Раздел 03. Философия - самбандха. Тема 12. Пять видов взаимоотношений с Господом

Раса - это особый «вкус», ощущаемый преданным в личных отношениях с Верховным Господом.

Существует 5 основных видов взаимоотношений, испытываемых преданным

(НС с. 399-405, НП гл. 32; БГ 11.14; 4.11; с. 18; ШБ 2.9.30; УГЧ с.65-67;): 1 .шанта-раса - нейтральные взаимоотношения;

2.    дасъя-раса - отношения служения;

3.    саюсъя-раса - дружеские отношения;

4.    ватсалъя-раса - родительские отношения;

5.    мадхуръя-раса - супружеские отношения (вролижены или возлюбленной). (ИВН с. 479; «Вайшнавизм: открытый форум» № 3 с.97).

Все эти отношения также проявлены в материальном мире, однако, они осквернены представлениями о жизни, как о жизни тела, и поэтому лишены чистоты и бескорыстия (НС с. 404). Вступая во взаимоотношения с другими, личность, как правило, преследует личные интересы, ищет удовлетворения своим чувствам. В настоящей, духовной расе полностью отсутствует корысть, эгоизм, все эти чувства предназначены лишь для одного: доставить радость Господу (ШБ 3.7.15; 2.2.12).

Поэтому говорить об осознании своей расы, то есть своих изначальных постоянных отношений с Господом, можно лишь после достижения освобождения от материальных концепций жизни. Таким образом, раса начинает проявляться лишь на стадии бхавы. На ступени асакти человека может привлекать слушание об определенных взаимоотношениях Господа и Его преданных («Вайшнавизм: открытый форум» № 3 с. 94-96; с. 16-40).

Если такое исключительное влечение к слушанию об играх гопи с Кришной, проявляется до достижения ступени асакти, когда человек еще полон анартх и отождествляет себя с телом, когда преданное служение его утомляет или он засыпает на джапе и кришна-катхе, то можно утверждать о проявлении в сознании человека сахаджии (ШБ 2.2.12). Это тяжелая анартха, удаление которой чем раньше начать, тем легче справиться. Не искоренив из своего сознания такого дешевого отношения к духовной жизни, преданный рискует на очень долгое время, может быть даже не на одну жизнь, остановиться в своем духовном развитии. Однако, прилагая усилия, чтобы привязаться к Верховной Личности Бога и обрести полную зависимость от Него, оставив свои склонности господствовать и наслаждаться, преданный может заслужить милость Господа, и Господь откроет ему эти сокровенные темы («Апасампрадаи» Сухотра Свами с.22-33; «Вайшнавизм: открытый форум» № 3 с.97-98; с. 88-91).

Хотя говорится, что отношения ученика и духовного учителя равны отношениям с Господом, из этого не следует делать вывод, что с духовным учителем можно иметь какие-либо другие расы, кроме дасьи - служения. Роль духовного учителя состоит в том, чтобы соединить своего ученика с Кришной. Своими наставлениями духовный учитель расчищает ученику дорогу, ведущую к вечным отношениям с Господом. Поэтому насколько близко к сердцу мы принимаем эти наставления и следуем им, занимая положение слуги (ШБ 3.7.19; 3.32.42), настолько быстро мы идем по пути к Господа («Вайшнавизм: открытый форум» № 3,с. 136-138).

Шанта-раса включает в себя привязанность к Господа и отрешенность от материи (ИВН с. 751). В дасья-расе наряда' с этим появляется настроение служения. В сакхья-расе к предыдущим качествам добавляется уверенность, доверительность и дружба, сокровенная близость. Преданный, находящийся в ватсалъя-расе, кроме выше перечисленного, чувствует, что Кришна зависит от его заботы о Нем, поэтому действует как защитник и покровитель Кришны. В мадхуръя-расе среди всех предыдущих качеств расцветает полная свобода в средствах для удовлетворения Господа и полное предание Ему (ИВН с. 353-354; 822), когда ничто не ограничивает стремления и возможности служить своему возлюбленному (НС с. 424-425; ШБ 3.2.26-28; УГЧ с. 70-71).

Меню