image

Featured

49. Тамал-Кришна организует проповедь в Лондоне и других городах Европы. Январь 1970

1970 Radha Krishna Temple album recording in studio

Когда Тамал Кришна уезжал в Европу, предполагалось, что он будет в авангарде освоения этого нового поля проповеди. Он снова встретится со старшими преданными, которые произвели на него такое сильное впечатление в самом начале. Кроме того, там будет Шрила Прабхупада, который лично поведет за собой преданных к новым победам.

Однако Прабхупада через несколько месяцев вернулся в Америку, надеясь, что Тамал и другие старшие преданные из Лондона смогут самостоятельно развивать и поддерживать три европейских центра. У них было все, что нужно для успеха. Для Тамала это была замечательная возможность взять на себя ответственность за всю проповедь в Европе. Именно к этому его готовили, и это должно было стать для него хорошей подготовкой к дальнейшему расширению ИСККОН, намечающемуся в ближайшем будущем, а также проверкой насколько успешно он сможет справляться с этим в одиночку.

И все-таки Тамал чувствует себя словно покинутым. Всемирная Группа Санкиртаны, которую он рисовал в своем воображении, так и не появилась. Прабхупада забрал его с Западного побережья и отправил в качестве одинокого первопроходца в Европу. Конечно, Шьямасундара, Мукунда и Гурудас тоже здесь, но, будучи семейными людьми, они много времени проводят со своими женами. Тамал брахмачари, и ему недостает общения с лос-анджелесскими брахмачари. Он частенько заходит в телефонную кабину на углу Бери Плейс и звонит Вишнуджане в Лос-Анджелес. Ему просто хочется поговорить с ним.

Тамал Кришна: Всякий раз, когда я обращался к Шриле Прабхупаде с предложениями о создании всемирной Группы Санкиртаны, я подразумевал участие Вишнуджаны. Но волею судьбы мы оказались в разных местах. Судьба сводила нас много раз, и Прабхупада даже сказал, что в предыдущей жизни мы были двоюродными братьями. Если бы Прабхупада разрешил Вишнуджане приехать в Лондон, я смог бы проповедовать с огромной решимостью и энтузиазмом, вдвоем мы смогли бы обучать новых преданных и расширять нашу деятельность.

Тем временем Вишнуджана обучал новых преданных в ЛосАнджелесе. Тамал живет в ином мире мире менеджмента. Теперь он начинает понимать, что успех лос-анджелесского храма был не его личной заслугой. Похоже, вклад Вишнуджаны был не менее существенным. В Англии движение санкиртаны не имело такого же успеха, как в Лос-Анджелесе. Если бы Вишнуджана приехал в Лондон! Вместе они смогли бы повторить успех Западного побережья.

В ходе этих размышлений у Тамала рождается план. Если старшие преданные в Лондоне согласятся с тем, что присутствие Вишнуджаны необходимо для повторения лос-анджелесского успеха, Прабхупада, конечно, тут же отправит его в Англию. Тамал собирает лондонских преданных и раскрывает им свою стратегию. Они одобряют его план действий и соглашаются написать отдельные письма Прабхупаде с просьбой прислать в Англию Вишнуджану.

Тамал понимает, что Гаргамуни попытается помешать его планам, поскольку прекрасно понимает, что благодаря присутствию Вишнуджаны деятельность любого храма будет успешной и выгодной любому менеджеру. Гаргамуни ни в коем случае не станет подвергать риску свое положение, оставшись без Вишнуджаны. Он слишком сообразителен, чтобы попасться на эту уловку и сразу разоблачит план Тамала. И все же Тамал надеется на чудо. Он пытается повлиять на своего духовного учителя.

Тамал Кришна: Мукунда, Гурудас и Шьямасундара прекрасно помнили, как мы с Вишнуджаной организовали группу санкиртаны в Сан-Франциско, и им понравилась идея пригласить его к нам в Лондон. Мы договорились, что каждый напишет отдельное письмо Прабхупаде, выдвигая различные доводы в необходимости прислать Вишнуджану. Единственное, чего я опасался, так это противодействия Гаргамуни. Шрила Прабхупада больше полагался на мнение Гаргамуни, особенно в мое отсутствие, и все же я надеялся, что впечатленный нашими письмами, он даст положительный ответ.

Получив четыре письма из Лондона, в которых говорилось о Вишнуджане, Прабхупада сразу понимает, в чем дело. Он разочарован тем, что четыре старших ученика не могут организовать деятельность одного центра. Озабоченный развитием новых храмов, Прабхупада размышляет о том, чтобы послать в Германию

Хамсадуту и Химавати, опытных преданных, тем более, что они оба провели там свое детство. Она опытна в поклонении Божествам, а он в санкиртане. Вместе они окажут огромную помощь храму в Гамбурге. Но теперь Прабхупада решает отправить их вначале в Лондон в качестве альтернативы Вишнуджане.

Прежде чем написать ответ лондонским преданным, Прабхупада дает им немного времени на размышления. Обычно он отвечает сразу, однако в данном случае понимает, что просьба прислать Вишнуджану это признание собственной неспособности выполнять преданное служение. Поэтому Прабхупада решает отложить ответ. Тем временем он поднимает вопрос о Вишнуджане на собрании местных менеджеров храма. Как и следовало ожидать, все в один голос высказываются против того, чтобы Вишнуджана уезжал из Лос-Анджелеса.

8 февраля Прабхупада отправляет в Лондон свои ответы, отчитывая своих юных учеников. К этому он также прилагает записку, написанную Вишнуджаной, в которой тот объясняет, почему он вряд ли сможет приехать.


«Дорогой Тамал Кришна!

Что касается Вишнуджаны, то это является общей темой всех ваших писем. Тебе должно быть известно, что в развитии лос-анджелесского храма главную роль сыграли четыре человека, а именно: ты, Мадхудвиша, Вишнуджана и Джаянанда. В прошлом году, когда я был на Хейворс-стрит, у нас еще не было храма и порой мы пели в гараже. Затем постепенно мы смогли приобрести храм, и тогда я спросил у тебя, сколько ты сможешь оплачивать из 400 долларов аренды. С большим трудом ты согласился давать всего 100 долларов из дохода группы санкиртаны.

Сейчас по милости Кришны они собирают более 100 долларов в день. Тебе известно, что расходы храма сейчас превышают 2000 долларов в месяц. Там сейчас живет больше 30 преданных, но практически все старые преданные ты, Джаянанда, Мадхудвиша и другие разъехались. Кроме того, Вишнуджана отвечает за обучение новичков. Сам он тоже считает, что в его отсутствие храм будет испытывать трудности. Я прилагаю к этому письму записку Вишнуджаны, которая говорит сама за себя.

Ты написал, что не можешь ездить в Гамбург и Париж и организовывать там проповедь. Но ведь тебя оставили в Лондоне именно для организации деятельности этих трех центров. Если ты будешь все время находиться в лондонском храме, тогда наша изначальная программа не будет выполнена. Я думаю, что тебе следует уделять внимание всем трем центрам и обучать местных лидеров быть самодостаточными. Точно так же, как ты помогаешь лондонскому храму, необходимо помогать храмам в Гамбурге и Париже. Мне кажется, что наш изначальный план был именно таким, и ты не должен его менять.

Ты также написал, что никто, кроме Вишнуджаны, не умеет работать с преданными. Это не слишком хорошая идея. В Лондоне столько старых, опытных преданных, и если никто из них не способен позаботиться о преданных и организовать их, это нехорошо. Что касается музыкальной стороны, я думаю, Мукунда обладает достаточной подготовкой.

Как бы то ни было, сейчас туда приедет Хамсадута, а кроме того, там есть Мукунда и ты. Подумайте, можно ли организовать Всемирную Группу Санкиртаны без Вишнуджаны. В настоящий момент Вишнуджана не может быть освобожден от его обязанностей в Лос-Анджелесе, однако если в будущем кто-то сможет заменить его, я посоветую ему отправиться в Лондон.»


«Дорогой Мукунда! Что касается управления храмом, могу сообщить тебе, что Тамал Кришна может помочь тебе в этом, но если ему придется оставаться все время на одном месте, тогда весь наш план, ради которого он остался в Лондоне, следить за развитием центров в Германии и Франции может потерпеть крах. По мере того как количество наших филиалов увеличивается, возрастает необходимость в том, чтобы кто-то помогал совершенствовать их деятельность.

Кроме того, ты просишь также прислать Вишнуджану в Лондон, хотя знаешь, что своими успехами Лос-Анджелес обязан группе санкиртаны. Мадхудвиша и Джаянанда уехали в СанФранциско, а Тамал в Лондон. Таким образом, из четырех лидеров санкиртаны трое уже уехали. Поэтому присутствие четвертого, Вишнуджаны, здесь крайне необходимо. Гаргамуни и Стока-Кришна занимаются другими делами, поэтому именно Вишнуджана заботится о новых преданных и руководит группой санкиртаны. Я думаю, если он тоже уедет, храм пострадает.

Тамал обладает несомненным талантом в плане взаимодействия с окружающим миром, в организации программ. Я думаю, что кто-то из вас мог бы поучиться у него этому, и тогда он смог бы посещать и другие места, чтобы помочь преданным. Его ждет множество важных дел во Франции и в Германии, однако если Тамал не сможет ездить туда из-за дел в Лондоне, эти храмы пострадают. Поэтому я думаю, что вам нужно перенять его таланты, чтобы он смог уезжать в Германию и Париж хотя бы на неделю, а затем возвращаться в Лондон.

Идея состоит в том, чтобы в течение месяца он находился в Лондоне, а затем на месяц выезжал в Париж и в Германию, а потом снова возвращался в Лондон. А когда дела будут везде идти хорошо, он сможет больше времени уделять Лондону и заниматься другими важными вещами...»


Через три дня Прабхупада отправляет аналогичные письма Шьямасундаре и Гурудасу, зная, что они уже прочли письма, пришедшие ранее.

Тамал Кришна: Я прочитал письма, полученные Мукундой, Гурудасом и Шьямасундарой. Как и в письме, адресованном мне, Прабхупада опровергал наши доводы, аргументирующие необходимость приезда Вишнуджаны, и это не было следствием влияния Гаргамуни. Думать так было бы оскорблением.

Прабхупада не находился ни под чьим влиянием за исключением Кришны и своего Гуру Махараджа, и уж точно он не находился под влиянием своих учеников, хотя он мог принять какую-то информацию или совет, его решения были безошибочными, поскольку он находился полностью на духовной платформе. Мы же, а в данном случае я, зачастую делали неверные предположения. Хотя в желании общаться с моим дорогим духовным брат ом не было ничего плохого, это не было наилучшим вариантом с точки зрения интересов Кришны, и Прабхупада ясно указал на это.

Мне было стыдно за то, что я пытался оказать давление на Прабхупаду и вовлек в это других. Хотя Прабхупада тогда не написал об этом, но сам всегда показывал на собственном примере, что истинным источником духовной силы является зависимость от Гуру и Кришны.

Тамал осознает, что совершил грубую ошибку, попытавшись вызвать Вишнуджану в Лондон, и сожалеет о том, что подстрекал к этому других. Прабхупада хотел, чтобы он путешествовал между Англией, Германией и Францией и следил за развитием храмов в Европе. Его задача состояла в том, чтобы вдохновлять лидеров храмов расширять миссию, действуя в качестве Джи-Би-Си, хотя сам совет Джи-Би-Си тогда еще не существовал. Пытаясь скопировать успех Лос-Анджелеса в Лондоне и опираясь только на менеджмент, Тамал упустил суть своего служения.

Когда в Лондон приехали Хамсадута и Химавати, Тамал решает поехать с ними в Гамбург. По дороге он отмечает, что муж и жена вполне способны выполнять важное служение для Прабхупады. Ему понравилось, что Химавати является постоянным другом и помощником Хамсадуты, всегда вдохновляющим и поддерживающим его в служении. Лишенный общества лос-анджелесских брахмачари, Тамал Кришна приходит к выводу, что такой идеальный компаньон может оказать большую помощь в служении. Он решает, что его следующим шагом должна быть женитьба и вступление в грихастха-ашрам.

Серьезно обдумав этот вопрос, Тамал сообщает Шриле Прабхупаде о своем намерении. И хотя Прабхупада наметил Тамала в возможные кандидаты на санньясу, он с готовностью соглашается на смену им ашрама.

Жениться или не жениться это не проблема. Если мы считаем, что, вступив в брак, сможем служить лучше, тогда нужно жениться. Таков наш принцип... Я знаю, что все мои духовные дети очень успешно действуют в качестве грихастх, и надеюсь, что ты тоже будешь более успешен, когда женишься.5

Размышляя о своих действиях после приезда в Европу, о желании пригласить в Лондон Вишнуджану и о решении сменить ашрам, Тамал понимает, что извлек из всего этого несколько ценных уроков.

Теперь он должен стать слугой преданных, обучать и вдохновлять их в служении Прабхупаде. Для того чтобы распространять сознание Кришны, нужен всего лишь один преданный с чистыми мотивами, такой как Вишнуджана, например, который приводит в сознание Кришны и обучает новых преданных в Лос-Анджелесе. Вместо того чтобы просить Прабхупаду прислать его самого лучшего человека, Тамал должен был спросить, чем он может быть полезен духовному учителю. Чтобы действовать в качестве представителя Прабхупады, он должен быть отрешен и не стремиться занять какое-то положение. Хотя Прабхупада делает акцент на книгах, любое другое служение тоже важно, поскольку оно также дано Прабхупадой. Женившись, человек не лишается возможности вернуться обратно к Богу. Напротив, семейные люди призваны показать миру, как мужчина и женщина могут действовать сообща ради служения Господу, а не ради удовлетворения чувств. Такой союз может быть столь же благоприятным, как и соблюдение брахмачарьи. Женщины тоже могут брать на себя определенную ответственность и вдохновлять других, как, например, Ямуна. Прабхупада очень доволен ее служением.

Ямуна д.д.: когда Тамал приехал в Европу, он постоянно прославлял Вишнуджану. Он хотел, чтобы тот приехал. Он пытался хитростью заманить его, и в связи с этим завязалась переписка, но Прабхупада не разрешил. Чуть позже Тамал женился, и мне кажется, это произошло потому, что Вишнуджана не приехал. Это сыграло роль катализатора.

Меню

Корзина
Корзина пуста