После ежегодного празднования Гаура Пурнимы и обхода Шри Навадвипа-дхамы в 1933 году, Шрила Сарасвати Тхакур решил распространить свою проповедь сознания Кришны в Европу, как этого желали Шри Чайтанья Махапрабху и Шрила Бхактивинода Тхакур. К пущему его вдохновению, День явления Господа Чайтаньи был ознаменован выходом в свет большой, прекрасно изданной книги на английском языке под названием «Шри Кришна Чайтанья», написанной его учеником, профессором Саньялом.
18 марта, на специально устроенной встрече в Мадрасе, Шрила Сарасвати Тхакур напутствовал трех своих учеников, из которых двое были санньяси. Этими тремя учениками, которым предстояло отправиться в Европу по поручению своего Гуру Махараджи, были Шрипада Бхакти Прадип Тиртха Махараджа, ученик Бхактивиноды Тхакура, принявший санньясу от Шрилы Сарасвати Тхакура, Шрипада Бхакти Хридай Бон Махараджа и Шри Самбидананда Прабху. Наставления, которые он дал им, представляют собой блестящий очерк настроения и поведения проповедника, находящегося в иных землях. Читая его, мы не можем не думать о том, как совершенно точно соответствует Шрила Прабхупада этому описанию идеального проповедника. Беседа эта, озаглавленная «L’Envoi» (что значит «тот, кто отправляется во исполнение миссии, посланец»), была позднее опубликована как очерк в собрании англоязычных работ Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура:
«Пришел счастливый день, когда нам предстоит распространить миссию нашего Великого Учителя (Шри Чайтаньи Махапрабху) в далеких уголках земли. Духовное служение, которому мы себя посвятили, вышло из стадии бутона и полностью раскрылось, словно цветок, аромат которого мы должны нести за моря с той же готовностью, с какой Шри Хануман перепрыгнул бескрайний океан, неся послание от Шри Рамы. Такое распространение духовного дара Шри Чайтаньи Махапрабху в зарубежных странах — есть наше скромное приношение Его Стопам...
Слова наставлений Шри Гаурасундары — воистину Его прекрасное тело; проповедники, несущие Его Слово через века — второстепенные части Его тела; учение Шри Гаурасундары — Его могучее оружие; Милость Самого Шри Хари, воздвигнутая в Слове Шри Чайтаньи — Его вечный спутник. Поэтому ради того, чтобы Шри Гаурасундара, Господь Гаудия-вайшнавов был представлен чужестранцам в истинном свете, я обращаюсь с этими словами к проповедникам, которым предстоит отправиться в страны, находящиеся за пределами Индии.
[Это было очень революционно. По традиции, санньяси никогда не путешествовали за океан и не пользовались никаким удобным транспортом, так как для истинно отрешенного это считалось одним из видов чувственного удовольствия. Однако, в данном случае речь шла о том, чтобы передать послание Махапрабху страдающему миру ради его спасения.]
В основе Учения, которым удостоил нас Верховный Учитель всех Учителей, мы находим следующие великие заповеди (Маха-вакья). «Святые Имена Господа Хари следует повторять: 1) будучи неизмеримо смиреннее травинки, 2) будучи терпеливым как дерево, 3) не ища почестей для себя и 4) оказывая должное почтение всем живым существам. Это высшая, естественная функция чистых индивидуальных душ (джив)». Лотосы стоп моего Шри Гурудевы сделали меня его слугой, поскольку он проявил себя как живое воплощение этих четырех великих заповедей. Мои друзья смогут привлечь все души мира к лотосам стоп Истинной Правды посредством того же безотказного метода.
[Обратите внимание, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати проявляет здесь свою собственную скромность, говоря об учениках, как о «своих друзьях».]
Жемчужина ордена санньяси, носящих тройной жезл, Шрила Прабодхананда Сарасвати Госвами учил этому тех, кто принял тройной жезл отречения, следующими словами: «Я обращаюсь к вам, зажав в зубах соломинку, припадая к вашим стопам и вознося самые смиренные мольбы. О вы, добрые души, отбросьте все и отдайтесь любви к Стопам Шри Чайтаньи, Который столь изумительно Прекрасен». Следуя по стопам предшествующих преданных, я предлагаю им свое почтение, чтобы продолжать проповедовать так же, как они.
Шри Кришна Чайтанья Дева — Верховный Учитель всех учителей этого мира, идеальный, обладающий
величайшим разумом. Нашим единственным долгом должно стать постоянное повторение Его слов об очищении зеркала сердца, о котором Он говорит в Своих восьми молитвах (Шикшаштаке). Мы — всего лишь носители Божественного Слова. Мы всегда, при любых обстоятельствах готовы не колеблясь предложить любому человеку в мире всяческое почтение и услуги. Мы должны умолять всех даровать нам способность служить Кришне. В этом мире мы встретим множество людей, бесконечно разнообразных по характеру, расположенных к служению Кришне либо враждебных ему. Но нам нельзя допускать, чтобы ослабело любовное преданное служение Господу нашего сердца и мы должны предлагать всем должное почтение.
Когда мы будем подходить к разным людям со своим коробом рассказов о Хари, у нас будет возможность увидеть и услышать куда как много интересного, найти и извлечь большую пользу из своего опыта. Да не забудем мы никогда о том, что лотосостопный Шри Гуру покровительствует всем живым существам этого мира, помогающим расширению Его служения. Да будем мы всегда помнить, что они совершенны лишь тогда, когда готовы со всей ревностью ожидать пылинки со стоп-лотосов моего Шри Гуру, а иначе они — просто мираж, созданный энергией заблуждения для нашей гибели. Я хочу напомнить тем моим друзьям, которые отправляются на Запад проповедовать учение Шри Чайтаньи, две заповеди моего Учителя Шри Рупы: «Постоянное усилие человека достичь своей цели, оставаясь при этом свободным от влечения к миру и сохраняя хорошее отношение ко всем живым существам этого мира и должное уважение к каждому, называется отрешенностью истинного вида. 2) Отречение от стремящихся к освобождению, от имеющих влечение к Хари, учитывающее только их мирскую природу, называется отрешенностью, в которой мало проку».
[Здесь Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур показывает, как избежать соблазна проявлять интерес только к тем, кто обнаруживает склонность к служению стопам-лотосам Шри Гуру, и как практиковать юкта-вайрагью, а не пхальгу-вайрагью.]
Оказывая всем подобающее почтение, я прошу моих друзей следовать в своей проповеди идеалу Шри Санатаны Госвами Прабху, выраженному одним из афоризмов Веданты: «Божественный звук кладет конец мирским рождениям, конец повторяющимся рождениям приносит этот звук», подразумевая часть результата, которого предстоит достичь и который упоминается в таких шлоках как «Слава блаженству Имени Мурари...»
Народы, к которым вы идете, чтобы проповедовать пение и повторение Святого Имени Хари, поднялись на
высочайший уровень искусства во всех делах этого мира. Они опытны в суждениях разума и обладают хорошими манерами, поэтому мы твердо надеемся на то, что когда мы раскроем перед ними врата естественной и непреходящей аргументации и прочных заключений, они на деле докажут свою способность достойно принять Божественный Голос. Лишь только мы, опираясь на собственную терпимость, откроем свой сундучок, наполненный подлинными историями о Хари, как сердца этих народов, одаренных живым умом, непременно вознаградят нас гирляндой доброжелательности.
Предпринимая эту проповедь, мы не соперничаем и не враждуем ни с кем. Следует всегда держать это в уме. Нам нужно стучаться в двери каждого ищущего Истину, неся на голове Истинную Правду, которую мы намерены предложить людям. Не пристало нам ликовать от похвалы или горевать от хулы окружающих. Мы должны быть постоянно сосредоточены на своей обязанности все более и более радовать своего Учителя, служа Ему с полной искренностью.
Мы не должны смотреть на мир, пригибаясь под тяжестью ума, обремененного чувством неполноценности или собственной исключительности, бедностью или богатством, бахвальством мирского образования, чинами и т.д. Все это — забвение нашей истиной самости. Любой мирянин на самом деле превосходит нас во всех областях жизни этого мира. Это не то, чего мы можем жаждать. Мы просто нищие, принявшие тройной посох отречения и посвятившие себя воспеванию Учения Шри Чайтаньи. У нас нет иной, нет более желанной цели, чем возвышенное Наслаждение служением Шри Хари-Гуру-вайшнавам.
Мы не мастера, но лишь орудия. Надо всегда помнить об этом. Бхикшу, носящие тройной жезл—это живые мриданги Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы должны постоянно услаждать своей музыкой стопы-лотосы Шри Гуру. Нам следует исполнять предназначение странствующего проповедника (пари-враджака), высоко неся победоносное знамя Приказов Божественного Шри Гаурасундары, неизменно повинуясь Шри Гуру и вайшнавам, не отводя глаз от путеводной звезды услышанного нами Нездешнего Голоса. Мы всегда должны помнить, что получили посвящение в обеты странствующих проповедников с единственной целью — возвещать Сердечное Желание Шри Гуру и Гауранги. Если мы постоянно вдохновлены своим долгом—говорить об Истине под руководством Шри Гуру— никакие стремления кроме стремления путешествовать, никакие скрытые желания, кроме желания повторять и петь Хари-наму, никогда не поразят страхом наши сердца.
Обетованное служение Имени, Духовной Обители и Желанию Шри Гаурасундары - наше единственное вечное дело. Мы — Бхикшу с тройным посохом. Сбор самой ничтожной милостыни — пусть даже собранное не больше взятка пчелы — единственное средство нашего служения проявлению Проявленной Божественной Формы Шри Чайтанья Матха во всем мире. Мы не наслаждающиеся, и не отвергаем существ, живущих в этом мире. Мы осознали как свою высшую цель желание с благоговением нести обувь представителей ордена Парамахамс.
Наша единственная обязанность — возвестить всем, что полное предание себя Запредельной Абсолютной Истине есть безусловно высшая форма свободы, бесконечно превосходящая частично независимое господство над искаженным отражением бытия в образе этого материального мира. Смиренно зажав в зубах соломинку, мы высоко понесем знамя этой истинной свободы всем людям. Нам следует постоянно петь и повторять живительное Имя Шри Хари, приняв как основополагающий просветительский принцип то, что высший путь — это путь повиновения, подтверждаемый Шри Рупой, который призывает нас лелеять непоколебимую веру в то, что Бог всегда защитит нас».
[Какая вдохновляющая речь! Представьте себе эту сцену, величественно-романтический духовный облик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, главнокомандующего вайшнавов, призывающего своих людей нести божественный Звук в Сердце Тьмы, в Западный мир, напоминающего им, что их долг—служить Учителю с «совершенной искренностью», что они не делатели, а всего лишь орудия, «живые мриданги» Шри Чайтаньи, «услаждающие своей музыкой стопы-лотосы Шри Гуру». Он напоминает им о необходимости сохранять смирение, ведь «любой мирянин на самом деле превосходит нас во всех областях жизни этого мира». Он также напоминает им, что «предпринимая эту проповедь, мы не соперничаем и враждуем ни с кем». И, наконец, заключение: «полное предание себя Запредельной Абсолютной Истине есть безусловно высшая форма свободы..... .Мы высоко понесем знамя этой истинной свободы всем людям». Эта речь — свидетельство совершенной реализации проповеднического духа в настроении безупречного вайшнавского смирения.
[Сравните это настроение безупречного смирения с молитвой Шрилы Прабхупады, написанной им во время путешествия на «Джаладуте», в которой он взывает к милости Шрилы Сарасвати Тхакура:]
«Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который очень дорог Господу Гауранге, сыну Матери Шачи, не имеет себе равных в служении Всевышнему Господу Шри Кришне. Он — великий святой духовный учитель, оделяющий всех глубокой преданностью Кришне, несущий ее по всему миру. Благодаря его сильному желанию, святое имя Господа Гауранги будет распространено во всех странах Запада. Во всех больших и маленьких городах и деревнях на земле, на берегах всех океанов, морей, рек и ручьев, все будут повторять святое Имя Кришны. А когда бесконечная милость Шри Чайтаньи Махапрабху разольется во всех направлениях, всю землю несомненно захлестнет волна духовного восторга. Когда же все грешные, жалкие живые существа станут счастливыми, исполнятся желания вайшнавов. Хотя мой Гуру Махараджа приказал мне сделать это, я не достоин и совершенно не подхожу к выполнению этой миссии. Поэтому, О Господи, я молю Тебя о милости: сделай меня достойным, ибо Ты — Мудрейший и Опытнейший. Когда ты даруешь кому-либо Свое могущество, то, служа духовному учителю, этот человек приходит к Абсолютной Истине, и жизнь его успешна. Обретя такое служение, он становится счастливым и получает великую удачу — возможность общаться с Тобой».
[Позже, добравшись до Бостона, он обращается к Господу Кришне с такой молитвой, идущей из глубины души:]
«Мой дорогой Господь Кришна, Ты столь милостив к этой бесполезной душе, однако я не знаю, почему Ты
привел меня сюда. Теперь Ты можешь делать со мной что хочешь. Но я предполагаю, что у Тебя есть здесь какое-то дело, иначе зачем бы Ты привел меня в это ужасное место? Большинство людей здесь покрыто материальными гунами невежества и страсти. Они поглощены материальной жизнью и кажутся себе очень счастливыми и удовлетворенными, поэтому у них нет вкуса к божественному посланию Васудевы. Не представляю, как они смогут понять его. Но я знаю: Твоя беспричинная милость может сделать возможным все, потому что Ты утонченный мистик. Ну как же они поймут сладость преданного служения? О Господи, я просто молю Тебя о милости: сделай так, чтобы я смог убедительно передать им Твое послание. Энергия заблуждения управляет всеми живыми существами по Твоей Воле и потому, если Ты захочешь, они смогут освободиться из сетей иллюзии. Я хотел бы, чтобы Ты освободил их.
Поэтому, если Ты также желаешь их освобождения, тогда пусть они смогут понять Твое послание. Слова Шримад-Бхагаватам — это Твое воплощение, и если рассудительный человек раз за разом смиренно слушает их, он сможет понять Твое послание. В Шримад-Бхагаватам говорится (1.2. 17-21): «Шри Кришна, Личность Бога, Который есть Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного, очищает от стремления к материальному наслаждению сердце преданного, нашедшего вкус в Его посланиях, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. Постоянное слушание Бхагаватам и служение чистому преданному воистину уничтожают все, что вызывает тревогу в сердце, и тогда любовное служение Верховному Господу, прославленному в духовных песнях, утверждается бесповоротно. Как только любовное служение укрепляется в сердце, страсть (раджас), невежество (тамас), похоть и вожделение
(кама) покидают его. Тогда преданный утверждается в благости и обретает счастье. Утвердившись в благости, человек, возвращенный к жизни любовным служением Господу, освобождается (мукти) от материальных связей и обретает научное знание о Личности Бога. Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все тревоги. Когда человек понимает, что господином является Душа, цепь приносящей плоды деятельности (карма) обрывается».
Такой человек избавляется от влияния невежества и страсти, поэтому все дурное, скопившееся в глубине сердца, исчезает. Как мне дать им понять это послание Сознания Кришны? Я очень неудачливый, неприспособленный и самый падший. Поэтому я прошу Твоего благословения, чтобы смочь убедить их, ведь сделать это самому не в моей власти. Так или иначе, О Господи, Ты привел меня сюда говорить о Тебе. Теперь, о мой Господь, успех или провал моей миссии зависят от Твоего желания. О духовный учитель всех миров! Я могу только повторять Твое послание, а Ты, если хочешь, можешь наделить меня способностью говорить, подходящей для их понимания. Только по Твоей беспричинной милости мои слова станут чистыми. Я уверен, что когда это духовное послание проникнет в их сердца, они возрадуются и таким образом освободятся от беспросветной обусловленной жизни. О Господи, я — марионетка в Твоих руках. Если Ты привел меня сюда танцевать, так заставь меня танцевать, заставь танцевать. О Господи, заставь меня танцевать, как Ты того пожелаешь. У меня нет ни преданности, ни знания, но зато есть твердая вера в святое имя Кришны. Меня назвали Бхактиведантой, и сейчас, если пожелаешь, Ты можешь раскрыть истинную суть Бхактиведанты».
[Сравнивая эту впечатляющую молитву о милости, обращенную к Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру и Господу Кришне с молитвой самого Шрилы Бхактисиддханты, мы видим, что настроение, слова и деятельность Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады были живым олицетворением идеала проповедника, описанного его духовным учителем. Здесь мы ясно видим, что Шрила Прабхупада был полным проявлением страстного желания Шрилы Сарасвати Тхакура распространить сознание Кришны в Западном мире, так как он был охвачен таким же сильным состраданием и смиренной решимостью вызволить несчастных. Две этих освобожденных души, эти два могучих проповедника явно были избраны Кришной для спасения земли.]
В мае в Кенсингтоне, в Лондоне, был открыт новый проповеднический центр. В конце месяца к Шриле Сарасвати Тхакуру несколько раз обращался лорд Зетланд, который в студенческие годы Шрилы Прабхупады был губернатором Бенгалии, а также маркиз Лудиан. Обоим он написал ответ. В июне он получил благодарственные письма от секретаря лорда Ирвина, маркиза Лудиана, издателя «Лондон Таймз» и сэра Стэнли Джексона. В июле его проповедники провели встречу в Букингемском Дворце с Королем Георгом V и Королевой Марией, а также с Архиепископом Кентерберийским. В декабре его европейские проповедники отправились с лекциями в Германию и Францию.