Между отречением и проповедью можно смело поставить знак равенства. Мы рассматриваем их как одно целое. В этом мире нельзя искусственно отречься от чего-либо, поскольку внутри остаются привязанности и желания. В «Бхагавад-гите» говорится, что, если человек медитирует на объекты своих привязанностей, его отречение становится фальшивым и он характеризуется как обманщик. Но когда он развивает духовные привязанности – это называется истинным отречением.
Проповедь – это деятельность, в которой не должно быть разницы между тем, как человек думает, говорит и поступает. Мысли и желания направленные на проповедь, развивают в нас привязанность к духовной деятельности, а в конечном итоге, к Кришне.
После приезда в наш город санкиртанщиков и мне припомнился один случай, произошедший со мной при распространении трансцендентных книг Прабхупады.
Дело было летом лет восемь назад... Около ЖД вокзала. Распространялось хорошо, но я уже немного устал и "попал в яму" - т.е. ум потерял свежесть, брать стали меньше, и я почувствовал, что мне нужна встряска-разгрузка. Уже потом я научился не попадать "в яму" (это мой термин )) ), молясь Духовному Учителю и Прабхупаде.
Первая Международная книжная выставка-ярмарка в Москве состоялась в сентябре 1977 года и длилась девять дней.
Книжные выставки-ярмарки бывали в Советском Союзе и раньше (в 1967, 1970, 1975 гг.), однако проводились они только время от времени, став регулярными лишь с 1977 года. В Хельсинкском соглашении от 1 августа 1975 года1 было высказано пожелание, чтобы страны капиталистического и социалистического лагерей двигались навстречу друг другу, и одним из путей такого сближения как раз и должны были стать международные книжные выставки.
Шрила Прабхупада всегда указывал, что ученик всегда должен чувствовать себя в долгу перед своим духовным учителем, поэтому он должен с энтузиазмом всегда стараться проповедовать. И Шрила Прабхупада был тому величайший пример. Таким образом ученик должен стараться вернуть долг своему духовному учителю. Не только духовному учителю, а всем духовным учителям, которые нам передают духовное знание. В этом заключается наш долг учеников: постараться вернуть духовным учителям этот долг в форме того, что мы дальше распространяем это знание.
И это затем принимаем различные формы: преданные распространяют книги, ходят на харинамы, раздают визитки. Преданные вешают плакаты с приглашениями на программу, устраивают замечательным образом воскресные программы. Устраивают разные фестивали, ратха-ятры, большие фестивали в городе. Для того чтобы делать это знание доступным. Они не удерживают его для себя.
Я придумал этот термин в Венгрии специально для приближающегося Рождественского марафона Прабхупады. Этим термином я обозначил преданных, которые в давние времена провели годы на санкиртане и стали по-настоящему искусными. В этом году в Будапеште и Нью Враджа-дхаме мы планируем грандиозный марафон – хотим удвоить свои результаты. Но это не удастся, если участвовать будут только те, кто живет в храме и на ферме – потому что таких немного. Однако есть много старших опытных преданных – особенно, живущих в окрестностях Будапешта – которых я и назвал ржавыми танками, т.к. они хоть и представляют собой грозное оружие, немного заржавели. Достаточно счистить ржавчину, и они, распространяя книги Прабхупады, смогут нанести серьезный урон армии Майя-деви и ее планам.
Планируя грандиозный марафон, мы провели уже 3 собрания санкиртанщиков. Преданные выстраиваются в боевые порядки, некоторые перебираются на марафон в будапештский храм. Работающие берут отпуска – либо на весь марафон, либо на его часть. Наверняка это будет что-то особенное.
На днях выезжали в город на Нитйананда-трайодаши. Наконец-то получил доступ к скоростному интернету. Ой сколько мусора! Новостная лента пестрит всякими картинками "передовых проповедников" с кучей аудиозаписей под картинкой. Названия интригуют. Что-то про божественную природу женщины, поиск партнера (для женщин), про женственность, про решение межвозрастных конфликтов ну и т.д. и т.п - успех, семейное счастье... Читают лекции естественно мужчины, проповедуют, значит, женщинам. Включаю запись вначале, в середине и в конце на несколько минут, чтобы понять вступление кульминацию и заключение. Ну прямо скажем, структура подачи материала прослеживается слабо, ну и бог с ней со структурой, но вот отсутствие намёка на сознание Кришны режет слух и сушит сердце. Диагноз: это не может слушать преданный Кришны - это ПРАДЖАЛПА, или грамйа-катха, что в общем одно и то же.
Шри Чайтанйа Махапрабху сказал: гра̄мйа-катха̄ на̄ ш́унибе, гра̄мйа-ва̄рта̄ на̄ кахибе бха̄ла на̄ кха̄ибе а̄ра бха̄ла на̄ парибе. ама̄нӣ ма̄нада хан̃а̄ кр̣ш̣н̣а-на̣ма сада̄ ла’бе врадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а-сева̄ ма̄насе карибе («Чаитанйа-чарита̄мр̣та»: Антья-лила, 6.236-237). “Не разговаривай подобно обычным (мирским) людям, или не слушай что они говорят. Не ешь очень вкусной пищи и не носи роскошной одежды. Никогда не ожидай к себе почтения, но выражай его окружающим. Всегда воспевай имя Господа Кришны и в своём уме служи Радхе и Кришне во Вриндаване".
Харе Кришна, дорогие преданные. Мы продолжаем участвовать в миссии по распространению славы святого имени, санкиртане. В частности, готовимся к марафону Шрилы Прабхупады, который начнется с конца ноября по всему миру (это время, когда преданные прикладывают дополнительные усилия в своей духовной жизни, направленные на увеличение проповеди, в частности, распространении книг А.Ч. Бхактиведанты Шрилы Прабхупады). Мы хотим создать условия, чтобы как можно больше преданных могло поучаствовать в этом удивительном служении.