Утром 31 декабря 1936 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил Шрипаду Б.Р. Шридхару Махараджу спеть Шри Рупа Манджари Шрилы Нароттамы даса Тхакура, а Шрипаду Навин Кришну Видьяланкара спеть Шикшаштаку. Около полудня он попросил редактора журнала «Гаудия» проследить, чтобы, Вайшнава Манушья (Ларец Вайшнавского Словаря) была доделана и опубликована.
В последние дни он особо потребовал, чтобы его ученики сформировали Руководящий Совет (Джи-Би-Си*) из десяти—двенадцати человек для управления делами Общества.
Последние два его высказывания были: «У любви и разрыва, кажется, одинаковый конец. Тхакур Нароттама жил по принципам Рупы Рагхунатхи. Хорошо идти таким путем». Обратившись ко всем, он сказал: «Все вы, присутствующие и отсутствующие, пожалуйста, примите мои благословения. Пожалуйста, всегда помните, что наш единственный долг и религия — это распространять и проповедовать служение Господу и Его преданным».
Так покинул этот материальный мир великий ачарья, симха-гуру, несгибаемый садху, «Человек Вайкунтхи», как однажды сказал о нем Шрила Прабхупада, неутомимый проповедник чистого учения Шри Чайтаньи Махапрабху.
Он оставил свое тело с Именем Кришны на устах, в четверг, 1 января 1937 года около 5.30 утра и вошел в игры Всевышнего Господа, заложив фундамент духовного движения, которое предстояло построить во всем мире его чистому преданному слуге. Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде, основателю-Ачарье Международного Общества Сознания Кришны.
* от англ. GBC — Governin Body Commission («Руководящий совет»).
САМАДХИ
После игр ухода Ом Вишнупады (108) Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи Прабхупады, его духовное тело почтили ароматным маслом, цветами и сандаловой пастой. Затем это духовное тело поднесли к Божествам в Шри Сарасвата Аудиториуме и украсили цветами, гирляндами и тканями. Затем были совершены соответствующие службы и арати.
После этого огромная процессия санкиртаны понесла божественное тело к железнодорожной станции Селдах.
Вдоль дороги стояли тысячи людей, пришедших на прощальный даршан. Из Кришнанагара его привезли на автомобиле в Сварупгандж, а оттуда, в сопровождении санкиртаны — в Шридхаму Майапур. Собралась огромная толпа преданных и просто наблюдателей; чувство горя и разлуки, — но и славословие Святого Имени Кришны лились рекой.
Сначала Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура понесли в Йогапитху, затем в Шривасангану и в Шри Адвайта Бхавану. Наконец, его принесли в Шри Враджапаттану, место его глубокой бхаджаны, где он исполнял свой обет повторения миллиарда Имен. Его доставили к самадхи Ом Шри Вишнупада Шрилы Гаура Кишора даса Бабаджи Махараджи на берегу Радха-кунды, а затем к Шри Авидьяхарана Натья Мавдиру, где всю ночь шел огромный киртан.
Санньяси, бабаджи, брахмачари, грихастхи и ванапрастхи — все, кто нашел прибежище у его стоп-лотосов, немедленно начали строительство самадхи. В конце ночи на его теле, как это предписано наставлениями "Самскара Дипики" Шрилы Гопала Бхатты Госвами, написали самадха-мантры. Затем его духовное тело внесли в самадхи и поместили на возвышение из белого мрамора. Его стопы были помазаны агуру и сандаловой пастой, а цветы, предложенные его стопам, тщательно собраны. На шею ему надели цветочные гирлянды и со всех сторон поставили туласи. Звучали его любимые песни: Шри Рупа Манжари, Свананда-сукхада-кунджа-манохара и Яшоматинандана. Затем, повторяя мантру йе анило према дхана, преданные четыре раза обошли самадхи. Самадхи покрыли землей, со всех сторон окружили деревцами туласи, украсили знаком тилаки и покрыли цветочными гирляндами.
После этого было совершено огненное жертвоприношение, предложение бхоги и арати. Затем прозвучали стихи, описывающие Уход Шрилы Харидаса Тхакура и заключительные стихи из Анубхашьи самого Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Так скрылся от материального взора и вошел в вечные игры Господа Ачарья-солнце, как называл его отец, Шрила Бхактивинода Тхакур.