image

Featured

55. Нектар уличных харинам первых дней в ИСККОН с Вишнуджаной

Ночная харинама первых лет. Вишнуджана играет на мридангеЛос-Анджелес. Июнь 1970 года.

Повидавшись с Прабхупадой и посмотрев, как все организовано в Нью-Двараке, Брахмананда вылетает в Японию, чтобы проследить за завершающим этапом печати новой книги «КРИШНА». Его миссия заключается в том, чтобы договориться с «Дай Ниппон принтерс» об издании «Обратно к Богу» и «Шримад-Бхагаватам», поскольку у них выше качество и ниже цена, чем у типографии ИСККОН. Сейчас Прабхупада печатает по 125 тысяч экземпляров «Обратно к Богу» в месяц плюс по 15 тысяч на французском и немецком языках. Журнал «Обратно к Богу» - основной источник дохода для Движения.

Прабхупада также хочет, чтобы Брахмананда посещал различные храмы и следил за тем, чтобы там поддерживались должные стандарты, а также посылал регулярные отчеты. Как и Тамал Кришна, Брахмананда - один из возможных кандидатов на пост Джи-Би-Си.

Лос-Анджелес - центр активности, поскольку теперь его посещают многие президенты храмов. Из Нового Вриндавана приехал Киртанананда Свами, который тоже продемонстрировал свое искусство игры на органе перед вечерней программой в среду. Прабхупаде нравится, что преданные используют свои склонности в служении Кришне, и он хочет, чтобы орган использовался и во время других программ. Благодаря присутствию такого количества старших преданных экстаз в храме увеличивается все больше. В результате к храму присоединяется еще больше новых людей, которых передают под опеку Вишнуджаны, их лидера и старшего брата.

Данавир: Я встретил преданных в пятницу вечером в Вествуде, где они пели прямо перед банком. На следующий день, в субботу, я пришел днем в храм. Кто-то узнал меня и спросил: «Не хочешь поехать на санкиртану? Мы собираемся в Гриффитс-парк».

«А почему бы и нет?» - ответил я.

«Окей, садись в этот фургон». Это был белый «Эконолайн». я влез в фургон и сел рядом с другими преданными. Последним преданным в фургоне был Вишнуджана; он сидел прямо рядом со мной.

«Харибол, Харе Кришна» - поприветствовал он меня. То, как он это сказал, поразило меня. «Кто это?» - подумал я. - «Он, определенно, отличается ото всех остальных».

Вишнуджана был очень дружелюбен ко мне, от него исходила теплота. По воскресеньям в парке он устраивал кукольное представление, а также свою знаменитую декламацию истории Мригари (или других историй) под фисгармонию. Особенно если собирались деты. Он брал фисгармонию и рассказывал истории.

В следующее воскресенье я переехал в храм. Вишнуджана был комендантом и лидером санкиртаны. По утрам он всех будил. Мы спали на полу в ашраме брахмачари, а он включал свет ы говорил: «Харе Кришна. Пора вставать и сиять для Кришны. Харибол». Так он будил нас.

Помню, как впервые пришел к нему за служением. Он сидел на крыше одного из автомобилей и играл на мриданге под ярким июньским солнцем.

«Я пришел за служением».

«Большое спасибо» - сказал он и дал мне пару поручений.

Было поразительно, как он выполнял обязанности коменданта. Он просто сидел и пел, а люди сами приходили к нему и просили какое-нибудь служение. Он давал им служение, и они уходили счастливые, а затем приходили снова, он был мистическим комендантом. Это работало, поскольку люди чувствовали, что он по-настоящему ценит их служение, и были готовы с энтузиазмом делать все, о чем он их попросит.

Риктананда: Вишнуджана... Ваши глаза постоянно устремлялись на него. Казалось, он был энергетическим эпицентром, подобным водовороту. Вместе с тем жил он очень просто. Спал прямо на полу вместе с нами. После завтрака он облокачивался на бампер грузовика и повторял мантру. В это время он давал каждому служение, неформально, но достаточно твердо, чтобы дать нам понять, что не стоит спорить или лодырничать. Он обладал спокойствием и силой, Вишнуджана не был жестким или официальным, но в тоже время не был и фамильярным с большинством преданными.

Он проявлял редкое качество лидера - был одновременно очень твердым и в то же время терпимым, даже мягким. У него были широкие кости и, соответственно, он был очень силен физически; благодаря интенсивной игре на мриданге его руки казались стальными. Однако непоколебимость сочеталась в нем с утонченным восприятием музыки и искусства и мягким обращением с преданными, особенно с новичками.

Он часто обнимал меня за плечи и говорил: «Прабху, уберите в зале собраний». Он постоянно просил меня убирать в церковном зале собраний. Он мог уговорить меня делать все, что угодно. Он был дорог каждому и каждый был дорог ему - сарва-бхутатма-бхутатма. Он был мудрым старшим духовным братом, очень твердым и терпеливым, исполняющим роль коменданта ради того, чтобы иметь возможность вернуться к своей первой любви - пению и игре на мриданге и фисгармонии.

После обеда Вишнуджана ведет группу санкиртаны в деловой центр Лос-Анджелеса. Вечерняя группа - это полный фургон преданных, включая женщин: Каушалью, Шримати, Шачидеви, Сахадеви и Чайтанью даси. В те дни Вишнуджана играл на большом, тяжелом барабане-паквадже. Ему требуется около пятнадцати минут, чтобы прикрепить к пальцам изолентой монетки. Иногда он разбивает мембрану барабана, но Гаргамуни, который распоряжается финансами, покупает ему все, что нужно, лишь бы санкиртана продолжалась.

Преданные танцуют, выстроившись в два ряда лицом к универмагу «Буллоке» и спиной к проезжей части. Вишнуджана стоит спиной к зданию и лицом к преданным. Мужчины стоят сзади, а женщины - впереди, в шелковых сари и с кольцами в носу. Они прекрасно играют на караталах, все в унисон. Замужние женщины одеты в желтые сари, а остальные в шафрановые. Все танцуют в такт.

У Вишнуджаны уникальная манера танцевать - поднимаясь вверх-вниз на кончиках пальцев, как при езде на велосипеде - не подпрыгивая, а просто переминаясь. И он замечательно играет на паквадже. Проходя между зданием и группой санкиртаны, люди попадают под струю трансцендентного звука. Вишнуджана не любит ходить туда-сюда, поэтому в основном они поют на одном месте. Все сходятся во мнении, что это замечательная группа санкиртаны.

Данавир: Ему нравилось петь одну мелодию по целому часу. Затем он делал перерыв, подзывал всех к себе и рассказывал какую-нибудь историю о Кришне. Он был единственным, кто знал эти истории, книга «КРИШНА» тогда еще не вышла, но у Вишнуджаны был доступ к рукописям. Это был захватывающее переживание, потому что вы слушали истории, которых еще никто не знал.

В городе было очень жарко, но я был тренированным, и такая аскеза мне нравилась, мы брали с собой бутыль с лимонадом, но не пользовались стаканами, все пили не касаясь горлышка бутылки, в стиле Прабхупады.

Мне было трудно контролировать ум во время пения, и я постоянно смотрел на часы, ожидая, когда же это закончится. Но меня удерживало присутствие Вишнуджаны. Преданные стояли в два ряда, и когда он пел, то становился прямо перед нами. Он хотел, чтобы у нас был какой-то объект для созерцания помимо карми, проходящих мимо, поэтому он смотрел на нас и улыбался. Именно это и воодушевляло нас продолжать - его энтузиазм и очень теплая улыбка.

Риктананда: Он был всегда исполнен решимости сохранять духовную концентрацию на пределе человеческих возможностей. Поскольку он равно относился ко всем, особенно во время уличной санкиртаны, преданные-женщины, чувствуя в его присутствии равенство с мужчинами, отдавали пению невиданное доселе количество энергии. Его голос постоянно звучал на пределе возможностей, готовый сорваться или расколоться на несколько октав, поскольку он пел очень громко и с огромной энергией на протяжении многих часов изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. Казалось, что его голосовые связки повреждены, поскольку ему приходилось мобилизовывать все свои ресурсы, чтобы не сорвать голос. Но ему всегда удавалось преодолеть эту хрипоту и он практически постоянно вел киртан, стоя впереди всех, я помню только один случай, когда он не был ведущим, а довольствовался пением в хоре преданных.

Порой группа санкиртаны сталкивается со скандалистами и грубиянами. Однако Вишнуджана всегда берет ситуацию в свои руки и подходит к ним прямо во время киртана. Не переставая петь, он просто подходит поближе к возмутителю спокойствия - пьяному или разгневанной женщине - и широко улыбается им. Он и так выглядит впечатляюще, и плюс ко всему он ведущий и у него большая мриданга. Поэтому ему удается обезоружить любого, кто проявляет враждебность. Как еще можно реагировать на поток милости, льющийся на тебя? Нарушители спокойствия просто сами себя компроментируют. Обезоруженные Вишнуджаной, они обычно незаметно исчезают.

Шачидеви: Там был один агрессивный бомж, которого мы все очень боялись. Он был постоянно пьяным, Вишнуджана периодически останавливал киртан ы читал небольшую лекцию, и этот человек постоянно донимал его. Мы очень боялись его. Вишнуджана просто игнорировал этого типа, но не боялся. И в конце концов сердце агрессора растаяло. Он перестал проявлять негодование и гнев, стал мягким и дружелюбным. Вишнуджана тронул его сердце и побудил произнести Святое Имя.

Нарада Муни: Однажды я стал свидетелем, как он разгневался на карми. Там была одна женщина, одержимая духами, которая приходила и беспокоила преданных. Конечно, какие-то беспокойства возникали постоянно, и Вишнуджана оставался невозмутимым, но эта женщина однажды подошла и ударила по мриданге. Мриданга была неотъемлемой частью отношений Вишнуджаны с Кришной, и он сразу же властным движением оттолкнул эту женщину.

Кешава: Вишнуджана, подобно Джаянанде, никогда ни к кому не питал враждебных чувств. Один или два раза я видел, как он осаживал агрессивно настроенных людей, не причиняя им вреда, но очень быстро нейтрализовывал их. Запугать его было совсем непросто. Пару раз он принимал «боевую стойку», заставляя нападающих отступить. Он никогда не применял силу, но всегда был начеку. В нем присутствовал дух кшатрия.

Являясь лидером санкиртаны, ответственным за новых бхакт и комендантом храма, Вишнуджана постоянно чем-то занят. Фактически, он слишком занят; у него даже нет времени, чтобы расслабиться и поразмышлять о жизни. Процесс самоосознания предполагает созерцание и анализ того, как происходит уменьшение анартх, как ум становится контролируемым и перестает блуждать, и какую радость можно испытать на духовном уровне. Все хотят испытывать радость, ибо живое существо - анандамайо 'бхйасат.

Важно понять, каков источник этой радости. Если человек наслаждается телесными удовольствиями, значит, он обусловлен телесными представлениями о жизни. Сознание Кришны учит тому, как испытывать наслаждение, находясь на уровне души, и как усиливать духовную концепцию жизни. Все сводится к тому, каков источник наших наслаждений. Для всех очевидно, что источником наслаждения для Вишнуджаны является пение Святого Имени.

Данавир: Мы возвращались около шести вечера, принимали душ и шли на вечернюю арати. Вишнуджана вел арати и играл на мриданге, а после арати мы снова шли на санкиртану! Мы отправлялись на голливудский бульвар, где в то время был очень популярен мюзикл «волосы». Там мы пели до полуночи перед театром «водолей». Мы были там, когда люди заходили на спектакль и когда выходили, поскольку санкиртана продолжалась более четырех часов. Голливуд был по-настоящему оживленным местом, где постоянно сновали толпы людей, мы пели, а некоторые преданные распространяли благовония «Духовное небо» и журналы. По пятницам и субботам мы возвращались в половине второго ночи и, соответственно, позже вставали. В те времена на сон выделялось пять часов сорок минут.

У нас также существовало посменное дежурство для охраны Божеств по два часа в течение всей ночи. В алтарной всегда кто-то находился в течение дня, а ночью кто-то из нас не спал, охраняя Божества, Вишнуджана вызывался дежурить первым, поэтому на сон ему оставалось только три часа сорок минут. Как только он садился, то сразу засыпал, если только не пел. Он действовал на пределе возможностей. Когда мы ехали на санкиртану или возвращались с нее, он обычно спал. Во время джапы ему приходилось очень трудно, поскольку он действовал на пределе человеческих сил.

Вишала: Вишнуджана был выдающейся личностью. Он выглядел как полубог. Его лекции были очень разумны и вдохновляли всех. От него постоянно исходила любоеь, и все были счастливы находиться в его обществе.

Когда мы выходили на санкиртану в центральную часть Лос-Анджелеса, одной группой руководил Карандхара, а другой - Вишнуджана. всем хотелось попасть в группу Вишнуджаны. Карандхара тоже был великой душой, но всем нравилось быть с Вишнуджаной. Он был таким удивительным преданным. Когда он говорил, вы чувствовали, что его устами говорит Сам Кришна, в шастрах сказано: «Когда брахман ест, Кришна ест через него, и когда брахман говорит...» Я всегда чувствовал, что Сверхдуша с ним, что он чист и лишен ложного эго. Философия в его устах звучала мощно, ясно и истинно. Он был абсолютно искренен.

Однажды я спросил его: «Ты действительно веришь, что Кришна - Верховная личность Бога?» Он ответил: «Да. несомненно, Кришна - всевышний». У преданного третьего класса есть множество сомнений, у преданного второго класса тоже остаются некоторые сомнения, но у преданного первого класса полностью отсутствуют сомнения. Я всегда чувствовал, что он - преданный первого класса. Но как третьеклассному преданному распознать преданного первого класса? Я читал одно письмо Прабхупады, в котором он пишет, что Вишнуджана поет как гандхарв. Прабхупаде нравилось его пение. Оно нравилось всем. Что бы он ни делал, было пронизано энтузиазмом и разумом. Я всегда восхищался им и считал его продвинутым преданным. Слава Вишнуджане!

Читать всю "Радха-Дамодара Виласу" онлайн>>>

Меню

Корзина
Корзина пуста