Материальное творение начинается с того, что Шри Кришна, изначальная личность, выделяет Свою первую экспансию - Господа Балараму. Господь Баларама отличается от Господа Кришны только цветом тела и необыкновенным, «эксцентричным» поведением. Кроме того, Господь Баларама испытывает огромное блаженство, считая Себя слугой Кришны. Господа Балараму называют Верховной Личностью Бога-слуги.
Господь Баларама распространяет Себя в первую экспансию чатур-вьюхи, которая проявляет Свои игры в Матхуре и Двараке. Это Васудева (Кришна как сын Васудевы), Санкаршана (Баларама), Прадьюмна и Анируддха. Господь Санкаршана является источником бесчисленных форм Нараяны на планетах Вайкунтхи.
Господь Нараяна распространяет себя во вторую экспансию чатур-вьюхи - Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи. Санкаршана является источником всех джив, как обусловленных, так и находящихся на планетах Вайкунтхи, Прадьюмна - источником их разума, Анируддха - ума, а Васудева - их вечным объектом поклонения.
Материальная энергия существует вечно. В форме инертной прадханы, или Причинного Океана (карана-удака) она подобна небольшому облачку в бескрайнем духовном небе и содержит в себе, в непроявленной форме, все 24 элемента материальной энергии и три гуны (стихии). Господь Санкаршана, принадлежащий ко второй чатур-выюхе, распространяет Себя в первую экспансию пуруша-аватары - Маха-Вишну. Господь Маха-Вишну ложится на воды Причинного Океана на ложе из змея Ананта-шеши (который также является экспансией Господа Санкаршаны) и погружается в мистический сон йога-нидру.
Мистический сон Господа - это проявление Его внутренней энергии йога-майи. Йога-майя руководит играми Господа в духовном мире и делает она это так искусно, что иногда вводит в заблуждение даже Самого Кришну.
Точно также как йога-майа вводит в трансцендентную иллюзию обитателей духовного мира, ее тень, внешняя энергия маха-майа, или просто майа, вводит в иллюзию обусловленные живые существа и обеспечивает призрачное разнообразие материального мира.
Поскольку Господь постоянно поглощен играми со Своими вечными спутниками, добровольно отдавая себя под влияние йога-майи, Он, подобно спящему, лично не принимает участия в делах материального мира. Вместо Него это делают уполномоченные Им энергии. Поэтому влияние йога-майи по-другому называют йога-нидрой, или трансцендентным сном.
Говорится, что когда Господь изъявляет желание проявить Свое материальное творение, Он бросает взгляд на материальную природу, приводя таким образом ее в движение. Но Господь никогда не общается с майей, или внешней энергией, непосредственно, Он общается лишь со Своей внутренней энергией, которая является Его возлюбленной вечной супругой. Лишь Она одна является объектом трансцендентного взгляда Господа. По одному Его взгляду Она понимает желание Своего божественного супруга сотворить материальный мир, дав таким образом живым существам возможность попытаться удовлетворить свои материальные желания, разочароваться и, в конце концов, вернуться назад домой к Богу. И Ее стремление удовлетворить это желание отражается в том, что материальная энергия, Ее тень, приходит в возбуждение.
Первый этап творения - сарга
Посредством Своего взгляда Господь Маха-Вишну вносит в материальную энергию:
1) энергию времени;
2) живые существа вместе с их желаниями и кармическими последствиями их прошлой деятельности
3) и, таким образом, возбуждает инертную прадхану. (Прадхана - состояние материальной природы, непосредственно предшествующее ее переходу в проявленное состояние ШБ 3.26.10 ком.).
Время - это вечная форма проявления желания Господа наслаждаться Своими бесконечными играми. Удовлетворяя это желание, на Голоке-Вриндаване время йога-майа, развертывает удивительные игры Кришны. И точно также, удовлетворяя это желание Господа, материальная энергия проявляет многочисленные циклы творения, поддержания и уничтожения материального многообразия.
Хотя прадхана находится в непроявленном состоянии, в ней содержатся все материальные элементы. Когда под взглядом Верховной Личности Бога материальная природа приходит в движение, она проявляет себя во всем многообразии видов и форм. До этого она находится в инертном состоянии, в котором три гуны материальной природы не взаимодействуют друг с другом. В результате взаимодействия трех гун материальной природы совокупность материальных элементов переходит в проявленное состояние, которое называют пракрита (ШБ 3.26.10; 17 ком).
Под влиянием вечного времени инертная прадхана приходит в возбуждение, и в ней проявляются принципы пуруши или желания живых существ наслаждаться независимо от Кришны и пракрита - материальной энергии, как объекта их наслаждения. Эти изначальные мужской и женский материальные принципы проявляются как Шамбху (Шива) и Майя (Шакти) соответственно, и являются тусклыми тенями Кришны, как изначального наслаждающегося, и Его внутренней энергии - изначального объекта наслаждения.
В действительности Шамбху, олицетворяющий все мужские формы в этом мире, не является независимым пурушей, или наслаждающимся. Настоящим пурушей является Господь, который косвенно наслаждается майей, или пракрити через Шамбху, уполномочивая его энергией Своего взгляда. Поэтому Маха-Вишну и Его последующие экспансии называют пуруша-аватарами.
Основой материальной природы (пракрити) является махат-таттва, источник всего многообразия видов и форм. Махат-таттва излучает сияние, из которого возникает все многообразие материального мира. Когда была создана махат-таттва, она породила материальное эго и поглотили тьму, которая покрыла материальный космос в период разрушения материального мира (ШБ 3.26.29 ком.).
Махат-таттва, или совокупное сознание живых существ, сначала пребывает в чистой благости, когда еще сохраняется осознание живыми существами своего конституционального положения как слуг Кришны, понимание своего положения как вторичного пуруши. Но постепенно под влиянием майи это сознание начинает трансформироваться в ложное эго, или аханкару, ложное чувство независимого существования и отождествления себя с материей.
Под влиянием времени и кармы живых существ гуны материальной природы разделяются на 3 отдельных качества и взаимодействуют с самым тонким элементом -ложным эго. Ложное эго проявляется в виде трех гун (стихий) - добродетели, страсти и невежества. Ложное эго в гуне добродетели проявляется в виде материального ума и полубогов. Ложное эго в гуне страсти проявляется в виде материальных разума и чувств. Ложное эго в гуне невежества проявляется в виде грубых материальных элементов и объектов чувств (ШБ 3.26. 23-32).
Дальнейшее взаимодействие гун и 24 элементов материальной энергии приводит к проявлению всего разнообразия в материальной природе - пракрити (ШБ 3.26.10-49).
Итак, время является главньм фактором, возбуждающим инертную прадхану. Когда время приводит инертную прадхану в движение, она начинает создавать многообразные формы жизни. В форме времени проявляется власть Верховной Личности Бога. Без вмешательства Верховной Личности Бога материальная природа {пракрити) не способна произвести на свет многообразие проявленного мира. Кроме того, желания живых существ определяют формы, в которые будет развиваться материя. (ШБ 3.10.11; 3.20.12; 3.26.16-17 ком).
Второй этап творения - висарга
Во время выдоха Маха-Вишну из пор на Его теле исходит бесчисленное множество вселенных, которые во время вдоха опять входят в Его трансцендентное тело, переходя в непроявленное состояние.
Проявив все эти вселенные, Господь Маха-Вишну входит в каждую из них в форме второй пуруша-аватары Гарбходакашайи-Вишну (ШБ 3.26.50).
Каждая из вселенных имеет форму яйца, окруженного семью оболочками - земли, воды, огня, воздуха, эфира, ложного эго и махат-таттвы.
Войдя во вселенную, Гарбходакашайи-Вишну наполняет ее наполовину Своим потом (гарбха) и ложится на воды (удака) этого своеобразного океана - Гарбходака. Эта вселенная становится своего рода телом Господа - Его Вселенской формой или вират-пурушей, а Господь Гарбходакашайи-Вишну - душой в этом «теле» (ШБ 3.26.51-70).
Из пупка Гарбходакашайи-Вишну вырастает лотос, из которого рождается Господь Брахма - первое сотворенное существо и вторичный творец вселенной (ШБ 2.6.23). В стебле этого лотоса содержатся в своей потенциальной форме все четырнадцать планетных систем (ШБ 2.8.8 ком.).
После длительных аскез и медитации Брахмы, Господь Вишну, довольный им, являет ему Свой трансцендентный облик и дает ему все духовное знание в виде гаятри-мантры, а также материальное знание, открыв ему Свою Вселенскую форму.
Обретя знание, Господь Брахма начинает творить, или точнее проявлять уже содержащиеся во Вселенском теле Господа конкретные формы людей, животных, полубогов, других подвижных и неподвижных существ. Какие-то формы он творит сам, какие-то - через своих помощников праджапати, или прародителей (ШБ 2.5.33; 3.10.7-9; 3.20.17-53; 3.26.18).
Затем Господь Гарбходакашайи-Вишну распространяет себя в третью экспансию пуруша-аватары Кширодакашайи-Вишну, или Сверхдуши, в которой Он находится в каждом атоме и в сердце каждого живого существа. Как Сверхдуша Господь поддерживает творение, иначе все развалится на атомы (БГ 15.13). Он возлежит в океане молока (кшира) и является свидетелем всех желаний и поступков живых существ. Поскольку Господь единственный, кто волен управлять материальной энергией, то все страдания и наслаждения живых существ санкционируются именно Им.
Сверхдуша является свидетелем всех наших желаний и поступков, незримо санкционируя наши наслаждения и страдания. Как Сверхдуша Господь является источником нашего знания, памяти и забвения и помогает нам на пути самоосознания, проявляясь как совесть, дающая интуитивное понимание того, что следует делать и чего делать не следует. Таким образом, Кришна в форме Сверхдуши является чайтъя-гуру - гуру в сердце, изнутри направляющим живое существо по пути самоосознания. Йоги, достигшие совершенства в медитации, имеют возможность созерцать в своем сердце трансцендентный четырехрукий образ Сверхдуши, имеющий «размер» приблизительно с большой палец. Однако тем, кто хотят забыть Его, Господь предоставляет и такую возможность.
Важно понимать, что Сверхдуша - одна. Господь Кширодакашайи-Вишну пребывает на Своей духовной планете Шветадвипа, расположенной в материальной вселенной, и Он лишь проявляет Себя в бесчисленном множестве форм в сердцах всех живых существ (как одно и то же солнце может отражаться в кувшинах, наполненных водой). Все эти формы неотличных от Него Самого. Таким образом, выражения «твоя Сверхдуша» и «моя Сверхдуша» некорректны.
Итак, ничто не может поддерживаться и развиваться без присутствия Господа. Поэтому говорится, что Гарбходакашайи-Вишну является Сверхдушой вселенского тела, тогда как Кширодакашайи-Вишну, как Сверхдуша поддерживает каждый атом и каждое живое существо во вселенной (БГ 15.13; 7.6; ШБ 2.5.34; 3.32.29; ИВН с. 773-774).
Вечное время (кала)
Время - это изначальный импульс, приводящий в движение всю машину материального мира. Время - безличное проявление воли Господа в этом мире. Оно повелевает здесь всем. Все материальные проявления создаются, поддерживаются и уничтожаются в соответствии с планом времени (ШБ 3.10.11-12). Однако это не относится к преданному служению, которое находится непосредственно под управлением внутренней энергии Кришны.
Поскольку желания обусловленных живых существ расходятся с желаниями Господа, время воспринимается ими как нечто угрожающее их желаниям наслаждаться. Поэтому в их сознании время воспринимается в трех фазах: прошлое, настоящее и будущее. Более того, поскольку материя никогда не может удовлетворить духовные по своей природе существа, они практически не живут в настоящем - они или строят планы на будущее или вспоминают о прошлом. Но желания чистого преданного заключаются лишь в том, чтобы исполнять желания Господа, поэтому он всегда удовлетворен и живет в вечном настоящем.
Течение время воспринимается всеми индивидуально. Когда мы удовлетворены (то есть, наши планы совпадают с планами вечного времени), оно пролетает очень быстро. Когда же мы страдаем (то есть, наши планы отличаются от реальности), то оно тянется мучительно долго. Например, продолжительность жизни на райских планетах очень велика по сравнению с нашим земным временем, хотя там это не ощущается. А те мгновения по земным меркам, которые греховное живое существо проводит в аду, воспринимаются им как тысячелетия.
Периоды времени
Процессы сотворения, сохранения и разрушения материального мира протекают с определенной периодичностью. Об этом подробно говорится в Ведической литературе (БГ9.8).
Во вселенском масштабе время измеряется по шкале, принятой на высших планетах. Летоисчисление на планетах полубогов отличается от земного летоисчисления, согласно разнице в возможностях чувственных наслаждений. Когда их мало - время идет медленно, когда много - быстро. Один день (12 часов) по исчислению полубогов равен шести земным месяцам, сутки - одному земному году, или 360 дней, а сто лет полубогов - тридцати шести тысячам земных лет (ШБ 4.28.39 ком; 4.30.17 ком.).
Характерным временем для исторических событий вселенского масштаба является юга - отрезок времени в 120 лет по исчислению полубогов, или 432,000 земных лет. Юги сменяют о дна другую: Крита-юга (Сатъя-юга) - Трета-юга —Двапара-юга — Кали-юга. Мы живем в Кали-югу, которая началась в 3102 году до н.э. (БГ 8.17; ШБ 3.11.18-21 ком.)
1. Сатъя-юга - длится 1 728 000 земных лет, в это время процветают все принципы религии. Все люди являются возвышенными преданными Господа, которые живут в течение 100,000 лет и поклоняются Ему, практикуя медитацию.
2. Трета-юга - длится 1 296 000 земных лет, в эту эпоху начинает нарушаться один из четырех принципов религии - аскетизм, продолжительность жизни сокращается до 10,000 лет, а методом самоосознания является проведение сложных жертвоприношений. В эту эпоху возникает деление на четыре варны.
3. Двапара-юга - длится 864 000 земных лет, нарушаются уже два принципа религии: аскетизм и милосердие, продолжительность жизни сокращается до 1,000 лет, а методом самоосознания является поклонение Господу в храме.
4. Кали-юга - длится 432 000 земных лет, религия разрушена уже на 3/4, и лишь принцип правдивости удерживает цивилизацию от разрушения, продолжительность жизни всего 100 лет (ИВН с. 827).
Четыре юги образуют одну маха-югу длиной в 12 000 небесных, или 4 320 000 земных лет. 1000 маха-юг составляют одну Калп. или день Брахмы. Ночь Брахмы длится столько же, сколько и его день. С наступлением ночи Брахма погружается в сон, и вся вселенная, за исключением планетных систем Сатья-локи и Таполоки, скрывается в водах вселенского потопа. Когда ночь Брахмы истекает, и наступает его день, он заново создает все три мира (ШБ 3.11.22-23;26-34).
Господь Брахма живет: (БГ 8.17)
- 100 лет • 360 дней • 2 (день и ночь) • 1000 (маха-юг) • 4 320 000 (лет в 1-й маха-юге) = 311 040 000 000 000
- в течение одного выдоха Маха-Вишну.
Господь Брахма нашей вселенной прожил уже больше половины отпущенного ему срока (ШБ 3.11.34).
Один день Брахмы разделяется также на 14 периодов - Манвантар, связанных с управлением вселенной (ШБ 3.11.23;25). Функция Ману - поддерживать религиозные принципы во вселенной.
Продолжительность одной Манвантары равна приблизительно 71 маха-юге, или 306 720 000 земных лет (ШБ 3.11.24). Между Манвантарами также происходит частичное уничтожение вселенной, так называемый «вселенский потоп», но в меньших масштабах (ШБ 3.11.23).
В настоящее время мы живем в двадцать восьмую маха-югу седьмого Ману, которого зовут Вайвасвата Ману.
День Брахмы составляет: (БГ 8.17; ШБ 3.11.23; 4.28.31)
- 14 манвантар (смен Ману);
- 4 320 000 • 1000 = 4 мрд. 320 млн. земных лет.
Итак, время, как рок, как движущий фактор, существует только в материальном мире. Окончательный облик времени - смерть (БГ 11.32; ШБ 3.26.16). Под влиянием времени все сущее создается, существует и разрушается. Материальный мир реален, но временен. Но Кришна, Его преданные и само преданное служение всегда находятся за пределами влияния майи, в царстве внутренней энергии, даже если и кажется, что они делают что-то в материальном мире.
Влияние времени в духовном мире отсутствует. А периоды, на которые делится день в играх Господа, предназначены лишь для увеличения вкусов и разнообразия, то есть служат удовлетворению Господа (ШБ 2.6.18).
Время в материальном мире связанно с началом и концом любого процесса и, таким образом, имеет циклическую природу. Разные периоды через какое-то время повторяются (БГ8.18-19; ШБ 3.10.13-14; 3.32.4).