Причина уценки: незначительное повреждение корешка (видно на фото)
Автор: Джива-раджа дас. Санкт-Петербург, 2020. Твёрдый переплёт. 496 стр. Тираж: 100 экз.
Тема данной книги – изготовление и установление Божеств. Одно из отличий Божества от идола в том, что Божество делают по строгим правилам, включая обработку и добычу материала, из которого будет изготовлено Божество, соблюдение всех пропорций тела Божества, в том числе таких подробностей, как длина фаланги каждого пальца. Также в отличие от идола, процесс установления Божества - это глубокое внутреннее духовное таинство, когда Господь из сердца пуджари переходит в сердце Божества, которое изготовил скульптор.
Процесс изготовления Божества – целое искусство и наука. По ведической традиции оно (искусство) передавалось из поколения в поколение, из семьи в семью. Знание о том, как это делать правильно, практически отсутствует в открытых источниках. Но благодаря нашей исследовательской работе, вы можете получить на данный момент времени, на русском языке, единственное руководство на эту тему. В этой книге содержатся десятки таблиц с различными пропорциями Божества и размерами различных частей тел Божества. Присутствуют также редкие иллюстрации и схемы, где можно наглядно увидеть то, что приводится в таблицах.
Смысл в таком подробном разборе пропорций в том, что существуют пропорции для человека земного и для божественного существа. Есть мужские и женские пропорции, пропорции детей, животных и т.д. Поэтому красиво сделанное Божество еще не является авторитетным. Оно может быть скопировано просто с обычного человека, что довольно часто происходит, или может быть похоже на куклу. Верховная Личность Господа не будет входить в такую форму, поскольку это не Его Божественные пропорции. В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада приводит описание некоторых особенностей тела Шри Кришны, и при изготовлении Божества нужно их учитывать. Поэтому есть общие пропорции и размеры, и есть специфические, которые относятся к какой-либо аватаре Господа. Например, в книге приводятся пропорции головы льва, лошади и вепря, поскольку Господь приходил как Нрисимха, Хаягрива и Вараха.
Наука о пропорциях на санскрите называется Тала-мана (иконометрия). Помимо этого, для изготовления Божеств нужно знать иконографию, поскольку в иконографии важно, в какой позе находится Божество, что держит в Своих руках, какие жесты показывает свободными руками и т.д. Иконография различных Божеств изложена с 11 по 15 том «Упасана-коши».
Божество называют арча-виграхой, что значит, что это форма для поклонения, которая притягивает наше внимание к Ней. Недостаточно только знать пропорции и иконографию. Для этого нужно быть настоящим художником. Поэтому мы рассматриваем также изготовление Божества как художественное искусство.
Книга опирается на наставления Шрилы Прабхупады по поводу искусства и изготовления Божеств, а также на Шилпа-шастры, Панчаратры и другую ведическую литературу.
И вторая тема книги – это тема установления Божества. Зачем и для чего нужно устанавливать Божество, и как это делается.
Церемония установления может проходить как очень просто, так и очень сложно. Изучив этот вопрос, вы можете принять решение о том, что можно добавить или убавить в вашем конкретном случае установления. Эта церемония включает в себя встречу Божества у скульптора, церемонию открытия глаз, показ благоприятных предметов, церемонию омовения Божества, арати, предложение пира, и самая эзотерическая часть – это перенос Божества из сердца пуджари в Божество. Даже этот, последний процесс описан с большой точностью, так что можно быть уверенным, что Божество установлено наверняка.
Отдельно рассматривается установление флага и чакры на верхушке храма; установление асаны, на которой будет стоять Божество; как проводить грандиозную абхишеку с тысячью сосудами, которая способна предотвратить даже природные катаклизмы и войны.
И в заключение мы будем говорить о реставрации Божества или Его утилизации и замене.
В общем, книга будет интересна всем, кто занимается изготовлением Божества, а также пуджари.
- Вы узнаете концепцию Божества и Его отличие от идола
- Каковы основные принципы изобразительного искусства:
- Правила рисования
- Как рисовать глаза и лицо
- Как изображать тело
- Как рисовать линии и оттенки
- Как отображать настроение в рисунке
- Качества художника
- Качества хорошего рисунка
- Наставления Шрилы Прабхупады художникам
- Изготовление Божеств
- Основные принципы изготовления Божества
- Как соблюдать основные пропорции и делать измерения
- Редчайшая информация - подробные таблицы пропорций всех частей тела Божества, вплоть до размера каждого ногтя и радужки глаза
- Отличительные особенности изготовления Божеств из различных материалов
- Основы установления, виды установления, кого нужно и можно устанавливать
- Все составляющие установления:
- Очищение Божества от процесса изготовления
- Открытие глаз Божества
- Совершение Адхивасы
- Освящение дверей храма
- Подготовка места для установления Божества
- Абхишека во время установления Божества
- Самая сокровенная часть - перенос Божества из сердца пуджари в сердце Божества. Со всеми техническими и медитативными подробностями
- Установление сиденья Божества
- Завершение установления
- Установление чакры и флага
- Ритуал проращивания
- Особое омовение, состоящее из 1000 калашей
- Реставрация, переустановление Божества
- Искупление оскорблений