Определения
(«Парипрашна», Гоур Говинда Свами стр. 25-26; 23).
Самбандха - связь, взаимоотношения. В бхакти-йоге - Бхагаван.
Самбандха-гьяна - описание природы вещей и их взаимоотношений.
Абхидхея - метод, процесс. В бхакти-йоге - садхана.
Абхидхея-гьяна - описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения.
Прайоджана - цель, совершенство, результат. В бхакти-йоге - према.
Прайоджана-гьяна — описание совершенства этих взаимоотношений, результата процесса.
В соответствии с учением Господа Шри Кришны Чайтаньи, высшего объекта любви всех преданных, суть всего Ведического знания содержится в следующих девяти положениях:
- Кришна - единственный источник абсолютного знания
- Он всемогущ
- Он суть океан трансцендентного блаженства
- Живые существа суть Его неотъемлемые частицы
- Некоторые живые существа обусловлены материальной природой
- Некоторые живые существа свободны от материальной природы
- Все энергии Господа одновременно едины с Ним и отличны от Него
- Беспримесная преданность - это единственное средство освобождения для обусловленных душ
- Любовь к Верховному Господу - это единственная цель жизни
В первом положении дается метод познания. Положения со второго по седьмое относятся к категории самбандха. Восьмое описывает абхидхею, а девятое -прайоджану. Вместе со вводным положением получается десять утверждений и их называют даша-мулой.
Три Божества Вриндавана
Трансцендентное знание невозможно постичь собственными усилиями - это может сделать только Сам Кришна. Кришна вечно прибывает во Вриндаване и Он принимает формы Мадана-Мохана, Говинды и Гопинатхи, наделяя нас знанием самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Эти Божества являются главными Божествами Вриндавана, и без Их милости невозможен никакой духовный прогресс.
Господь Мадана-Мохана привлекает нас, являясь в образе инициирующего духовного учителя или дикша-гуру. Он очаровывает нас своей чистотой, глубиной и преданностью. У нас появляется вера к этой удивительной личности, и мы вручаем себя ему, прося о духовном посвящении. Затем мы начинаем осознавать свои вечные отношения с Господом Чаитаньей Махапрабху. Нас начинает привлекать Его чудесный образ Божеств Шри Шри Гаура-Нитай, когда Господь Чайтанья, танцуя в экстазе санкиртаны, завораживает всех, кто смотрит на Него своим ослепительным духовным сиянием. И, наконец, Господь Чайтанья милостиво раскрывает Себя как Кришна - Мадана-Мохана, который привлекает всех своим именем, формой, качествами и играми, которые Он совершает со своими вечными спутниками на Голока Вриндаване. Это самбандха-гъяна.
Затем как Говинда или «Тот, кто приносит удовлетворение чувствам, занятым в преданном служении», Кришна раскрывает нам абхидхея-гъяну: Когда преданный желает нести служение Господу с сильной привязанностью, то он поклоняется Говинде, совершая трансцендентное преданное служение. «Говинда» означает «Тот, кто приносит наслаждение коровам и чувствам». У нас есть богатый опыт чувственных наслаждений в этом мире. Но подлинное наслаждение наши чувства будут испытывать только тогда, когда мы займем их в бескорыстном чистом преданном служении Кришне. И Кришна рад служить Своим преданным так же, как Он постоянно заботится о трансцендентных коровах сурабхи, которые безраздельно посвятили Ему свои жизни.
Господь Говинда является нам в образе наставляющих духовных учителей (шикша-гуру), обучая нас, как совершать преданное служение, и действительно занимая нас этим служением. Кроме этого, довольный нашим служением Он дает нам наставления из сердца как Сверхдуша или чайтъя-гуру. По их милости мы становимся участниками движения санкиртаны Господа Чайтаньи, и так оказываемся достойными получить величайший дар чистой према-бхакти. Постепенно осознавая, что Господь Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи-Говинды, мы начинаем понимать, что повторение святых имен - это личное служение Радхе и Кришне и Их вечным спутникам во Вриндаване.
И, наконец, как Гопинатха или «повелитель гопи», Он лично является перед нами, олицетворяя Собой высшее совершенство - прайоджана-гъяну. На этой стадии мы видим положение духовного учителя как вечного спутника Господа, и в своей духовной форме под его руководством совершаем свое вечное служение. Мы принимаем участие в Гаура-лиле, помогая Господу раздавать и вкушать нектар Своей сладости. А в Кришна-лиле мы достигаем окончательного положения слуги слуги слуги... Их Светлостей Шри Шри Радхи-Гопинатхи, Божества и источника высшего наслаждения для девушек Враджа.
Божества Мадана-Мохана, Говиндаджи и Гопинатхи были изначально установлены во Вриндаване пять тысяч лет назад Царем Ваджра-набхой, правнуком Кришны. Через четыре тысячи лет, когда Индию завоевали мусульмане, священники этих Божеств были вынуждены спасаться бегством, и спрятали Их в джунглях. Со временем Божества занесло землей, и никто уже не знал, где Они находятся. В наше время эти три Божества находятся в Джайпуре. Паломники стараются увидеть все три Божества в один день, считается, что это дает возможность обрести Кришна-прему.
Итак, необходимо запомнить, что:
Божество Мадана-Мохана открывает знание самбандхи. Именно Ему нужно молиться, чтобы осознать, и установить эти взаимоотношения (ЧЧ, Ади, 1.19).
Божество Говиндаджи открывает знание абхидхеи. Говиндаджи принимает служение преданных и через свою форму чайтья-гуру (Сверхдуша) в сердце просвещает их, ведя к совершенству жизни (ЧЧ, Ади 1.19).
Божество Гопинатхи будучи самой совершенной формой Господа, покровительствует гопи -самым Своим возвышенным преданным. Его преданные, достигшие высот в своем преданном служении, молят о достижении чистой любви к Кришне - цели всех усилий (прайоджана) (ЧЧ, Ади 1.19).
Личности, которые являются ачарьями:
Самбандха-гьяна ачарья - Санатана Госвами.
Абхидхея-гьяна ачарья - Рупа Госвами.
Прайоджана-гьяна ачарья - Рагхунатха дас Госвами (ЧЧ Ади 1.19).
Не установив изначальные позиции между объектом (Верховным Господом) и субъектом (живым существом), невозможно говорить о развитии взаимоотношений. И, не следуя определенному процессу, невозможно достичь цели. Таким образом, сначала преданный осознает положение Господа, свое и материальной природы. Господь - Бхагаван, обладатель, джива (живое существо) - Его слуга. Начав с этих позиций самбандхи, мы можем принять процесс совершенствования этих отношений - бхакти. Совершенством этого процесса является обретение премы - чистой любви к Богу (ШБ 2.9.18; 2.9.4; 2.19.33-36; БГ 10.8- 11; ЧЧ, Ади 1.19; 1.47).
Майавади тоже имеют самбандху, абхидхею и прайоджану. Их самбандха заключается в вечности и неотличности дживы и Брахмана. Процесс достижения совершенства этого знания - гъяна, а результат - слияние с Брахманом. Таким образом, самбандха - Брахман, абхидхея - гъяна, прайоджана - Брахман.
У материалистов тоже есть самбандха, заключающаяся в утверждении: «Я -наслаждающийся; процесс достижения - вожделение (кама), а результат - смерть».
Таблица «Три раздела ведического знания»
Название |
Определение |
Божество, раскрывающее это знание |
Личность, которая является ачарьей |
самбандха. |
Связь, взаимоотношения |
|
|
Описание природы вещей и их взаимоотношений |
Мадана-Мохан |
Санатана Госвами |
|
самбандха-гьяна |
|||
абхидхея. |
Процесс, метод |
|
|
абхидхея-гьяна |
Описание метода, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения |
Говиндаджи |
Рупа Госвами |
прайоджана |
Совершенство, цель, |
|
|
прайоджана-гьяна |
Описание совершенства этих взаимоотношений, результата процесса |
Гопинатх |
Рагхунатх дас Госвами |