06. Портленд, Орегон 1 июня 1975 года

Если вы приедете в Портленд, местные жители, скорее всего, скажут вам: «О, вы как раз пропустили хорошую погоду!» Дело в том, что в Портленде дождливых дней больше, чем ясных. В сентябре небо заволакивают тучи, и солнце появляется только в июне. Это одно из самых дождливых мест в Соединенных Штатах. Когда солнце выглядывает из-за облаков, для людей это настоящий праздник. И все же у дождливого климата Портленда есть одно достоинство - здесь в изобилии растут цветы, особенно розы. Портленд называют Городом Роз. Его жители гордятся своими садами. Розы здесь растут даже на пустырях. В Портленде ежегодно проводится фестиваль, где награждаются лучшие садовники.

Сегодня выдался на удивление солнечный день, один из тех, что вызывает счастливые улыбки па лицах. В парке Лоурел-херст - праздник. Уже на входе с 39 Юго-восточной улицы можно ясно услышать пение и музыку. Эти звуки привлекают внимание каждого, кто в этот воскресный полдень пришел сюда.

Праздник устроен не городскими властями и не рок-группой, пытающейся добиться признания. Это - фестиваль пушпа-абхишеки, который с 1971 проводит местный филиал Международного Общества Сознания Кришны. Живописная лужайка наполовину занята красочным индийским пандалом, а на столиках рядом выставлены книги и вегетарианские угощения. Молодые люди с бритыми головами, одетые в одежды шафранового цвета, и сияющие юные девушки в сари танцуют и поют па сцене под аккомпанемент группы музыкантов, сидящих на восточном ковре и играющих в индийском стиле. Их инструменты — эср адж, тамбурин, шенай, флейта, глиняный барабан и ручные цимбалы. Однако эти музыканты не из Индии. Все они - коренные американцы.

Трансцендентные звуки плывут в воздухе, притягивая каждого, кто пришел в парк в этот день. Музыка источает радость и веселье, доставляя наслаждение уму и сердцу. Ведущий солист сидит за фисгармонией, раздувая ее меха, и раскачивается из стороны в сторону. Его глаза закрыты. Он целиком погружен в пение: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе. Музыканты с большим энтузиазмом аккомпанируют ему. Мелодии плавно сменяют одна другую.

Все происходящее настолько необычно и в то же время так завораживающе, что стоящая вокруг молодежь постепенно тоже присоединяется к танцующим. Зрителей сравнительно немного, около четырехсот человек. Происходящее производит впечатление спонтанного хэппенинга. Все - и хиппи, и преданные - радостно танцуют, взявшись за руки, в четырех концентрических кругах, двигаясь, то по часовой, то против часовой стрелки. Могущественные звуки маха-мантры проникают в душу каждого из присутствующих: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе. У ведущего такой сильный вкус к пению, что это сразу же передается всем остальным. Многим кажется, что они перенеслись в духовное царство. Молодые девушки танцуют так зажигательно и их сари так изящно кружатся в такт музыке, что все оказываются захваченными радостной атмосферой праздника. Люди улыбаются друг другу и смеются.

В центре лужайки, прямо перед сценой, возвышается храм, сделанный целиком из свежих роз. Посетители парка с изумлением взирают па это необычное цветочное сооружение. Внутри храма на восхитительном алтаре, усыпанном розами, восседают сияющие Шри Шри Радха-Дамодара, подобные двум драгоценным камням в оправе из цветов. Божественную Чету обмахивает чамарой преданный, стоящий справа от них. Воздух наполнен благоуханием роз.

Любой может свободно войти в храм и поклониться со сложенными руками, или, встав на колени, коснуться головой травы. Некоторые приносят Божествам подношения - цветы и благовония. Пожилые люди удивленно глядят па молодых людей, преподносящих подарки Их Светлостям. Радха-Дамодара, восседающие на алтаре из роз, создают атмосферу Вайкунтхи на земле.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь Кришна, Верховная Личность Бога, не отличен от Своих имен, развлечений, атрибутов и окружения. И здесь, в парке Лорелхест, осознание этого проникает в самое сердце. Шри Шри Радха-Дамодара - это Сама Верховная Личность Бога и Его вечная супруга в образе Божеств, а Их преданные - это непосредственное окружение Божественной Четы, и они также не отличны от Господа. «Шримад-Бхагаватам» провозглашает: «Шри Чайтанья Маха- прабху положил начало движению Харе Кришна, которое не отлично от Кришны, Верховной Личности Бога. И любой, приходящий в контакт с этим движением, напрямую общается с Верховной Личностью Бога».

Когда пение достигло своего пика, барабаны и цимбалы умолкли, уступив место другим инструментам, сопровождающим древний рефрен: ом намо бхагавате васудевая... Он звучит снова и снова... И, наконец, «Радха-Дамодара ки джай!»

Музыка останавливается, и танцоры опускаются на траву, радуясь, что могут передохнуть несколько минут. Их лица сияют счастливыми улыбками. Любопытные прохожие останавливаются, чтобы послушать речь, с которой к ним собирается обратиться певец. Это молодой, бритоголовый монах с сильным золотистым загаром. Он очень хорош собой, хотя на нем шафрановые одежды санньяси. Его голос завораживает слух.

«Если кто-то из вас еще не слышал об этой медитации, то я сейчас немного расскажу о ней. Это называется мантра-медитация. Слово мана означает «ум», а тра- «освободить». Таким образом, песнопения, которые мы исполняем па древнеиндийском языке, санскрите, - это очень могущественные звуковые формулы, назначение которых - освободить ум от всех тревог и заблуждений, как в отношении себя, так и всего окружающего. Эту мантра-медитацию, в действительности, очень легко практиковать. Даже ребенок может позволить собственному телу раскачиваться из стороны в сторону, а звуковой вибрации окутывать все его существо.

Эта звуковая вибрация настолько удивительна, что если вы позволите своему уму погрузиться в нее, то автоматически достигнете источника наслаждения. Именно это означает слово «Харе» - «источник наслаждения». «Кришна» означает «всепривлекающий», а «Рама» - «радующий». Итак, эти три слова - Харе, Кришна и Рама - записаны в виде следующей формулы: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе. Повторяя эту формулу, можно остановить блуждания ума. Она прекращает бесконечные метания ума, когда он то принимает что-то, то отвергает. Принятие и отвержение - это то, чем обычно занимается наш ум. Сначала он принимает что-то ради наслаждения, потом отвергает и вновь ищет что-то приятное. Таким образом, наш ум постоянно блуждает, не находя источника вечного наслаждения.

Итак, суть йоги состоит в том, чтобы прийти в соприкосновение с источником наслаждения, для того, чтобы ум перестал беспрестанно искать что-то новое, но пребывал в беспрестанно расширяющемся блаженстве. Именно это мы ощущаем, когда ноем Харе Кришна. Чтобы убедиться в существовании пудинга, нужно его попробовать. Мы приглашаем всех отведать этого пудинга - погрузиться в сладкий поток мантры Харе Кришна!»

Слушатели по достоинству оценили краткую речь молодого человека. Многие в знак одобрения подняли правую руку с двумя пальцами в форме буквы «V» («Победа»), сами того не осознавая, что выражают свое одобрение жестом, означающим «Джая!»

«Сейчас мы еще немного попоем Харе Кришна и некоторые другие песни; потом будет лекция по науке йоги, а также лекция о смысле нашего фестиваля - о том, что происходит в этом небольшом замке из цветов. После этого мы устроим для вас замечательный вегетарианский пир».

Он снова запел: говинда джая джая, гопала джая джая.... Завершив пение уже знакомым ом намо бхагавате васудевая, он начал лекцию. Обступив сцену, все обращаются в слух.

Юный монах говорит о проблемах современного общества, столь актуальных для этих молодых людей. Казалось, он обращается лично к каждому, словно перед ним находится только один человек. Речь его приятна для слуха и не беспокоит людей. Высокий уровень его проповеди свидетельствует о том, что сам он глубоко осознал вечные истины. Многие слушатели подходят поближе, привлеченные мудрыми словами Вишнуджаны. Все понимают, что он не просто говорит о духовной жизни - он действительно живет ею. Заканчивает выступление он на личностной ноте.

«Меня зовут Вишнуджана Свами. Я нахожусь в этом движении уже около семи лет. Мы путешествуем по всей стране в большом автобусе „Грейхаунд". Сейчас он стоит вон там».

Движением руки он направляет всеобщее внимание на большой желто-голубой автобус, стоящий в тени деревьев. На переднем стекле, там, где обычно помещается табличка с пунктом назначения, красуется надпись «Харе Кришна»

«Внутри он обустроен, как храм, и все, что нам необходимо в путешествиях, хранится в брюхе этой большой трансцендентной рыбы. Она частенько заплывает па территорию университетских городков, бывает в таких местах, как Беркли, Санта-Круз - в разных местах по всей стране - и устраивает фестивали, подобные этому. Это необычный автобус. Он похож на гигантскую трансцендентную рыбу, плавающую по материальному миру. Она находится па пути в мир духовный, и мы приглашаем всех вас тоже взойти на борт.

Итак, каждого из присутствующих здесь, кто хочет выбраться из океана рождения и смерти, океана старости и болезней и войти в атмосферу реальности, атмосферу вечности, знания и блаженства, мы приглашаем петь, танцевать и пировать. Мы не требуем, чтобы вы обязательно присоединялись к нашей религии. Вам не нужно брить головы, надевать такие же одежды или делать что-то еще из того, что делаем мы. Делайте то, что делали все великие души - воспевайте славу Абсолюта, танцуйте в экстазе и вкушайте чудесную пищу, сначала предложенную с любовью Абсолюту. Таково наше предложение».

Он заканчивает свою речь под бурные аплодисменты и начинает следующий киртан. Звуки пения снова окутывают парк. Посреди собравшейся толпы выделяется высокий негр в самом расцвете сил. Впечатленный словами Свами, он пробирается поближе, привлеченный убежденностью и духовными эмоциями этого юного санньяси.

Махапурана: Я прибыл в Портленд на праздник цветов вместе с преданными из Сиэтла, впервые выйдя за пределы храма в дхоти, когда мы приехали, Вишнуджана Махараджа уже был на сцене и со своей бхаджан-группой вел удивительный киртан.

Время от времени махараджа останавливался и рассказывал о Радхе и Кришне. Тогда мне не все еще было понятно, но звучало замечательно. Он описывал, как Радха и Кришна сидят в золотой лодке, напоминающей цветок лотоса, окруженные самыми близкими преданными. Это звучало прекрасно.

Когда киртан закончился, и я прогуливался возле автобуса, ко мне подошел один преданный, «не хочешь зайти в автобус и пообщаться с Вишнуджаной Махараджем?» На самом деле, я не понял, что он имел в виду, но знал, что Махарадж был особенной личностью. Поэтому, счастливо улыбаясь, вошел в автобус.

Вишнуджана Махараджа сидел один посреди автобуса и выглядел очень серьезным. Увидев его, я сразу же почувствовал свою нечистоту, он же показался мне очень чистым и могущественным. Улыбка исчезла с моего лица, и я опустился на колени.

Постепенно в автобус стало заходить все больше и больше людей, и он начал говорить о сознании Кришны. Помню, что он стал рассказывать о различных ашрамах, обратив внимание слушателей на мою белую одежду, которую носят домохозяева. Однако его основная мысль состояла в том, что каждый должен служить Кришне.

Как случилось, что Радха-Дамодара оказались в этом парке, принимая подношения людей, которые понятия не имели, кто Они? И где Их храм?

Всего десять лет назад А.Ч. Бхактиведанта Свами покинул Радха-Дамодара Мандир и отправился в Америку, неся в своем сердце мечту. И вот, уже к 1975 году, он исполнил желание своего духовного учителя и предшествующих ачарьев. Теперь ИСККОН - всемирная организация, деятельность которой направлена исключительно на распространение послания Кришны, изложенного в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

Миссия санкиртаны Господа Чайтаньи, наконец, достигла каждого города и каждой деревни этого мира с его постоянно меняющимися ценностями. Как же это могло произойти за такой короткий срок? Как могло возникнуть всемирное движение, основанное на принципах отказа от незаконного секса, мясоедения, одурманивающих средств и азартных игр в той части мира, где все население погрязло в этих пороках?

Обладая видением уполномоченного воплощения, Шрила Прабхупада стал тем, кто принял на себя ответственность за поддержание и расширение миссии Господа, как это делали предшествующие ачарьи. Затем он передал миссию санкиртаны юношам и девушкам Америки и поручил ее их заботам. Чтобы понять, как подобное чудо могло произойти, давайте совершим путешествие назад и взглянем на Америку десятилетней давности.

Меню