Все последователи Господа Чайтаньи были возвышенными душами, однако шесть Госвами Вриндавана снискали наибольшую славу, так как их перу принадлежали возвышенные литературные труды, утвердившие высшее превосходство према-бхакти в настроении гопи Враджа. Они нашли утерянные места игр Господа Кришны и воздвигли там великолепные храмы во славу Господу.
Шрила Джива Госвами, племянник Руны и Санатаны, пришел во Вриндаван последним из шести Госвами. Его с детства привлекала аскетичная жизнь санньяси, и после смерти матери в 1535 году, Джива покинул родной дом и отправился к своим дядям на Сева Кундж.
Сева Кундж - самое священное место во Вриндаване, ибо здесь проходит раса-лила, вечные любовные игры Шри Шри Радхи-Шьямасундары. Приняв прибежище у Рупы Госвами, Шрила Джива Госвами становится его слугой и помогает ему в работе с рукописями. Позже он будет признан главным учеником Шри Рупы.
Вскоре во Вриндаване были установлены первые Божества. В 1542 году появляются два главные Божества Вриндавана: Шри Радха-раман, возникший из шалаграма-шилы Гопал Бхатты Госвами, которую тот нашел в реке Гандаки, и Шри Дамодара, которого Рупа Госвами собственноручно вырезал из куска черного мрамора, взятого им с холмов Виндхья. Во время месяца Картика Рупа Госвами подарил это прекрасное Божество Дживе. Господь Дамодара - это ишта-дева Дживы Госвами.
Следует понимать, что, поскольку шесть Госвами - вечно освобожденные души, Божества, явившиеся к ним, - не просто мурти, помогающие продвигаться на пути садхана-бхакти, но Божества, которым они поклоняются вечно.
Господь Дамодара, установленный Рупой Госвами на Сева Кундже, сразу похитил сердца Шри Рупы и Шри Дживы, став их жизнью и душой. Храмы во Вриндаване тогда еще не были построены, и потому Божества принимали поклонение на деревьях, под которыми жили Госвами. Например, Рупа Госвами в 1552 году пишет свой самый прославленный труд, «Бхакти-расамрита-синдху», сидя под деревом, на котором поклонялись Шри Дамодаре.
Многие возвышенные вайшнавы стали приходить на Сева Кундж, чтобы послушать, как Шри Рупа говорит на возвышенные темы, касающиеся према-бхакти. В 1558 году Джива Госвами приобретает большой участок земли вокруг Сева Кунджа, чтобы сохранить для всех гаудия-вайшнавов это священное место. Затем он возводит здесь замечательный храм для своего Господа Дамодары. И хотя общеизвестно, что Рупа Госвами построил храм Радхи-Говинды, тем не менее, его бхаджанашрам находится на Сева Кундже.
В последние дни жизни Шри Рупа Госвами передает все свои рукописи Дживе Госвами и просит его написать комментарии к ним. В 1564 году Рупа Госвами входит в маха-самадхи, и Джива Госвами собственноручно помещает его божественное тело в самадхи-мандир, построенный во дворе храма Радхи-Дамодары, где оно покоится до сегодняшнего дня. Еще задолго до этого, благодаря обширным познаниям и духу проповедника, Джива Госвами был признан ачарьей; Шрила Прабхупада считал его «самым авторитетным ачарьей Гаудия сампрадайи».
Благодаря своим гениальным трудам Шри Джива быстро прославился как ученый и святой. Даже могольский император Акбар в 1570 году специально приезжает во Вриндаван, чтобы получить даршан знаменитого святого. Движимый подлинным религиозным чувством, Акбар начинает покровительствовать Госвами, предложив Дживе средства на строительство библиотеки, в которой бы хранились вайшнавские писания.
Джива Госвами руководит также постройкой прекрасных храмов, где поклонялись и прославляли Божества Госвами. В частности, он дает указание Радже Ман Сингху, правителю Аджмера, построить храм для поклонения Шри Дамодаре. Храм становится Радха-Дамодара Мандиром, получившим широкую известность благодаря большой библиотеке, состоящей из изначальных трудов Госвами. Понимая настроение Господа Чайтаньи, заключавшееся в желании спасти все обусловленные души, Джива Госвами кладет начало «Вишва-вайшнава-раджа-сабхе», цель которой готовить проповедников миссии санкиртаны. Храм Радхи-Дамодары становится проповедническим центром, где собираются вайшнавы Враджа, чтобы обсуждать дела, касающиеся распространения учения Господа Чайтаньи. Именно здесь, продолжая миссию Дживы Госвами и приняв прибежище Шри Шри Радхи-Дамодары, в течение многих лет жил Шрила Прабхупада, готовясь нанести майе сокрушительный удар.
Когда слава об обширной эрудиции Шри Дживы распространилась по всей Индии, толпы последователей стали стекаться во Вриндаван, чтобы учиться под его руководством. Самыми выдающимися его учениками были Нароттам дас Тхакур, Шриниваса Ачарья и Шьямананда Прабху.
В 1582 году Джива Госвами собирает преданных в Радха-Дамодара Мандире, чтобы официально объявить о своем намерении послать трех этих проповедников с бхакти-шастрами Госвами выполнять миссию Господа Чайтаньи на благо всего человечества. Шриниваса Ачарья решает отправиться в Западную Бенгалию, Шьямананда - в Ориссу, а Нароттам дас Тхакур - в Восточную Бенгалию (ныне Бангладеш), чтобы распространять там према-бхакти. Джива Госвами снарядил для них повозку, запряженную волами, на которую был погружен сундук с рукописями Госвами.
Первая странствующая группа санкиртаны выходит из Радха-Дамодара Мандира и направляется на Восток. Их сопровождают десять солдат, охраняющих ценные писания. Пройдя всю Индию без особых происшествий, группа, наконец, прибывает в Западную Бенгалию. Вновь оказавшись на святой земле Шри Чайтаньи, преданные преисполнились счастья. Достигнув окрестностей Вана Вишнупура, они решают переночевать на берегу озера.
Сами того не подозревая, своим прибытием в Бенгалию, они привлекли к себе внимание одного нечестного астролога. Тот сообщает банде грабителей о том, что группа путешественников, везущих с собой несметные богатства, держит путь на Восток. Видя, что сундук охраняют десять солдат, разбойники еще больше уверились, в том, что там спрятаны сокровища, и в ту же ночь совершили ограбление.
Утром Шриниваса обнаруживает пропажу. Преданные потрясены. Лишившись от горя рассудка, Нароттама и Шьямананда решают немедленно расстаться с жизнью, утопившись в озере. Однако Шриниваса убеждает их продолжить путь в свою прабхудатта дешу. Сам же он останется здесь и не успокоится, пока не вернет бесценные труды. Обняв друг друга на прощание, они расстаются с тяжелым сердцем.
Шриниваса Ачарья решает обратиться за помощью к местному правителю, Радже Бир Хамбиру. Кто мог подумать, что как раз этот царь и был повинен в краже? Он постоянно посылал налетчиков, чтобы те грабили богатых купцов, и таким образом пополнял свою казну. Когда его астролог сообщил ему, что к границе царства приближается величайшее сокровище, царь подумал, что теперь, наконец-то, его финансовые проблемы будут решены. Однако, к своему горькому разочарованию, вместо золота и драгоценных камней царь обнаружил в сундуке рукописи Госвами. Понимая, что он совершил страшный грех, царь организовал ежедневное публичное чтение «Шримад-Бхагаватам», надеясь так смягчить последствия нанесенного им оскорбления.
Шриниваса Ачарья начал посещать эти лекции и очень скоро проявил себя, как великий знаток «Бхагаватам». Царь признается, что похищенные писания находятся у него, возвращает их Шринивасу и, принимая его своим духовным учителем, провозглашает гаудия-вайшнавизм государственной религией. Так, легко и быстро, Шриниваса даровал милость Господа Чайтаньи Вана Вишнупуру.
Нароттам дас Тхакур получает эти хорошие известия, уже находясь в доме своих предков в Восточной Бенгалии. С этого времени он полностью посвящает себя написанию трансцендентных песен, описывающих великолепие Радха-Кришна лилы и Чайтанья лилы. Вскоре слава о его музыкальном таланте распространяется по всей Бенгалии, и в Кхетури устремляется непрерывный поток людей, жаждущих получить его общение.
Испытывая разлуку с последователями Чайтаньи Махапрабху, Нароттам решает устроить грандиозный фестиваль, посвященный явлению Шри Чайтаньи и собрать вместе всех вайшнавов. Он рассылает гонцов с приглашениями за несколько месяцев вперед, чтобы успеть сделать все необходимые приготовления для принятия гостей.
Тысячи вайшнавов шли пешком из Вриндавана и Ориссы, чтобы принять участие в празднике и встретиться с возвышенными садху. Божественное пение Нароттама на фестивале было так вдохновенно, что вся Панча-таттва, уже давно покинувшая этот мир, появилась в центре киртана, танцуя в экстазе. Тысячи преданных, ставших очевидцами этого чуда, просто обезумели от экстаза любви к Богу. Так первая Гаура-иурнима стала одним из самых выдающихся событий в истории вайшнавизма и одним из величайших чудес на земле.
Постепенно стиль киртана Нароттамы стал эталоном для всех гаудия-вайшнавов. Кроме того, благодаря его проповеди, целая страна - Манипур - превратилась в вайшнавское государство. Как и в предыдущем случае, вайшнавизм стал государственной религией благодаря успешной проповеди правителю, и вскоре все граждане Манипура приняли пение маха-мантры.
Шьямананда успешно распространял движение санкиртаны по всей Ориссе, где оно было предано забвению с тех пор, как к власти пришли Патханы, ярые иконоборцы. Благодаря решительной проповеди и своим возвышенным качества, Шьямананда смог вдохнуть новую жизнь в опустошенные сердца местных вайшнавов. Позже благодаря помощи Раджи Ман Сингха, разбившего войска Патханов и выдворившего их прочь, Шьямананде удалось возродить гаудия-вайшнавизм во всей Ориссе, принеся страждущим людям духовную поддержку и вдохновение.