image

Featured

29. Бурное развитие харинама-санкиртаны в Лос-Анджелесе. Ноябрь 1968 года

Vishnudjana-02Чем больше группа санкиртаны очищалась благодаря пению по восемь часов в день, тем выше становились результаты. Почти сразу же был установлен новый рекорд: 175 экземпляров «Обратно к Богу» за один день и сто тридцать долларов пожертвований.

Однако были и трудности. Полиция пыталась ограничить перемещения группы, и тогда Тамал Кришна и Джаянанда отправились в полицейский участок. Выслушав их рассказ, сержант согласился с тем, что долг полиции - защищать религиозных людей, таких как преданные.

«Если вы оставите место для движения потока людей, то можете петь на улице», - заключил полисмен.

Вскоре появились проблемы с домовладельцем. Жильцы жаловались па громкие киртаны по утрам и вечерам. Им также не нравились едкие запахи, исходившие с самодельной кухни. Теперь еще приехали и брахмачари, и домовладелец понял, что его обманули. Это вовсе пе позы йоги и молчаливая медитация!

Однажды Реватинандана приготовил особенно острый чаунч. Кухню быстро заполнил едкий дым. В помещении было обычно открыто окно, но дым проник па верхние этажи, а также попал в вентиляционные трубы. Вскоре люди на верхних этажах стали кашлять и страдать от удушья. Кто-то решил, что начался пожар и включил сигнализацию. Пришлось всех эвакуировать, прибыли пожарные.

«Убирайтесь отсюда!» Домовладелец был в ярости. «Если вы не уберетесь, то потеряете свой аванс. Я могу нанять адвоката, а вы - нет». Преданным было нечего возразить.

В течение 24 часов он возвращает им четыреста пятьдесят долларов, и лос-анджелесские преданные пополняют ряды бездомных. Они оказываются прямо на Голливудском Бульваре вместе с Господом Джаганнатхой, кухонной посудой, рисом, да- лом и книгами Прабхупады. Им некуда идти.

Преданные взывают о помощи к каждому, кто проходил мимо, но безрезультатно. Прошло несколько часов. Никто не выражал желания помочь. Вдруг откуда ни возьмись, появилась маленькая старушка с собачкой.

«Привет, ребята. В чем проблема?» По акценту преданные поняли, что она англичанка.

«Нас только что выселили».

«Тогда пойдемте, будете жить у нас». Она вызвалась помочь, хотя ее даже не просили. Преданные ликовали. Большинство из них сразу отправились к ней домой, где она, как выяснилось, живет одна с тремя собаками. Когда они вошли в дом, им сразу стало ясно, что помещение нуждается в хорошей уборке. Понадобилось три дня, чтобы убрать во всем доме и привести его в приемлемое состояние.

Тем временем Божества и храмовые принадлежности перевезли к Прабхупаде. Он тоже переехал в небольшую квартиру, где преданные собирались вместе, набиваясь в маленькую комнату, чтобы провести киртан и получить даршан Божеств. Тамал Кришна привел эту англичанку на встречу с духовным учителем, хотя она и не интересовалась духовностью. Но она была простой и добросердечной женщиной и сделала реверанс перед Прабхупадой. Понимая, какую неоценимую помощь она оказала преданным, Прабхупада с большим обаянием поблагодарил ее за доброту.

Прабхупада дает указание Тамал Кришне найти дом для группы санкиртаны. Они должны продолжать проповедь и распространять сознание Кришны в этом месте. Даянанда пытается найти временное помещение для храма, и вот они находят недорогой дом в испанском районе Ла-Палма рядом с имеющим дурную славу округом Ватте.

Ватте - это часть Черного Канала, района площадью 72 квадратных мили, в котором живет 90% из 600 тысяч чернокожих жителей Лос-Анджелеса. Это грязное, запущенное гетто, традиционное прибежище для негров, иммигрирующих в Лос-Анджелес. Лишь немногие из них являются коренными калифорнийцами. Каждый четвертый из полутора миллионов черных, бежавших с Юга в шестидесятые годы, поселился в Калифорнии.

11 августа 1965 года Ватте взорвался вспышкой насилия после того, как чернокожий парень, ранее исключенный из школы, был арестован белым полицейскими за то, что находился за рулем в нетрезвом состоянии. Дикость и жестокость пришли на смену гармонии. Если за день до этого белым жителям Лос-Анджелеса было не о чем беспокоиться, кроме влажности, то на следующий день толпы мародеров начали грабить, поджигать и убивать. 500 полицейских и 5000 членов национальной гвардии безрезультатно пытались сдержать ярость нападавших. С каждым часом росло количество жертв. К концу недели 35 человек было убито, 900 ранено, 1700 арестовано, а нанесенный ущерб был оценен в 100 миллионов долларов.

За три года последствия этой вспышки насилия исчезли, и почти весь район был отстроен заново. Хотя Ватте - это район трущоб, там нет многоэтажных жилых домов или бетонных каньонов. Большинство улиц здесь достаточно широкие, некоторые в три полосы, вдоль которых тянутся серые газоны. В маленьких квартирах, сдаваемых внаем, зачастую живет по 4-5 семей. Пока родители па работе, дети предоставлены сами себе. Молодежь, оказавшись в ловушке собственного невежества, бродит по улицам, ища спасения от монотонной жизни и разочарованности. Люди не доверяют полиции, а полиция не доверяет людям. Все пронизано атмосферой ненависти.

Исполненные веры в гуру и Кришну преданные бесстрашно переехали па новое место. И Шримати, которая по-прежнему путешествовала с мужчинами, тоже, так как она была старше и уже имела детей, была очень терпеливой и мягкой, и преданные хорошо чувствовали себя с ней. Первую ночь Шримати спала в микроавтобусе, но на следующий день обнаружила за домом в саду маленький флигель и переселилась туда.

Каждый день группа санкиртаны выезжает в Голливуд. У преданных здесь нет храма, они разбросаны по всему городу, поэтому каждый вечер Прабхупада проводит лекцию, чтобы поддерживать дух проповеди и энтузиазм. Джаянанда приезжает за ним на машине и везет туда, где должна в этот день проводиться программа. По воскресеньям они устраивают Пиры Любви в Гриффитс-парке. Преданные также приглашают па программы заинтересовавшихся людей, которых встречают на улице; иногда эти программы проводят у этих людей дома, иногда у кого-то во дворе, а иногда - в старом гараже.

Этот гараж предложил использовать один бизнесмен, которого Тамал Кришна встретил на санкиртане. Вдохновленный проповедью Тамал Кришны, он стал повторять Харе Кришна и бросил курить, хотя до этого выкуривал по две с половиной пачки в день. Он предложил преданным проводить киртаны в принадлежащем ему большом гараже, где могло поместиться до пятидесяти человек. Затем была назначена дата, когда там проведет лекцию Прабхупада.

Джай Гопал ждал у входа в гараж, дверь которого была закрыта, чтобы задуть в раковину, когда появится Прабхупада. Преданные убрали все внутри, постелили ковры и установили вьясасану. Было много цветов и повсюду курились благовония. Все сидели на ярких подстилках, ожидая Прабхупаду.

Когда Джай Гопал затрубил в раковину, большая гаражная дверь поднялась, как будто туда собирался въехать большой автомобиль, и взору всех предстал Шрила Прабхупада. Он стоял у входа один, маленького роста, исполненный смирения. Войдя, он сел на вьясасану и начал киртан. Затем он прочел лекцию по двадцать девятому стиху «Брахма-самхиты», в котором описывается духовный мир: каждое здание там построено из камня чинтамани, каждое дерево - это древо желаний, а каждая женщина - богиня процветания.

«Там и мужчин, и женщин так привлекает Кришна-киртан, что они забывают о сексе. Это настолько прекрасно, что они теряют всякое влечение к половой жизни. Они обнимают друг друга, целуют, но нет половой жизни, поскольку у них есть другое - парам дриштва пивартате; это так возвышенно, так сладко и так трансцендентно, что они просто поглощены мыслями о Кришне. Таково совершенство сознания Кришны».

После небольшой лекции Прабхупада просит задавать вопросы. Первым поднимает руку Вишнуджана: «Мы молимся духовному учителю. Есть стих, в котором говорится, что духовный учитель получает благословение из океана милости. Эта милость - возможность служить Кришне, всегда открыта для живых существ? И является ли эта милость источником блаженства?»

«Да, - подтверждает Прабхупада. - Это подобно солнечному свету. Солнце проливает свой свет на всех. Однако если вы закрываете шторы в комнате, если вы не хотите видеть солнечный свет, чем оно может вам помочь? Вам нужно выйти на свет. Это несложно. И вы будете наслаждаться. Подобным же образом, милость Кришны открыта для каждого. Это не так, что в одном месте изобилие милости Кришны, а в другом - нехватка. Нет. Милость Кришны повсюду распространяется равномерно, вопрос лишь в способности воспринимать ее. Те, кто любят Кришну, способны в полной мере ощутить милость Кришны. И все же, милость Кришны открыта для каждого. Однако, если вы не хотите постичь Кришну... Как например, йогам и гьяни нравится заниматься измышлениями. Кришна говорит: ахам сарвасья прабхаво - «Я источник всего сущего»; матах сарвам правартате - «Нет ничего превыше Меня». Однако эти люди выдумывают что-то свое. Что может Кришна с этим поделать? Вот Кришна, Высшая Абсолютная Истина, говорит о Себе, раскрывает Себя, дает совершенное понимание, однако они все равно не принимают этого... Подобно совам, они прячутся с наступлением дня. Они исполнены решимости не видеть солнечного света. Итак, эти мошенники не способны увидеть Кришну. Что Кришна может с этим поделать?

Кришна никого не принуждает, поскольку он предоставил вам свободу выбора. Он не посягает на вашу независимость. Что означает независимость? Если вы что-то даете, а потом отбираете, какой в этом смысл? Если я что-то вам дал, значит, теперь это ваша собственность. Итак, Кришна наделил вас независимостью. И теперь вы можете злоупотребить этой независимостью.

Итак, нам предоставлены все возможности, однако мы не пользуемся ими. Мы прячемся от солнечного света. В солнечном свете нет недостатка, он распространяется повсюду. Тем не менее, в северном полушарии света меньше, а в южном больше. Означает ли это, что в одной части Земли солнце проявляется больше, чем в другом? Нет. Причиной недостатка солнечного света является природа того или иного места. Согласно ведическим произведениям, те места, где небо постоянно затянуто тучами и нет солнечного света, - проклятые места, а люди, живущие там, греховны. Таков закон природы. В таких местах мало солнечного света.

Подобным образом, те, кто греховен, не способны постичь Кришну. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». Лишь те, кто полностью освободился от всякой греховной деятельности, йешам тванта-гатам папам джананам пунйа-карманам, те, кто всегда поступали благочестиво, те двандва-моха-нирмукта, освобождаются от двойственности, бхаджанте мам дрдха вратах - и с верой принимают Кришну, посвящая свою жизнь служению Ему. Сознание Кришны - не для обычных людей. Однако если человек видит: «Мой знакомый в сознании Кришны счастлив, дай-ка я тоже попробую», - тогда он тоже обретает удачу. Нужно только немного здравого смысла. Это одновременно и очень трудно, и очень легко. «Дай-ка я обращусь к Кришне». Кришна говорит: бахунам джанманам анте джнанавам мам прападйате - после многих жизней, посвященных развитию знания, человек достигает совершенства, он предается Мне. Са махатма судурлабха - такая великая душа очень редка.

Итак, тот, кто разумен, поймет: если, просто предавшись Кришне, можно стать великой душой, какие встречаются очень редко, почему бы не предаться немедленно? Это разум. Если таков путь достижения высшего совершенства, почему бы не встать на него немедленно? В «Чайтанья-чаритамрите» сказано: кршна йей бхадже сеи бада чатура. Только человек, обладающий первоклассным разумом, способен стать сознающим Кришну, а не глупцы и негодяи. Они не смогут. Необходимо иметь немного разума. Итак, это очень легко для разумных людей, но трудно для глупцов и негодяев. Почему я называю их глупцами и негодяями? Это не мое мнение - это мнение Кришны. Аваджа- нанти мам мудхах; мудха означает «глупец и негодяй»; манушим танум ашритам парам бхавам аджананто мама бхута махешва- рам. Эти глупцы и негодяи не понимают природы Моей личности. Они ее не знают. Однако благодаря хорошему общению, общению с преданными Кришны, человек обретает удачу. Поэтому мы основали это Общество Сознания Кришны. Любой, кто присоединяется к этому обществу, очень быстро становится сознающим Кришну, независимо от подготовки, если общается с преданными и следует регулирующим принципам.

Итак, Кришна открыт для всех, так же, как солнечный свет доступен всем, однако у нас есть независимость. Если мы захотим, мы можем выйти на солнечный свет, а если не захотим, можем задернуть шторы на окнах, и будем сидеть в темноте. Таким образом, милость Кришны предназначена для каждого, не только для каких-то определенных людей. Однако тем, кто находится в сознании Кришны, выпадает особая милость: само 'хам сарва- бхутешу паме двешйо 'сти на прийах. Господь пе завидует никому и ни к кому не благоволит. Тем не менее, он говорит: йе ту бхаджанти мам притйа - «к тем, кто служит Мне с любовью и преданностью, Я особенно благосклонен». Это естественно. Отец любит ребенка, ребенок любит отца. Если на улице играют дети, и что-то случается, отец спешит на помощь своему ребенку, не обращая внимания на других детей, и его нельзя в этом винить. Это естественно. Аналогично, тот, кто занимается служением Кришне с любовью и верой, удостаивается особого внимания. Это не пристрастность, это особая благосклонность».

Говинда даси бесстрашно поднимает руку: «Предположим, человек твердо убежден, что сознание Кришны - единственное, что может спасти его, но при этом сохраняет привязанность к материальной деятельности. Заставит ли Кришна его предаться полностью?»

«Да. Он поставит преданного в такие условия, что тот будет вынужден стать полностью сознающим Кришну. Поскольку мы соприкасались с материей на протяжении стольких жизней, вполне естественно, что материальные привязанности будут иногда стаскивать нас, несмотря на попытки быть в полном сознании Кришны. Однако, если наше сознание Кришны сильно, Кришна уберет эти привязанности. Об этом упоминается в «Шримад-Бхагаватам»: йасйахам анугрихнами харишйе тад-дханам шанаих. У меня есть личный опыт. Я не хотел предаваться, но Кришна заставил меня. Это особая милость. Теперь я это понимаю. Кришна очень умен. Если мы по глупости хотим чего-то помимо Кришны, Он делает так, что мы забываем обо всех этих глупостях. В этом особая милость Кришны».

Мадхудвиша озвучивает сомнение, которое беспокоит всех: «Прабхупада, как брахмачари преобразовать свое половое желание в служение Кришне? Как направить энергию, проявляющуюся в неуправляемом половом желании, в русло служения Кришне?»

«В половом желании нет ничего противоестественного, - объясняет Прабхупада. - Его можно использовать для служения Кришне - производить на свет сознающих Кришну детей. Итак, мы не запрещаем этого. Наш метод состоит в том, чтобы все использовать в служении Кришне. Люди производят на свет детей подобно кошкам и собакам, но если у вас будут рождаться дети в сознании Кришны, лицо мира изменится. Таким образом, в половом желании нет ничего неестественного.

Это подобно чувству голода. Голод - признак здоровья, и в зависимости от того, что вы едите, вы можете либо почувствовать прилив сил, либо заболеть. Однако чувство голода не является чем-то противоестественным. Аналогично, если вы испытываете половое желание, в этом нет ничего противоестественного - просто его нужно правильно использовать, в соответствии с предписаниями шастр. Кришна говорит в «Бхагавад-гита»: «Я - регулируемая половая жизнь».

Таким образом, половая жизнь не осуждается, но нужно подумать: «В чем смысл половой жизни? Если она используется в служении Кришне, в ней есть смысл. В противном случае - нет. В этом проявляется сознание Кришны. Например, когда Васудева и Деваки в своей прошлой жизни поженились, они сразу стали совершать тапасью: «Если Кришна согласится стать нашим сыном, мы вступим в связь, иначе - нет». На протяжении многих тысяч лет они совершали тапасъю, и тогда Кришна явился перед ними: «Хорошо, я стану вашим ребенком».

Пита на са сйадж джанати на са сйат. «Бхагавата» утверждает, что человек не должен становиться отцом, матерью, духовным учителем, другом или мужем, если он не способен спасти своих подопечных от неминуемой смерти. Понимаете? На мо чайвд йах самупета-мритйум. Мы постоянно меняем тела, рождаемся и умираем. Существует 8400000 форм жизни, и живые существа, заключенные в них, страдают.

Итак, если отец и мать находятся в сознании Кришны, они должны быть полны решимости зачать ребенка таким образом, чтобы эта его жизнь была последней. В этой жизни он обретет освобождение - и все. Вот что такое половая жизнь в сознании Кришны. Я приложу все усилия, чтобы мой ребенок получил освобождение, и ему не пришлось бы снова входить во чрево матери. Вы можете иметь сотни таких детей - это служение Кришне. Это - сознание Кришны. В сознании Кришны нет ничего противоестественного. Все естественно. Поэтому, повторяйте Харе Кришна».

После данного Прабхупадой разъяснения этого момента, преданные почувствовали облегчение. Они поняли, что сознание Кришны не подразумевает подавления чувств. Брак - это естественно, и половая жизнь в браке ради служения Кришне тоже естественна. Однако, повторяя маха-мантру, человек разовьет высший вкус, и его перестанет привлекать наслаждение чувств тела.

Благодаря продолжительной ежедневной санкиртане преданные постоянно встречают интересующихся людей. Большинство из них обеспокоены войной во Вьетнаме, которая к тому времени достигла апогея. Увидев брахмачари с караталами и мридангами, они слушают пение, а затем вместе с ними возвращаются домой. Несмотря на то, что эти люди ничего не знают о движении, они понимают, что в нем есть нечто чрезвычайно привлекательное. Вишнуджана начинает программу обучения новых преданных, объясняя им, как надевать дхоти, наносить тилак и повторять мантру на четках. Это непросто, но ему нравится.

Мадхудвиша: У Вишнуджаны была брызгалка, при помощи которой он освежал преданных, клевавших носом по дороге на санкиртану. Кто-то обязательно начинал дремать, и Вишнуджана слегка брызгал на него водой: «Джаяте!» Он так говорил: «Джаяте». И сочинял песенки, типа: «не своди глаз с чистого преданного, джаяте, джаяте».

Оглядываясь назад, можно говорить что угодно, но, на самом деле, это было божественно. Может быть, не все соответствовало писаниям, однако это исходило из его сердца. Он по-настоящему любил Прабхупаду, возможно, его восприятие духовного миря и Шри Чайтаньи Махапрабху было несколько романтичным, но в нем присутствовала преданность, пусть еще и не достигшая зрелости сиддханты. Никто из нас не понимал философию достаточно глубоко; просто нам нравилась маха-мантра. Мы, конечно, читали книги Прабхупады, но тогда их было совсем немного.

Брахмачари жили спартанской жизнью в доме в районе Ватте. Будучи казначеем, Мадхудвиша каждый день ходил в местный банк с маленьким сейфом, полным монет. В одной руке он нес сейф, а в другой у него был мешочек с четками. Всю дорогу он повторял Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. По улицам бродило множество безработных черных подростков, и они постоянно наблюдали за ним, уделяя особое внимание сейфу. Однако их очень беспокоил мешочек с четками.

«Эй, смотри, опять идет этот лысый тип».

«Думаю, в этом мешке у него пушка».

«Не связывайся с ним. Могут быть неприятности». И они обходили Мадхудвишу стороной, так что никаких проблем не возникало.

Back to Godhead Vol 27 1969 cover. Шримати Радхарани и Кришна из Лос-Анджелеса

В своем маленьком домике Шримати начала делать кукол и марионеток. Вишнуджана обнаружил у нее этот талант еще в Сиэтле и вдохновил использовать его в преданном служении. По дороге в Лос-Анджелес они без конца обсуждали эту тему, сидя в конце фургона.

Теперь Прабхупада попросил ее сделать маленького Кришну, и она изготовила прекрасную куклу. Очарованный красотой Кришны, Прабхупада попросил Вишнуджану предлагать Ему каждый день горячее молоко и дал мантры, которые нужно читать во время предложения. Вишнуджане очень поправилось предлагать молоко и качать колыбель, в которой лежит маленький Кришна. Он очень привязался к этой маленькой церемонии, проходящей в дальнем флигеле, где маленький Кришна живет вместе со Шримати. Так начала проявляться его естественная склонность к поклонению Божествам.

Чтобы делать кукол, Шримати нужны материалы, и Вишнуджана доставляет все, что она просит. Из магазинов подержанной одежды он приносит старых кукол, и они вместе делают новые. Сначала они разбирают старых кукол на «запчасти», отделяя головы, руки и ноги. Затем изготовляют из ткани туловища. Вишнуджана придумал остроумный механизм управления, состоящий из палочки с проволочными ответвлениями, на которые впоследствии наденут руки. Сверху закреплялась пружина, на которую надевалась голова. Таким образом, голова могла качаться взад-вперед, а руки двигались вверх-вниз.

В День благодарения в Гриффитс-парке состоялось большое мероприятие, во время которого многие организации, в частности Гринпис, раздавали нуждающимся бесплатную пищу. Преданные тоже отправились в парк, чтобы устроить киртан и провести Пир Любви. Однако, когда брахмачари вернулись вечером домой, они обнаружили, что в доме ничего нет. Воры взломали двери и обчистили дом. Украдено было все: спальные мешки, магнитофоны, кастрюли, котелки, продукты. Была также украдена новенькая пишущая машинка «Оливетти» Тамал Кришны и дорогая швейная машинка Шилавати. Это было практически равносильно тому, что их выставили на улицу. Хорошо еще, что в доме не было денег, иначе это было бы полной катастрофой.

Когда Шриле Прабхупаде сообщили об ограблении, он написал им, чтобы впредь они не оставляли квартиру без присмотра: «Нужно следить за этим. Что тут можно поделать? Впредь нужно быть более осторожными и всегда оставлять кого-то дома».

Меню

Корзина
Корзина пуста