04. Предисловие

Ведические писания гласят, что Всевышний Господь приходит в этот мир для того, чтобы вдохновить нас начать мистическую практику преданного служения. Одна из форм, в которых Он проявляется - Божество, мурти. И хотя мы не способны видеть Бога, который есть чистый дух, по Его милости, мы можем созерцать Божество в храме. Поэтому преданные поклоняются и служат Божеству с таким же рвением, с каким они служили бы Его изначальной форме в духовном мире.

Шри Шри Радха-Дамодара были первыми Божествами, которых увидели многие американцы в начале движения Харе Кришна. Это произошло потому, что Радха-Дамодара не находились в каком-то определенном храме - Их храмом был автобус, в котором Они постоянно путешествовали. Тому были прецеденты в истории.

В средние века Божество Сакши Гопала явило Своему преданному особую милость, придя из Вриндавана в Южную Индию, чтобы подтвердить слова этого преданного. Это был единственный подобный случай, когда Господь сделал это, чтобы выступить в роли свидетеля юного брахмана.

По Своей безграничной милости Господь Джаганнатха каждый год покидает храм во время Ратха-ятры. В этот удивительный день множество людей приходит, чтобы увидеть Господа и служить Ему - петь, танцевать или тянуть Его колесницу.

Однако Радха-Дамодара жили в автобусе, превращенном в путешествующий храм, на протяжении шести лет. Вместо того, чтобы ждать, пока люди придут, чтобы увидеть Их, Они Сами вышли к ним, чтобы призвать искренних душ в миссию санкиртаны Господа Чайтаньи. То был беспрецедентный случай в истории гаудия-вайшнавизма и в истории вообще.

То, что Радха-Дамодара жили в путешествующем храме, было из ряда вон выходящим случаем. Шрила Прабхупада дал па это особую санкцию. Таким образом, уникальность Радхи-Дамодары заключалась в том, что ни одни другие большие Божества Радхи-Кришны не жили в автобусе па протяжении многих лет. Это был единственный случай, когда Божества решили возглавить миссию распространения Святого Имени, предсказанную Господом Чайтаньей:
притхивите ачхе йата нагаради грама сарватра прачара хоибе мора нама
«В каждом городе и деревне мира будет воспеваться Мое Имя».

Из сострадания к Своим преданным Радха-Дамодара пошли на то, чтобы разделить все тяготы и лишения жизни странствующих проповедников, подобно тому, как Господь в сердце является свидетелем всех наших трудностей. Проявляя чувство юмора и присущее Им шаловливое настроение, Радха-Дамодара низошли в этот мир в образе шри-мурти, чтобы повеселиться вместе со Своими преданными и помочь им в проповеди. Говорится, что Господь Чайтанья - это объединенная форма Радхи и Кришны.2 Так Господь Чайтанья пришел, чтобы исполнить Свое собственное предсказание.

Читатели «Радха-Дамодара виласы» смогут вновь ощутить этот удивительный дух санкиртаны на примере жизни трех наиболее значительных учеников Прабхупады. Джаянанда Прабху, Вишнуджана Свами и Тамал Кришна Госвами пришли в сан-францисский храм в течение первого года его существования. Это произошло в середине шестидесятых годов. Они помогли Прабхупаде утвердить миссию Господа Чайтаньи в Калифорнии, организовав первую в истории западного мира путешествующую группу санкиртаны. Однако не прошло и двух лет, как они были разлучены по воле судьбы.

Однако пятью годами позже Шри Шри Радха-Дамодара вновь собрали их вместе, сделав лидерами группы санкиртаны, распространявшей милость Господа Чайтаньи в каждом городе и деревне. Па протяжении этих лет каждый из них духовно рос и развивался. Все трое сыграли важную роль в распространении движения санкиртаны, испытывая на своем пути к просветлению взлеты и падения. После ухода Джаянанды Шрила Прабхупада сказал, что он вернулся к Богу. Так он стал первым святым ИСККОН - рядовым американцем, достигшим совершенства жизни.

Таким образом, «Радха-Дамодара виласа» - это удивительная сага об осуществлении древнего пророчества: Святое Имя придет в каждый город, каждую деревню и на каждую улицу мира.

Подобно тому, как армия обезьян помогла Господу Рамачандре освободить Шримати Ситу деви, созданная Шрилой Прабхупадой армия юношей и девушек, родившихся в странах млеччхов и яванов, помогла ему исполнить пророчество Господа Чайтаньи. Привлеченные чистотой Шрилы Прабхупады и его любовью к Кришне, молодые люди из самых разных слоев общества приняли его учение и встали на путь самоосознания. Постепенно раскрывая им все более глубокие истины бхакти-йоги, Прабхупада вселял в своих учеников все больший духовный энтузиазм и наделял их полномочиями путешествовать по всему миру, распространять славу Святого Имени и открывать по пути новые храмы.

Группа Радхи-Дамодары, состоявшая из шести больших автобусов и множества автомашин и микроавтобусов, была самой большой странствующей армией санкиртаны, когда-либо существовавшей в мире. Они исколесили весь североамериканский континент, распространив миллионы трансцендентных книг и вдохновив другие группы санкиртаны по всему миру делать то же самое.

Идея создания подобной группы впервые возникла у Киртанананды Свами в 1971 году, но когда в начале 1972 года к нему присоединился Вишнуджана Свами, он поднял группу до высот, ранее невиданных. В 1974 году Тамал Кришна Госвами оставляет пост Джи-Би-Си и присоединяется к странствующей группе, в результате чего концепция проповеди расширяется еще больше. В 1975 году Джаянанда Прабху тоже решает присоединиться к ним.

В начале 1976 года при загадочных обстоятельствах неожиданно исчезает Вишнуджана Свами. В конце года Тамал Кришна Махарадж покидает группу и уезжает к Прабхупаде в Индию. В мае 1977 года Джаянанда Прабху заболевает лейкемией и уходит из этого мира, однако лишь после того, как проводит первую нью-йоркскую Ратха-ятру и торжественно открывает Ратха-ятру в Лос-Анджелесе.

В 1977 году Радха-Дамодара перестали путешествовать и поселились на ферме Гита-Нагари в Порт-Ройяле, Пенсильвания. Шрила Прабхупада планировал посетить Гита-Нагари, чтобы исполнить вторые 50% своей миссии - варнашрама-дхарму. Это должно было стать его последним путешествием за границу. К тому времени он уже находился в преклонном возрасте, и его здоровье значительно ухудшилось. На пути в Гита-Нагари Прабхупада сделал остановку в Лондоне, где его состояние стало критическим. Ему пришлось отменить поездку и вернуться во Вриндаван. Шрила Прабхупада ушел от нас 14 ноября 1977 года, в возрасте 81 года. Это событие потрясло все движение Харе Кришна, и его последствия продолжают ощущаться по сегодняшний день.

У Шрилы Прабхупады всегда были близкие взаимоотношения с Радхой-Дамодарой. В течение многих лет он жил в Радха-Дамодара Мандире во Вриндаване, где им были написаны комментарии к Первой Песни «Шримад-Бхагаватам». Прабхупада сказал нам, что он вечно живет в храме Радхи-Дамодары и попросил ухаживать за его комнатами там.

Радха-Дамодара - это также любимые Божества Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Дживы Госвами. Эти выдающиеся ачарьи посвятили всю свою жизнь распространению миссии Господа Чайтаньи по всему миру. Шрила Прабхупада всегда обращался к ним с молитвами, а они всегда думали о Радхе-Дамодаре.

Когда во время первого путешествия в Америку Шрила Прабхупада перенес сердечный приступ, он написал в своем дневнике: «Сегодня я чувствую себя лучше, но я испытываю разлуку со Шри Вриндаваном и моими Повелителями Шри Говиндой, Гопинатхой, Радха-Дамодарой». Он покинул храм Радхи- Дамодары во Вриндаване, чтобы по всему миру распространить миссию санкиртаны Господа Чайтаньи и начать духовную революцию путем пения Харе Кришна.

В течение первых четырех лет сознание Кришны распространялось, главным образом, силами семейных пар. Прабхупада посылал их в один из городов, где они открывали центр, арендуя здание или магазинчик. В то время в каждом из этих храмов были установлены мурти Господа Джаганнатхи. Если же в храме не было мурти Господа Джаганнатхи, преданные поклонялись изображению Панча-таттвы. Первые большие Божества Радхи-Кришны в движении были установлены в Лондоне, в декабре 1969 года.

Радха-Дамодара прибыли в Америку в 1970 году, в разгар инцидента, который Прабхупада назвал «заговором». В то время он ввел на Западе санньяса-ашрам, а также установил нынешний стандарт поклонения в ИСККОН - мангала-арати в 4.30 утра, туласи-пуджу и молитвы Господу Нрисимхадеву. В те же годы Прабхупада отправляется из Америки в Индию, чтобы открыть храмы во Вриндаване, Майяпуре и в некоторых крупных городах. Итак, Прабхупада поехал в Индию, а Радха-Дамодара отправились в Америку.

Существуют внешние и внутренние причины явления Радхи-Дамодары. Внутренние причины практически непостижимы для нас, поскольку известны только им Самим. Внешняя причина Их появления - принести благо людям, принести благо нам. В любом случае, когда бы Они пи спускались в этот мир, все получают благо.

Главной темой нашего повествования поэтому является описание явления и несравненных развлечений Радхи-Дамодары со Своими преданными, в ходе которых Они постепенно раскрывали план осуществления миссии Господа Чайтаньи. Вспомогательной темой нашего повествования является рассказ о том, как предавшиеся души раздавали милость Господа, вдохновляя других участвовать в этой миссии, давая им тем самым возможность освободиться из материального мира.

Кришна - знаменитый рассказчик «Бхагавад-гиты». Дав наставления Арджуне, Он восстановил вечную дхарму для блага будущих поколений. Однако Он не менее известен как Дамодара, шаловливый ребенок матери Яшоды, и в этих развлечениях Он раскрывает Себя и Свои близкие взаимоотношения со Своими преданными даже больше.

Санскритское слово дамодара состоит из двух слов - дама и удара. Дама означает «веревка», а удара - «живот». Развлечения Яшоды и Дамодары - это часть кумара-лилы Кришны, которая продолжается до пятилетнего возраста. Верховный Владыка материального и духовного миров принимает облик ребенка и ставит Себя в зависимость от любви и заботы Своих преданных, словно без них Он беспомощен. Под влиянием йогамайи мама Яшода и Нанда Махараджа считают, что без их любви и опеки Кришна беззащитен.

Когда маленький Кришна оказался обвязанным вокруг живота веревкой любви матери Яшоды, Он навеки прославился под именем Дамодара. Согласившись быть связанным любовью матери Яшоды, Кришна продемонстрировал уникальное качество - бхакта-ватсала. Это означает, что Господь соглашается подчиниться Своему преданному, отвечая взаимностью на его любовь. Для Верховного Повелителя, а также для Его преданного такие отношения исполнены особой сладости.

Развлечения Дамодары особенно привлекательны для вайшнавов, стремящихся развить дух чистой преданности. Поэт Сатьяврата Муни описал этот дух преданности в своей «Шри Дамодараштаке» - восьми санскритских стихах, которые уже на протяжении тысячелетий с огромным чувством поют преданные. Эти молитвы несут в себе благословение: говорится, что всякий, кто декламирует или даже просто слушает эту молитву, особенно в месяц Картика, обретет прибежище чистого преданного служения лотосным стопам Шри Дамодары.

Восхитительные развлечения матери Яшоды и маленького Дамодары являются замечательной иллюстрацией любовного настроение ватсалья-расы. Однако какое отношение Дамодара имеет к Шримати Радхарани, которая находится с Кришной в мадхуръя-расе - сладостных отношениях супружеской любви? Каково значение Радхи-Дамодары для сампрадаи гаудия-вайшнавов, в которой акцент делается на мадхурья-расе?

Враджа-гопи постоянно обсуждают друг с другом развлечения Кришны. А мама Яшода, чтобы не забыть о деяниях Кришны, сочиняет стихи о них.
«Однажды, увидев, что все служанки заняты различными делами, мама Яшода стала сама сбивать йогурт. Делая это, она вспоминала детские игры Кришны и на ходу сочиняла песни о Нем, которыми наслаждалась во время работы».

Все гопи любят слушать, как мама Яшода поет о славе Кришны, но больше всех это нравится Радхарани. Ее особенно привлекает Дамодара-лила. Очарованной тем, как Дамодара подчиняется любви мамы Яшоды, Шри Радхе хочется иметь такие же отношения с Кришной. Она хочет проявить такую любовь к Кришне, чтобы Он согласился быть связанным Ее любовью. Любовь мамы Яшоды к Кришне усиливает Ее собственные чувства к Нему, и Она решает любить Его так же. Шрила Прабхупада пишет: «Мама Яшода занимает высочайшее положение... Ее положение наиболее возвышенно, и потому Кришна полностью подчиняется ей».

Таким образом, имя «Радха-Дамодара» указывает на сильную привязанность Радхарани к этим взаимоотношениям между Дамодарой и мамой Яшодой. Под воздействием этой привязанности в конце месяца Картика Она совершает Катьяяни- врату, чтобы получить благословение на близкие любовные отношения с Кришной. Совершая эту арати, Шри Радха готова на любые аскезы, лишь бы Кришна согласился быть связанным Ее любовью.

В ведической культуре в месяц Картика незамужние девушки должны поклоняться богине Дурге и совершать аскезы, чтобы получить хорошего мужа. В книге «Кришна» описывается, как незамужние гопи совершали Катьяяни-врату, чтобы получить в мужья Кришну. Они ели только хавишьянну - легкое кичари, приготовленноё из риса и дала, сваренных вместе без каких-либо специй, - чтобы очистить тело перед совершением ритуала. Омывшись в Ямуне, они поклонялись Божеству Дурги, поднося ей сандаловую пасту, гирлянды, благовония, светильники, фрукты, зерно и веточки растений. Завершив поклонение, они молили ее о благословении выйти замуж за Кришну.

Джива Госвами пишет, что Шримати Радхарани постоянно совершает аскезу, чтобы все больше и больше связывать Кришну Своей любовью, потому что без Кришны Она не мыслит жизни. Именно благодаря поклонению - арадхане - Шри Радхи Кришна никогда не покидает Вриндаван. Гаудия-вайшнавы считают Радхарани господствующим Божеством месяца Картика, который, что интересно, также называют месяцем Дамодара. Шрила Руна Госвами в своей «Шри Уткалика-валлари» провозглашает Радхарани Карттикой-деви, богиней Картики.

В «Хари-бхакти-виласе» сказано: «О, мудрые брахманы! Господь Дамодара очень доволен, если в месяц Картика человек поклоняется Божеству Радхики исключительно ради Ее удовлетворения». Поэтому в месяц Картика вайшнавы совершают аскезу ради удовлетворения Шри Радхи. Они считают Картику месяцем Радхи-Дамодары, поскольку в Уттара-кханде «Бхавишья-пураны» рассказывается следующая история:

«Однажды, во время благоприятного месяца Картика, Кришна опоздал на свидание к Радхарани, которая ждала Его в Своей кундже. В любовном гневе Шри Радха грозно взглянула на Кришну Взяв золотые лианы, Радха обвязала Господа Кришну вокруг живота, чтобы наказать Его за опоздание. Однако Кришна сказал, что Его задержала мама Яшода. Осознав Свою ошибку, Радха быстро развязала Своего возлюбленного Дамодару».

В этой лиле исполнилось желание Радхарани связать Кришну Своей любовью. Поэтому вайшнавы Враджа поклоняются Дамодаре, связанному любовью Радхарани. Конечно, Кришну называют Дамодарой с самого рождения, поскольку Его Святое Имя так же вечно, как и Он Сам. И хотя кажется, что Кришна рождается из лона Деваки, Он существует вечно. Точно так же Кришну называют Дамодарой вечно, хотя кажется, что данное имя появляется после лилы с мамой Яшодой.

Существует еще одна история. Однажды, будучи еще маленькими детьми, Радха и Кришна гуляли вместе по Бхандиравану. Они решили отдохнуть под баньяном и Своей мистической силой приняли юношеский облик. Состоялась церемония бракосочетания, на которую были приглашены гости. Церемонию проводил Господь Брахма, и посмотреть на нее собрались все полубоги. Во время бракосочетания сари Радхарани связали с дхоти Кришны, как принято в ведической системе. Когда церемония закончилась и гости разошлись, Они снова приняли облик детей и отправились домой. Поскольку одежды Радхи и Кришны были связаны, некоторые вайшнавы считают эту историю лилой Радхи-Дамодары.

Несомненно, в умонастроении Радхи-Дамодары Шри Кришна и Шримати Радхарани являют одни из Своих самых мистических развлечений. Это очевидно также из развлечений Радхи-Дамодары с учениками и учениками учеников Шрилы Прабхупады, которые приняли Святое Имя, чтобы стать инструментами Радхи-Дамодары в распространении миссии санкиртаны по всему миру. Точно так же, как мы наслаждаемся развлечениями непосредственных спутников Господа Чайтаньи, будущие поколения вайшнавов будут наслаждаться развлечениями непосредственных учеников Шрилы Прабхупады с Радха-Дамодарой. Эти развлечения имеют такое значение потому, что Кришна никогда не бывает один. «Преданные и Господь связаны и не могут быть разделены. Поэтому повествования о них являются кришна-катхой, беседами о Господе». Воистину, только такие исполненные любви преданные, как Джаянанда и Вишнуджана способны привязать Всевышнего Господа к своему сердцу веревкой любви.

Ваясаки дас Адхикари.
Завершено на Йогини-экадаши, 20 июля 1998 года у лотосных стоп Шри Шри Радхи-Дамодары па ферме Гита-нагари

Меню