримати Радхарани, мы должны учиться этому. Здесь находится храм Дауджи Баларама, изначального духовного учителя. Он не мог находиться там, в Варшане, Он решил поближе к Варшане, устроиться здесь. Поэтому здесь находится Его храм.
Я сейчас расскажу несколько слов про Лалиту-сакхи и потом мы пойдем в ее храм, поклонимся ей и попытаемся медитировать на нее здесь. Потому что Лалита-сакхи обладает одним удивительным свойством и я не скажу вам про это свойство. Не скажу сразу прямо, чуть-чуть попозже я скажу.
Лалита-сакхи … Сейчас мы начнем медитировать на нее. Нам трудно на нее медитировать, потому что мы ее никогда не видели, но, тем не менее, попытка не пытка. В писаниях вайшнавов объясняется дхйана или медитация на Лалиту-сакхи. В «Лалита-аштаке» Шрилы Рупа Госвами описал ее удивительные качества и свойства. Я расскажу сейчас немножко из того, что Шрила Рупа Госвамипад, ближайшая манджари, которая служит Лалите-сакхи, пишет о ней. Каждый куплет, каждая станца «Лалита-аштаки» кончается словами: девим гунаих су-лалита лалитам-намами. Это значит «я кланяюсь, приношу свои поклоны Лалите-сакхи, которая обладает всеми возможными добродетелями». Су-Лалита значит она очень игривая. Девим-гунаих значит, что ее качества не из этого мира, что ее гуны, качества, ее свойства, не принадлежат этому миру. В своей «Лалита-ашатке» Шрила Рупа Госвами описывает эти качества. Он начинает описание качеств Лалиты деви с того, что говорит, что Лалита так предана – слушайте внимательно – божественной чете, Радхе и Кришне, что когда она видит капельку пота на Их стопах … Теперь, стопы … и увидеть там капельку пота – для этого надо быть очень сильно сосредоточенным на стопах. Для этого надо быть целиком, полностью сосредоточенным на служении. Сосредоточенность на стопах значит сосредоточенность на служении. Если она видит хотя бы капельку пота или капельку усталости, она подбегает и стирает ее. Иначе говоря (это символическое описание), если она чувствует своим чутьем, своим сердцем, что что-то нужно Радхе и Кришне, она готова сделать все, она бросается тут же и делает что надо. Капелька пота на Их стопах значит она видит какой-то признак усталости и пытается сделать так, чтобы Они были счастливы.
Он описывает дальше что делает Лалита-сакхи в ее служении Радхе. Он говорит, что у нее очень живые и подвижные глаза, которые похожи на глаза лани. У лани большие, красивые глаза. Видел, да, кто-то? Выпуклые. Если вы попадете во Вриндаван, кто знает, может такая удача выпадет на вашу долю, может быть даже завтра попадете, там есть ашрам, где Бабаджи держит оленей, чтобы медитировать на Шримати Радхарани, потому что у Шримати Радхарани глаза как у лани. Он специально для этого там держит ланей. Если будете обходить вокруг Вриндавана, то там есть этот ашрам, можете подойти, там олени приходят и можете посмотреть им в глаза, чтобы они напомнили вам о Шримати Радхарани. Там говорится, что у Лалиты такие же глаза, как у лани – большие, красивые, выпуклые и чуть-чуть вверх. У лани глаза чуть-чуть вверх. Они очень быстрые, подвижные.
Что она делает? Она украшает Шримати Радхику. Ее служение заключается в том, что она надевает на Нее украшения, она рассматривает Ее, она ставит Ей тилаку, подводит Ей глаза сурьмой и при этом она все время напоминает Ей, иногда она говорит Ей, когда она подводит Ей глаза: «Ты помнишь, однажды Ты выбежала к Кришне с одним глазом подведенным? Ты так торопилась, что не успела подвести второй глаз! Помнишь что Он сделал? Он Сам подвел тебе второй глаз, чтобы Ты была красивой!» Иначе говоря, она служит Шримати Радхарани, напоминая Ей о Кришне. Она ставит тилаку и тогда она произносит особые мантры: «ом камадевайа намах». Она напоминает Ей о Камадеве, о Боге любви, который находится здесь.
Дальше Шрила Рупа Госвами описывает ее внешность, потому что медитация не будет полна без внешности. Мы должны увидеть ее своим внутренним взором. В шастре описано, которая описывает эту дхйану, медитацию на подруг Кришны, там говорится, что Шримати Лалите-деви 14 лет, восемь месяцев и двадцать семь дней. Это ее точный возраст. Цвет кожи у нее как горочана. Кто-то знает что такое горочана? Это в высшей степени ценное аюрведическое средство и очень редкое. Его невозможно … Практически, настоящая горочана на весь даже не золота, а платины. Это особая субстанция, это камни, которые образуются в печени коров и иногда коровы выплевывают эти камни из печени. Это очень редкая вещь. Их нужно находить где-то на пастбищах. Они ярко желто-оранжевого цвета. У Кришны тилака из горочаны, желто-оранжевого цвета. Ярко-ярко оранжевого. Такого цвета другого нет. Горочана как бы излучает свет. Один раз мне довелось видеть эту изначальную горочану, вот такой величины желто-оранжевый камень, очень странный. Один миллионер мне в Лондоне показывал, у него коллекция всяких редкостей, он говорит: «Вот, у меня есть кусочек горочаны настоящей».
Нам объясняют, что цвет кожи у Лалиты желтый с красноватым оттенком, ярко-ярко желтый, как горочана. Одета она в платье, это платье очень важное. Когда мы пришли сюда, мы видели павлинов. Тут живет много павлинов, они не случайно здесь живут, потому что Шримати Радхарани учится у Лалиты-деви, а Лалита-деви учится у павлинов как служить Кришне. Ее сари цвета павлиньих перьев, но не просто павлиньих перьев, цвета павлиньих перьев , когда павлин с огромным счастьем танцует для Кришны. Можете себе представить этот цвет? Когда он распушил свой хвост и он совершенно счастлив и от этого счастья цвет его перьев становится еще более ярким. Представили себе сари, да? У вас тоже красивые сари, но не такие красивые. Сари, которое переливается всеми цветами: зеленое, синее, с лиловым оттенком.
Шрила Рупа Госвами в своей «Лалита-аштаке» говорит, что это цвет ее кожи. У нее красивая, длинная, густая черная коса, огромная, тяжелая коса. Она носит удивительные драгоценности. Но дальше, чтобы медитировать … Чувствуете, да? Уже видите ее, да? Сейчас она придет. Кто знает, вон там есть вход. Если ваша медитация будет достачно интенсивной, она появится прямо перед вами. Дальше Шрила Рупа Госвами описывает ее бхаву, он рассказывает о бхаве Лалиты. Этой бхаве Лалита учит Шримати Радхарани. Ее бхава – особая бхава, ее бхава называется кандита-бхава, а ее природа – это вама-пракарана. Сейчас я вам расскажу что у нее за природа и какая у нее бхава. Кандита-бхава – это настроение особое. Мы попытаемся с вами войти в это настроение здесь. Ну, до какой-то степени. По крайней мере получить тень этого настроения.
Представьте себе, что вы живете здесь, во Вриндаване, и что вы беспредельно преданы Шримати Радхарани и что Ее счастье для вас – это самое большое счастье, которое есть. Вы выходите однажды рано утром и вам навстречу Шьям. Он идет полу-пьяный, идет, шатается и вы видите, что у Него голова красная, грудь измазана кункумой и гирлянда смята. На плечах отпечатались сережки какой-то сакхи. Он утром идет, шатается, глаза у Него абсолютно пьяные и Он поводит этими глазами. Он идет Сам не Свой. Представили, да? Вы видите Его и понимаете где Он был ночью. У вас внутри все закипает. Внутри вы думаете… но при этом вы ни одним мускулом не показываете что вы о Нем думаете. Лицо ваше застывает, вы смотрите на Него и хотите испепелить Его своим взглядом. Это бхава, в которой находится Лалита-сакхи, это ее кандита-бхава. Почувствовали, да? Это ее настроение.
Что она делает? Как она учит Шримати Радхарани? Она Ее учит, она Ее поучает. Она все время Ее говорит: «Ты куда побежала? Не бежи! Сохраняй достоинство! Ты дочь царя! Ты что торопишься? Куда Ты бежишь, вообще? Посмотри на Себя!» Она поправляет Ее сари, она все время заботится о том, чтобы Она вела Себя должным образом. Она учит Ее, она говорит Ей: «Никогда не соглашайся с Ним! Что бы Он ни говорил, всегда говори поперек». Шримати Радхарани ей начинает говорить: «Я не могу! Я не могу! Стоит Мне Его увидеть, Я сразу же забываю о том, что Я сержусь на Него!» Она говорит: «Помни! Помни!» У нас духовная практика, мы должны помнить все время (смех), медитируй. Я Тебя учу. Увидишь Его, все время скажи что-нибудь напоперек. Он одно, а Ты Ему другое». Это ее вама-бхава, ее природа, она учит. Когда Шримати Радхарани накрученная идет, а Лалита-сакхи говорит: «Да, все правильно, молодец».
Когда Шьям приходит и пытается дотронуться до Шримати Радхарани или как-то еще что-то сделать, Лалита-сакхи начинает Его отчитывать: «Ты кто такой? Ты что тут делаешь? Ты что о Себе думаешь?» Она начинает ругать Его. Она начинает говорить Ему, обращаясь к Нему язвительным тоном: «Да, да, мы знаем, Ты самый правдивый, самый правдивый. И самый простосердечный, никогда не лжешь! Никогда! Ты такой верный, вернее Тебя вообще никого нет во всем Врадже нет». Это то, как она обращается к Шьяму. Шьям сдувается. Мы знаем, что здесь, во Врадже, есть две пакши, две группы гопи. Одна дакшина-пакша, а другая вама-пакша, левое крыло и правое крыло. Они все хотят служить Кришне, но они не понимают, они критикуют друг друга. В духовный мире тоже критикуют все друг друга, не волнуйтесь, все в порядке. Ниранджана Махарадж нам это объяснял, он зачитывал письмо Шрилы Прабхупады: «В духовном мире, когда Чандравали смотрит как с Кришной обращается Лалита-сакхи, Чандравали говорит: „Что она делает? Как можно? Он хороший!” А когда Лалита-сакхи видит как Чандравали себя с Ним ведет, она говорит: „Как так можно с Ним себя вести? Ему нельзя давать волю. Нельзя, чтобы Он распускался”». И те, и другие хотят служить Кришне, но у каждого свое понимание. Кришна больше всего любит как Ему служит Радхика, которую научила Лалита.
Что там дальше в «Лалите-аштаке» говорится? Дальше говорится очень важная вещь – то, что Яшода, когда Радхика приходит в Нанда-гаон со Своими подругами, Яшода испытывает к Ней, к Лалите и к Радхике, такую же любовь и дальше бОльшую любовь, чем к Шьяму. Она любит Ее как свою собственную дочь. Там говорится, что Лалита-сакхи – Гуру Радхики и Гуру всего Вриндавана и дальше там говорится самая важная для нас вещь, которую я обещал вам сказать, почему мы сюда пришли. Там говорится, что когда Лалита видит, что у кого-то в сердце появилась хотя бы маленькая искорка желания служить, когда Лалита видит, что у кого-то есть хотя бы слабенькое, маленькое желание хоть чуть-чуть служить Шримати Радхарани, она становится так довольна, что она берет за руку эту дживу, подводит ее к Радхике и говорит: «Прими ее» и Радхика говорит: «Ну конечно, приму». «Она хочет тебе служить».
Мы здесь находимся и наша традиция – это традиция, которая восходит к Лалите-сакхи. Лалита-сакхи учит Кришну и Радху получать блаженство и она же хочет, чтобы мы все так или иначе служили тому же самому блаженству, чтобы мы с вами вошли в эти вечно блаженные лилы.
Множество лил происходит тут, когда они проявляют эти качества. Эта природа Лалиты в том, что когда она говорит, она говорит так, что ей невозможно возражать. Она говорит с такой силой и с такой мощью и с такой даже иногда гордостью … Лалита, на самом деле, самая гордая из всех, ее смирение проявляется в ее максимальной гордости. Не поймите неправильно эти вещи, это высшее проявление смирения, когда Лалита проявляет свою гордость. Иногда Кришна останавливает ее где-нибудь и говорит: «Эй, чего это вы пришли сюда? Собрались тоже тут! Топчете Мой лес! Это Мой лес, Я Враджендра. Враджендра значит царь Враджа. Что вы туту топчете все?» Это Он к вам обращаясь, говорит это. В этот момент Лалита должна выйти вперед и что Лалита ответит так, чтобы Он вообще уже ничего не говорил? Еще раз, когда Лалита начинает говорить, Кришна умолкает. Кто может сказать что-то за Лалиту? (из аудитории: заткнись! смех) Лалита говорит: «Ничего себе царь Враджа! Цветов Ему жалко! Траву мы потоптали? Это кто тут траву топчет? Это чьи коровы тут траву топчат и едят? Мы несколько цветов сорвали и Ему, видите ли, цветов стало жалко! Мы каждый кустик, каждое дерево, каждую травиночку, каждый цветочек своими руками здесь сажаем. Понял?» Кришна говорит: «Понял». Потому что когда Лалита говорит, у Кришны нет аргументов, за ней всегда остается последнее слово.
Лалита учит Радху: «Если этот Шьям придет сюда, не верь Ему, не верь! Он придет, будет опять говорить, знаю, придет рано утром и будет прощения просить. Не принимай! Не верь!» Радха говорит: «Не могу Я! Он скажет что-нибудь, Я сразу верю, у Меня сердце открывается». Лалита говорит: «Нет, не верь!»
Тут происходит много лил, рядом с Сакхи-гири-парватом. Отца Лалиты-сакхи зовут Вишока-гопа, ее мать зовут Шарада-деви. Мы пойдем в храм наверху, где проходят их вечные лилы и где они все время живут. Рядом с Сакхи-гири-парватом… Сакхи-гири-парват – это место, где сакхи катаются с горок, там есть особая шила, по которой они скатываются, на ней отпечаталась накидка Лалиты-деви. Там, на этой горке, вы уже не увидите ничего, потому что уже все, стемнело, а я заболтался тут. Но там есть красные следы от стоп гопи. Гопи красят свои стопы особой красной краской и когда они катались по этой горке, эта краска въелась в камень так, что ее невозможно оттуда отодрать. Пять тысяч лет тому назад она там. Можно увидеть эти красные следы со стоп гопи. Там же камни расплавились, потому что сакхи кормили Кришну на этой парвате, на этой горе. Когда они ставили тарелки с едой для Кришны, они ставили их с такой любовью, что камни плавились и отпечатки этих тарелок до сих пор остались на этой горе. Накидка Лалиты осталась на этой горе.
На этой горе Шримати Радхарани, довольная Лалита, решила ее выдать замуж за Кришну. Однажды они там играли, они качали на качелях, сидели вместе и Шримати Радхарани устроила так, что они сели вместе, а потом сказала Вишакхе: «Зайди вниз и завяжи Его питамбару с ее накидкой». Они тайком тихо сзади связали узлом и Лалита ни о чем не подозревала. Лалите этот Шьям не нужен, Лалита предана Радхе. Радха хочет что-то сделать, она посадила их вместе и Лалита ничего не понимала, она подумала: «Если Она хочет, чтобы мы вместе сидели, конечно, я буду сидеть вместе с Ним, хотя мне не очень-то приятно с Ним сидеть, но если Она так хочет, буду сидеть с Ним». Вдруг в этот момент Ранга-деви стала читать особые мантры, те мантры, которые жрецы читают во время виваха-ягьи. А Тунгавидья стала петь особые свадебные песни. Гопи окружили их и стали забрасывать цветами. Лалита поняла это и попыталась убежать. Она вскочила, и когда она вскочила, она поняла, что она связана со Шьямом, что их одежды связаны. Шьям хотел в другую сторону убежать, потому что Ему тоже не хотелось такую жену (смех).
Там есть этот мандир, особых храм вивахи Лалиты, особое место, где происходила эта виваха, сватьба между Кришной и Лалитой.
Я расскажу еще одну лилу, вы не против? Поздно уже, темно. Эта лила не здесь происходила, она происходила в Нанда-гаоне. Там есть Лалита-кунда и так как она связана с Лалитой-деви, я расскажу ее здесь. Иногда, как правило, ман, напускной гнев Радхики вызывает Кришна. Но однажды Лалита вызвала этот гнев. Это особая лила, сокровенная лила.
Однажды Нарада Муни повадился ходить к Шримати Радхарани. Нарада Муни прознал о том, что Радха – это пара-девата, что Она сарва-канти самой-нипара, что Она изначальная ади-шакти, что все от Нее можно получить. Он стал приходить к Ней, он стал рассказывать Ей про Кришну. Нарада Муни – великий пураника, рассказывает разные истории, и Радхика, открыв рот, слушала. Кришна подошел к Радхике и сказал Ей: «Я Тебя предупреждаю: не водись с ним. Любой, кто начинает водиться с ним, потом проблемы возникают. Он может поссорить кого угодно. Если нужно кого-то поссорить, Нарада Муни тут как тут». Радхика сказала: «Ты что говоришь?! Он святой! Он говорит только замечательные слова. Он играет на вине так, что Я начинаю плакать!». Кришна говорит: «Ты как хочешь, но Я Тебя предупредил. Я Тебе сказал, лучше с ним не водись, ничего хорошего из этого не выйдет».
А Нарада Муни уже затеял особую лилу. Для него уже эта лила в уме возникла. Он однажды пришел к Кришне и стал петь на вине. Он стал так петь, он так пел, он так играл на вине, и слезы потекли у него из глаз ручьями. Он пел и Кришна заслушался. Кришна стал плавиться, сердце Его растопилось. Когда Нарада поет, камни плавятся, реки застывают, все застывает. Кришна после того, как он кончил петь, сказал: «Нарада, что ты хочешь? Я исполню любое твое желание». Нарада улыбнулся и сказал: «Не сейчас. Когда надо будет, я у Тебя попрошу». Нарада дальше пришел сюда. Он увидел, что Лалита делает гирлянду для Кришны. Она связывает один цветок с другим цветком, потом она смотрит на эту гирлянду, смотрит, комкает ее, бросает и начинает делать новую. Она делает снова, чтобы все цветы были замечательными. Она смотрит на нее, гирлянда готова, опять она комкает ее броасет ее в сторону. Нарада подошел и стал говорить: «Tы что? Зачем? Почему ты выбрасываешь эти гирлянды?» Она говорит: «Никак не могу понять какого Он роста. Я делаю и все время мне кажется, что гирлянда то слишком короткая, то гирлянда слишком длинная. Подойдет она – не подойдет?» Нарада говорит: «Что проще? Я знаю где сейчас Кришна, ты сделай свою гирлянду, мы ее на Него примерим и посмотрим – подходит или не подходит». Лалита говорит: «Отличная идея!»
Они вместе пошли к Лалита-кунде, Кришна там сидел и сакхи приготавливали особые качели. У Лалиты-кунды есть качели, на которые качались Кришна и Радха и они готовились к этому. Лалита надела гирлянду на Шьяма, она подошла точь-в-точь. Гирлянда села удивительно. Лалита стала присматриваться, она посмотрела на Шьяма, и говорит: «Да, ничего, нормально, все хорошо».
Тут Нарада сказал: «Помнишь, Шьям, Ты обещал мне исполнить любое мое желание?» Шьям говорит: «Да, конечно». «Я хочу, чтобы Ты сегодня на качелях покачался с Лалитой». Шьям говорит: «Ладно, Я обещал. Лалита, сегодня мы качаемся на качелях!» Лалита говорит: «Ни за что! Никогда!» Шьям взял ее за руку, потащил, усадил на качели, сакхи стали качать, Нарада Муни стал хлопать в ладони, он стал петь. Они качались, Лалита смотрела на Шьяма, Шьям смотрел на Лалиту, а Нарада Муни тем временем побежал к Шримати Радхарани. Из-за кустов он бросился опрометью. Когда он подбежал к Ней, он стал кричать: «Джай Кришна-Лалита! Джай Лалита-Кришна!» Радика стала спрашивать у Него: «Что это ты так сегодня прославляешь Лалиту и Кришну?» «О, Ты не знаешь? Ты одна не знаешь, все остальные уже знают! Там такая лила идет, такая лила! Я думал, что Лалита может украшать только Тебя, но она Шьяма украшает еще лучше, чем Тебя! Когда Шьям смотрит на нее, Он становится такой красивый, она становится еще красивее и на Нем эта гирлянда, которая она специально для Него сделала. Ты знаешь что они делают сейчас?» «Что?» «Они вместе качаются на качелях».
Радхика сказала: «Не может этого быть! Она же Моя лучшая подруга! Я же готовлюсь к тому, чтобы качаться на качелях со Шьямом! Я наряжаюсь!» «Не наряжайся, не надо. У Него уже и так все хорошо. Не для кого наряжаться». «Не верю!» «Не веришь? Пойдем, посмотрим!»
Нарада Муни взял Ее и они они тихо, из-за кустов посмотрели, Радхика увидела это: Шьям качается с Лалитой на качелях! Сакхи качают. Она заплакала, зарыдала, побежала к Себе. Шьям ждет – Радхика не приходит. Лалита ждет – Радхика не приходит. В конце концов Шьям спросил: «Где Нарада Муни?» Нарады Муни нигде не было. Он все понял. Он помчался, стал искать повсюду, в конце концов нашел в одинокой кундже заплаканную Радху. Он подошел к Ней и спросил: «Что Ты плачешь?» «Иди отсюда! У Тебя есть Лалита! Иди к этой Лалите!» «У Меня нет никакой Лалиты! У Меня есть только Ты! Мне нужна только Ты!» «Чего Ты тогда качался с Лалитой?» «Я же Тебе говорил: не связывайся с этим Нарадой Муни! Предупреждал Я Тебя или не предупреждал?» Тогда Шьям рассказал Ей всю эту лилу как Нарада попросил Его исполнить желание и как Лалита улыбнулась и пошла качаться с Ним на качелях. Джай джай Шри Радхеееее-Шьям! Нитай-Гаура Харибол!
Деревня Лалиты-сакхи. Парикрама по Уча-гаону 20.03.2011 г.