image

Featured

Размышления о деятельности в разных гунах материальной природы в наше время (Гаргачарья дас)

Гаргачарья прабху и матаджи Сатья во Вриндаване (2014) 

Несколько дней назад наткнулся на ютюбе на запись передачи с участием Германа Садулаева (Гокулананда дас). В частности, он говорил о лице капиталистической социальной направленности общества, в котором каждому индивиду приходится доказывать, что он имеет право на жизнь, на место под солнцем. Я сразу подумал, что по крайней мере, наш российский вайшнавизм сейчас очень густо замешан на нечто подобном. Вспомнилась одна из молдавский лекций Чайтанья Чандра Чарана, в которой он говорит о той невидимой нити, которая скрепляет все различия и противоречия материального мира… о сознании Кришны.

Столько противоречий вокруг: одни говорят, что нужно много работать, другие, что нужно извлекать выгоду, третьи, что нужно создать правильную сбалансированную систему управления… четвертые говорят о знании…. и все они правы, но только относительно себя. Поэтому-то и существует так много недопониманий между людьми, что фактически ни у кого нет той невидимой, волшебной нити, которая способна скрепить всё многообразие относительных истин.

Брахманы, те, кто не просто с умным видом способны говорить о Брахмане (абсолютной истине), но и способны слышать Её голос внутри себя. Они должны говорить, а остальные слушать и передавать дальше… Но в обществе с капиталистической социальной направленностью, где её величество выгода стоит во главе всего, так называемые брахманы могут подумать, что разговоры об истине не приносят хороших доходов и начинают говорить об истинах относительных, о том как можно всё устроить здесь хорошо, по-божески, если слушаться их…

Но это своего рода предисловие к тому, о чем я хотел поговорить. Возможно нам неплохо понимать различие между чистым Брахманом и качествами материального мира, которые скрывают Его от нас, подобно тому, как облака могут скрывать солнце. В Бхагавад-Гите 14.26 Кришна говорит: «Тот, кто полностью отдает себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана».

Прабхупада объясняет в комментарии: «…Как уже говорилось, весь материальный мир действует, подчиняясь власти гун материальной природы. Деятельность материальных гун не должна беспокоить нас; чтобы не дать ей поглотить наше сознание, нужно сосредоточить его на деятельности в сознании Кришны. Такую деятельность называют бхакти-йогой, деятельностью во имя Кришны. При этом подразумевается не только Сам Кришна, но и Его полные экспансии… Проявлениям Кришны нет числа. Каждый, кто служит любому из образов Кришны, находится на трансцендентном уровне.… В Ведах сказано: брахмаива сан брахмапй эти. Достичь Верховного Брахмана может лишь тот, кто сам стал Брахманом. Это значит, что человек должен стать качественно не отличным от Брахмана. Однако, поднимаясь на уровень Брахмана, живое существо не утрачивает свою вечную духовную природу - природу индивидуальной души…». Что важно из этого понять, так это то, что Бог многолик и вступить в отношения с Ним можно лишь на уровне духовного самоосознания.

О таких отношениях говорится в Шримад-Бхагаватам 3 песне 29 главе:

ТЕКСТЫ 11-12

Чистое преданное служение проявляется в том, что в уме преданного развивается постоянная тяга к слушанию звуков трансцендентного имени Верховной Личности Бога и описаний трансцендентных качеств Господа, который пребывает в сердце каждого живого существа. Подобно тому как воды Ганги сами текут к океану, экстаз чистого преданного непрерывным потоком течет прямо к Верховному Господу, сметая на своем пути все материальные препятствия.

Комментарий: «Беспримесное, чистое преданное служение основано на любви к Богу… Верховный Господь не осквернен гунами материальной природы и потому привлекает к Себе чистых преданных… Ахаитуки значит «бескорыстное». Чистый преданный не занимается любовным служением Личности Бога, преследуя какие-то корыстные цели, он не ожидает, что получит в награду за свое служение материальные или духовные блага. Это первый признак беспримесной преданности. Анйабхилашита-шунйам: он занимается преданным служением не для того, чтобы удовлетворить собственные желания. Объектом его преданного служения является пурушоттама, Верховная Личность, и никто другой… Авйавахита значит «непрерывное». Чистый преданный должен заниматься преданным служением Господу круглые сутки, безостановочно; он должен так организовать свое время, чтобы каждую минуту и каждую секунду заниматься тем или иным видом преданного служения Верховной Личности Бога. Авйавахита также значит, что интересы преданного совпадают с интересами Верховного Господа. Чистый преданный хочет только одного: исполнить трансцендентное желание Верховного Господа. Спонтанное служение чистого преданного является трансцендентным, его не может коснуться скверна гун материальной природы. Таковы признаки чистого преданного служения, свободного от материального осквернения.

Здесь очень хорошо описаны признаки чистой преданности, которая и скрепляет все противоречия материальной природы. Существуют девять видов чистого преданного служения: шраванам, киртанам, смаранам, ванданам, пада-севанам, арчанам, дасьям, сакхьям, атма-ниведанам… Махараджа Прахлада сказал: Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание".
Часто мы думаем, что деятельность свойственная нашей обусловленной природе является преданностью, а тех, кто достиг в такой деятельности весомых результатов, начинаем считать чистыми преданными, представителями Бога. Конечно, такая деятельность может стать преданным служением, но только при определенном условии, если такая деятельность совершается для удовлетворения Всевышнего и никак иначе… но даже в этом случае это будет не прямое, а косвенное служение.

Посмотрим же в Гите как Кришна описывает качества, которыми мы обуславливаемся в материальном мире и как действуем согласно этой обусловленности:

  • Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности, соответствующей трем гунам материальной природы, о покоритель врагов.
  • Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность - таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности.
  • Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение вести за собой - все это природные качества кшатриев, необходимые им для исполнения своего долга
  • Земледелие, защита коров и торговля - таковы занятия, соответствующие природе вайшьев, шудры же предназначены для того, чтобы заниматься физическим трудом и служить другим.
  • Исполняя предписанные ему обязанности, любой человек может достичь совершенства, если поклоняется вездесущему Господу - источнику всех живых существ.

Каждый из нас должен считать, что он занимается своей деятельностью по указанию Хришикеши, повелителя чувств. И все плоды нашей деятельности нужно посвящать Верховной Личности Бога, Шри Кришне, таким образом поклоняясь Ему. Тот, кто постоянно помнит об этом, всегда находясь в сознании Кришны, по милости Господа познает все сущее. В этом заключается совершенство жизни. В «Бхагавад-гите» (12.7) Господь говорит: тешам ахам самуддхарта. Верховный Господь Сам заботится о том, чтобы такой преданный освободился от материального рабства. Это высшее совершенство жизни. Чем бы ни занимался человек, если он служит Верховному Господу, он непременно достигнет высшей ступени совершенства.

Выполнение предписанных своей природой обязанностей помогает подняться до уровня чистой преданности. Пока преданный не достиг уровня освобождения, даже его слушание и повторение… и все остальное, будут иметь примесь материальных качеств. Об этом говорит Господь Капиладева в третье песне Шримад Бхагаватам глава 29…

8. Преданное служение того, кто завистлив, горд, агрессивен, зол и проявляет задатки индивидуалиста, называют преданным служением в гуне невежества.

…Тот, кто хочет служить Верховному Господу, но при этом гордится собой, завидует другим людям или враждебно относится к ним, действует, движимый гневом. Такой человек обычно считает себя самым лучшим преданным. Такого рода преданное служение не является чистым, это низшая форма преданного служения (тамасах). Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур советует избегать общения с вайшнавами дурного нрава. Вайшнавом называют любого, для кого Верховная Личность Бога является высшей целью жизни, однако того, кто еще не очистился и продолжает преследовать какие-то корыстные цели, нельзя считать вайшнавом первого класса, обладающим всеми возвышенными качествами. Такому вайшнаву можно выражать почтение, так как он считает Верховного Господа высшей целью своей жизни, но, поскольку он находится в гуне невежества, с ним не следует поддерживать близкие отношения.

9. Когда Божеству в храме поклоняется индивидуалист, который служит Господу, рассчитывая на вознаграждение в форме материальных наслаждений, славы и богатства, его служение является преданным служением в гуне страсти.

КОММЕНТАРИЙ: Очень важно правильно понять смысл слова «индивидуалист». Этим словом переведены санскритские слова бхинна-дрик и притхаг-бхавах. Индивидуалистом называют того, кто отделяет свои интересы от интересов Господа. Преданные, находящиеся под влиянием гун страсти и невежества, уверены, что главной заботой Верховного Господа является исполнение их желаний и просьб. Цель таких преданных - получить от Господа как можно больше материальных благ для удовлетворения собственных чувств. Такова психология индивидуалиста. На самом деле чистая преданность, о которой шла речь в предыдущей главе, предполагает, что ум преданного приведен в гармонию с умом Верховного Господа. Единственным желанием преданного должно стать исполнение воли Всевышнего. В этом заключается единство преданного и Господа. Но, когда у преданного есть интересы или желания, отличные от интересов Верховного Господа, его умонастроение называют умонастроением индивидуалиста. Если такой «преданный» жаждет материальных удовольствий, не связанных со служением Верховному Господу, или рассчитывает, что Господь пошлет ему по Своей милости славу и богатства, это указывает на то, что он находится под влиянием гуны страсти…

В своей лекции Чайтанья Чандра Чаран прабху говорит, что если преданный сильно привязывается к почету и славе, то велика вероятность, что он склонится в сторону майявады.

10. Когда преданный поклоняется Верховной Личности Бога и предлагает Господу плоды своего труда, чтобы очиститься от скверны кармической деятельности, его преданность находится под влиянием гуны благости.
…Чистое преданное служение не осквернено никакими материальными качествами.

Существует восемьдесят одна разновидность преданного служения в гунах невежества, страсти и благости. Имеется в виду слушание, повторение, памятование, поклонение Божеству в храме, вознесение молитв, служение, принесение в жертву всей своей собственности и т.д. Есть слушание в гуне страсти, в гуне невежества и в гуне благости. Подобно этому, повторение также может относиться к гунам невежества, страсти или благости и т.д. Трижды девять - двадцать семь, а двадцать семь, умноженное на три, равняется восьмидесяти одному. Преданный должен подняться над всеми видами оскверненного материалистического преданного служения, чтобы достичь уровня чистого преданного служения, о котором говорится в следующих стихах.

Думаю, что нам есть здесь над чем подумать, чтобы научиться отличать мух от котлет (конечно же вегетарианских). С уважением Гаргачарья дас.

Источник: страница Гаргачарьи прабху в Фейсбуке. 30 марта 2017 г.

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню

Корзина
Корзина пуста