Почему я против современных школ? Ну, не только я, на самом деле все разумные люди против. Даже в материальном смысле… Можно видеть, как люди носят футболки с надписями «Я был рождён разумным, но потом я получил образование». Это довольно распространённое настроение в западном мире. «Современное образование» — из самой формулировки можно понять, что с ней не так. Потому что образование означает давать знание, но если вы скажете «современное образование», то получается, что оно отличается от того образования, которое было раньше. Это означает, что у него нет постоянной, неизменной основы. А это означает, что это не является знанием.
Я уже много раз приводил этот пример. Когда я учился в школе, нам говорили, что биологическая клетка — это очень простая, как это сказать, форма, и скоро учёные найдут способ производить её в лаборатории. Так что на уроках по биологии я так и отвечал на вопросы об этом. Если бы я так же отвечал… То, за что мне бы раньше засчитали экзамен, теперь я бы за это получил неуд. Потому что сейчас они уже открыли, что клетка гораздо более сложная по строению, чем они думали раньше. Это означает, что это не было знанием, это не было надлежащим образованием вообще. Постскриптум к этому это то, что гораздо позже я узнал, что даже в то время, когда они учили меня этому, учёные уже знали, что клетка гораздо более сложная по строению, чем они думали, но требуется время для того, чтобы обновить курс обучения. Так или иначе, нужно ждать, пока целое поколение учителей и учёных… Потому что они убеждены, что это правда, что клетка очень проста. Придётся ждать, пока они все вымрут.
Шрила Прабхупада говорит [лекция Шрилы Прабхупады на церемонии инициации, в Сан-Франциско, в 1968 году]: «Мы не можем быть безответственными, потому что жизнь наша очень коротка. Мы не знаем, когда придет смерть. Особенно в наши дни. Мы передвигаемся по улице, мы передвигается с помощью самолета, на каждом шагу опасность».
Я только что путешествовал по Хорватии, Боснии и другим частям Европы. Ответная реакция переполняет. Преданные так счастливы видеть ученика Шрилы Прабхупады. Как же велик Шрила Прабхупада, если люди с таким нетерпением ждут встречи с тем, кто видел его!
Лекции, письма, книги Шрилы Прабхупады несут в себе его наставления, но он придавал особое значение своим книгам, поэтому мы должны быть очень внимательными, чтобы не изменять послание его книг. И даже если у нас хорошие намерения, у нас нет права изменять наставления Шрилы Прабхупады. Интерпретация — это тоже своего рода изменение.
Первый фестиваль «Шраванам Киртанам» (в России — ред.) прошел в 1999 году. Некоторые преданные, такие как Санкиртана Гуру прабху, принимали участие в каждом из этих фестивалей. Но в любом случае настанет момент, когда мы не сможем приехать. Каждый из нас не сможет приехать на этот фестиваль. Совершенно очевидно, что каждому из нас придется оставить этот мир. Когда-то этот день придет для вас. Когда-то этот день придет для меня. Нам не нравится об этом слышать, может быть, но такова реальность.
Как правило, считается, что Радха – она царица Вриндавана, а не Кришна царь Вриндавана. Что же случилось? Кришна же должен быть Господином. Что это, духовный феминизм? Радху поставили сверху. Нет, это духовный реализм. Кришна соглашается. Но на этой ступени нет логики. Он просто соглашается. Хотя Он – Верховная Личность Бога. Все Шивы, Брахмы и полубоги, мы с вами – обычные смертные – поклоняемся Ему. Миллионы вселенных поклоняются Ему. Когда Он рядом с Радхой – Он полностью теряет голову, Он забывает о своем положении и становится покорным перед ее любовью. Он просто забывает обо всем, Он забывает о себе. Такова сила Ее любви. И не нужно думать, что Она пытается Им управлять, доминировать. Это просто так. Она не может отключить Ее любовь. Это вне Ее власти. Ее любовь лишь возрастает. Это не совсем феминизм, нельзя сказать, что там Радха доминирует, хотя Он по Своему конституциональному положению является господином и доминирующим. Но в практических отношениях – Она доминирует. Это не феминизм, это трансцендентный реализм. И это в высших играх Кришны.

