Рассказывает Шрила Ниранджана Свами: Она моя духовная сестра. Её зовут Иша деви даси. Она пришла в движение сознания Кришны когда ей было 55 лет и в то время, в начале 70-х, большинство людей, которые присоединялись были в два раза младше её. И это было из ряда вон выходящим событием, чтобы кто-то в её возрасте приходил в Движение и начинал заниматься служением не говоря уже о том, чтобы общаться с такими юнцами и жить в их обществе и служить в месте с ними. Но она была как мать для всех, хотя ей самой жизнь а таких условиях давалась нелегко и на самом деле она хотела жить в храме, потому что у неё возникло желание посвятить свою жизнь Шриле Прабхупаде.
В начале 70-х она поселилась в нашем храме в Нью-Йорке. Когда она переселилась в храм в Нью Йорке, наше издательство, которое сейчас называется ВВТ называлось ИСККОН-пресс. Там подготавливали книги к печати, печатали и там же складировали. И когда Шрила Прабхупада начитывал свои комментарии и переводы книг то Иша деви даси была той первой, которая получала эти кассеты и она слушая их внимательно, транскрибировала их на печатной машинке.
В нашем журнале "Бэк ту годхэд" в 1974 году была опубликована фотография матаджи Иши, которая сидит со счастливой улыбкой в наушниках и внимательно вслушиваясь в переводы, печатает их. Этим она занималась довольно долгое время, но потом ИСККОН прессс переименовали в ВВТ и штаб квартира переехала в Лос-Анджелес, но она осталась. Через какое то время она уехала в Индию и живя в нашем храме в Бомбее заботилась о Туласи деви.
В то время я не знал о матери Ише. Она жила в Нью йорке, я был в Бостоне. Но я стал президентом храма в Бостоне в 1979 году и тогда я узнал о ней. Она уже не жила в храме. Она поселилась в 100 км к югу от Бостона потому что ей было сложно жить в храме и жила там в одиночестве. Но она очень часто приезжала в храм и приезжая в храм она занималась служением. Когда она приезжала в храм она часто мне докладывала чем она занималась дома и также говорила мне о своей проповеди.
Потому что матаджи Ишу отличало одно особое качество - она не говорила ни о чём кроме Кришны и Шрилы Прабхупады. Я никогда не слышал от неё ни слова чепухи, она никогда слова критики в адрес других не произносила. И если, когда она приезжала в храм там находились какиеи-то гости она немедленно подходила к ним и начинала им проповедовать. Её проповедь была очень простой, но очень чистой. Она всегда в своих карманах хранила карточки с напечатанной маха-мантрой. Когда она видела кого-то, то подходила с этой карточкой в руках и говорила " А можете со мной это спеть"
И поскольку она была пожилой женщиной, то вызывала к себе уважение. Где бы она ни была, с кем бы не встречалась она всегда имела при себе книги, брошюры и карточки с напечатаной маха-мантрой. Подходя она улыбалась и говорила - "не могли бы вы спеть со мной "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе" и потом говорила " а теперь вы можете сами это спеть?"
Люди были просто обезоружены, что не могли ничего возразить и им приходилось петь. Её проповедь была очень простой, но очень глубокой. "Кришна - Верховная Личность Бога. Он может сделать всё что угодно. потому что он Верховный Господь. Если вы примете прибежище у него, он может сделать для вас всё, что угодно. Она это говорила, основываясь на своём жизненном опыте, это не было притворством. она это осознала. Она жила очень просто, Прошла через много трудностей. Она говорила эти слова и была живым воплощением этих слов.
Однажды она упала на пороге дома, потеряла сознание и её отвезли в больницу с инсультом. В больнице она пришла в сознание, но как оказалось у неё уже было 5 или 6 инсультов и этот иснсульт лишил её памяти - она не знала как её зовут, где она живёт, вообще никого не могла вспомнить, но Сэнди, её подруга сказала что она вспомнила её и одного преданного Дамодара. Я позвонил ей в больницу и её подруга дала трубку Ише и сказала - Иша, вот Ниранджана Свами, помните Ниранджану Свами, Иша не ответила в начале и тогда она вручила телефон Ише и сказала вот поговори с Ниранджаной Свами. Иша сначала ничего не ответила, она молчала, но потом вдруг запела :"Харе Кришна, Харе Кришна....Вся Слава Шриле Прабхупаде!" и вернула телефон Сэнди. И я сказал Сэнди - похоже, что она не всё забыла. Сэнди сказала" Похоже, что это единственное что она помнит. - "Но это не так уж и плохо, сказал я.
ПОДНОШЕНИЕ НА ВЬЯСА-ПУДЖУ ШРИЛЕ ПРАБХУПАДЕ 2008 ГОДА НИРАНДЖАНЫ СВАМИ.
Дорогой Шрила Прабхупада, пожалуйста, примите мои нижайшие поклоны в пыли Ваших лотосных стоп. Вся слава Вашей Божественной Милости!
Для Вашего удовольствия я хотел бы прославить одну из Ваших дорогих учениц. Ее зовут Иша-дeви даси. Я уверен, что Вы должны гордиться такой ученицей. Она выполняет одно из самых важных Ваших наставлений - всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем.
Иша Даси девяносто один год, и за те тридцать пять лет, которые я ее знаю, я ни разу не слышал из ее уст ничего, кроме кришна-катхи. Ее проповедь всегда проста, но основательна. "Kришна - Бог, знаете ли! Он может сделать что угодно!" Много раз я слышал, как Иша говорит это в ответ на то, что выглядело для остальных дилеммой. Но для Иши дилемм никогда не существовало. Она всем встречным говорила о Kришне, включая всех преданных бостонского храма.
Она регулярно предпринимала 100-мильные автобусные поездки в Бостон по воскресеньям, и в тот же день возвращалась домой. От рассвета до заката она была занята служением Божествам, каким только могла. И она служила тем, кто жил в храме, постоянно напоминая нам, что мы - слуги Вашей Божественной Милости и Верховного Господа.
Летом 2006 г. у Иши случился тяжелый удар. Позже мы узнали, что он не был первым. Тесты показали, что их у нее было много до нынешнего, в результате которого она упала без сознания у подножия лестницы, ведущей к ее дому в Хьяннисе, штат Массачусетс.
Вскоре после этого удара, ближайшая подруга Иши в ее родном городе сообщила нам о том, что с ней произошло. Сэнди, которая позже рассказала мне, как она подружилась с Ишей, уведомила нас, что ее госпитализировали и вскоре после этого перевели в другую больницу для восстановления. Нас предупредили, что в результате удара Иша утратила всю свою память. Она не могла вспомнить ни свое имя, ни где она живет. Ее даже пришлось заново обучить самым основным навыкам ухода за телом, даже как есть и одеваться.
На следущий день я позвонил Сэнди в то время, когда она посещала Ишу в больнице. Сэнди спросила ее: "Хочешь поговорить с Ниранджаной Свами?" Иша схватила трубку и пропела мне целиком Харе Kришна мантру и закончила восторженным: "Вся слава Шриле Прабхупаде!"
Я тут же понял, что по крайней мере часть памяти сохранилась. На следующий день я запланировал визит в больницу, чтобы увидеться с Ишей и познакомиться с Сэнди. Я хотел узнать побольше о ней и о том, как она встретилась с Ишей. Сэнди рассказала мне, что за 15 лет до этого Иша регулярно заходила в магазин здоровой пищи в Хьяннисе, в котором работала Сэнди. Она всегда проповедовала ей о Kришне и о Вас. Сэнди была очарована
Ишей.
Она узнала, что та живет одна и что у нее нет родственников, кроме племянницы, которая относилась отрицательно к духовной практике Иши. Вскоре после этого Сэнди стала каждый день проводить с ней какое-то время и помогать ей с покупками и по дому. Мне было ясно, что она восхищалась Ишей за ее преданность Kришне и Вам. Сэнди утверждала, что она не "преданная", но мне показалось, что она много знает о Kришне, о Вас, о Вриндаване, и даже о некоторых преданных из Бостона. Мне было видно, что Сэнди любит Ишу, и я почувствовал, что в глубине сердца она по-настоящему хочет принять всех, кто связан с Ишей, включая Kришну.
Вскоре после нашей беседы Ишу привезли в кресле-каталке для встречи с нами. Она повернулась к своему врачу и командным голосом спросила: "Вы - вегетарианка?!" Та была застигнута врасплох, зато Сэнди широко улыбнулась. "Вот это Иша, которую я знаю!" - сказала она. Врачу пришлось как-то ответить на выпад Иши. "Ну, я не ем красное мясо, - проговорила она, - но, Вы же знаете, так трудно подобрать сбалансированную диету, не употребляя никаких видов мяса". Для Иши это было не оправдание, и другой преданный, Дамoдара, который тоже пришел увидеться с ней, подключился и объяснил, что вполне возможно наладить правильное вегетарианское питание. "Полагаю, теперь мне придется серьезней разобраться с этим," - сказала врач.
Несколько дней спустя некоторые из нас пришли к Ише снова. Ей не хватало ее четок для джапы. Очевидно, они повредились, когда она упала. Один из преданных предложил Ише свои четки, и она сразу же протянула руку и любезно приняла их. Иша широко улыбалась и была похожа на малыша, получившего долгожданный подарок на Рождество. Она сразу же вставила правую руку в мешочек и начала читать джапу, как будто ничего и не происходило после ее последнего прочитанного круга. Она выглядела совершенно "уютно" со своими новыми четками и продолжала еще какое-то время читать джапу.
Что меня особенно впечатлило относительно памяти Иши, так это ее ответ на следующий вопрос со стороны одного из ее лечащих врачей, заданный, пока Иша обедала. Врач подоше к ее столу, присел и спросил: "Эдит, где Ваш дом?" "Мой дом?" - спросила Иша. Затем с весьма серьезным и вдумчивым выражением лица она ответила: "Вриндавана".
"Где это?" - спросил врач.
И Иша ответила: "О, Вриндавана - мой дом".
Это было все, что она могла сказать в ответ, но я был убежден, что этого достаточно. Никакой удар не мог забрать у Иши памяти о ее истинном доме. Господь Параматма хранил все, что у нее было, и несомненно Он принесет все, чего ей не достает. Как говорит Матушка Иша: "Кришна - Бог, знаете ли! Он может сделать что угодно!"
Спасибо Вам, Матушка Иша, за прославление Шрилы Прабхупады своим совершенным примером сознания Кришны. И спасибо Вам, Шрила Прабхупада, за то, что послали нам Матушку Ишу.
Ваш вечный слуга,
Ниранджана Свами
{jd_file file==631}