Тамал Кришна дас (справа, на ближнем плане) и Вишнуджана дас на инициационной ягье. |
Сегодня - Пасхальное воскресенье. Два новообращенных вайшнава получают посвящение перед ликом Господа Джаганнатхи, Госпожи Субхадры, Господа Баладевы и Картама-шайи Кришны в храме на Хейт-Эшбери. Прабхупада берет караталы и начинает петь. После киртана следует лекция о качествах брахмана.
«Брахманами называют тех, кого интересует духовная жизнь; таких людей называют брахманами, интеллектуальными людьми. Их называют интеллектуальными людьми, в отличие от тех, кто не обладает развитым интеллектом и просто отождествляет себя с телом. Отождествление себя с телом - проявление глупости. Быть брахманом означает брахма джанатити брахманах - осознавать, что я есть ахам брахмасми, осознавать: «Я не тело, я - чистая духовная сущность». Вопрос не в том, индус вы или мусульманин. Любой, кто знает, что он - душа, и действует в соответствии с этим знанием, является брахманом.
Итак, существует обряд посвящения. Вы получаете наставления, руководство, но теперь вы должны начать действовать соответственно. Если вы не действуете должным образом, то вы ничем не лучше деградировавших брахманов и кшатриев в Индии. В этом нет никакого толку. Итак, гуна-карма-вибхагашах. Вам необходимо придерживаться брахманических качеств и в то же время заниматься брахманической деятельностью, брахма- кармой. Брахман - это Верховная Личность Бога, высший аспект Брахмана. Поэтому вы должны занять себя в брахма-карме, что означает в сознании Кришны, и продемонстрировать такие качества, как правдивость, владение чувствами, контроль ума, простота и терпение. Это необходимо, потому что, обращаясь к духовной жизни, вы, тем самым, настраиваете против себя всех, кто находится во власти Майи. Таково влияние Майи».
Прабхупада серьезно предостерег инициирующихся. Во времена Бхактивиноды Тхакура движение Господа Чайтаньи в Бенгалии постепенно пришло в такой упадок, что чуть было совсем не исчезло. Это произошло по двум причинам: из-за нерадивости преданных и из-за философских измышлений. Так Прабхупада предупреждал преданных, чтобы они ревностно придерживались принципов преданного служения. Его юные ученики, конечно, не могли сразу осознать всей глубины наставлений, которые он давал им; но точно так же, как сам Прабхупада получил в 1922 году смелое наставление, о последствиях которого он тогда пе догадывался, сейчас он предостерегал ИСККОН против каких бы то ни было компромиссов.
Закончив говорить, Прабхупада кивнул двум своим новым ученикам. Они почтительно приблизились к нему Гуру протянул им начитанные четки и дал духовные имена:
- Твое имя - Вишнуджана дас. «Вишнуджана» означает того, кто служит преданным Господа. Харе Кришна.
- Подойди. Твое имя - Тамал Кришна дас. Во Вриндаване есть дерево тамал. И поскольку своим цветом оно напоминает цвет тела Кришны, порой гони, чувствуя разлуку с Ним, принимают это дерево за Самого Кришну.
Храм наполнился радостными возгласами преданных, когда новообращенные вайшнавы получали четки и кланялись своему вечному духовному учителю. Позади всех молча сидела Карунамайи; в ее глазах одновременно стояли слезы горечи и радости. Полученные имена оказались пророческими. В будущем каждый из них будет жить согласно смыслу своего имени.
Прабхупада садится перед ягъя-стханой и начинает огненное жертвоприношение, выполняя формальную часть обряда посвящения. По мере того, как он вливает гхи, маленький огонек быстро превращается в яркое пламя.
Шарадия д.д.: вовремя инициации Вишнуджана сто ял на коленях со сложенными руками; он не стал садиться по-турецки. Когда Прабхупада, проводя огненное жертвоприношение, декламировал мантры, Вишнуджана старался произносить их точно также, как Прабхупада, нама ом вишну-падайа.... позже Прабхупада попросил его сесть, скрестив ноги.
После посвящения Вишнуджана перешел жить к брахмачари, но при этом продолжал навещать свою семью. Однажды вечером он пришел па лекцию с женой, детьми и Карунамайи. Тамал Кришна почувствовал, что Прабхупаде это не понравилось. Уверенный, что вопрос об отношениях Вишнуджаны и Карунамайи дошел до Прабхупады, он решает больше не садиться рядом с Вишнуджаной, чтобы его не отождествляли с ним. Два друга, решившие никогда не расставаться, из-за этого инцидента оказываются по разные стороны баррикад.
Прабхупада, несомненно, беспокоился о Карунамайи, так как она покинула храм и ушла от мужа, за которого он ее выдал. Однако Свамиджи продолжил читать лекцию и не обмолвился об этом ни словом. Он познакомил преданных с новой молитвой, повторив каждое слово и даже прочитав по слогам: рагхупати рагхава раджа рама патита-павана сита-рама. Это был день Рама-навами, и Прабхупада стал рассказывать об играх Господа Рамачандры. После киртана и лекции был роскошный пир. Все прошло без происшествий.
Однажды во время лекции Вишнуджана задает Прабхупаде вопрос о предложении прасада.
«Как-то мы сделали подношение Кришне...»
«Фрукты?»
«Да, мы предложили Кришне фрукты. Во время предложения мы подняли головы и увидели, что пища окутана розовым сиянием. Кришна так ест?»
«Он ест, - Прабхупада сделал паузу, прежде чем продолжить. - Как Он ест, вы поймете, когда подниметесь до соответствующего уровня. Он ест. Пока просто примите тот факт, что Он ест».
Многие люди задают подобные вопросы, поскольку они только что пришли с Хейт-стрит. Часто они приходят сюда, чтобы обрести прибежище и успокоение после наркотических галлюцинаций или другого подобного опыта. Для некоторых храм стал психиатрической лечебницей. Однажды вечером какой-то хиппи зашел в комнату Прабхупады и заперся там, не впуская его. Здесь происходит много подобных вещей.
«Как Он ест? Вы не поймете этого, потому что вы не видите Его. Как же тогда вы сможете увидеть, как Он ест? Для этого необходимо духовное зрение - только тогда мы сможем понять это. Однако, несомненно, Он ест. Мы знаем это, потому что в «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Я ем», ашнами; ашнами означает «Я ем».
В голове Вишнуджаны крутится еще один вопрос, который ему хотелось бы прояснить. Присоединившись к храму, он разрубил узел привязанности к жене и детям. Он хочет узнать, в чем теперь состоят его обязанности. Преданные устраивают для него даршан со Шрилой Прабхупадой. Исполнившись величайшего смирения, Вишнуджана входит со сложенными ладонями и кланяется.
«Харе Кришна!» Прабхупада приветствует своего ученика, ободряя его взглядом.
«Какую ответственность я несу по отношению к жене и детям? Должен ли я остаться с ней?» - выпаливает свой вопрос Вишнуджана, немного нервничая в присутствии чистого преданного.
Прабхупада объясняет ему институт ведического брака, подчеркивая, что это соглашение на всю жизнь. Семья - это фундамент всего общества. Однако, сознание Кришны приоритетно по отношению ко всему остальному.
«Все, что совершается ради Кришны, совершается в трансцендентном сознании; потому такие действия не несут кармы. Если кто-то действует ради собственного чувственного удовлетворения, неважно, в благости или в страсти, ему придется столкнуться с последствиями, хорошими или плохими. Но если человек полностью посвятил себя деятельности в сознании Кришны, он больше не имеет никаких обязательств перед кем-либо и никому ничего не должен, в отличие от тех, кто занят обычной деятельностью».
Он цитирует «Шримад-бхагаватам»:
деварши-бхутапта-нринам питринам
на кинкаро найам рини ча раджан
сарватмана йах шаранам шаранйам
гато мукундам парихритйа картам
«Тот, кто безраздельно посвятил себя служению Кришне, Мукунде, и сложил с себя все остальные обязанности, больше никому ничего не должен - ни полубогам, ни мудрецам, ни обыкновенным живым существам, ни родственникам, ни человечеству, ни предкам».
«Ты можешь попытаться сделать их преданными. Но если они откажутся, ты можешь снять с себя всякую ответственность за них».
Вишнуджана удовлетворен таким ответом. Он попытается вдохновить Линду последовать за ним. В конце концов, в храме уже есть семейные пары. Тем более, что в этой ситуации Вишнуджана не может считать себя настоящим брахмачари. Он будет строго следовать принципам и проповедовать жене, поскольку Шрила Прабхупада дал ему наставление привести семью в сознание Кришны.
У Тамал Кришны нет таких проблем. Он со всей серьезностью принял образ жизни брахмачари. Его цель - проникнуться умонастроением смиренного и покорного слуги у лотосных стоп гуру. И чтобы поддерживать в себе этот дух преданности, он должен полностью воздерживаться от общения с женщинами. Ведь чувства так могущественны, что даже такие великие йоги как Вишвамитра Муни или Саубари Муни пали под влиянием чар майи. Самый лучший способ защиты - повторение маха-мантры. Это продемонстрировал Харидас Тхакур, которого Майа не смогла даже коснуться. Куда бы Тамал Кришна ни шел, он всегда старался сосредоточиваться на Святом Имени.
Прабхупада возобновляет свои ежедневные прогулки вокруг озера Стоув в Голден-Гейт парке. В то утро Тамал Кришна задает ему интересный вопрос: «Есть ли в мире другие чистые преданные кроме вас?»
Прабхупада поворачивается к Уддхаве, и на его лице появляется широкая улыбка. «Сколько преданных сейчас в нашем движении?»
«Ну, если собрать все храмы вместе, то, наверное, наберется семьдесят пять преданных».
Обернувшись к Тамал Кришне, Прабхупада говорит: «Значит, по меньшей мере, существует столько чистых преданных».
Таково видение уттама-адхикари. Конечно, существуют различные уровни чистых преданных, и даже в духовном мире существуют вечные различия. Тем не менее, необходимо быть почтительным со всеми преданными, независимо от их положения. Это первый и самый важный пункт в списке десяти оскорблений Святого Имени. Никогда не критикуйте тех, кто посвятил свою жизнь служению Господу. Так Прабхупада преподал преданным важный урок.
Тамал Кришна: Шрила Прабхупада видел, что все преданные искренне стараются как можно лучше служить Кришне, и, несмотря на недостатки, считал их чистыми преданными, в конце концов, они согласились помочь ему исполнить наказ его Гуру Махараджи, и уже одного этого было достаточно, чтобы обрести безграничные благословения Кришны.
"Преданный, имеющий веру в то, что Святое Имя Господа тождественно Самому Господу, является чистым преданным, даже если он находится на ступени неофита. Общаясь с ним, другие тоже могут стать вайшнавами. Человек считается материалистичным преданным, если он только с верой поклоняется Божеству Хари, но не оказывает должного почтения преданным и всем остальным."(Шрила Прабхупада)
См. также: