Вишнуджана играет в кукольном театре. Кукольное шоу в Гриффит-парке, Лос-Анджелес (1969)
Шримати в своей маленькой мастерской поглощена работой. Она уже изготовила десять разных кукол, которые могут быть использованы для различных персонажей. Головы можно заменять, также как и костюмы. У одной из кукол четыре руки, поэтому она может быть либо Господом Вишну, либо Господом Брахмой.
Вишнуджана прочит этому начинанию великое будущее и вместе со Стока Кришной приступает к постройке настоящего кукольного театра. Он набрал группу преданных, имеющих артистические данные, на различные роли и уже написал все слова. Одновременно с этим он проводит на санкиртане по восемь часов в будни и по десять часов в выходные.
Поскольку просторный ашрам брахмачари пустует в течение дня, Вишнуджана решает организовать театр там. После нескольких репетиций все готово к первому представлению, которое намечено на пятницу, день явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
Вечером в пятницу Прабхупада входит в зрительный зал, улыбаясь в предвкушении. Для него перед сценой установлено специальное кресло, в которое он садится, а все преданные рассаживаются вокруг него. Сегодняшний спектакль - история Прахлады и Хираньякашипу.
Задача Шримати - переодевать кукол, поэтому она всегда за кулисами. Вишнуджана вместе с двумя другими преданными управляет куклами, а также озвучивает роли. Благодаря своему артистизму и умению изменять голос, он научился создавать различных персонажей.
Прабхупаде представление так понравилось, что он попросил преданных ставить новые спектакли и показывать их на каждой воскресной программе. Он хочет, чтобы искусство использовалось для объяснения идей сознания Кришны. В письме, написанном на следующий день, он дает высокую оценку этому кукольному представлению.
«Пожалуйста, сообщите Гурудасу, что в лос-анджелесском храме Вишнуджана, Тамал Кришна, Шилавати и ее сын Бирбхадра вчера поставили кукольный спектакль по случаю Дня Явления моего духовного учителя. Темой спектакля была история Прах- лады. Это было сделано так замечательно и совершенно, что все зрители получили огромное удовольствие, и в конце все пели Харе Кришна. Я надеюсь, что в будущем они подготовят множество подобных духовных постановок, и люди получат от этого огромное благо.»
По просьбе Прабхупады кукольный спектакль стал неотъемлемой частью воскресной программы. Вишнуджане и Шримати правится каждую неделю доставать кукол и показывать спектакли для детей. После окончания спектакля они продолжают беседовать и шутить с детьми.
Шримати д.д.: Прабхупада просил нас ставить кукольные спектакли на конкретные темы. Вишнуджане нравился спектакль о Прахладе и Хираньякашипу. Я до сих пор помню, как Хираньякашипу в гневе колотит руками по сцене. Еще был спектакль о Нараде Муни. Эти спектакли очень нравились Прабхупаде.
Однажды я сидела рядом с Прабхупадой и во время антракта спросила его: «Прабхупада, как вы повторяете - Хари Кришна или Харе Кришна?» Прабхупада в это время повторял на четках. Он наклонился ко мне и прямо мне в ухо сказал: «харе Кришна!» Это произвело на меня такое впечатление, что я находилась под ним несколько месяцев. Трудно описать мои ощущения, но я помню этот эпизод очень отчетливо.
Трансцендентная звуковая вибрация «Харе Кришна», произнесенная Шрилой Прабхупадой, вошла в ухо Шримати и, похоже, пронзив все материальные оболочки, достигла ее сердца. Именно так Веды описывают воздействие Святого Имени, услышанного из уст чистого преданного.
Шримати любит носить украшения, и когда Прабхупада приходит в храм, она наряжается, но лишь для него. Однажды вечером Прабхупада заметил: «Шримати прекрасна не только внешне, но и внутренне».
Каждое утро комендант храма Вишнуджана организует служение, как в храме, так и за его пределами. Он умудряется проследить даже за стиркой одежды. Пара брахмачари собирают всю одежду, стирают и сушат ее, аккуратно складывают и приносят в ашрам брахмачари, где ее разбирают хозяева.
Главный приоритет для каждого - санкиртана. Все вдохновлены преданностью Вишнуджаны санкиртане. После обеденного прасада все с огромным энтузиазмом набиваются в фургон и едут в центр Лос-Анджелеса, па перекресток Седьмой и Бродвея, к универмагу «Буллоке». Этот грязный и перенаселенный район - не самое лучшее место, но именно здесь собираются все другие религиозные группы Лос-Анджелеса, борясь за души.
Преданные выстраиваются вдоль улицы у автобусной остановки, а Вишнуджана начинает перебирать струны тамбуры, вознося молитвы духовному учителю. Преданные вторят ему; некоторые из них начинают собирать мелочь в свои раковины. Вскоре экстатический киртан, сопровождаемый танцем, привлекает внимание даже тех, кто приехал в центр Лос-Анджелеса за покупками и целиком поглощен этим. Здесь услышать Святое Имя Господа Кришны имеют возможность тысячи людей. Во время киртана Вишнуджана раскачивается из стороны в сторону, мелодично аккомпанируя себе на тамбуре; глядя на него, преданным приходит па память изображение Нарады Муни, играющего на своей трансцендентной вине. Это зрелище настолько привлекательно, что люди останавливаются, чтобы посмотреть, а преданные тем временем предлагают им журналы «Обратно к Богу» и приглашения на воскресный Пир Любви.
По ходу киртана Вишнуджана переключается на мридангу. Хотя он играет в перчатках, через три или четыре часа постоянной игры пальцы начинают кровоточить. Однако он продолжает бить в барабан и петь до самого вечера, словно пребывает в трансе. Даже если начинается дождь, он не прекращает петь, и преданные продолжают петь вместе с ним.
Время от времени он останавливается и проповедует собравшимся людям. Иногда он также подзывает преданных и рассказывает им истории о Кришне или о Прабхупаде. Он приносит дух праздника в это ужасное место - центр Лос-Анджелеса - и благодаря Святому Имени атмосфера тотчас одухотворяется.
Время от времени то один, то другой преданный берут журналы и начинают распространять их, однако Вишнуджана просто поет целый день. Если он делает перерыв, чтобы тоже норас- пространять журналы, дух киртана сразу меняется, и поэтому преданные всегда просят его продолжать петь. Когда он поет, распространение идет намного легче. Реватинандана лидирует в распространении «Обратно к Богу», продавая по 12-15 журналов в день. Это считается хорошим результатом.
Лабангалатика д.д.: Мы проводили на санкиртане как минимум по шесть часов в день, нас было немного, человек десять. Это было мое первое знакомство с сознанием Кришны. Вишнуджана был удивителен. Из- за телесных представлений выходить на улицу было очень трудно, но к моменту возвращения в храм мы были уже полностью на Кришналоке. Киртаны обладали огромной очистительной силой, пение Святого Имени вместе с Вишнуджаной было самым замечательным переживанием в сознании Кришны. Он был центром всего.
Потому Шримати взяла меня на распространение книг. Мы решили ходить сами от двери к двери и распространять «Обратно к Богу». Мы садились на автобус и ехали в какой-нибудь соседний район. Мы стучались в двери и, зачастую, люди были настроены крайне недружелюбно. Они всего боялись. Однако нам все равно очень понравилось просто ходить от двери к двери.
Однажды, когда я вернулась вечером в храм, Вишнуджана спросил меня: «Ты встретила хотя бы одного искреннего человека?» Он знал, как это трудно. Тамал Кришна был счастлив, что мы занимаемся этим. А мы были счастливы, потому что выходили и проповедовали. Это был мой первый опыт проповеди.
Дхриштадьюмна: с этим была связана интересная история. Тамал Кришна был прекрасным организатором, и он организовал первую группу киртана во главе с Вишнуджаной. Тамал хотел, чтобы все брали с собой раковины и собирали деньги, однако Вишнуджана никогда этого не делал. Он хотел просто петь. Когда приехал Прабхупада, Тамал Кришна пришел к нему и пожаловался: «Шрила Прабхупада, Вишнуджана не хочет собирать пожертвования; он просто хочет петь».
Прабхупада откинулся назад и улыбнулся: «Да, он достиг освобождения просто благодаря пению». Так рухнул план Тамал Кришны привлечь Вишнуджану к сбору денег, на самом деле, Вишнуджана действительно никогда не думал о деньгах.
Около пяти часов все возвращаются в храм, принимают душ и затем идут па сундара-арати. Один или даже оба киртана во время вечерней службы ведет Вишнуджана. Преданные предпочитают, чтобы пел он. Временами киртан поручают вести Реватинандане; иногда поет Судама. Бывает, что поет Тамал Кришна. Изредка, когда выпадает возможность, киртан ведет Мадхудвиша, однако в основном это делает Вишнуджана, потому что все хотят, чтобы пел он.
Как только заканчивается арати, преданные принимают прасад. После прасада все отправляются на Голливудский бульвар, на новое место санкиртаны, что находится прямо напротив фирменного ресторана «Даймонд Джим». Настроение у преданных праздничное, ибо санкиртана не воспринимается ими как работа. Все, что они делают, приносит им радость.
После переезда в Ла-Чинегу Вишнуджана по-настоящему расцвел. Преданные чрезвычайно вдохновлены его проповедью, а, кроме того, он способен вести киртан по восемь-десять часов в день. И так ежедневно.
Для разнообразия по выходным Вишнуджана ведет группу санкиртаны на бульвар Сансет.
Шукадева: Я гулял по бульвару Сансет и, услышав звуки киртана, по малости Кришны решил посмотреть, что там происходит, и увидел преданных. Вишнуджана вел киртан. Там также были Тамал Кришна, Судама, Умапати и многие другие преданные из лос-анджелесского храма. Ранее я уже слышал Харе Кришна мантру в университете и во время участия в маршах мира. Поэтому я просто сел рядом и начал петь. Ко мне подошел Тамал Кришна и дал мне благовоние, визитку и пригласил в храм, я присоединился к движению в первый же день, поскольку Судама предложил мне переночевать в храме.
Мадхудвиша: Вишнуджана придумывал собственные мелодии. Однажды Прабхупада попросил его написать музыку к песне вриндавана рамйа стхана, и Вишнуджана написал прекрасную мелодию. Он был опьянен киртаном. Целый день он пел на улице, потом приходил в храм и начинал петь бхаджаны для Божеств перед вечерним арати. Затем была вечерняя служба. Он пел и пел без остановки. Он был воистину опьянен Святым Именем.
Преданные видели, что Вишнуджана всем сердцем принял наставления Прабхупады. Вопросы, которые он задает на лекциях, говорили о его желании построить свою жизнь вокруг пения Харе Кришна маха-мантры:
«Прабхупада, как может человек с замутненным сознанием всегда повторять Харе Кришна? Человек, который постоянно думает о своей семье, друзьях, стране, нации?»
Отвечая на вопрос, Прабхупада смеется: «Точно так же, как Майя насильно уводит вас от сознания Кришны, вы противостоите Ей, повторяя Харе Кришна. Это сражение. Но мы не боимся Майи, потому что есть Кришна. Майя ничего не сможет сделать. Просто вы должны стать сильными. И в чем же заключена сила? Повторяйте громко: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе».
«В материальном мире существуют приборы для измерения различных видов энергии. Л каким прибором можно измерить духовную энергию Кришны?»
«Такие приборы у нас есть, - с улыбкой говорит Прабхупада. - Это мриданга и караталы. Просто пойте. Ничего сложного. Еще один прибор - это ваш язык. Пойте Харе Кришна. Еще один прибор - ваши уши. Просто слушайте. В вашем распоряжении есть все необходимые приборы. Вам не нужно покупать их или брать в аренду. У вас есть язык и уши. Пойте Харе Кришна и слушайте - вот и все. В этом совершенство».
«Господь Иисус Христос сказал, что если вы хотите увидеть Бога, у вас должен быть один глаз. Он имел в виду, что этим одним глазом является любовь к Богу?»
«А как ты понимаешь это высказывание?» - задает Прабхупада вопрос своему ученику.
«Я понимаю это так, что ваше внимание должно быть сосредоточено только на Боге».
«Несомненно. Когда вы действительно видите Бога, вы не видите ничего, кроме Бога. Это утверждается в «Чайтанья-чаритамрите»: стхавор джангам декхе на декхе тава мурти. Преданный высокого уровня видит, что животные движутся, а деревья - неподвижны, однако он не видит их форм. Все, что он видит - это Кришну. Кришна говорит: сарва-йонишу каунтейа муртайах самбхаванти йах. «Существуют миллионы форм жизни, но Я - отец каждого». Поэтому видение преданного таково: «О, это сын Кришны. И это сын Кришны».
Итак, если вы любите какого-то человека, то, увидев его сына, вы сразу вспоминаете, чей он сын. Когда преданный видит дерево, он тотчас вспоминает: «О, это дерево Кришны». Когда он видит собаку, он сразу же вспоминает, что это - собака Кришны. Поэтому у него один глаз. Вот и все. Он не видит ничего другого. Все принадлежит Кришне. Поэтому его цель - привести каждого к Кришне. «Пожалуйста, примите сознание Кришны. Вы принадлежите Кришне. Зачем вы отождествляете себя со всякой ерундой? Почему вы считаете себя американцами, индийцами, тем или этим? Придите к Кришне». В этом состоит наша проповедь. Мы хотим вернуть людям зрение. Они сами слепы, и их лидеры слепы тоже. Они не знают, в чем состоит истинная цель их жизни. Таким образом, то, что говорит Иисус Христос, истинно».
Вишнуджана впечатлен ответом. «Как вам удается так просто объяснять сложные вещи?»
«Потому что наша философия проста, - смиренно отвечает Прабхупада. - Бог велик, а мы нет. Не нужно объявлять себя Богом. Не нужно заявлять, что Бога нет. Бог существует, и Он велик, а мы очень малы. Тогда в чем наше предназначение? Мы должны служить Кришне. Это простая истина. Л дух бунтарства - это майя. Мы должны излечить людей при помощи этой трансцендентной вибрации, Харе Кришна. Это единственное средство. Пусть они просто слушают, - и постепенно наступит выздоровление. Итак, эта мантра предназначена для того, чтобы пробудить спящее человечество. Веды говорят: «О человечество, пожалуйста, проснись. Хватит спать. Вы получили человеческое тело, так используйте эту возможность. Освободитесь из когтей майи». Таков призыв Вед. Итак, вы выполняете эту миссию. Пойте Харе Кришна, и люди излечатся».
Вишнуджана проявляет большую изобретательность в том, чтобы мастерить различные вещи и ремонтировать то, что вышло из строя. Поскольку преданные постоянно поют, мриданга вскоре начинает буквально разваливаться на части. Тогда Вишнуджана решает разобрать ее и отремонтировать корпус при помощи пластика. Он снимает все ремешки и полностью все переделывает. Он придумывает собственную смесь и наносит ее на мембраны. Так он постоянно экспериментирует, приводя в порядок и обновляя различные инструменты. Тамбура тоже начинает приобретать неважный вид, хотя звук у нее по-прежнему превосходный.
Помимо всего прочего Вишнуджана является движущей силой воскресных пиров. Он делает все. Он не считает себя слишком продвинутым и готов выполнять любое служение. Если у кого-то есть какие-либо проблемы, он обращается к Вишнуджане, который всегда готов выслушать и помочь. И поэтому все его любят.
Стока Кришна: впервые я увидел Вишнуджану на воскресном пире, где он был вместе с Тамал Кришной. Вначале я подумал, что лидер - Вишнуджана, поскольку он был очень крепким, а также потому, что на меня произвело глубокое впечатление то, с каким чувством он все делал. Позже оказалось, что Вишнуджана - просто всеобщий любимец, а заправлял всем на самом деле Тамал. Однако вместе они составляли замечательную комбинацию.
Тогда я не жил в храме постоянно, поскольку еще ходил в школу, но стремился находиться в храме как можно больше. В те дни киртан был для нас настоящим событием, и мы всегда ждали его с большим нетерпением; как только мы начинали петь мантру, нас уносили волны экстаза, в начале киртана Вишнуджана всегда играл на тамбуре.
Вишнуджана действительно очень силен физически. Это видно, хотя бы по его выносливости. Трудно представить, что человек может быть одновременно кротким и смиренным, и в то же время высоким и мускулистым. Такое сочетание встречается крайне редко. Его грудь и мускулы на руках хорошо развиты благодаря постоянной игре на мриданге, а мышцы на ногах - благодаря тайцу во время киртапов. У него сияющее лицо, большие уши и нос. Шикха закрывает практически весь затылок. Его сияющий облик и необычно большие мускулы производят неизгладимое впечатление на тех, кто впервые видит его.
Невозможно передать словами силу его киртанов. То количество энергии, которое он отдает на санкиртане, не поддается измерению. И чтобы поддерживать силы, он должен принимать огромное количество прасада. Главный повар всегда оставляет еще пару тарелок прасада или маха для Вишнуджаны, потому что тот - ненасытный едок. Однако ему это необходимо, и Прабхупада сказал, что если вы трудитесь, как лошадь, то должны и есть как лошадь. Если какой-то новый бхакта не может доесть свою порцию, Вишнуджана непременно позаботится, чтобы прасад не пропал: «О, вы больше не хотите, прабху? Отлично, спасибо!»
Даянанда: Вначале Вишнуджана был худым и высоким юношей, но затем он стал каждый день петь на улицах Лос-Анджелеса по 6-8 часов, а затем приходил в храм и съедал огромные количества прасада. У нас была категория преданных, которые съедали в два раза больше, чем остальные. Он ел очень много, потому что целый день играл на мриданге. Поэтому он стал крепким и мускулистым и выглядел очень здоровым.
Жизнь в храме исполнена блаженства. Поскольку Прабхупада проводит в Лос-Анджелесе так много времени, преданные имеют возможность близко общаться со своим духовным учителем. Порой он даже заходит в кухню и учит их готовить. Все высоко ценят эти мгновения близкого общения с Прабхупадой.
В своих письмах лондонским преданным Прабхупада продолжает развивать тему Всемирной группы санкиртаны.
"Я очень благодарен вам за ваши заверения в том, что Лондон - наилучшее место для нашего всемирного движения санкиртаны. Такова идеальная жизнь - создать хорошую группу преданных и проводить санкиртану, а также распространять книги по всему миру. Здесь Тамал Кришна создал замечательную группу санкиртаны, и мы можем объединить ее с вашей группой, которая тоже выполняет прекрасное служение. Тогда мы сможем начать всемирное турне, и я уверен, что оно будет успешным."
Частью всемирного видения Прабхупады является открытие центра в Майяпуре. Он писал своим духовным братьям, прося помочь ему в этом, однако не получил никакого ответа. Как это ни прискорбно, но некоторые из них даже пытались преуменьшить значение Прабхупады в глазах нескольких из его учеников, приехавших в Индию. По случаю Золотого юбилея Шри Чайтанья Матха Прабхупада предпринимает последнюю попытку.
"...поэтому я прошу вас выделить мне участок земли в пределах Шри Чайтанья Матха иод строительство здания для моих европейских и американских учеников, которые скитаются по Вриндавану, преследуемые Бон Махараджем. Тогда многие преданные смогли бы приехать посетить место явления Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Я мог бы взять на себя ответственность за строительство такого здания в Шри Чайтанья Матхе и оплачивать все расходы но проживанию моих учеников, которые будут приезжать туда. Шриман Махараджа говорит, что Шри Чайтанья Матх. не в состоянии обеспечить им должный уровень проживания. Это не проблема. Если вы просто выделите мне участок земли, я сам позабочусь обо всем.
Поскольку я являюсь истинным учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджа и изо всех сил стараюсь осуществить его святое желание проповедовать в этой части мира, у меня есть право просить вас о выделении участка земли для этой цели. Итак, будете ли вы сотрудничать со мной, теперь зависит от вас."
Вместе с письмом он выслал экземпляр только что изданной «Бхагавад-гиты как она есть» с дарственной надписью: «С наилучшими пожеланиями Его Святейшеству Шри Шримад Б.В. Тиртхе Махараджу от А.Ч. Бхактиведанты Свами. 7 февраля 1969 года». Однако ответа Прабхупада не получил.
По воскресеньям Вишнуджана организует выезд в Гриффит-парк. Утром он берет пару кукол и мридангу, все садятся в автобус и едут на санкиртану. Когда Вишнуджана начинает петь и танцевать, вокруг начинают собираться люди. Посмотреть на танцующих преданных и послушать пение собирается до трехсот человек. Некоторые из зрителей спонтанно присоединяются к преданным и тоже начинают петь и танцевать. Затем около тридцати человека берутся за руки и начинают водить хоровод.
Преданные всегда берут с собой два больших плаката - Прабхупады и Кришны. Когда собравшиеся люди смотрят па изображения Господа и Его чистого преданного, слушают маха-мантру, вдыхают запах благовоний, с любовью предложенных Господу, и пробуют маха-прасад, все их чувства оказываются вовлеченными в преданное служение.
В определенный момент Вишнуджана останавливается и обращается к слушателям. Он указывает па фотографию Шрилы Прабхупады и говорит, что Его Божественная Милость владеет тайным сокровищем, которым он хочет поделиться со всеми.
«Он пришел на эту планету, чтобы научить нас тому, как войти в царство Бога. Если мы хотим по достоинству оценить нектар этого трансцендентного плода, мы должны что-то знать о создателе этого плода, Всевышнем Господе, Кришне. Чем больше будет ваша любовь к Нему, тем больше Кришна будет отвечать на вашу любовь и помогать вам на духовном пути домой, в духовную обитель».
После короткой речи Вишнуджана достает кукол. Они одеты в красивые одежды из шелка и атласа, на них драгоценные украшения. Первый спектакль о том, как Радхарани и гони ищут Кришну. Вишнуджана ходит туда-сюда с куклами в руках, выражая настроение каждого персонажа настолько совершенно, изменяя голос и выражение лица, что они кажутся живыми. Он изображает то один персонаж, то другой с удивительной точностью, и это полностью очаровывает зрителей.
«О моя дорогая Лалита! Милая Вишакха! - просит Радха своих подруг. - Пожалуйста, найдите этого Кришну».
Лалита и Вишакха зовут Кришну. «Шьямасундар, где Ты? Наверное, Ты отдыхаешь на берегу Своей любимой Ямуны?»
Не получив никакого ответа, Радхарани говорит им: «Дорогие гопи, поищите у холма Говардхан. Мой возлюбленный не находит Себе места. Он не в состоянии отличить хорошего места от плохого».
Лалита и Вишакха утешают Ее: «О дорогая Радхарани, наберись терпения, ибо Кришна не находится в каком-то одном месте. Он всепроникающ. Он - в небе и в воде. Он в сердце каждого».
«Увы, увы, дорогие гопи, - говорит Радха. - Что мы можем предложить Господу Кришне, если сами наши души принадлежат Ему?»
Вишнуджана берет других кукол. В следующей пьесе героями становятся Кришна и Бакасура, демон-аист. Аудитория внимательно наблюдает, как Вишнуджана изображает голосом свирепого демона. Все восхищены тем, как он один исполняет все роли, для которых обычно требуется несколько человек. Еще более удивительно то, что Вишнуджане всего лишь двадцать лет, и он знаком с сознанием Кришны только год.
Представление заканчивается тем, что куклы приглашают всех посетить фестиваль и Пир Любви в храме Харе Кришна. Когда преданные уходят, за ними в храм следует множество заинтересовавшихся людей.
Шримати д.д.: Вишнуджана обычно приводил в храм весь парк. Он говорил людям то же самое, что и Прабхупада, но это всякий раз воспринималось как нечто новое и удивительное. Он не просто повторял, как попугай, а говорил то, что осознал, и выражал это своими словами. Поэтому его проповедь имела значительный эффект.
За несколько недель до дня явления Господа Чайтаньи Прабхупада вызывает к себе Шримати и спрашивает, не могла бы она изготовить несколько кукол для диорамы, изображающей игры Господа Чайтаньи. Сможет ли она сделать это до Гаура-пурнимы? Она говорит, что сможет, если будет работать быстро. Прабхупада описывает ей каждую экспозицию во всех деталях. Шримати сразу приступает к работе. К празднику она успевает изготовить тридцать четыре куклы, изображающие различные игры Господа Чайтаньи, начиная с Его рождения. Внутри них находится проволочный каркас, обвернутый в вату и обшитый сверху тканью телесного цвета. Их размер - около тридцати сантиметров. Они могут принимать различные позы. После того, как нарисованы лица, кукол наряжают.
Вишнуджана изготовил двенадцать коробок-диорам и сделал в каждой освещение. Муралидхара нарисовал фоны для каждой диорамы, а затем они вместе занялись деталями каждой экспозиции. Вишнуджана очень воодушевлен этой идеей и постоянно говорит об этом. Цель - успеть подготовиться ко дню явления Господа Чайтаньи, поэтому все превращается в небольшой хэппенинг, в котором все поглощены играми Господа Чайтаньи.
Прабхупада регулярно читает лекции по только что вышедшей «Бхагавад-гите как она есть». Разные преданные читают стихи и комментарии, а Прабхупада комментирует, подчеркивая важные моменты. К февралю он дошел до Шестой главы, и теперь чтецом становится Вишнуджана, который на протяжении девяти дней подряд читает стихи и комментарии, а Прабхупада делает дополнения. Этот цикл лекций позже станет известен как «Учение йоги». В это время в своей квартире на Хейворт авеню Прабхупада также пишет «Нектар преданности» и книгу «Кришна».
Рупануга сообщает о том, что проводит курс сознания Кришны в университете Буффало, и занятия регулярно посещает семьдесят два студента. Прабхупада считает это большим успехом.
Вдохновленный тем, что Америка принимает сознание Кришны, Прабхупада намерен увеличить распространение журнала «Обратно к Богу», а также снизить его себестоимость. Он хочет увеличить распространение до 20 000 экземпляров в месяц, и поэтому просит четыре храма внести по 750 долларов, за которые они получат но 5000 экземпляров журнала. Таким образом, себестоимость одного журнала для них будет составлять всего 15 центов. Продавая журналы по 50 центов, они смогут выручить 2500 долларов и потенциально получить хорошую прибыль.
Продав 1500 журналов, они смогут вернуть вложенные деньги, а средства от продажи остальных 3500 штук будут их чистой прибылью. Даже если они не смогут распространить все, прибыль все равно будет, а те журналы, которые останутся, они могут просто дарить влиятельным людям, организациям или библиотекам. Из трех тысяч долларов, собранных Прабхупадой, две тысячи будет потрачено на печатание журнала, а оставшаяся тысяча будет использована для бесплатного распространения и на развитие издательства.
Четверо преданных выполнили просьбу Прабхупады и внесли по 750 долларов: Мукунда в Лондоне, Брахмананда в Нью-Йорке, Чидананда в Сан-Франциско и Тамал Кришна в Лос-Анджелесе, поскольку Джаянанда гарантировал, что лос-анджелесский храм распространит все журналы. Теперь проповедь Прабхупады сможет расшириться, а затраты сократятся.