Радха-Дамодара Виласа

01. Вступительное слово (Сатьяраджа дас)

Когда Ваясаки Прабху попросил меня написать предисловие к своей книге «Радха-Дамодара виласа», я испытал противоречивые чувства. С одной стороны, я был полон энтузиазма сделать это, поскольку тема была очень близка мне. Фактически, в книге рассказывается о том, как вайшнавизм пришел на Запад. В ней также описываются достижения Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, особенно те, что связаны с его любимыми Шри Шри Радха-Дамодарой, Божествами Радхи и Кришны, с которыми у него были особенные, мистические взаимоотношения. Это рассказ о первых годах развития Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), и особое внимание в нем уделено двум невоспетым героям того времени: Его Святейшеству Вишнуджане Свами и Его Милости Джаянанде Прабху. Мне выпала удача общаться с ними обоими.

В то же время, я испытывал трепет, поскольку осознавал грандиозность этого проекта. Когда Ваясаки впервые сказал мне о том, что он собирается написать книгу об истории ИСККОН, а также о жизни Вишнуджаны и Джаянанды, я подумал: «Как он сможет справиться с этим? Для этого потребуется такой обширный материал, такие теологические познания. Это титанический труд, и, слава Богу, что я не взялся за него. Мне не удалось бы сделать это как следует». И тем не менее, Ваясаки добился блестящего результата. Просматривая рукопись, я обнаружил, что он не только исследовал предмете мастерством профессионального историка, но и уловил эмоциональное состояние Прабхупады, Вишнуджаны, Джаянанды и многих других преданных, окружавших их.

02. Введение

Каждое истинное движение привлекает к себе людей, являющих удивительный пример бескорыстия и жертвенности. Вишнуджана Свами и Джаянанда Прабху были именно такими представителями движения Харе Кришна. Их дух смиренного служения и желание распространять славу Святого Имени Господа производили неизгладимое впечатление и оставили глубокий след в памяти всех, кто с ними встречался. Каждый был легендой своего времени. Вишнуджана Свами провел в активном преданном служении всего лишь восемь лет, а Джаянанда - лишь десять, прежде чем оба ушли из жизни. Они не оставили после себя ни учеников, ни книг, ни храмов.

Данная книга является скромной попыткой прославить этих выдающихся преданных. Ее цель - сохранить для вайшнавской истории и будущих поколений тот вклад, который они внесли, помогая Шриле Прабхупаде распространять миссию Господа Чайтаньи по всему миру.

Хотя святости достигают очень немногие, Вишнуджана Свами и Джаянанда Прабху были признаны святыми всеми, без исключения, людьми, которые хорошо знали их. Приведенные ниже воспоминания дают некоторое представление о личности и качествах этих двух великих святых.

03. Благодарности

Я начал писать эту книгу в марте 1992 года, и прошло достаточно много времени, прежде чем она смогла увидеть свет. Вначале я собирался написать небольшую книжечку, прославляющую Его Святейшество Вишнуджану Свами, чтобы вклад одного из пионеров проповеди сознания Кришны не был забыт после ухода непосредственных учеников Шрилы Прабхупады.

Начав путешествовать и брать интервью, я осознал, что этот проект гораздо масштабнее, чем я ожидал. С каждым интервью появлялись все новые и новые интересные детали, и чем на большее число вопросов я получал ответы, тем больше новых вопросов возникало.

В результате изначальный замысел превратился в совершенно новый проект: детальный рассказ о жизни Вишнуджаны, его взаимоотношениях со Шри Шри Радха-Дамодарой, его любимыми Божествами, и о том, как возникла, а затем распалась группа Радхи-Дамодары.

04. Предисловие

Ведические писания гласят, что Всевышний Господь приходит в этот мир для того, чтобы вдохновить нас начать мистическую практику преданного служения. Одна из форм, в которых Он проявляется - Божество, мурти. И хотя мы не способны видеть Бога, который есть чистый дух, по Его милости, мы можем созерцать Божество в храме. Поэтому преданные поклоняются и служат Божеству с таким же рвением, с каким они служили бы Его изначальной форме в духовном мире.

Шри Шри Радха-Дамодара были первыми Божествами, которых увидели многие американцы в начале движения Харе Кришна. Это произошло потому, что Радха-Дамодара не находились в каком-то определенном храме - Их храмом был автобус, в котором Они постоянно путешествовали. Тому были прецеденты в истории.

05. Предыстория (О Шриле Прабхупаде с рождения и до 1965 года)

Абхай Чаран с отцом и Божества Шри Шри Радха-Говинда

КАЛЬКУТТА. 1 сентября 1896

"Это мальчик! Бапу, это мальчик! Какой он красивый!»

Сегодня дом Гоур Мохана Де наполнился волнением и суетой. Его жена Раджани деви одарила его долгожданным ребенком. Крик новорожденного, доносившийся из родильной комнаты, был для Гоур Мохана подобен звукам ведических гимнов. Ребенок родился на следующий день после Джанмаштами, в Нандотсаву, когда Панда Махарадж праздновал день явления Господа Кришны.

Дядя предложил назвать мальчика Нандулалом - в честь Нандотсавы, но Гоур Мохан уже выбрал имя своему сыну: «Мы назовем его Абхай Чараном».

06. Портленд, Орегон 1 июня 1975 года

Если вы приедете в Портленд, местные жители, скорее всего, скажут вам: «О, вы как раз пропустили хорошую погоду!» Дело в том, что в Портленде дождливых дней больше, чем ясных. В сентябре небо заволакивают тучи, и солнце появляется только в июне. Это одно из самых дождливых мест в Соединенных Штатах. Когда солнце выглядывает из-за облаков, для людей это настоящий праздник. И все же у дождливого климата Портленда есть одно достоинство - здесь в изобилии растут цветы, особенно розы. Портленд называют Городом Роз. Его жители гордятся своими садами. Розы здесь растут даже на пустырях. В Портленде ежегодно проводится фестиваль, где награждаются лучшие садовники.

Сегодня выдался на удивление солнечный день, один из тех, что вызывает счастливые улыбки па лицах. В парке Лоурел-херст - праздник. Уже на входе с 39 Юго-восточной улицы можно ясно услышать пение и музыку. Эти звуки привлекают внимание каждого, кто в этот воскресный полдень пришел сюда.

07. Бостон 1965 год

В начале 60-х большую часть информации мы получали из телевизионных передач. На экранах телевизоров мы наблюдали за ходом вьетнамской войны. Война стала коммерческим телевизионным шоу. Устав от новостей, мы переключались на другой канал. Но отряды солдат во Вьетнаме не могли переключиться на другой канал. Вместо этого они обратились к алкоголю и наркотикам.

Процветание 60-х подняло американцев на самый высокий уровень жизни в мире. Спутниковые коммуникации позволили нам взглянуть на мир, как на единое сообщество. Однако на территориях колледжей по-прежнему было тихо. Целью студентов было получение научных степеней и хорошей работы. Другой их целью было избежать призыва в армию. Осенью 1965 Америку впервые посетил Папа Римский, и наделал много шума. Его приезд стал одним из главных событий в жизни Америки и подробно освещался в средствах массовой информации. В Нью-Йорке Папа произнес обращение к Организации Объединенных Наций и провел акцию «Люди за мир» на стадионе Янки.

08. 1966. События года в ИСККОН в кратком изложении

Нью-Йорк Январь 1966 года

Когда забастовка всей транспортной системы Нью-Йорк Сити снова остановила жизнедеятельность города, Прабхупада заговорил о нашей бессмысленной зависимости от техники. Уже четверть миллиона юношей Америки воюет в Юго-восточной Азии. Хотя американские войска были лучше оснащены технически, это оказалось практически бесполезным в ходе партизанской войны. Война во Вьетнаме обходилась Америке в два с половиной миллиарда долларов ежемесячно. Общественность выражала бурное негодование.

Бхактиведанта Свами пытается открыть вайшнавский центр, находясь в окружении многих других течений, соперничающих друг с другом. Йоги, свами и гуру, обещающие любовь и мир, пользуются популярностью среди молодежи, околачивающейся в книжных магазинах и кофейнях Гринвич Вилледжа. В Мэдисон Сквер Гарден поет свои песни надежды молодой поэт, передавая дух своего поколения:

09. Январь-февраль 1967 года. Шрила Прабхупада в Нью-Йорке и Сан-Франциско

НЬЮ-ЙОРК ЯНВАРЬ 1967 ГОДА

Сразу после свадьбы Мукунда и Джанаки отправляются на Западное побережье. В самом начале года Прабхупада получает от них письмо из Калифорнии. Мукунда сообщает, что арендовал помещение на нервом этаже в Хейт-Эшбери, одном из районов Сан-Франциско. Хейт-Эшбери был центром «...молодежного возрождения, которое приняло здесь гораздо большие масштабы, чем в Нью-Йорке. Сейчас мы заняты тем, что превращаем это помещение в храм», - писал Мукунда. Люди стекались в Сан-Франциско со всех концов страны, чтобы посетить «Хьюман бип» в Голден-Гейт парке. «Сборище племен и народов, чтобы вдоволь покричать, повеселиться от души и поводить Хоровод Мира».

Вместе с Алленом Гинзбергом Мукунда участвовал в организации «Мантра-рок данса», который будет проходить в зале «Авалон» при участии самых знаменитых групп Сан-Франциско. Мукунда хотел, чтобы Шрила Прабхупада и пение Харе Кришна стали гвоздем программы. К своему письму он приложил билет на самолет.

Именно Мукунда некогда нашел в Нью-Йорке магазинчик «Бесценные дары» и помог Свами перебраться туда. Теперь он хотел повторить нью-йоркский успех в Калифорнии. К ужасу своих нью-йоркских последователей Шрила Прабхупада объявил о намерении лететь в Сан-Франциско. Это станет его первым путешествием на самолете.

САН-ФРАНЦИСКО 16 ЯНВАРЯ 1967 ГОДА

Шрила Прабхупада шел за выходящими пассажирами по направлению к залу ожидания. Он вошел туда под звуки Харе Кришна мантры, которую пела толпа хиппи, разряженных в самые непостижимые одеяния. Па них были марокканские халаты, мексиканские пончо, заплатанные джинсы, штаны из оленьей кожи, шикарные двубортные бархатные плащи, кашемировые шали и другие оригинальные одеяния. Длинные нити бус украшали шелковые японские балахоны самураев и белые блузы в крестьянском стиле. На многих были маленькие солнцезащитные очки в металлической оправе различных цветов и форм. И у всех без исключения были длинные ниспадающие волосы.

Featured

10. Март 1967. Как Господь Джаганнатха явил Себя в ИСККОН (из книги "Радха-Дамодара Виласа)

Однажды Всевышний Господь удивительным образом явил Себя ученице Шрилы Прабхупады Малати даси.

Шрила Прабхупада поёт киртан рядом с первым Божеством Джаганнатхи в ИСККОН. Голден-Гейт Парк, Калифорния, 1967

Шрила Прабхупада поёт киртан рядом с первым Божеством Джаганнатхи в ИСККОН. Божество вырезал из дерева Шьямасундара дас. Голден-Гейт Парк, Сан-Франциско, Калифорния, 1967

Малати д.д.: как-то раз я зашла в магазин импортных товаров, «Костплас импорте», что находится в порту Сан-Франциско. в то время мы были так молоды и наивны, что нас завораживало абсолютно все, что было сделано в Индии, любая вещь, на которой было написано «Сделано в Индии», становилась чрезвычайно привлекательной для нас. я уже собиралась уходить, как мой взгляд упал на бочонок, наполненный какими-то маленькими предметами. Мое внимание привлек их весьма забавный вид. Взяв одну фигурку, на ее дне я увидела магическую этикетку с надписью «Сделано в Индии». Меня охватил восторг и совершенно очаровали ее большие глаза, не оставив никаких сомнений в том, чтобы забрать ее с собой. Дома я поставила ее на камин.

Через несколько дней Мукунда и Шьямасундара заметили трехдюймовую фигурку, стоящую на камине. Заинтересовавшись этим маленьким существом с большими круглыми глазами и улыбающимся лицом, они решили показать его Свамиджи. Как только Прабхупада увидел фигурку, он сразу же поклонился. Преданные застыли от изумления.

- «Где вы это достали? Кто принес?»

- «Малати».

- «Позовите ее». И они побежали сказать Малати, что Свамиджи срочно хочет видеть ее.

- «Есть ли там еще такие?» - спросил Прабхупада, как только она вошла в комнату.

- «О, да, там их много», - ответила она, вспоминая бочонок, наполненный маленькими фигурками.

- «Нет, я имею в виду других, - и он поднял два пальца. - Два. Два».

- «Да».

Он обернулся к Шьямасундаре: «Ты сможешь вырезать такие же?» Свамиджи показал размер около трех футов. Шьямасундара, который был скульптором по дереву, ответил утвердительно. Затем Прабхупада рассказал всю историю Господа Джаганнатхи и фестиваля Ратха-ятры, ежегодно проводимого в Пури.

Меню