В конце 60-х по всей Америке прокатилась волна восстаний на почве расовой дискриминации. В 68-м чернокожие прошествовали по улицам, неся транспаранты и распевая: «Мы победим».
В Мемфисе преподобный Мартин Лютер Кинг выступил с пламенной речью: «Мы достигнем земли обетованной, потому что я был на вершине горы и видел землю обетованную». Он был убит, когда произносил эту речь. Власти больше не могли сдержать ярость людей. Во всех городах Америки вспыхнули пожары.
В эти дни люди увидели на экранах телевизоров еще одну войну - восстание против войны во Вьетнаме. Студенты жгли на территории колледжей призывные повестки. Десять тысяч призывников, уклоняясь от военной службы, уехали в Канаду В вечерних известиях обычным явлением стали сообщения о столкновениях полиции со студентами. Антивоенные демонстрации в Чикаго во время съезда Демократической партии достигли гигантских масштабов. Вышедшие из-под контроля местной полиции действия породили вспышки насилия по всей стране. Баллотирующийся на пост президента Ричард Никсон проводит мощную телевизионную кампанию, обещая вывести войска к весне 1969 года.
Самой большой сенсацией в мире музыкального шоу-бизнеса стали «Битлз». Джон Леннон как-то остроумно заметил: «Сейчас „Битлз" более популярны, чем Иисус Христос». Это высказывание настолько оскорбило людей, что он был вынужден отказаться от своих слов; ему пришлось сказать, что его неправильно поняли, вырвав фразу из контекста. Он лишь имел в виду, что людей больше не интересует Бог. «Если бы я сказал, что сегодня телевидение более популярно, чем Иисус Христос, это сошло бы мне с рук».
Лишь немногие знали, что в это самое время на Земле находился истинный святой, пришедший, чтобы собрать вместе все искренние души. Его духовное руководство привлекало все больше ищущих истину, и по мере очищения Кришна становился для них важнее, чем «Битлз». Целиком отдавшись преданному служению и посвятив свои жизни распространению миссии санкиртаны, они стали новыми звеньями в цепи ученической преемственности.
Ясным воскресным утром движимый стремлением исполнить желание Господа Чайтаньи Прабхупада покинул нью-йоркский храм и вылетел в Сан-Франциско. Джаянанда написал ему, что преданные в Сан-Франциско страдают от разлуки с ним: «Поэтому, пожалуйста, возвращайтесь в Нью-Джаганнатха Пури». Джаянанда также превозносил успех группы санкиртаны, благодаря которой в храм приходило так много новых людей.
Во время перелета Прабхупада читал последний выпуск «Обратно к Богу». Ему особенно понравилась статья, написанная Раярамой: «Эволюция - Бог, потерпевший неудачу». Он показал ее нескольким пассажирам, которые тоже нашли статью интересной.
В храме Джаянанда организовал грандиозный прием. Когда Прабхупада приехал с преданными из аэропорта, его приветствовало множество гостей и новичков. После короткой лекции он уехал отдыхать, а все остальные остались почитать прасад.
На следующий день Прабхупада попросил устроить встречу с одним из новых преданных.
Муралидхара: Шрила Прабхупада приехал в наш храм через два месяца после того, как я присоединился к движению, к этому времени я сделал карандашом один рисунок, копию обложки альбома Харе Кришна - Кришна играет на флейте, а Радхарани, стоя на коленях, предлагает Ему цветок. Рисунок был действительно очень красивым, и преданные повесили его в комнате Шрилы Прабхупады. на следующий день он позвал меня к себе.
Прабхупада спросил меня, не смог ли бы я рисовать иллюстрации для его книг. Он стал рассказывать мне о Кришне, главным образом историю Его явления, а затем дал мне список из десяти иллюстраций, которые нужно нарисовать. Я находился под сильным впечатлением от этого разговора. И самым удивительным было то, насколько он сам был поглощен своим рассказом. Прабхупада был полностью захвачен этой историей. Понятно, что он рассказывал ее и раньше, но он был счастлив пересказать ее еще раз. во время этого разговора он попросил меня оставаться брахмачари в течение четырех лет, а затем жениться.
Встреча с Муралидхарой вдохновила Прабхупаду на новую идею:
"Я также планирую издать книгу о Кришне в картинках. Здесь есть один юноша по имени Марк, очень хороший художник. Я подсказал ему кое-какие идеи из «Шримад-Бхагаватам». И если он успешно справится с этой задачей (а я надеюсь, что он справится), то мы издадим множество иллюстрированных книг. Такие книги, наверняка, понравятся читателям. Основной упор мы сделаем на этот момент."
Успехи группы санкиртаны, возглавляемой Тамал Кришной и Вишнуджаной, особенно впечатлили Прабхупаду. Он видит, что они прогрессируют в сознании Кришны. Группа состояла из восьми брахмачари, одетых в красивые желтые свитера под горло и такого же оттенка дхоти. Они выходили на улицы с двумя большими плакатами: Шрилы Прабхупады и Гопала Кришны, обнимающего теленка. Оба плаката были в рамках, укрепленных на шестифутовых палках, чтобы весь деловой центр Сан-Франциско мог лицезреть Верховную Личность Бога и Его чистого преданного.
Во время пребывания в Сан-Франциско Прабхупада получает приглашение от Упендры приехать в Сиэтл и помочь открыть центр там. Он сразу же принимает это предложение. Прабхупада все больше и больше говорит о Всемирной группе санкиртаны - о том, как движение Господа Чайтаньи придет в каждый город и деревню, на каждую улицу!
Вдохновленный проповедью Прабхупады, Тамал Кришна решает, что сделать это должны именно они. Он собирает преданных санкиртаны и открывает им свой план.
«Мы не будем привязаны ни к какому храму. Мы будем просто путешествовать повсюду и так распространять движение санкиртаны».
Все в восторге от этой идеи.
«Но кто же будет водителем?» - спрашивает кто-то из преданных.
«Нам нужен постоянный водитель и механик, который будет заботиться о фургоне, - добавляет кто-то еще. - Мы еще не готовы к выезду».
Слушая этот разговор, Джаянанда тоже вдохновляется и незамедлительно предлагает свою кандидатуру. Никто не может поверить своим ушам.
«Ты старший Прабху. Ты не можешь просто взять и уехать, ведь ты же президент храма».
«Но лучше меня вам никого не найти для такой работы. Разве я изо дня в день не водил такси в течение многих лет?»
«Да, но...»
«И я также механик. А вам как раз нужен человек, которой будет следить за машиной». Все согласны с тем, что Джаянанда идеально подходит для этого служения, но Прабхупада никогда не разрешит ему уехать с ними. Ведь он - центральная фигура в храме. Фактически, он один содержит весь храм.
Однако, вопреки всеобщим ожиданиям, идея Прабхупаде понравилась, и он разрешает Джаянанде ехать. Группа собрана и Прабхупада хочет, чтобы она отправилась распространять движение санкиртаны в Сиэтле. Он также хочет, чтобы была постоянная группа санкиртаны, которая бы непрерывно путешествовала по всей стране. Это бы еще больше воодушевило преданных и привлекло бы новых людей.
Тамал Кришна: Прабхупада считал санкиртану настолько важной, что ради нее мог пожертвовать главным преданным храма, человеком, чей заработок таксиста был основным источником дохода храма. Он был самым ответственным, самым надежным преданным, и, несмотря на это, Прабхупада одобрил его идею. Если бы Прабхупада попросил Джаянанду остаться, тот бы, не задумываясь, остался. Сначала я находился в подчинении у Джаянанды, а потом он оказался под моим руководством, и все же это никак не изменило ни наших отношений, ни его сознания Кришны.
Примечательно, что Джаянанда ничуть не заинтересован в занимаемом положении, несмотря на то, что он на десять лет старше остальных. Понимая, как велико желание Прабхупады распространять миссию санкиртаны, Джаянанда оставляет пост президента храма, чтобы стать водителем группы санкиртаны.
Подобное отсутствие всякого интереса к занимаемому посту - признак высокого уровня преданного служения. Сознание человека очищается только тогда, когда он освобождается ото всех отождествлений, и у него остается лишь одно желание - служить вайшнавам. Джаянанда искренне хочет избавиться от всякого стремления к материальной славе и утвердиться в своем изначальном, духовном положении слуги слуг.
сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате
«Идти путем бхакти, преданного служения, - значит, занимать все свои чувства в служении Господу, Верховной Личности Бога, повелителю чувств. Служа Всевышнему, душа помимо главного плода получает два второстепенных: она избавляется от всех материальных самоотождествлений, и ее чувства, запятые служением Богу, очищаются».
14 сентября получили посвящение десять новых преданных. Среди них - Мадхудвиша, Муралидхара, два брата - Нара-Нарайана и Макханлал, Судама (первый черный преданный), и Шилавати деви, которая после отъезда Ямуны в Лондон стала главным источником вдохновения для женщин. Старшие ученики - Джаянанда, Вишнуджана и Тамал Кришна - получили брахманическую инициацию. Однако новоиспеченным брахманам с трудом давалась гаятри-мантра. Больше всего затруднений испытывал Джаянанда, который попросил о встрече со Шрилой Прабхупадой, чтобы рассказать ему о своих проблемах в повторении мантр.
«Что ж, давай я послушаю, как ты их произносишь» - сказал Прабхупада.
Джаянанда попытался прочесть санскритские мантры с листка, который духовный учитель дал ему во время инициации. Сначала Прабхупада попытался вдохновлять Джаянанду, но, в конце концов, рассмеялся и откинулся назад.
«Безнадежно, - признался он. - Вы никогда не сможете говорить на санскрите. Но это не важно. Главное, что ваши чувства искренни, поскольку Кришна ценит именно это. Просто продолжай повторять мантры, и не расстраивайся, если что-то не получается». Прабхупада снова засмеялся, оставив попытки исправить ужасное произношение Джаянанды.
В «Хари-бхакти-виласе» Санатаны Госвами сказано, что ачарья, призывающий Божество прийти и примять служение начинающих преданных, устанавливает также и стандарт поклонения. Прабхупада шел на уступки, считая, что искренние старания преданных доставить удовольствие Гуру и Кришне важнее, чем правильное произношение ведических мантр и строгое совершение ритуалов. Эти уступки были санкционированы Кришной.
Прабхупада объяснял это так: «Если вайшнав следует правилам и ограничениям, установленным истинным духовным учителем, он немедленно очищается. Вовсе не обязательно, чтобы правила и ограничения в Европе, Америке и других западных странах, были точно такими же, как те, которым следуют в Индии. Бессмысленное подражание именуется ниямаграхой. Если же человек не налагает на свою жизнь никаких ограничений и ведет сумасбродную жизнь, это также называется ниямаграхой».
Главное в преданном служении - это искренние усилия, а не приобретенные навыки. Хотя произношение Джаянанды было далеким от совершенства, он все равно получал милость Кришны. Его самозабвенного служения духовному учителю и миссии Господа Чайтаньи и внимательного повторения маха-мантры было достаточно для пробуждения чистой любви к Богу.
После нескольких дней сборов группа санкиртаны была готова отправиться в Сиэтл. Первые попытки пения на улице привели к появлению первой на Западе путешествующей группы санкиртаны. Прабхупада вдохновлял преданных, называя их американским вариантом Всемирной группы санкиртаны. Вишнуджана так и не смог убедить жену присоединиться к движению, и, повинуясь голосу сердца, остался с брахмачари.
Ямуна д.д.: Я была уверена, что после разрыва с женой Вишнуджана не женится снова. Он был не из тех, кто мог пожертвовать сознанием
Кришны ради создания семьи. Несмотря на то, что многие из нас были семейными людьми, для тех дней был характерен дух санньясы; преданные вступали в брак только потому, что Прабхупада хотел дать прибежище женщинам, а для этого их необходимо было выдать замуж, в те дни он говорил: «Мои домохозяева лучше любых санньяси». У нас не было дома; у нас не было вообще ничего, кроме Кришны и проповеди. Так что, по большому счету, разницы между нами не было никакой.
Джаянанда тоже собирается присоединиться к группе санкиртаны. Он будет выполнять функции водителя, а также вместе со всеми выходить на санкиртану и распространять «Обратно к Богу». Это будет его новым служением. А президентом храма в Сан-Франциско станет Чидананда.
Чидананда: Прабхупада попросил меня стать президентом храма. Он сказал, что Джаянанда хочет присоединиться к группе Тамал Кришны. Прабхупада сказал мне это лично. Он попросил нас продолжать ежедневно выходить на улицы и петь Святые Имена, все эти изменения произошли довольно спокойно.