Однажды гопи подошли к Господу Кришне:
— Мы хотим переправиться на другую сторону Ямуны. Можешь ли Ты нам помочь?
Кришна спросил:
— А почему вы хотите туда пойти?
Однажды гопи подошли к Господу Кришне:
— Мы хотим переправиться на другую сторону Ямуны. Можешь ли Ты нам помочь?
Кришна спросил:
— А почему вы хотите туда пойти?
В этой статье я хотел бы описать один феномен, касающийся широко известного эпизода, который слышал каждый, кто хотя бы несколько раз в своей жизни посещал лекции на Рама-навами. Несмотря на свою широкую известность, он не упомянут ни в одном из авторитетных изложений Рамаяны и не подтвержден и даже не упомянут ни одним авторитетным ачарьей. Речь идет о том, как Шабари кормила Господа Рамачандру оскверненными лесными ягодами.
Несколько лет тому назад, в 2012 году, меня попросили дать лекцию на Рама-навами. Готовясь к ней, я прослушал пару лекций и также использовал один полезный веб-сайт, где выложена вся Рамаяна с оригинальными шлоками на санскрите, пословным и литературным переводом и небольшими объяснениями на английском. Как в прослушанных мною лекциях, так и в этой он-лайн Рамаяне упоминалось то, что Шабари кормила Господа Раму ягодами, которые она до этого попробовала, чтобы проверить их на вкус (и, соответственно, предложить Раме только самые вкусные и сладкие из них).
Сын Рохини, поскольку Он будет перенесен из лона Деваки в лоно Рохини, прославится под именем Санкаршана. Его будут звать Рамой за Его способность радовать всех обитателей Гокулы и Балабхадрой за Его огромную физическую силу. (Шримад-Бхагаватам 10.2.13)
Бала в переводе с санскрита означает «сила». Господь Баларама олицетворяет силу, с помощью которой можно приблизиться к Кришне. Это не физическая сила, и не сила ума. Говорится, что до духовного мира невозможно добраться, даже передвигаясь со скоростью мысли. Так какая же материальная сила может помочь в этом? Духовная сила, которую дает Господь Баларама, - это желание служить Богу, и вкус к этому служению. По сути, духовная радость (рама) – это та единственная сила (бала), которая может вдохновить нас отказаться от так называемых наслаждений материального мира.
Радость духовной жизни – в служении. В материальном мире служение кому бы то ни было не считается престижным по определению. Наоборот, каждый стремится оказаться «на вершине», чтобы никому не подчиняться. Но в духовном мире служение – высший принцип, то, что доставляет наибольшее наслаждение. Господь Баларама показывает пример этого. В шастрах говорится, что Баларама отличается от Кришны только цветом тела. Кришна – цвета грозовой тучи (шьяма), а Баларама – цвета хрусталя. Во всем остальном Они равны.
Помощник при восхождении к Абсолюту — сад-гуру (истинный учитель). Он — и опора и путь для ищущей души. Он осознал Истину, он живет в мире Истины и может привести к Истине. Он самый близкий друг для дживы. Он не Бог, но равен Богу, поскольку может дать Бога тому, кто Его ищет.
Шива — такой сад-гуру. Вот что он говорит сам о себе («Шримад-Бхагаватам», 4.3.23):
саттвам вишуддхам васу дева-шабдитам / йат йите татра пу-ман апавритах — «Пребывая в чистом сознании, я всегда вижу перед собой Господа Васудеву (Шри Кришну)».
Шива ни на одно мгновенье не теряет из виду Верховную Личность Бога, его ум всецело погружен в мысли о Боге (пуруша-буддхи-сакшинам, ШБ, 4.3.21), его взор всегда направлен внутрь себя; он — маха-бхагавата-вайшнава (махатма самого высшего уровня), ибо везде и всегда видит своего обожаемого Господа, а не материальные тела и формы.
Господь Нитьянанда обладает абсолютным могуществом одарить всякого любовью к Богу. Никому не раскрывая Себя, Он терпеливо ожидал момента, чтобы исполнить волю Шри Чайтаньи Махапрабху и щедро раздать каждому эту бесценную любовь. Спутники Господа Чайтаньи не хотели действовать независимо от желаний Господа и не забывали о своем смиренном положении Его слуг. Господь Вишну, Господь Брахма и Господь Шива исполняют волю Господа Чайтаньи, поддерживая, создавая и разрушая Вселенную. Тем не менее всегда есть несчастные безбожники, не желающие согласиться с законами Бога. Но Господь Нитьянанда сумел и над ними одержать верх: всю Вселенную Он затопил божественной любовью.
Господь Нитьянанда самый близкий спутник Господа Чайтаньи. Его язык — обитель славы Господа и потому непрестанно повествует о возвышенных играх Шри Гаурасундары. Поклоняясь Господу Нитьянанде, можно достичь полной преданности лотосным стопам Господа Чайтаньи, Его игры сами проявятся в сердце. А по милости Гаурачандры можно обрести привязанность к Господу Нитьянанде, и сразу все помехи и неудачи в жизни будут вырваны с корнем.
Без милости Нитьянанды Прабху невозможно понять Господа Чайтанью или приблизиться к Нему. Нитьянанда — изначальный гуру Вселенной, посредник между Махапрабху и Его преданными. В духовном мире в Нитьянанде выражена категория гуру-таттвы, Он — олицетворение гуру.
Нитьянанда Прабху неотличен от Господа Баларамы, это распространяющийся, всепроникающий аспект Бога, Его действующий принцип. Он вечно проявлен и в духовном, и материальном мирах, а также во всех играх Верховного Господа. Точно так же как Баларама — это «второе тело» Господа Кришны, Нитьянанда Рама — второе тело Господа Чайтаньи. Все остальные формы и воплощения исходят из этого второго тела Господа. Нитьянанда — это изначальный Господь Санкаршана, Ади-пуруша, Чатурвьюха, Каранадакашаи Вишну, Гарбходакашаи Вишну, Кширодакашаи Вишну, Лакшман. Он пронизывает Паравьому, Вайкунтхи и Кришна-локу — весь духовный мир! Как Шеша Он становится зонтом Господа, Его туфлями, ложем, подушкой, одеждами, брахманским шнуром, троном и проч. Господь Нитьянанда — изначальный Господь Санкаршана — всегда поддерживает Верховную Личность Бога, хотя сам Он не нуждается в поддержке. Таким образом, Нитьянанда Своими непостижимыми возможностями дает осуществиться играм Господа. Его вечная роль «Слуги Бога» — неотъемлемая часть божественного бытия.
Нрисимха-аватар. Воплощение полульва-получеловека.
СТИВЕН ДЖ. РОУЗЕН (Сатьяраджа дас)
Нарисимха - Воплощение Господа Кришны (Вишну), который убил демона Хираньйакашипу,чтобы освободить Своего чистого преданного, Прахладу.
Он ( Личность Бога) воплотился в облике Нрисимхадевы, чтобы рассеять великий страх, обуявший полубогов. Он убиля царя демонов Хиранйакашипу, который с булавой в руках напал на Господа. Гневно вращая бровями, Господь раскрыл пасть, оскалив страшные зубы, положил демона к Себе на колени и пронзил его Своими когтями».
История Хиранйакашипу и его великого сына-преданного, Прахлады рассказана в седьмой песни «Шримад-Бхагаватам»
За великие аскезы, которые совершал Хиранйакашипу, чем привел в беспокойство полубогов, которые изнывали от нестерпимого жара, вызванного аскезой Хиранйакашипу, Господь Брахма удовлетворил просьбу демона стать бессмертным, чтобы ни человек, ни полубог, никто другой ни в небе, ни в воздухе, ни в воде не смог убить его никаким видом оружия.. Господь однако принял облик получеловека-полульва, что не могло придти даже в голову Хиранйакашипу. Так Господь убил демона, не нарушив обещания Брахмаджи. Демон был убит у Господа на коленях. Нрисимха пронзил его Своими когтями, не относившимся ни к одному из известных видов оружия, которые мог представить себе демон.
В преддверии замечательного праздника - Гаура-Пурнимы расскажем о Господе Шри Чайтанье Махапрабху.
В Бхагавад-гите говорится, что Бог воплощается на земле с двумя целями: освободить праведников и уничтожить злодеев. Но в Кали-югу, наш век раздоров и лицемерия, злодеями, по крайней мере с точки зрения строгих ведических принципов, являются все без исключения.
"В этот железный век ссор и лицемерия все рождаются шудрами - людьми, интересующимися только материальными чувственными наслаждениями".
Поэтому, если бы Бог захотел исполнить Свою миссию обычным образом, Ему пришлось бы уничтожить почти все человечество. Вот почему в этот век Господь никого не убивает, но спасает Своей беспричинной милостью. У Господа множество энергий, и все энергии управляются Его высшей энергией Божественной Воли (иччха-шакти). Однако в этом воплощении Его энергия милости вырвалась из-под власти энергии воли, поэтому только это воплощение Господа без ограничений раздает высший дар Господа - чистую экстатическую любовь к Нему.
Воплощение Кришны в нашу эпоху - Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. О Его жизни и учении написано множество книг, в том числе есть переводы на русский язык. Ниже мы приводим несколько самых важных эпизодов Его жизни, а также вкратце рассказываем о его учении.
Кришна Мангала дас: В книге «Святые ИСККОН» в главе о Хладини д.д. есть отрывок ее последнего письма Ямуне деви. Они были подругами. Какое-то время после ухода Шрилы Прабхупады Ямуна жила в Нью-Вриндаване и они подружились.
Вдохновленный интересом преданных к Хладини, я перевел полностью ее письмо. На русском публикуется впервые. Наполненное духом самоотверженной преданности, ее письмо помогает нам понять внутреннее настроение и раскрывает секреты успеха в духовной жизни этой возвышенной святой.
- Я слышал, что Вы являлись участницей группы преданных, которые контрабандой провозили в СССР книги Шрилы Прабхупады. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом?
- Да, я участвовала в этой «русской программе». Я присоединилась к ней где-то в 1983 году, хотя она началась гораздо раньше. Шрила Прабхупада сам начал проповедь в Москве, и после его ухода ученики продолжили его миссию в России. Они секретно проповедовали там до тех пор, пока КГБ не заносил их в «чёрный список». После этого они уже не могли легально находиться в стране, и проповедь временно останавливалась.
Все новые и новые преданные брали на себя миссию проповеди в коммунистических странах. В КГБ был создан специальный отдел, чтобы ловить и сажать местных преданных в тюрьмы и психушки. Они пичкали их наркотиками, как больных, чтобы излечить от их убеждений. Это — типичное демоническое настроение: если кто-то думает по-другому, его необходимо лечить.
Разные аспекты поклонения Шри Мурти Господа нашего и Туласи-деви...
Вопросы и ответы по самым главным вопросам науки бхакти.
ИСККОН в Питере, Кришнаиты в СПб, питерские вайшнавы.