Рупа Виласа дас

После ежегодного празднования Гаура Пурнимы и обхода Шри Навадвипа-дхамы в 1933 году, Шрила Сарасвати Тхакур решил распространить свою проповедь сознания Кришны в Европу, как этого желали Шри Чайтанья Махапрабху и Шрила Бхактивинода Тхакур. К пущему его вдохновению, День явления Господа Чайтаньи был ознаменован выходом в свет большой, прекрасно изданной книги на английском языке под названием «Шри Кришна Чайтанья», написанной его учеником, профессором Саньялом.

18 марта, на специально устроенной встрече в Мадрасе, Шрила Сарасвати Тхакур напутствовал трех своих учеников, из которых двое были санньяси. Этими тремя учениками, которым предстояло отправиться в Европу по поручению своего Гуру Махараджи, были Шрипада Бхакти Прадип Тиртха Махараджа, ученик Бхактивиноды Тхакура, принявший санньясу от Шрилы Сарасвати Тхакура, Шрипада Бхакти Хридай Бон Махараджа и Шри Самбидананда Прабху. Наставления, которые он дал им, представляют собой блестящий очерк настроения и поведения проповедника, находящегося в иных землях. Читая его, мы не можем не думать о том, как совершенно точно соответствует Шрила Прабхупада этому описанию идеального проповедника. Беседа эта, озаглавленная «L’Envoi» (что значит «тот, кто отправляется во исполнение миссии, посланец»), была позднее опубликована как очерк в собрании англоязычных работ Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура:


Последующие годы были отмечены невероятным подъемом деятельности Гаудия Матха по всей Индии и за ее пределами. В рамках этой книги мы можем только перечислить важнейшие события в череде этих усилий.

В 1929 году Шрила Сарасвати Тхакур начал новую программу, целью которой было прославление святых мест, освященных лотосами стоп Шри Чайтаньи Махапрабху. В местах, где путешествовал и проповедовал Господь, было учреждено 108 пада-питх — памятников в честь следов Его стоп. Шрила Сарасвати Тхакур открыл одну такую пада-питху в Канаи и одну в Мандаре. Во время открытия пада-питхи в Бенаресе, на том самом месте, где Шри Чайтанья Махапрабху наставлял Шрилу Санатану Госвами, он дал лекцию об этой беседе.

В январе 1930 года, по случаю Пурна Кумбха-мелы, Шрила Сарасвати Тхакур установил Божества Радхи и Говинды в Тривени и отправил группу проповедников просвещать людей в округе. День ото дня проповедническая деятельность Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура становилась вое более организованной. Его проповедники ходили от двери к двери, собирая пожертвования, проводя подписку на вайшнавские журналы, открывая центры и обращая людей в преданных. Шрила Сарасвати Тхакур выступал с лекциями, беседовал с интеллигенцией и учеными своего времени, руководил установлением Божеств, инициациями и фестивалями на выставках диорамах, открытием храмов, распространением Прасада и т.д. Тем временем его печатные станки вращались, выпуская книги. Он встречался даже с английскими губернаторами, вице-королем, индийскими раджами и т.д., побуждая их участвовать в открытии храмов и других проектах. Конечно, все это вызывало недовольство некоторых националистов и религиозных пуристов, но Шрила Сарасвати Тхакур был далек от телесной концепции жизни, им владела идея омьпъ каждого в потоке движения санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху.


С 1925 по 1926 годы Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур широко проповедовал дайви-варнашраму. На этой теме он всегда подробно останавливался в своей проповеди. В 1929 году в интервью с профессором Государственного Университета Огайо Альбертом Сазерсом, он, в ответ на вопрос о кастовой системе, сделал следующий ошеломляющий анализ варнашрамы:

Профессор Сазерс: Вы признаете кастовые различия? Кастовые индусы смотрят на другие классы общества свысока, с презрением и неуважением. Вы тоже так делаете?

Шрила Сарасвати Тхакур: Поскольку вайшнавская философия одобряет все, что связано со служением Богу, вайшнавские формы проявления этого служения также отличаются от тех, что приняты у моралистов других сект.


В 1923 году во Враджапаттане началось строительство прекрасного двадцатидевятибашенного храма в честь четырех вайшнавских сампрадай и их главных ачарий. В углах здания должны были находиться ниши для божеств.

В одной нише — Брахма-сампрадая и Шрила Мадхвачарья; в другой —Рудра-сампрадая и Шрила Вишнусвами; в третьей — Кумара-сампрадая со Шрилой Нимбаркачарьей; а в четвертой — Лакашми-сампрадая, возглавляемая Шрилой Рамануджачарьей. Обходя храм, можно было увидеть их все. Идея Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати состояла в том, что хотя в учениях вайшнавских ачарий и существуют некоторые расхождения, все же всехэтих ачарий объединяет вера в то, что Господь — это Верховная Божественная Личность, которой должны вечно служить все живые существа. Каждый из этих ачарий написал комментарии к Веданте, опровергающие имперсональную доктрину Шанкарачарьи.

В учении каждого из четырех ачарий была определенная идея, которую принял и высоко оценил Шри Чайтанья Махапрабху:


В ноябре 1918 года Кунджабихари Видьябхушана снял за пятьдесят рупий дом на Ултаданга Джанкшн Роуд, около храма Парешанатхи, и Шрила Сарасвати Тхакур основал там Шрила Бхактивинода Асану. Хотя договора аренды у них не было, несколько домохозяев, учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура взялись поддерживать проповедь своими пожертвованиями. Кунджабихари Видьябхушана даже устроился ради этой цеди на государственную службу.

Здесь очевидна параллель с началом пути Шрилы Прабхупады: видение Кришны на «Джаладуте»; затем маленький магазинчик с витриной, выходящей на улицу; ученики, берущие помещение в аренду, не зная наперед, как они будут выплачивать арендную плату, но обладающие непоколебимой верой в парамахамсу, и берущиеся ради него за любую простую работу, и т.д. Так начиналось исполнение обещанного в обоих видениях. Нужно было лишь обладать искренним желанием доставить радость Кришне, и такого желания, несомненно, было в избытке. Эти примеры — ив жизни Шрилы Сарасвати Тхакура, и в жизни Шрилы Прабхупады — подчеркивают силу шаранагати, полного предания себя милости Кришны. Секрет успеха заключается в часто цитируемом, но трудно выполнимом наставлении Кришны Арджуне: сарва-дхарма паритьяджа мам экам шаранам враджа. Никакой материальной формулы, только искреннее усилие порадовать Кришну. Кришна ободряет Арджуну: «Не бойся». Так же ободряет Он и Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура в Йогапитхе, и Шрилу Прабхупаду на «Джаладуте».

Кто берет на себя благословенное бремя донести милость Господа Чайтаньи Махапрабху до заблудших душ этого века, тот никогда не падет, но напротив, Господь милостиво бросит на него Свой взгляд. Мы можем убедиться в этом на примерах жизни ачарий.

В декабре 1918 года Шрила Сарасвати Тхакур с десятью преданными отправился в проповедническое турне. Первую остановку он сделал в Яшохаре, где его приняли в доме известного юриста по имени Рая Бахадур. Здесь же Шрила Сарасвати Тхакур прочел курс лекций, который вылился в Вайшнавскую конференцию под председательством самого Шрилы Сарасвати Тхакура. Во время этой конференции он дал экстатическую лекцию о

Шриле Харидасе Тхакуре, который родился в мусульманской семье в Бутана Паргане, районе Яшохары. В заключение он сказал:

еи бхадже, сеи бада, абхакта-хина чхара

кришна бхаджане нахи джати-кулади-вичара

«Поклоняющийся велик, а непреданный незначителен. Ни каста, ни семья не играют роли в поклонении Кришне».

За этим последовала мощная санкиртана по Яшохаре. Отсюда проповедники направились в район Кхулна и в доме Непалчандры Махашаи провели большое собрание, в котором приняли участие преданные из соседних деревень. Тут нашлись люди, пытавшиеся привести возражения, касающиеся ведической варнашрама-дхармы и поведения преданного. Используя в качестве доказательства шлоки из Шримад-Бхагаватам и Сатвата-смрити, Шрила Сарасвати Тхакур опроверг все возражения, прославив даиви-

варнашраму, в которой все определяется личными качествами и деятельностью преданного. Хотя в этой деревне жили несколько человек, настроенных и ведущих себя весьма оскорбительно, Шрила Сарасвати Тхакур, сострадая несчастному положению этих людей, лично ходил со своими последователями от двери к двери в настроении

Господа Нитьянанды по отношению к Джагаи и Мадхаи.

Отсюда, они проследовали в Банаграму, где Шрила Сарасвати Тхакур встретился со своим бывшим учеником, знакомым ему со времен, когда он преподавал астрологию в Сарасвати Чатушпатхи в Калькутте. По старой привычке, бывший ученик сел рядом со своим учителем, и один из духовных учеников Шрилы Сарасвати Тхакура дал Гуру свой чадар, с тем чтобы подчеркнуть более возвышенное положение своего духовного учителя. Бывший ученик, ставший уже к тому времени видным юристом, обиделся и запротестовал. Дело в том, что бывшему ученику неследовало занимать равное положение с учителем, тем более, с триданди-саньяси. Хотя Шрила Сарасвати Тхакур не возражал, его последователи отнесли это лишь насчет его скромности. Кришнадаса Кавираджа Госвами говорит:

джагаи-мадхаи хайте муй се паписта,

пурисера кита хайте муй се лагхиста

«Я греховнее Джагаи и Мадхаи, я ниже червя в испражнениях». Разумеется, не следует понимать это высказывание дословно. Ученики всегда должны почитать тех, кто стоит на уровне гуру и саньяси.

1 января, проведя санкиртану в Банаграме, группа вернулась к Асане Шри Бхактивиноды в Калькутте. 5 февраля 1919 года, вдень явления Шри Вишнуприи, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур восстановил Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабху и поведал присутствующим историю этого общества, которому суждено было стать известным как Миссия «Гаудия». Каждый стих Шат-сандарбхи Шрилы Дживы Госвами Прабхупады увенчан именем Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи. Он писал, что это имя обозначает общество, состоящее из раджа-вайшнавов, превосходнейших вайшнавов этого мира. Эти превосходные вайшнавы следуют по стопам Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, Который есть Спаситель Кали-юги (Дарующий знание о духовных отношениях) и Дарующий Свой собственный метод поклонения (Дарующий понимание), в Котором воплощена Кришна-према, хотя Он — Сам Шри Кришна, Воплощение Кришна-премы. В Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхе почитают Шрилу Рупу Госвами и Шрилу Санатану Госвами, спутников Махапрабху. Их учение—Бхагавата-дхарма. Оно сформулировано в Бхагават-сандарбхе или Шат-сандарбхе. Поэтому члены Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи — это те, чьи сердца озарены светом Шат-сандарбхи.

Шрила Сарасвати Тхакур говорил, что если удача покидает мир, и у людей появляется равнодушие к чистому знанию, сабха сама по себе скрывается. После ухода Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Шрилы Баладевы Видьябхушаны, сабха на какое-то время скрылась.

Известная калькуттская газета «Амрита базар Патрика» так описывает события 1919 года:

«В прошлую пятницу, (пятого числа текущего месяца) в Шри Асане (Ултаданга Джанкшн Роуд, 1) был пышно отпразднован День Явления Шри Шри Вишнуприи Деви. Особую торжественность этому событию придала церемония восстановления Вишва-вайшнава-раджа-сабхи, общества, которое спустя одиннадцать лет после ухода Шри Шри Махапрабху основал не кто иной, как сам Шрила Джива Госвами, и которому тридцать три года назад дал новую жизнь Шри Бхактивинода Тхакур».

В том же году в «Саджана Тошани» был опубликован очерк по лекции Шрилы Сарасвати Тхакура. Ниже приводится отрывок из этого очерка:

«В минувший день рождения Шри Вишнуприи в Калькуттской Шри Бхактивинода Асане собралось множество чистых преданных, которые восстановили Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабху. Хотя эта сабха (общество) существует вечно, она уже трижды нисходила в мир. Спустя одиннадцать лет после ухода Шримана Махапрабху, когда мир начал погружаться во тьму, в Шри Враджа-мандале взошли и занялись служением Гаурачандре шесть великолепных ярких звезд. Кроме этих шести сияющих звезд Вишва-вайшнава-раджа-сабху Шри Гаурачандры украсили еще несколько великих душ. Их возглавили Шрила Локанатха Госвами, Шрила Бхугарбха Госвами и Шрила Кашишвара Госвами. Эту Вишва-вайшнава-раджа-сабха украшали шестьдесят четыре любимыхспутника

Шри Гаурасундары. Главной же ветвью этой Шри вишва-вайшнава-раджа-сабхи были двенадцать друзей Нама-хатты Шрилы Нитьянанды Прабху.

Шри Шри Бхагават Кришна Чайтаньадева— воплощенное спасение века Кали. Он — Наставник в бхаджане Себе Самому и в знании Взаимоотношений (самбандха-гьяна). Он—Определяющий преданность, которая есть средство (абхидхея) и Он—Воплощение Кришна-премы, являющейся конечной целью (прайоджана). Преданные Шри Гауры называются Чайтанья-дева-чарана-анучара. Шри Чайтаньядева — это Сам Кришначандра, Повелитель всех вайшнавов мира (Вишва-вайшнава-раджа). Собрание Его преданных—это Шри вишва-вайшнава-раджа-сабха. Во главе общества—Шри Рупа Госвами и его уважаемый брат Шри Санатана Госвами. Члены этой Шри вишва-вайшнава-раджа-сабхи — те, кто считает себя последователями Шри Рупы. Руководители — Шри Шри Прабхупада Шримад Рагхунатха Даса Госвами и Шри Шри Прабхупада Шримад Джива Госвами. После того, как Шри Гаурачандра явил игру Своего ухода, и для обитателей этого мира начались времена бедствий, Шримад Джива Госвами Прабху по воле Шри Шри Рупы-Санатаны проповедовал Шри Бхагавад-дхарму. Ученики Шри Рупы и Шри

Санатаны, руководителей сабхи, позже сами стали руководить ею. Шри Джива Прабхупада, став руководителем сабхи, сформулировал учение Шри Рупы в Бхагавата-сандарбхе или Шат-сандарбхе. Члены Шри-вишва-вайшнава-раджа-сабхи считают эту Шат-сандарбху учением Шри Рупы-Санатаны и потому занимаются Шри Хари-бхаджаной. Чистый трансцендентный метод поклонения, который был сформулирован одним из руководителей Шри вишва-вайшнава-раджа-сабхи, Шримад Рагхунатха Дасом Госвами, возложившим на голову наставления Шри Рупы Госвами — единственное, что дорого преданным Шри Гауры. Найдя прибежище у непорочных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, руководителем Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи стал Шрипада Кришнадас Кавираджа Госвами Прабху — царь семьи преданных расика (тех, кто способен постичь внутренний смысл). Затем корону этой Вайшнава-раджа-сабхи украсил, в должности ее директора, Шри Нароттама Тхакур Махашайа—украшение сокровищницы трансцендентных преданных. Позже на сабху пролили свой луноподобный свет такие преданные, как Шри Шрипада Вишванатха Чакраварти Тхакур. Темнота ночи не может постоянно господствовать над тремя мирами, покрытыми невежеством. Поэтому иногда мы созерцаем на духовной тверди, омываемой луноподобными лучами Шри Гаурачандры, сверкающие звезды.

«В 399 году Эры Гаурабда (1885 по Р. X.) Шри Вишва-вайшнва-раджа-сабху вновь осветила сверкающая звезда вселенского вайшнавского небосвода. В то время множество людей в великом городе Калькутте увидели свет этой сабхи и теперь, в наши дни, прохладные лучи Шри Гаурачандры, отражающиеся в любящих глазах, видны в этом мире. Подобно тому, как осенние облака внезапно заволакивают небо и скрывают свет луны, так и материалисты, не-вайшнавы в одеждах вайшнавов препятствуют распространению божественного света. Сегодня исполняется четыре года с того дня, как слуга Повелителя вайшнавов и руководитель последователей Шри Рупы Госвами ушел из этого мира, и туман иногда уже скрывает его свет. Видя это, группа людей, принявших покровительство последователей Шри Рупы, твердо решили защитить свет проповеди Хари от любых бурь.

«Божественный цветок Кришна-премы, бутон которого лелеяли ачарьи, возглавляемые Шри Рупой, Рагхунатхой и Дживой, явил миру свой расцвет благодаря Шримад Бхактивиноде Тхакуру, а после его ухода он полностью раскрылся. Последователи Шри Рупы Госвами защитили этот прекрасный, благоухающий цветок от покушений порочных людей, тем усладив обоняние пчел, роящихся у стоп Шри Гауры. В этой связи мы просим каждого прочитать Адилилу, девятую главу Шри Чайтанья-чаритамриты, написанную Царем преданных расика о божественных любовных деяниях великого Садовника, Шри Чайтаньи».

Несмотря на цветистый язык статьи, в ней точно описана история парам/тары со времен Шри Чайтаньи Махапрабху, и цель Общества ставится в один рад с миссией Чайтаньи Махапрабху, которую описывают шесть Госвами, во главе со Шрилой Санатаной и Шрилой Рупой Госвами, которая нисходит через Шрилу Рагхунатха Даса Госвами, Шрилу Дживу Госвами, Шрилу Кришнадаса Кавираджа Госвами, Шрилу Нароттама даса Тхакура, Шрилу Вишванатха Чакраварти Тхакура и Шрилу Баладеву Видьябхушану и в которую вдохнули новую жизнь Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Таким образом, парампара, или линия наставнической преемственности, представлена не как линия только дикши, но даже больше как линия шикши, состоящая из махаджан, в совершенстве осознавших и передающих теперь изначальное учение Шри Чайтаньи Махапрабху в его чистейшей форме.

После восстановления Вишва-вайшнава-раджа-сабхи в Бенгальском Литературном Обществе была проведена большая конференция, посвященная Дню явления Шрилы Бхактивиноды Тхакура, на которой в его честь было произнесено немало возвышенных речей. В самый день его явления в А сане был устроен большой праздник, по случаю которого было приготовлено 1200 килограммов риса и роздано несколько тысяч порций Прасада.

Последователи Шрилы Сарасвати Тхакура отметили, что после этого мероприятия его планам или желаниям уже никогда ничто не препятствовало, и средств всегда хватало. Чего бы он ни пожелал, то обязательно появлялось. Это был хороший пример могущества гуру-пуджи. Почитая чистых представителей Бога должным образом, можно снискать Его милость, и тогда непременно последует полный успех.

В Асане Бхактивиноды, на Ултаданга Роуд, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур занимал прекрасную комнату на крыше, а внизу жили четыре семейных пары. Санньяси и брахмачари располагались в другой части здания, собирали подаяние, поклонялись Божествам, исполняли киртаны и проповедовали. В 1920 году Асана была переименована в Гаудия Матх и в 1922 году там началось издание еженедельного журнала на бенгали под названием «Гаудия», наполненного проповедью и славословиемГоспода. И, разумеется, именно здесь в 1922 году произошла судьбоносная встреча с Его Божественной Милостью Абхаем Чаранаравиндой Бхактиведантой Свами Прабхупадой, которая так прекрасно описана в «Шрила Прабхупада-Лиламрите», том 1. Семя, посеянное Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, взошло исполнением сокровенных желаний и пророчеств Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Господа Чайтаньи: пение и повторение Святого Имени распространилось по всему миру.

Так трансцендентною волею встретились два трансцендентных титана. Как писал впоследствии Шрила Прабхупада:

«В 1896 году Бхактивинода Тхакур хотел представить это Движение Сознания Кришны своей книгой «Шри Чайтанья Махапрабху, Его жизнь и Учение». К большому счастью, тот год был годом моего рождения и по воле Кришны мы (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада) встретились. Я родился в одной семье, а мой Гуру Махараджа родился в другой семье. Кто знал, что я приеду в Америку? Кто знал, что вы, американские юноши, придете ко мне? Эго все устроил Кришна. Мы не можем понять, как такое происходит».

Проповедуя, Шрила Сарасвати Тхакур прошел по всей Индии— от Гималаев до океана. Во время этого путешествия он обошел Навадвипа-дхаму, Гауда-мавдалу, Кшетра-мандалу, Враджа-мандалу и всю Индию, сопровождаемый множеством последователей и прекрасной санкиртаной. Подробное описание его активной проповеди составило бы много томов, но для нашей краткой истории достаточно будет попытки подвести итог его деятельности, упомянув несколько высших моментов этой проповеди, подобно тому, как в горном массиве именно высочайшие вершины заслуживают внимания.

27 июня 1919 года в Годрума-двипе в Свананда сукхада-кундже было установлено божество Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Тогда же Шрила Сарасвати Тхакур дал глубокую лекцию о служении гуру и поклонении божеству ачарьи. Он также завершил Вайшнава-вишвакош—энциклопедию вайшнавских терминов, для которой собирал материалы с 1900 года, исполнив таким образом желание Шрилы Бхактивиноды Тхакура. В 1921 году, в Пури он опубликовал книгу под названием «Ачар и Ачарья», которая нанесла сильнейший удар по так называемым «вайшнавам», занимающимся бизнесом от религии. Как говорится в Шрила Прабхупада-лиламрите, том 1: «Шрила Бхактисиддханта осуждал владельцев храмов, показывающих Божества за деньги. Он говорил, что куда честнее было бы стать подметальщиком улиц. Он создал афоризм на бенгали: шалаграма-двара бадам бханга — «Священники используют Божество шалаграм в качестве камня для раскалывания орехов». Другими словами, если человек показывает шалаграмы (или любую Другую форму Божеств) просто за деньги, то он видит в Божестве не Господа, а камень, средство зарабатывают на жизнь».

В этом же году он возобновил обхождение Навадвипа-дхамы и прочел удивительную лекцию в Дакке, дав тридцать различных толкований одного единственного стиха из «Веданта-сутры». В это же время он совершил путешествие по Враджа-мандале, пытаясь организовать там центр. В 1923 году он принял участие в Ратхаятре в Пури и в экстазе танцевал перед Господом. В этот период он начал составлять и отправлять группы преданных на проповедь послания Господа Чайтаньи. В 1923 году Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур организовал в Калькутте «Печатный стан Гаудия» и начал часть за частью публиковать Шримад-Бхагаватам, с пословным и литературным переводом и комментариями.

 


Ваша корзина

0 Товары - 0.00 Руб
В корзину

Наш телеграм-канал

telegram kanalПодписывайтесь на наш телеграм-канал. Много всего интересного, новинки книг и других товаров, скидки, тематический контент здесь https://t.me/vasudeva_ru

Вход на сайт

Меню