Рупа Виласа дас

Ниже следует краткое описание преемственности нашей Гаудия сампрадаи со времени Шри Чайтаньи Махапрабху. После ухода Шри Чайтаньи Махапрабху в 1534 году, за Ним почти немедленно последовал Шрила Сварупа Дамодара Госвами, а Гаудия сампрадаей в Северной Индии остались руководить Шестеро Госвами Вриндавана. Написав множество важных книг, они воздвигли философию учения Шри Чайтаньи Махапрабху на непоколебимом фундаменте ведической теологии. Они тщательно исследовали священные писания, во множестве открывали для поклонения святые места и храмы и давали посвящения ученикам.

Вел вайшнавов Бенгалии, естественно, Господь Нитьянанда, но после Его ухода во главе Движения стали Мать Джахнави, Его вечная супруга и Вирабхадра, Его сын. У них, как и у гопалов, приверженцев Господа Нитьянавды, было много последователей и учеников. Множество людей пошло также и за Адвайтой Ачарьей.

В «Саджана-тошани», том II, изданном Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в 1882 году, приводятся следующие даты нисхождения в этот мир и вознесения Шестерых Госвами Вриндавана:

• Шрила Санатана Госвами явился в 1410 Шакабда или 1488 РХ и ушел в 1480 Шакабда или 1558 РХ.

• Шрила Рупа Госвами явился в 1411 Шакабда или 1489 РХ и ушел в 1486 Шакабда или 1564 РХ.

• Рагхунатха даса Госвами явился в 1417 Шакабда или 1495 РХ и ушел в 1493 Шакабда или 1571 РХ.

• Шрила Гопала Бхатта явился в 1425 Шакабда или 1503 РХ и ушел в 1500 Шакабда или в 1578 РХ.

• Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами явился в 1427 Шакабда или 1505 РХ и ушел в 1501 Шакабда или 1579 РХ.

• Шрила Джива Госвами появился в 1435 Шакабда или 1513 РХ и ушел в 1520 Шакабда или 1598 РХ.

Сам Шри Чайтанья Махапрабху низошел на землю 18 февраля 1486 РХ и пребывал в этом мире в течение сорока восьми лет, то есть, Его уход состоялся около 1534 года. Госвами же оставались здесь еще некоторое время. Санатана вознесся первым, через двадцать четыре года после ухода Махапрабху, в 1558 году, а через шесть лет за ним последовал Рупа Госвами, семь лет спустя ушел Рагхунатха даса Госвами, еще через семь — Гопала Бхатта Госвами, а через год после него — Рагхунатха Бхатта Госвами. Упоминается, что брат Рупы и Санатаны Госвами, Анупама, отец Шрилы Дживы Госвами ушел в 1436 Шакабда, что означает, что Шриле Дживе Госвами был всего год с небольшим, когда он осиротел. Эта дата вознесения Анупамы взята из Чайтанья-чаритамриты (Ади-лила, Гл. 10 Анубхашьи).

В любом случае, после ухода двух своих дядей, Рупы и Санатаны Госвами, Джива Госвами остался самым выдающимся ачарьей Гаудия сампрадаи и оставался ее главой почти до самого конца XVI века. Это был величайший ученый своего времени, разъяснявший в своих трудах философию Шри Чайтаньи Махапрабху и самым тесным образом вовлеченный — вначале как помощник Рупы и Санатаны Госвами, а позже как величайший богослов в истории Гаудия сампрадаи — в создание вайшнавской литературы. В Чайтанья-чаритамрите, (Ади- лила, 10.85, комм.) Шрила Прабхупада утверждает: «После того, как во Вриндаване состоялся уход Шрилы Рупы Госвами и Санатаны Госвами, ачарьей всех вайшнавов Бенгалии, Ориссы и всего мира стал Шрила Джива Госвами, именно он вел их в преданном служении». Он также говорит: «Еще при жизни Дживы Госвами, Шрила Кришна даса Кавираджа Госвами составил свою знаменитую Чайтанья-чаритамриту. Позже, Шрила Джива Госвами вдохновил Шриниваса Ачарью, Нароттама даса Тхакура и Духкхи Кришнадаса (Шьямананда) проповедовать сознание Кришны в Бенгалии. Джива Госвами узнал, что вое рукописи, собранные во Вриндаване и посланные в Бенгалию с целью проповеди, были там похищены недалеко от Вишнупуры, но позже он получил известие о том, что книги были найдены». В этой части Чайтанья-чаритамриты также упоминаются отношения Дживы Госвами с возвышенным учеником Шринивасы по имени Рамачандра, которому он дал имя «Рамачандра Кавираджа», и его путешествие во Вриндавану с Матушкой Джахнави деви, вечной супругой Господа Нитьянавды. В Бхакти-ратнакаре говорится, что величайшим проповедником того времени стал Шриниваса Ачарья. Это он вернул книги Госвами, украденные царем Вишнупуры Бирхамбиром — похитителем этого чудного сокровища.

Шриниваса умягчил сердце царя проповедью и сделал его своим учеником. После похищения книг Шьямананда уехал на проповедь в Ориссу, а Нароттама — в Бенгалию. В конце концов, поддерживаемый многими видными людьми, Шриниваса развернул в Бенгалии и Ориссе широчайшую проповедь. Великие преданные Бенгалии и Ориссы снимали копии с трудов Госвами, а Шриниваса Ачарья проводил шествия санкиртаны с простыми людьми.

Эта проповедь и распространение Чайтанья-чаритамриты Кришнадаса Кавираджи и трудов Госвами весьма способствовали объединению вайшнавского сообщества, дотоле не знавшего этих писаний. Шри Чайтанья Махапрабху специально благословил Шринивасу Ачарью, еще до его появления на свет, стать великим проповедником Божественного сознания. Шриниваса часто проповедовал со Шьяманандой, а его самым известным учеником стал Рамачандра Кавираджа, близкий друг Нароттамы. Целые государства в Бенгалии и Ориссе стали сознающими Кришну в результате объединенных усилий этих великих преданных. Также широко проповедовал в Бенгалии Нароттама. Он сочинил много песен о преданности, а его знаменитые ученики Ганганараяна и Рамакришна, как и другие, проповедовали также в Манипуре, сделав его вайшнавским государством. Известной личностью в Бенгалии была Шримати Джахнави Деви, Она и Ее сын Вирабхадра широко там проповедовали.

Нароттама со Шьяманандой проповедовали также и в Ориссе. В среде их учеников мало было «духа партийной верности* », и потому проповедь была очень успешной.

*т. е. они не делились на «партии» по признаку «гуру» или по каким-либо другим признакам. — Прим. перев. Отец Нароттамы, Раджа Кришнананда, был могущественным правителем Кхегури в Бенгалии. После его смерти, а также смерти брата царя Пурошоттамы, управление взял на себя двоюродный брат Нароттамы по имени Сантош Датта. Он принял от Нароттамы дикшу и захотел, для удовольствия своего брата—учителя и Шри Чайтаньи Махапрабху, построить прекрасный храм. В храме должны были быть большой зал для вкушения Прасада, отдельные комнаты для преданных, зал для киртанов, дом для гостей и цветники. Он захотел устроить церемонию установления Божеств, пышную, как раджасуя ягья, и пригласить на нее всех преданных. По всей Индии разослали приглашения еще жившим в то время спутникам Шри Чайтаньи Махапрабху, а также всем царям, заминдарам, пандитам, поэтам и преданным.

Гигантский киртан, невероятный пир и сама церемония установления состоялись в назначенное время. Было установлено шесть Божеств. Мать Джахнави была главной почетной гостьей. Когда Нароттама начал киртан. Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники явились там, и все утонуло в неописуемом экстазе, пришедшем из духовного мира. Это был практический пример цельного, организованного проповеднического движения, в котором были и ученики многих гуру, и большие праздники, и установления Божеств, и сотрудничество в проповеди, и храмовые городки с домами для гостей и залами для Прасада, — все было именно так, как этого впоследствии желали Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада. Таким образом проповедь успешно продолжалась от учеников Нароттамы даса до XVII века.

Одним из последователей Нароттамы был Шри Юкта Кришна Чарана Чакраварти, у него был ученик Шри Радха Рамана Чакраварти, который стал дикша-гуру Вишванатхи Чакраварти Тхакура, жившего в конце XVII века.

Вишванатха Чаркраварти Тхакур жил в бхаджана-кутире Кришнадасы Кавираджи в Радха-кунде и написал много замечательных книг. Он стал самым выдающимся ачарьей после Нароттамы. Мы называем его следующим в нашей ученической преемственности и почитаем его прямым учеником Нароттамы даса Тхакура. Его учеником был Баладева Видьябхушана, который изначально явился в линии Мадхвачарьи, но был обращен в Гаудия-вайшнавизм Радха Дамодара Девой Госвами, который был гаудия-вайшнавом. Баладева Видьябхушана стал учеником Радха Дамодара Девы Госвами и изучал Шат-сандарбху Дживы Госвами под его руководством. Но позже Баладева Видьябхушана встретил Вишванатха Чакраварти Тхакура, главу общества Гаудия-вайшнавов и стал его пылким последователем. Баладева Видьябхушана принял статус бабаджи, установил Божество Шьямасундары и давал посвящения ученикам.

В это время в Джайпуре члены Рамануджа-сампрадаи подвергли сомнению право Гаудия-сампрадаи на существование. Их аргументы были разнообразны и многочисленны и, среди прочего, содержали обвинение в том, что у гаудия-вайшнавов нет собственного комментария к Веданта-сутре. Правитель Джайпура известил об этом обвинении Вишванатху Чакраварти Тхакура, но тот был к тому времени уже слишком стар, чтобы путешествовать, и потому послал в Джайпур Баладеву Видьябхушану. Баладева Видьябхушана успешно противостоял ученым Шри-сампрадаи в дебатах, но что касалось их главного обвинения, то они желали видеть прямой комментарий и не признавали достаточным Шримад-Бхагаватам, который, согласно Шри Чайтанье Махапрабху, является естественным комментарием к Веданте. Между прочим, в Навадвипа-дхама-махатмье Бхактивиноды Тхакура Нитьянанда Прабху упоминает, что Гопинатха Ачарья, слышавший, как Господь Чайтанья наставлял Сарвабхауму Бхаттачарью в правильном понимании Веданты, примет рождение как Баладева Видьябхушана, чтобы под диктовку Говиндаджи составить Говинда-бхашью.

Говиндаджи явился Баладеве Видьябхушане во сне и успокоил его, сказав, что продиктует ему необходимый комментарий. Итак, в короткое время Говинда-бхашья была написана и представлена правителю и представителям Шри-сампрадаи в Джайпуре. Они были потрясены услышанным и тут же изъявили желание стать учениками Баладевы Видьябхушаны. Он, однако, из-за своей искренней скромности, отказал. На страницах Говинда-бхашьи Баладева Видьябхушана утвердил наличие истинной связи Гаудия-сампрадаи с линией Мадхвачарьи через Лакшмипати Тиртху, Мадхавендру Пури и Ишвару Пури. Вскоре после этих победных дебатов, проведенных Баладевой Видьябхушаной от имени Говиндаджи, Вишванатха Чакраварти Тхакур, жизнь и душа Рупы Госвами, ушел, благословив Баладеву Видьябхушану, который теперь стал главой Гаудия-сампрадаи.

У Гаудия Веданта ачарьи, Шрилы Баладевы Видьябхушаны был ученик — Шрила Уддхава даса Бабаджи. Его учеником был Шрила Мадхусудана даса Бабаджи, а учеником последнего — Шрила Джаганнатха даса Бабаджи, шикша-гуру Шрилы Бхактивиноды Тхакура, которого Бхактивинода называл главнокомандующим вайшнавов.

Шрила Гаура Кишора был посвящен в бабаджи Шрилой Бхагаватдасой Бабаджи, которому дал посвящение Шрила Джаганнатха даса Бабаджи, но к Шриле Бхактивиноде Тхакуру Шрила Гаура Кишора даса Бабаджи относился как к своему шикша-гуру. Итак, в XIX веке Бхактивинода Тхакур руководил возрождением Гаудия-сампрадаи в Индии и даже пытался с помощью литературы распространять учение Шри Чайтаньи Махапрабху за границей. В начале XX века его усилия были весьма расширены Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, учредившим Гаудия Матх, который распространял сознание Кришны по всей Индии и в Бирме, а также попытался продвинуть свою миссию и в Европу. Кроме того, проповедники Гаудия Матха проповедовали на землях современных Пакистана и Бангладеш. Во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура нападки по поводу подлинности нашей линии продолжались. Говорилось, что будто бы она — не строго дикша-сампрадая. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, рассказывая историю Вишва-вайшнава-раджа -сабхи, общества превосходных преданных, основанного Шрилой Дживой Госвами, объясняет, что сабха иногда проявлялась, когда являлся маха-бхагавата, а иногда, в плохие времена, не проявлялась, но всегда присутствовала в шикше махаджан, таких как Шрила Бхактивинода Тхакур, который возродил ее в конце XIX века. Во второй половине XX века, благодаря героическим усилиям Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Основатепя-Ачарьи Международного Общества Сознания Кришны, эта сабха стала всемирным революционным движением.

Как говорил в свои последние дни Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур: «Мы лелеем желание посвятить это никчемное тело жертвоприношению санкиртаны Шри Кришны Чайтаньи и Его спутников. Мы вовсе не стремимся к героизму в деятельности ради плодов или в религии, ибо все, что нам нужно — это занять свое истинное положение, жизнь за жизнью пребывая пылинкой у лотосов стоп Шри Рупы Прабху. Школа Бхактивиноды никогда не падет.

Вам следует еще более вдохновенно проповедовать сердечное желание Бхактивиноды... Пусть поток идей последователей Шри Рупы стремится по всему миру. Пусть мы никогда, ни при каких обстоятельствах не выкажем отвращения к жертвоприношению пением семиязычной санкиртаны Шри Кришны. Если привязываться все больше и больше к этому, совершенство будет достигнуто и во всем остальном. Пусть каждый из вас, ревностно следуя приверженцам Шри Рупы, бесстрашно и вдохновенно во весь голос проповедует учение Шри Рупы-Рагхунатхи».

Итак, вывод прост. Если проповедь движения санкиртаны в гармонии с наставлениями махаджан нашей линии вдохновенна и сильна, как полноводная река, то сампрадая жива и прочна. Доказательством ее жизнеспособности и чистоты будет расширение потока вдохновенного воспевания славы Господа, и тогда число преданных, полных экстаза духовного сознания, будет расти. Древо, несомненно, познается по плодам его.

Примерная хронология такова:

Шрила Джива Госвами — конец XVI века.

Шрила Кришна даса Кавираджа Госвами — конец XVI века.

Шрила Нароттама даса Тхакур — конец XVI начало XVII века.

Шри Юкта Кришна Чарана Чакраварти

Шри Радха Раман Чакраварти

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур — конец XVII века.

Шрила Баладева Видьябхушана — конец XVII — начало XVIII века.

Шри Уддхава даса Бабаджи

Шри Мадхусудана даса Бабаджи — конец XVIII века.

Шрила Джаганнатха Бабаджи Махараджа — начало XIX века.

Шрила Бхактивинода Тхакур—середина XIX—начало XX века

Шрила Гаура Кишора даса Бабаджи Махараджа

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — начало XX века.

Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада—XX век.


1. Из Шри Чаитанья-чаритамриты.

«Эти вычисления приведены в подлинной книге по астрономии под названием Сурья-сиддханта. Это сочинение великого астронома и математика Бимал Прасада Датты, известного впоследствии под именем Бхактисиддханты Сарасвати Госвами, который был нашим милостивым духовным учителем. Титулом «Сиддханта Сарасвати» его почтили за написание Сурья-сиддханты, а титул «Госвами Махараджа» добавился к его имени после того, как он принял санньясу, отрешенный образ жизни». (Ади, 3.8, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур часто повторял:

«Если бы ценою всех своих храмов, матхов и всего остального я смог бы превратить хоть одного человека вчистого преданного, моя миссия была бы исполнена» (Ади, 7.91, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет в своей Анубхашье: «Человек, сумевший привлечь внимание духовного учителя искренним служением, любит танцевать и петь в обществе сознающих Кришну преданных своего уровня. Духовный учитель уполномочивает такого преданного освобождать падшие души во всех частях света. Но те, кто еще не столь развит, предпочитают повторять Харе Кришна мантру в уединении». Такая деятельность представляет собой, пользуясь определением Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, тип ложного метода, в том смысле, что она лишь подражает деятельности возвышенных личностей, таких, как Харидас Тхакур. Не надо пытаться подражать таким великим преданным. Вместо того каждому человеку, где бы он ни жил, нужно постараться проповедовать культ Шри Чайтаньи Махапрабху и так достичь успеха в духовной жизни. Кто не слишком искушен в проповеди, тот может повторять джапу в уединенном месте, избегая дурного общения, но для человека по-настоящему опытного, проповедь и общение с людьми, не занятыми в преданном служении, — не потеря. Преданный дает непреданным свое общение, а их дурное поведение не действует на него. Благодаря деятельности чистого преданного, даже те, кто лишен любви к Богу, получают шанс в один прекрасный день тоже стать преданными Господа. В этой связи Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур советует обсуждать такой стих из Шримад-Бхагаватам: наитат самачаредж джату манасапи хй анишварах (ШБ 10.33.31) и следующий стих из Бхакти-расамрита -синдху (БРС 1.2.255):

анасактасья вишаян ятхархам упаюгьятах

нирбандхах кришна-самбандхе юктам вайрагьям учьяте

«Не надо подражать деятельности великих. Следует оторваться от материальных наслаждений и видеть все связанным со служением Кришне». (Ади, 7.92, комм.)

«Уходя, Шри Бхактисиддханта Сарасвати наказал всем своим ученикам совместно трудиться в проповеди миссии Чайтаньи Махапрабху во всем мире. Однако позже некоторые эгоистичные, глупые ученики отказались подчиниться его воле. Каждый из них хотел стать главой миссии, они сражались в судах, забью наказ духовного учителя, и вся миссия была провалена. Здесь нечем гордиться, но правду надо сказать вслух. Мы поверили в слова нашего духовного учителя и начали свой путь в смирении — в беспомощности. Но благодаря духовной силе приказа высшего авторитета, это движение достигло успеха». (Ади, 7.95-96, комм.)

«Вайшнавы — несомненно величайшие философы в мире, а самым великим среди них был Шрила Джива Госвами Прабху, чью философию менее чем через четыреста лет снова представил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Махараджа». (Ади, 7.102, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал такое толкование термину «майявади»: «Верховная личность Бога находится за пределами материальной концепции жизни. Майявади же это тот, кто полагает, что тело Верховной Личности Кришны сотворено из майи, а также считает майей обитель Господа и метод приближения к Нему, преданное служение. Майявади считают майей и все параферналии преданного служения». (Ади, 7.33, комм.)

Профессиональные лицедеи и драматические актеры не обладают чувством преданного служения и потому, хотя они могут играть очень артистично, в их представлениях нет жизни. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур называл таких актеров ятра-дале нарада, что означает «потешный Нарада». Иногда актеру достается роль Нарады Муни в спектакле, но в своей личной жизни он совершенно не похож на Нараду Муни, потому что он не преданный. Не нужно занимать таких актеров в драматических представлениях о жизни Шри Чайтаньи Махапрабху и Господа Кришны». (Ади, 10.13, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который ранее был также великим астрологом, говорит, что Брихадж-джатака и другие книги содержат направления познания движения звезд и планет. Кто умеет начертить прямую линию и, таким образом, понимает область ашта-варги, тот может объяснить благоприятные созвездия (Ади, 13.90, комм.)

«С великим изумлением показав этот стих Сварупа Дамодаре, Чайтанья Махапрабху спросил его, как Рупа Госвами смог понять побуждения Его ума».

Комментарий: «Нам выпала возможность получить такое же благословение от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами, когда на церемонии по случаю его дня рождения мы поднесли ему свое эссе. Он был так доволен этим эссе, что, случалось, звал нескольких близких учеников и показывал его им. Как мы могли понять побуждения Шрилы Прабхупады?» (Мадхья, 1.71, текст и комм.)

«В связи с этим стихом, который представляет собой цитату из Шримад-Бхагаватам (11.23.57), Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что из шестидесяти четырех вещей, необходимых для несения преданного служения, принятие символических признаков санньясы —это заповедь». (Мадхья, 3.6, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что богатый мирянин всегда должен помнить, что духовное сокровище развитого преданного намного важнее, чем материальное богатство такого человека, как он.

Материалисту со своим материальным богатством не следует гордиться и заноситься перед трансцендентным преданным. Если человек обращается к трансцендентному преданному, уповая при этом на свое знатное происхождение, богатство, образованность и красоту, но не оказывает развитому преданному Господа должного почтения, опытный вайшнав может ответить такому возгордившемуся материалисту формально вежливо, но не открыть ему запредельного знания». (Мадхья, 8.127, комм.)

«Шри Чайтанья Махапрабху разным людям давал разные указания, поэтому тогда никто не пытался подражать поведению Харидаса Тхакура, не получив прямого указания Шри Чайтаньи Махапрабху или Его представителя. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур осуждает такое подражание следующим образом:

душта мана ! туми кисера вайшнава?

пратиштхара таре, нирджанера гхаре,

тава хари-нама кевала каитава.

«Мой дорогой ум. Ты пытаешься подражать Харидасу Тхакуру и повторять Харе Кришна мантру в уединенном месте, но ты не достоин называться вайшнавом, потому что ты желаешь дешевой славы, а не истинных качеств Харидаса Тхакура. Если ты попытаешься подражать ему, ты падешь, потому что положение неофита заставит тебя думать о женщинах и деньгах. Так ты угодишь в когти майи, и твоя так называемая «джапа в уединении» станет причиной твоего падения». (Мадхья, 11.195, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур указывает, что поскольку в святых местах множество местных жителей не соблюдают правил и заповедей жизни в святом месте, возвышенным преданным приходится приезжать туда, чтобы перевоспитывать их». (Мадхья, 10.13, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур отмечает: «Имперсоналисты воображают некоторые формы Абсолютной Истины через прямое восприятие своих чувств. Имперсоналисты поклоняются таким воображаемым формам, но ни Шримад Бхагаватам ни Чайтанья-чаритамрита не считают это поклонение ради удовлетворения чувств духовно значимым». (Мадхья, 9.360, комм.)

(Как Шрила Сарасвати Тхакур объясняет таинство очищения Храма Гундича Шри Чайтаньей Махапрабху, смотри в Мадхья, 12.135 — прим. Издателя.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что любой вайшнав, постоянно повторяющий Святое Имя Господа, должен считаться достигшим второй ступени вайшнавизма. Такой преданный выше вайшнава-неофита, который лишь недавно научился повторять Святое Имя Господа. Преданный неофит только пытается повторять Святое Имя, тогда как развитой преданный привык к этому и находит в этом удовольствие. Такой развитой преданный называется мадхьяма-бхагавата, что означает промежуточную стадию между неофитом и совершенным преданным. Обычно преданный в промежуточной стадии становится проповедником. Преданные-неофиты и простые люди должны почитать мадхьяма-бхагавату, ибо он есть via medium* для них. (Мадхья, 16.72, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур уже писал о вредных сорных лианах. Он утверждает, что человек, который слушает и повторяет Святые Имена, не пытаясь прекратить оскорбления, погрязает в удовлетворении чувств. Можно также возжелать свободы от материального рабства, как майявади, или увлечься йога-сиддхи и захотеть волшебного йогического могущества. Если человек увлекается материальными чудесами, его называют сиддха-лобхи — жаждущим материального совершенства. Можно пасть жертвой дипломатичного и просто нечестного поведения, или вступить в общение с женщиной ради незаконного секса. Другие могут превратить преданное служение в балаган, как делают пракрита-сахаджии, или поддерживать свою философию, присоединяясь к определенной касте или отождествляя себя с определенной династией, утверждая монополию на духовное продвижение. Так, опираясь на семейную традицию, можно стать псевдо-гуру или так называемым духовным учителем. Можно привязаться к четырем видам греховной деятельности — незаконному сексу, употреблению дурмана, азартным играм и мясоедению, или считать вайшнава принадлежащим к мирской касте или сословию... оценивать вайшнава по рождению — брахман-вайшнав, шудра-вайшнав, млеччха-вайшнав и пр. Можно также пытаться заниматься профессиональной деятельностью, повторяя мантру Харе Кришна или читая Шримад

Бхагаватам, или увеличивать свои капиталы незаконными средствами. Можно также попытаться стать вайшнавом низкой пробы, повторяя джапу в тихом месте ради материального почитания; или пожелать мирской славы, идя на компромисс с непреданными, подвергая опасности свое мировоззрение или духовную жизнь; или стать сторонником родовой кастовой системы. Все это ловушки личного чувственного удовлетворения. Чтобы обмануть невинных людей, кто-то выставляет напоказ свою «развитую» духовную жизнь и становится известен как садху, Махатма или религиозный деятель. Все это означает, что так называемый преданный пал жертвой всех этих сорных лиан, а настоящая бхакти-лата-биджа прекратила свой рост. (Мадхья, 19.160, комм.)

«Конечно, нехорошо заниматься литературой ради денег или репутации, но писать книги и публиковать их ради просвещения людей — это реальное служение Господу. Таково мнение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, и он особенно наказывал своим ученикам писать книги. Он определенно предпочитал печатание книг возведению храмов. Сооружение храмов — это дело массового населения и преданных-неофитов, но развитые и наделенные полномочиями преданные обязаны писать книги, публиковать и широко распространять их. По мнению Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, распространение литературы подобно игре на огромной мриданге. Поэтому мы всегда просим членов Международного Общества Сознания Кришны публиковать как можно больше книг и широко распространять их по всему миру. Следуя таким образом по стопам Шрилы Рупы Госвами, каждый может статьрупанугой ». (Мадхья, 19.132, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта говорил, что саралата, или простота, — это первейшее качество вайшнава, тогда как двуличие или лукавство —это серьезное оскорбление основ преданного служения. Если человек прогрессирует в сознании Кришны, он должен постепенно отвращаться от материальных пристрастий и привязываться к служению Господу. Если человек в действительности не отрешился от материальной деятельности, но говорит при этом, что продвинулся в преданном служении, он лжет. Такое поведение никого не сделает счастливым. (Антья, 2.117, комм.)

* via medium (лат., комм.,) — средний [основной] путь, курс.

Из главы «Наказание Харидаса Младшего». Наставления из этой главы

«Подводя итог этой главы, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что нужно извлечь из нее следующие уроки.

1) Хотя Шри Чайтанья Махапрабху, Верховная Личность Бога, есть воплощение милости, Он, тем не менее, отказался от общения с одним из Своих личных спутников по имени Харидас Младший, потому что, если бы Он этого не сделал, то псевдо-преданные воспользовались бы ошибкой Харидаса как оправданием для самих себя, чтобы свободно вступать в незаконные сексуальные связи и в то же время считаться преданными. Этим они деморализовали бы культ Шри Чайтаньи Махарабху, а в результате преданные неизбежно попали бы в ад, и все это произошло бы под Именем Шри Чайтаньи.

2) Наказав Харидаса Младшего, Господь установил стандарт для ачарий — тех, кто возглавляет учреждения проповеди культа Чайтаньи — и для всех истинных преданных. Шри Чайтанья Махапрабху стремился поддерживать высочайший уровень.

3) Шри Чайтанья Махапрабху учил, что чистый преданный должен быть прост и чист от грехов, ибо только при этом условии он может стать истинным, достойным доверия слугой Бога. Шри Чайтанья Махапрабху показал Своим последователям, что значит строго соблюдать правила отречения.

4) Шри Чайтанья Махапрабху хотел доказать, что Его преданные возвышенны, а их характер идеален. Он милостиво принимает своих верных преданных и показывает им, как много горя и несчастий приносит даже самое незначительное отклонение от строгих принципов жизни в преданности.

5) Наказав Харидаса Младшего, Шри Чайтанья Махапрабху явил по отношению к нему Свою милость, показав этим, какой возвышенной была преданность Ему Харидаса Младшего. Ради этих духовных отношений Господь стер даже то незначительное оскорбление, которое совершил Его чистый преданный. Поэтому тот, кто хочет быть чистым преданным Шри Чайтаньи Махапрабху, должен оставить все материальные чувственные удовольствия. Без этого достичь лотосов стоп Шри Гауранги очень и очень трудно.

6) Если человек оставляет тело в таком святом месте, как Праяг, Матхура или Вриндавана, он освобождается от всех последствий своей греховной жизни и находит приют у Верховной Божественной Личности.

7) Хотя чистый или искренний преданный может пасть, тем не менее, он, в конечном счете, получает возможность вернуться домой, к Богу, по милости Господа. (Антья, 2.143, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур комментирует этот случай следующим образом. Вайшнавы—это совершенно свободные души, не привязанные ни к чему материальному. Поэтому вайшнаву нет необходимости облекаться в одежды санньяси, чтобы доказать свое возвышенное положение. Шри Чайтанья Махапрабху принял чин отрешенности от принадлежавшего к школе майявады санньяси. Современные вайшнавы-санньяси, однако, никогда не думают, что их одеяние делает их равными Чайтанье Махапрабху. На самом деле вайшнав принимает санньясу, чтобы оставаться вечным слугой своего духовного учителя. Он принимает санньясу, зная, что ему не сравниться со своим духовным учителем, парамахамсой, и потому всегда думает, что ему самому не пристало носить одеяние парамахамсы. Поэтому вайшнав принимает санньясу из смирения, а не из гордости.

Санатана Госвами носил одежды санньяси, поэтому ему не следовало надевать шафрановую ткань на голову. Но санньяси-вайшнав не считает, что ему подобает носить одежду вайшнава-парамахамсы. В соответствии с принципом, установленным Шри Чайтаньей Махапрабху (тринад апи суничена), нужно всегда думать о себе, как о находящемся на низшей ступени, а не на уровне вайшнава-парамахамсы. Поэтому вайшнав иногда принимает санньясу только ради того, чтобы всегда помнить о том, что он ниже уровня санньяси-парамахамсы. Таково наставление Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура». (Антья, 13.61, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что всех писателей после Вриндавана даса Тхакура, являющихся чистыми преданными Шри Чайтаньи Махапрабху и старающихся описать деяния Господа, надо почитать воплощением Вьясы. Шрила Вриндавана дас Тхакур — изначальный Вьясадева в описании Чайтанья-лилы, и всех писателей, которые следуют по его стопам, описывая игры Шри Чайтаньи Махапрабху, также должно называть Вьясадевой. Духовный учитель bona fide * называется Вьясой, потому, что он представитель Вьясы.

Почитание дня рождения такого духовного учителя называется Вьясапуджей.

Утверждение аге вьяса кариба варнане — созвучно тексту Чайтанья-бхагаваты (1.180), в котором Вриндавана дас Тхакур говорит:

шеша-кханде чайтаньера ананта виласа

вистария варните ачхена веда-вьяса

«Беспредельные игры Шри Чайтаньи Махапрабху будут описаны Вьcадевой в будущем» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур замечает, что это утверждение указывает на то,что в будущем другие представители Вьясадевы детально опишут игры Господа Чайтаньи. Суть в том, что любой чистый преданный, стоящий в цепи ученической преемственности и описывающий игры Шри Чайтаньи Махапрабху, утверждается как представитель Вьясадевы» (Антья, 20 87, комм)

* Bona fide (лат.) — достойный доверия, подлинный.

Заключение

«. .итак, мы завершили перевод на английский язык Шри Чайтанъя-Чаритамриты Шри Кришнадаса Кавираджи Госвами в соответствии с авторитетным указанием Его Божественной Милости Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Госвами Махараджи, моего возлюбленного вечного духовного учителя, проводника и друга Хотя с материальной точки зрения Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада покинул этот материальный мир в последний день декабря 1936 года, я все же считаю, что Его Божественная Милость всегда присутствует рядом со мной в своих вани, своих наставлениях.

В этой связи мы можем вспомнить тот прекрасный день 1922 года, когда мне выпала удача встретить Его Божественную Милость Шрилу Прабхупаду. Шрила Прабхупада приехал из Шридхамы Майяпура, чтобы начать в Калькутте миссионерскую деятельность Гаудия Матха. Побуждаемый своим близким другом, Шриманом Нарендранатхом Малликом, ныне почившим, я получил возможность встретиться с Его Божественной Милостью в доме на Ултаданге. Я не помню точной даты нашей встречи с ним, но в то время я был одним из управляющих Лаборатории Д-ра Боуза в Калькутте. Я был молод, недавно женился, примкнул к движению Ганди и носил кхади. К моему счастью, уже при первой встрече Его Божественная Милость посоветовал мне проповедовать миссию Махапрабху на английском языке в западных странах. Поскольку тогда я был законченным националистом, последователем Махатмы Ганди, я стал доказывать Его Божественной Милости, что до тех пор, пока наша страна не освободится от иноземного гнета, никто не будет серьезно слушать послание Шри Чайтаньи Махапрабху Конечно, мы поспорили об этом, но, в конце концов, он победил в этом споре и убедил меня в том, что послание Шри Чайтаньи Махапрабху является единственным средством от всех бед страдающего человечества.

Я также убедился в том, что миссия Шри Чайтаньи Махапрабху находится в руках очень опытного преданного, и можно быть уверенным, что послание Шри Чайтаньи Махапрабху распространится по всему миру Я, однако, не смог тут же подчиниться его указанию, но я очень серьезно отнесся к его словам и всегда думал о том, как выполнить его наказ, хотя и совершенно не подходил для такого дела. В 1936 году, как раз перед уходом Его Божественной Милости, я написал ему в Джаганнатха Пури письмо и спросил, как я могу служить ему. Он ответил письмом, датированным 13 декабря 1936 года, в котором, как и в первый раз, приказывал мне проповедовать культ Шри Чайтаньи Махапрабху на английском языке Так или иначе, когда я публиковал первую песнь Шримад Бхагаватам в трех томах в Индии, я думал о поездке в США.

По благословению Его Божественной Милости я смог прибыть в Нью-Йорк 17 сентября 1965 года. С тех пор я перевел много книг, включая Шримад-Бхагаватам, Бхакти-расамрита-синдху, Учение Господа Чайтаньи (краткое изложение) и много других. Между тем меня побудили сделать и опубликовать подробный перевод Шри Чайтанья-чаритамриты. Под конец жизни Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур просто читал в свободное время Чайтанья-чаритамриту Это была его любимая книга. Он говорил, что настанет время, когда иностранцы будут изучать бенгальский язык, чтобы читать Чайтанья-чаритамриту...И вот сейчас, по милости Шри Чайтаньи Махапрабху и Его Божественной Милости Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура эта работа окончена.

Я думаю, что Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати всегда видит мою деятельность и направляет меня в сердце своими наставлениями Как говорится в Шримад-Бхагаватам, тене брахма хрида йа ади-кавайе. Духовное вдохновение приходит из сердца, где Верховная Личность Бога в форме Параматмы восседает в окружении Своих преданных и спутников. Надо признать, что какую бы работу по переводу я ни сделал, все это только по милости моего духовного учителя, потому что сам я слишком незначителен и некомпетентен, чтобы осуществить этот, с материальной точки зрения, неосуществимый труд. Я не считаю себя образованным ученым, но я полностью верю в служение моему духовному учителю, Его Божественной Милости Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру Если моя переводческая деятельность встретила какое-то доверие, то это только благодаря Его Божественной Милости Несомненно, если бы Его Божественная Милость физически присутствовал сейчас здесь, он бы ликовал, но даже хотя его нет с нами, я уверен, что он удовлетворен этой работой. Он любит наблюдать за тем, как публикуются книги для распространения движения сознания Кришны. Следовательно, наше общество, Международное Общество Сознания Кришны образовано, чтобы исполнить наказ Шри Чайтаньи Махапрабху и Его Божественной Милости Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура». (Антья, Заключение)

2. Из Шримад-Бхагаватам:

«Господь Шри Чайтанья Махапрабху, великий проповедник принципов Шримад-Бхагаватам, подчеркивал важность общения с садху, чистыми преданными Господа. Он говорил, что даже одно мгновение общения с чистым преданным может привести человека к совершенству. Нам не стыдно признаться, что мы убедились в этом на собственном опыте. Если бы Его Божественная Милость Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа не облагодетельствовал нас той первой встречей, длившейся всего несколько минут, мы никогда не смогли бы приняться за столь величественный труд — переложение Шримад-Бхагаватам на английский язык. Если бы не та своевременная встреча, мы могли бы, пожалуй, стать крупными деловыми магнатами, но никогда бы мы не смогли идти путем освобождения и заниматься действительным служением Господу, следуя указаниям Его Божественной Милости». (1.13.29, комм.)

«В лице нашего духовного учителя. Ом Вишнупады Шри Шримад Бхактисиддханты Госвами Махараджи нам посчастливилось встретить брахмачари, который всегда был верен своим обетам. Такую великую душу называют наиштхика-брахмачари». (3.12.42, комм.)

«Кардама Муни мечтал о ребенке, который был бы лучом Верховной Божественной Личности. Нужно зачинать только такого ребенка, который сможет исполнить свой долг перед Вишну, а иначе нет никакой необходимости производить детей. У благочестивых родителей рождаются дети двух типов: одни воспитываются в сознании Кришны и уже в этой жизни освобождаются из когтей майи, а другие — это лучи Верховной Божественной Личности, и они несут в мир знание высшей цели жизни... Исполнив свой долг и произведя на свет хорошего ребенка, следует принять санньясу и подняться на совершенный уровень парамахамсы... Около ста лет назад Тхакур Бхактивинода так же, как и Кардама Муни, пожелал зачать ребенка, который смог бы проповедовать философию и учение Господа Чайтаньи в полной мере. По своим молитвам он получил от Господа такого ребенка — Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджу, который, через своих искренних учеников, проповедует философию Господа Чайтаньи по всему миру». (3.22.19, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур любил повторять:

«Если бы мне удалось вернуть домой, к Богу, хотя бы одну заблудшую душу, я бы считал, что моя миссия — распространение Сознания Кришны—исполнена». (4.12.33, комм.)

«Ни для кого не секрет, что тот, кто хочет прогрессировать в сознании Кришны, должен следить за своим весом. Если человек тучнеет, можно с уверенностью сказать, что он не прогрессирует духовно. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сурово критиковал своих тучных учеников». (4.28.36, комм.)

«Это (устройство браков для учеников) может удивить только тех, кто не стремится к установлению дайва-варнашрамы — божественной системы четырех сословий и четырех духовных укладов жизни. Однако Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур хотел возродить дайва-варнашраму». (5.1.24 комм.)

«Есть один простой прием, с помощью которого можно победить ум — это пренебрежение. Ум постоянно требует: «Делай это, делай то», — и нам нужно научиться игнорировать его приказы. Постепенно ум приучится слушаться приказов души. Человек не должен подчиняться прихотям ума. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что очень полезно каждый день, рано утром и перед сном, хорошенько колотить свой ум башмаком. Только так и можно укротить его». (5.11.17, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что, проснувшись утром, мы первым делом должны отпустить своему уму сто ударов башмаком, а перед тем, как ложиться спать, выдать ему сотню палок. Таким образом можно держать ум под контролем». (5.6.4, комм.)

Шрила Рупа Госвами утверждал:

прапанчикатайа буддхйа

хари-самбандхи вастунах

мумукшубхих тшритйаго

ваирагъям пхальгу катхьяте

Все, даже материальное, связано с Верховной Божественной Личностью. Поэтому нужно все использовать вслужении Господу. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет этот стих следующим образом:

хари-севайа йаха хайа анукула

вишайа балийа тахара тйаге хайа бхула

«Человек не должен отказываться от чего-либо, связанного с Верховной Личностью Бога, под тем лишь предлогом, что это материально или может услаждать материальные чувства». (5.16.3 комм.)

«Шрила Джива Госвами пишет, что хотя санкиртана сама по себе является залогом совершенства, арчана, поклонение Божеству в храме, также должна продолжаться, чтобы преданные могли хранить чистоту. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур советовал применять оба эти метода одновременно. Мы строго следуем этому принципу — совершаем санкиртану и поклоняемся Божеству в храме, и будем делать это и впредь». (4.3.25, комм.)

«Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру не нравилось, когда с течением времени его ученики тучнели. Он очень беспокоился, видя, как его тучные ученики становятся бхоги, то есть, рабами чувств». (7.13.16-17, комм.)

«Богословы, авторитетные в том, что касается преданности, советуют не стремиться увеличивать число храмов и матхов. За такую работу могут браться только опытные в распространении сознания Кришны преданные. Все ачарьи Южной Индии, особенно Шрила Рамануджачарья, во множестве сооружали большие храмы, а в Северной Индии большие храмы строили Госвами Вриндаваны. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур также создавал большие центры, известные как Гаудия Матхи. Поэтому строительство храмов не плохо, при условии, что в них уделяется должное внимание проповеди сознания Кришны». (7.15.21, комм.)

«В наше время Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ввел церемонию посвящения священным шнуром для своих учеников-вайшнавов, желая, чтобы люди поняли, что когда человек становится вайшнавом, он, значит, уже приобрел все качества брахмана». (10.7.13-15, комм.)

«... Уму свойственно принимать или отвергать различные виды деятельности, основанной на удовлетворении чувств. Поэтому разумный человек должен управлять умом, не давая ему впадать в иллюзию, что существует нечто отдельное от Кришны, и когда ум его будет таким образом укрощен, он испытает совершенное бесстрашие». (10.2.38)

Комментарий: «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур так прокомментировал этот стих: «Обуздание ума — это результат жизни в преданном служении Господу. Под влиянием сосредоточенного преданного служения ум, принимающий или отвергающий разные вещи, может прекратить жаждать чувственных наслаждений отдельно от Кришны. В запредельном сознании Кришны нет противоречий, обид или недостатка экстаза. Другими словами, оно совершенно не похоже на материальные вещи, которые всегда оказываются временными и неизменно ничтожными. Забыв Кришну, обусловленное живое существо страдает от этого заблуждения и искаженности своего собственного так называемого разума. Живые существа являются отделенными частицами высшего прибежища, Кришны, но они пали из царства духовных игр Бога. Забыв Верховного Господа, они соблазнились грехом и обратились к опасным материальным вещам, которые наполняют их неистребимым страхом. Если человек желает обуздать ум, который постоянно погружен в двойственность ментального вымысла, он должен обратиться к преданному служению Господу Кришне». (11.2.38, комм.)

«Согласно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру: «Тот, кто испытал собственную свою истинную природу, понимает, что все вокруг это, в сущности, параферналии, назначение которых —доставлять экстатическое удовольствие Верховному Господу. Так человек освобождается от раскольнического по сути взгляда на мир как на источник собственного наслаждения. В запредельном состоянии все, что преданный видит, напоминает ему о Кришне и таким образом, его духовное знание и блаженство возрастают». (11.2.41, комм.)

«Шрила Бхактисиддханта утверждал: «Когда незрелые люди считают себя маха-бхагаватами и действуют вопреки духовному учителю-вайшнаву, такое поведение попросту не дает им возможности получить милость гуру-вайшнава. Введенные в заблуждение ложным эго, эти самопровозглашенные преданные постепенно падают настолько, что на некоторой промежуточной стадии чистые преданные начинают игнорировать их, и милость, которая обычно проистекает от удовлетворенности преданных, до них не доходит. Так они становятся асадху, постоянно оскорбляющими преданных, которые проповедуют Святое Имя Кришны. Чистые преданные поэтому, при любых обстоятельствах выказывают полное безразличие к тем, кто ошибочно воображает себя вишудха-бхактами, или чистыми преданными Господа. Это безразличие есть блистательное проявление их милости»». (11.2.46, комм.)

3. Из «Нектара Преданности»:

«В средние века, после ухода великого спутника Господа Чайтаньи— Господа Нитьянанды, священнослужители провозгласили себя Его потомками, назвавшись особой кастой госвами. Более того, они заявили, что практика и распространение преданного служения являются привилегией только их касты, которая называется Нитьянанда- вамшей. Так они некоторое время искусственно удерживали власть, пока Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, могущественный ачарья Гаудия-Вайшнава-сампрадаи, не сокрушил их идеи. Это была тяжелая борьба, но она завершилась успехом, и теперь общепризнанно, что преданное служение не ограничивается определенным классом людей, и этот принцип везде применяется на практике. Кроме того, человек, занятый преданным служением, уже первоклассный брахман. Так что борьба Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура за это движение завершилась победой.

Именно на основании его суждения любой человек в любой части мира, или любой части Вселенной, может теперь стать Гаудия-вайшнавом. Чистый вайшнав пребывает вне пределов материального мира, и потому здешнее возвышеннейшее качество, а именно, способность находиться в гуне благости, уже принадлежит ему. Наше движение сознания Кришны в западном мире зиждется на вышеупомянутом утверждении Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады, нашего духовного учителя. Опираясь на его авторитет, мы принимаем в наше Общество людей из любых западных стран. Так называемые брахманы утверждают, что если человек не родился в брахманской семье, он не может получить священный шнур и не может стать вайшнавом высшей ступени. Но мы не принимаем этой теории, потому что она не подтверждается ни Рупой Госвами, ни священными писаниями». (Гл. 5)

4. Из Шри Упадешамриты (Нектар Наставлений);

«...Шрила Рупа Госвами утверждает в Бхакти-расамрита -синдху( 1.2.295)

сева садхака-рупена

сиддха-рупена чатра хи

тад бхава-липсуна карйа

враджа-локанусаратах

«В запредельном царстве Враджи (Враджа-дхаме) каждый должен служить Верховному Господу, Шри Кришне, с чувством, подобным чувству одного из Его спутников, непосредственному руководству которого он должен предаться и по стопам которого следовать. Этот метод подходит как для уровня садханы (т.е. духовной практики, выполняемой в состоянии обусловленности), так и для уровня садхьи (осознания Бога), когда личность становится сиддха-пурушей или духовно совершенной душой».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур комментировал этот стих следующим образом: «Тот, чей интерес к сознанию Кришны еще не развит, должен отбросить все материальные желания и обуздать ум, следуя заповедям духовного развития, то есть повторять имя Кришны, воспевать Его образ, качества, игры и помнить о них.

Почувствовав вкус к подобным занятиям, следует поселиться во Вриндаване, где под покровительством и руководством опытного преданного проводить время в постоянных размышлениях об имени, славе, играх и качествах Кришны. В этом суть всех наставлений о преданном служении.

Вначале нужно все время слушать кришна-катху. Этот этап называется шравана-дашей, стадией слушания.

Постоянно слушая трансцендентное Святое Имя Кришны и описания Его божественного облика, качеств и игр, человек достигает стадии принятия, называемой варана-дашей. На этой стадии у него развивается привязанность к слушанию кришна-катхи. Когда он обретает способность в экстазе повторять Святые Имена, он достигает уровня смаранавастхи, памятования. Вспоминание, погруженность в размышления, медитация, постоянное памятование и транс — таковы пять ступеней развития кришна-смараны. Вначале памятование о Кришне может временами прерываться, но затем оно становится непрерывным. Непрерывное памятование переходит в сосредоточение, называемое медитацией. Когда медитация расширяется и становится постоянной, ее называют анусмрити.

Непрерывная и неустанная анусмрити выводит человека на уровень самадхи, духовного транса. Достигнув совершенства в смарана-даше, или самадхи, душа приходит к осознанию своего изначального конституционального положения. Тогда она обретает совершенное и ясное представление о своих вечных взаимоотношениях с Кришной.

Это называется сампатти-дашей, совершенством жизни.

Чайтанья-чаритамрита советует неофитам оставить все корыстные желания и, руководствуясь указаниями Писаний, заняться регулируемым преданным служением Господу. Так у неофита постепенно разовьется привязанность к Имени Кришны, Его славе, образу, качествам и т. д. Развив в себе такую привязанность, он сможет добровольно служить лотосоподобным стопам Кришны, даже не следуя заповедям. Эта стадия называется рага - бхакти — преданным служением в стихийной любви. На этой стадии преданный может следовать по стопам одного из вечных спутников Кришны во Вриндаване. Такое служение называют рагануга -бхакти. Рагануга-бхакти, то есть, стихийным преданным служением, можно заниматься, находясь в различных расах. В шанта-расе преданный стремиться стать коровой Кришны, Его посохом, флейтой в Его руках или цветами, украшающими Его шею. В дасья-расе преданный следует по стопам таких слуг Кришны, как Читрака, Патрака или Рактака. В дружеской сакхья-расе он может стать другом Господа, подобным Баладеве, Шридаме или Судаме. В ватсалья-расе, отношениях родительской любви, можно идти по стопам Нанды Махараджи и Яшоды, а в мадхурья-расе, супружеской любви, уподобиться Шримати Радхарани или таким Ее подругам, как Лалита, или служанкам (манджари), как Рупа и Рати. В этом суть всех наставлений о преданном служении». (Текст 8, комм.)


1. Из очерка«В поисках истины». (История Нароттама даса Тхакура):

Единственная обязанность садху — отсекать накопленные каждым индивидом греховные склонности. Это единственное беспричинное желание всех садху. Светские люди обладают двойственной природой. Они выражают некоторое чувство, но внутренне вынашивают совершенно другую цель. Более того, они пытаются преподнести это двуличие как признак либерализма или любви к гармонии. А кто не расположен проявлять двуличие, кто желает быть искренним и откровенным, или, другими словами, недвусмысленно исполнять функцию души, тех по-настоящему искренних людей двуличные называют сектантами и ортодоксами. Мы хотим построить общество только честных людей. Мы не хотим поддерживать общение с теми, кто не таков. Мы должны всеми средствами избегать дурного общения. Говорят, что от животных, имеющих рога, надо держаться на расстоянии сотни локтей. В отношении неискренних людей необходимо соблюдать ту же осторожность.

Было время, когда Тхакур Нароттам имел удовольствие рассказывать простые истины многим достойным людям, имевшим самое высокое происхождение. Сам Тхакур Нароттам в глазах мирян выглядел членом семьи уттарадия каястха. За то, что он говорил правду, дурные люди принялись нападать на него. Кто судит других людей по свидетельству своих чувств, тот, в сущности, злонамерен. Такие люди, лишенные какого-либо здравого смысла, начали искать недостатки у Тхакура Нароттама. Почему он, рожденный в семье каястха, претендует на роль религиозного наставника людей, рожденных в брахманских семьях, да еще обращает их в своих учеников? Когда эти обвинения достигли ушей Тхакура Нароттама, он сказал, что чем вызывать вражду со стороны кого бы то ни было, он лучше совсем никого не будет учить. Шри Рамакришна Бхаттачарья и Шри Ганганараян Чакраварти, которые были учениками Тхакура-Махашайи, сказали по этому поводу, что если он прекратит учить, мир провалится в тартарары, и в нем еще больше возрастет количество атеистов-пашанди *. Сказав это, один из них облачился в платье торговца бетелем, а другой оделся гончаром. В это время целый корпус гордых пандитов из враждебной общины прибыл в Кетури, намереваясь сразиться с Тхакуром-Махашайей в открытой полемике. Прибыв в Кетури, они проследовали на базар, в гончарный магазин, чтобы купить себе глиняных горшков для приготовления пищи.


А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада со своим духовным учителем Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром Махараджей на Радха-Кунде«Когда ученик не понимает истинного духовного учителя, учитель сетует на свою неспособность защитить ученика и иногда плачет. У нас был такой опыт, когда мой Гуру Махараджа еще был жив. Одного из его учеников, который принял санньясу, жена насильно увела домой. Мой Гуру Махараджа очень горевал и со слезами на глазах говорил, что не может спасти душу». [67/11/16]

«Я могу сообщить тебе, что ты никак не глуп, поскольку смиренно высказал свое мнение. Лучше оставаться вечным глупцом перед духовным учителем. Однако если ученик действительно глуп, это отражается на духовном учителе. Думать, что становишься глупым, это настоящее качество настоящего ученика. Как только ученик думает, что он стал мудрее своего духовного учителя, можно с уверенностью сказать, что он обречен. Перед своим духовным учителем всегда нужно оставаться глупцом. Не искусственно, а с искренним чувством, тогда ты будешь прогрессировать. Даже мой духовный учитель, великий ученый, оставался так называемым глупцом перед своим духовным учителем, который внешне казался неграмотным деревенским жителем. Итак, во взаимоотношениях Абсолютного мира глупец также является учителем, а учитель также является глупцом». [67/12/6]

«Мой Гуру Махараджа не любил открывать проповеднические центры в местах с небольшим населением. Мы не должны тихо жить в уединенном месте. Наше предназначение в том, чтобы привлекать вечных слуг Кришны, поэтому мы стремимся в населенные места». [67/12/10]

«Я могу сказать, что секрет к пониманию шастр — это практическая преданность. Мой Гуру Махараджа часто говорил, что если человек не занят в преданном служении, то для него читать книги — все равно, что облизывать банку меда снаружи. Кто думает, что вся суть в книгах, тот находится в этом положении. Но нам известен секрет, с помощью которого можно открыть банку и отведать меда». [68/2/26]


«Нам не следует оставаться вимудхами. Нам надо стать разумными. Чтобы сделать нас разумными, Кришна и приходит. Приходят преданные Кришны. Приходят некие посланники. И Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — один из посланников Кришны, Чайтаньи Махапрабху, цель которого — проповедовать Сознание Кришны. Он не только сам проповедовал, но и научил многих учеников проповедовать это Сознание Кришны во всем мире. По его милости мы тоже пытаемся делать что-то в ИСККОН в системе парампары. Так что нам нужно принять преимущества этой миссии вайшнавов. Как говорили Чайтанья Махапрабху, Прахлада Махараджа — они очень желали этого. Вайшнав значит пара духкхадухкхи. Наш Гуру Махараджа, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — он вайшнав, стопроцентный вайшнав. И он был пара духкха духкхи. Это вайшнав. Он критиковал нирджана бхаджану.

Он сам написал песню.


Ваша корзина

0 Товары - 0.00 Руб
В корзину

Наш телеграм-канал

telegram kanalПодписывайтесь на наш телеграм-канал. Много всего интересного, новинки книг и других товаров, скидки, тематический контент здесь https://t.me/vasudeva_ru

Вход на сайт

Меню