В беседах со своими учениками Шрила Прабхупада сказал: «ИСККОН - это мое тело». В истории ИСККОН личность Шрилы Прабхупады ярко присутствует либо лично, либо в форме его наставлений. Однако Шрила Прабхупада всегда указывал, что истоки ИСККОН находятся в деятельности его духовного учителя Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Бхактивиноды Тхакура и всей ученической преемственности. В этой связи упоминаются такие факты, как:
- Рассылка Бхактивинодой Тхакуром в 1896 г. (год рождения Шрилы Прабхупады) по библиотекам мира книги, которая раскрывает философию и миссию Господа Чайтаньи.
- Три пророчества, сделанных Бхактивинодой Тхакуром и исполненных Шрилой Прабхупадой.
- Молитвы Бхактивиноды Тхакура о рождении сына, «Луча Вишну», который бы исполнил миссию Шри Чайтаньи Махапрабху, им и стал Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, духовный учитель Шрилы Прабхупады.
- Духовный подвиг Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, принявшего обет повторить 1 млрд. Святых Имен.
- Широкая проповедь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и создание им Гаудия-Матха.
- Горячее желание Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура проповедовать в англоязычных странах и наказ осуществить эту проповедь, данный Шриле Прабхупаде.
- Великая вера Шрилы Прабхупады в наставления своего духовного учителя и строгое следование его указаниям, таким как:
- создание ДЖИ-БИ-СИ, коллективного органа управления ИСККОН (этого не смогли сделать духовные братья Шрилы Прабхупады в Гаудия Матхе, и из-за этого единая организация распалась на множество отдельных Матхов);
- наша единственная обязанность и религия - проповедь служения Господу и Его преданным.
- проповедовать при любых обстоятельствах, если никто не пришел на лекцию, все равно воспевать, пусть будут слушать четыре стены;
- основа проповеди - печатание книг;
8) Неутомимость и горячее желание Шрилы Прабхупады доставить удовольствие своему гуру Махарадже.
Таким образом, ИСККОН зародился задолго до его официальной регистрации в июле 1966 года.
Далее вкратце перечислены основные вехи развития ИСККОН до ухода Шрилы Прабхупады:
1966 г. - создание первого храма в Нью-Йорке на 2-й Авеню;
1967 г. - создание храма в Сан-Франциско;
1969 г. - создание храма в Лондоне; 1970-71г. г. - начало распространения книг;
1970 г. - создание ДЖИ-БИ-СИ в составе 12 человек («Прабхупада», стр. 256-257; «Прабхупада-лиламрита» т.4, гл.З):
- Рупануга дас
- Бхагаван дас
- Шьямасундар дас
- Сатсварупа дас
- Карандхар дас
- Хамсадута дас
- Тамала Кришна дас
- Судама дас
- Бали Мардан дас
- Джагадиша дас
- Хаягрива дас
- Кришна дас
29 июля 1970 г. -учреждение ББТ («Прабхупада», стр. 257);
1970 г. - начало широкой проповеди Шрилы Прабхупады и его учеников в Индии;
20-25 июня 1971г. - приезд Шрилы Прабхупады в Москву;
1971-76 г.г. - строительство крупных храмов во Вриндаване, Майяпуре и Бомбее;
1972 г. - попытка создания системы зональных ачарьев («Вайшнавизм: открытый форум» №3, стр.121);
1972 год - первый международный фестиваль преданных ИСККОН (Гаура-Пурнима) в Майяпуре и Вриндаване;
1974 г. - создание странствующей группы санкиртаны «Радха-Дамодара» под руководством Тамала Кришны Госвами и Вишнуджана Свами. Расцвет санкиртаны;
1975 г. - обострение взаимоотношений между грихастхами и санньяси («Вайшнавизм: открытый форум» №3, стр. 136-140);
9.07.77г. - назначение Шрилой Прабхупадой 11-ти гуру, уполномоченных им давать инициации до его ухода. Ритвики-гуру:
- ЕС Киртанананда Свами
- ЕС Сатсварупа дас Госвами
- ЕС Джаяпатака Свами
- ЕС Тамала Кришна Госвами
- ЕС Хридаянанда Госвами
- ЕС Бхавананда Свами
- ЕС Хамсадута Свами
- ЕС Рамешвара Свами
- ЕС Харикеша Свами
- ЕМ Бхагаван дас
- ЕМ Джаятиртха дас
14.11.77 г. - уход Шрилы Прабхупады.
После ухода Шрилы Прабхупады из-за недостаточной опытности преданных, на которых лежала полная ответственность за благополучное развитие ИСККОН, а иногда и просто из-за склонности к независимости в действиях и трактовки наследия Шрилы Прабхупады, начали обостряться «проблемы роста» общества. (Подробный анализ этого периода можно найти в журналах «Вайшнавизм: открытый форум» №1, стр. 13-52; №2, стр. 111-161. Здесь же об этом будет сказано лишь тезисно).
Это две большие категории проблем:
а) проблемы авторитета и
б) проблемы преемственности.
Ереси, или неправильные концепции, в вопросах авторитета («Вайшнавизм: открытый форум» №2, стр. 118-135):
- гуру - это Бог (впервые возникла в ИСККОН в 1970 году) по сути дела содержит в себе сомнения в абсолютности авторитета Шрилы Прабхупады. Трагедия Нью-Вриндавана в Западной Вирджинии покоится на этой ереси;
- система зональных ачарьев, введенная после ухода Шрилы Прабхупады (в 1972 году попытку установить эту систему Шрила Прабхупада пресек на корню). Это привело к тому, что произошло жесткое разграничение сфер влияния гуру и давление на тех, кто выбирает гуру, чтобы выбор был в пользу «своего» зонального ачарьи. Также отход от духовных методов управления и проповеди и принятие поклонения на уровне ачарьи без обладания необходимыми качествами, повлек за собой падения некоторых инициирующих гуру. Некоторые ученики Шрилы Прабхупады ушли из ИСККОН. У многих преданных произошел подрыв веры в духовного учителя и общество в целом. Эта проблема была успешно разрешена в период с конца 1983 по 1987 годы, который был назван «движением реформ института гуру»;
- Посвящение по доверенности, ритвик-вада.
Группа преданных истолковала последние указания Шрилы Прабхупады о продолжении инициации («Ученик моего ученика» М. «Гауранга», 2002) как желание Шрилы Прабхупады, чтобы все приходящие в будущем преданные принимали посвящение посредством назначенных Шрилой Прабхупадой учеников, но при этом считались учениками самого Шрилы Прабхупады. Эта ересь живет и поныне, а ее последователи особенно активизируют свою проповедь в момент острых ситуаций, возникающих в ИСККОН, например, в связи с падением некоторых инициирующих гуру (1998) и т.д.
- Спор между санньяси и домохозяевами. Начавшись в 1975 году, он достиг накала в 1976 году. Тогда храмами управляли, в основном, президенты-грихастхи, а странствующие проповедники-санньяси приезжали в храмы, в первую очередь, чтобы побудить местных брахмачари оставить храм и присоединиться к их странствующей группе «Радха-Дамодара». Семейные преданные, а также женщины считались представителями майи, и, согласно утверждениям санньяси, их общества следовало избегать. Чтобы «спасти» брахмачари от такой участи, санньяси уводили их из храмов.
- Клуб «Гопи-бхава».Возник в 1976 году в Лос-Анжелесе и распространил свое влияние на другие центры Америки. 25 мужчин и столько же женщин организовали регулярные чтения глав из «Чайтанья-Чаритамриты», описывающих сокровенные развлечения Радхи и Кришны. Это было явным проявлением сахаджии, в связи с этим среди преданных встречались случаи аморального поведения. Шрила Прабхупада жестко пресек эти отклонения, даже не остановившись перед исключением людей, упорствующих в этих взглядах, из общества. («Трансцендентный дневник» Т.2.2, стр. 71-78)
- Расика-бхакти.Спустя 15 лет после ухода Шрилы Прабхупады, веяние сахаджии вновь проникло в ИСККОН. На этот раз оно было связано с влиянием на некоторых учеников Шрилы Прабхупады пожилого санньяси из Гаудия-Матха, который, не учитывая реальный уровень преданных, выдвигал на первый план гопи-бхаву, любовь пастушек и Кришны, и говорил о недостаточности неофитского следования правилам и предписаниям и о важности встать на путь спонтанной преданности. Таким образом, роль Шрилы Прабхупади и его учения принижалась, приостановилась проповедническая деятельность, ибо все время уходило на личную духовную практику. Эта ситуация также обостряется в критические периоды в ИСККОН: осложнения в отношениях ученика и учителя или потеря учеником гуру.
- Падение души из духовного мира. Концепция ДЖИ-БИ-СИ, выработанная при изучении этой проблемы, состоит в том, что джива была с Кришной в духовном мире, она упала в материальный мир из-за зависти к Нему и может вернуться в свое изначальное положение. В то же время, само существование души в материальном мире сравнивается со сном, т.е. душа реально никогда не разлучается с Кришной («Наше изначальное положение» ИСККОН ДЖИ-БИ-СИ Пресс 1997). Мнение, имеющееся в Гаудия-Матхе, о том, что джива никогда не была в духовном мире, ибо из духовного мира никто не падает, подвергало сомнению незыблемость учения Шрилы Прабхупады, давая повод утверждать, что учение Шрилы Прабхупады якобы содержит временные положения, как проповеднические приемы, примененные в соответствии с местом, временем и обстоятельствами (например, простое изложение для преданных, находящихся на низком уровне развития).
В настоящее время ИСККОН во главе с ДЖИ-БИ-СИ решительно настроен справляться с возникающими трудностями, становясь все более устойчивым, как организация, и зрелым в отношении каждого из его членов. Коллективное руководство ИСККОН строго опирается на наставления Шрилы Прабхупады. В заключительные дни своего пребывания на планете он сказал ученикам: «Вы докажете свою любовь ко мне тем, как будете сотрудничать друг с другом». Глубоко изучается и обобщается все наследие Шрилы Прабхупады (книги, лекции, записи бесед и лекций, встреч и т.д.). Все более подробно разрабатывается внутренняя структура ДЖИ-БИ-СИ, начавшаяся в 1993 году, и известная под названием «реформа ДЖИ-БИ-СИ»: министерства, цели, обязанности, полномочия, законы ИСККОН.
Теперь рассмотрим подробнее одну из наиболее острых ересей (проблем) в ИСККОН на данный момент.
Ритвик-вада
(«В чем заблуждаются ритвики». Джаядвайта Свами. «Вайшнавизм: открытый форум» №3, стр. 99-122).
После ухода Шрилы Прабхупады стали появляться теории (их сейчас несколько) о том, что Шрила Прабхупада - единственный представитель парампары, и после своего ухода он продолжает давать инициации вновь приходящим преданным. Все формальности, связанные с инициацией, должны проводить представители Шрилы Прабхупады {ритвики), назначенные им незадолго до своего ухода.
Последователи этой теории также опираются на аудиозаписи бесед, состоявшихся 28 мая и 8-9 июля 1977 г. Однако они выводят эти теории из своеобразной, двойственной трактовки текста бесед, при этом что-то домысливая, а что-то отвергая в самом тексте. («Ученик моего ученика. Наставления Шрилы Прабхупады об инициациях в ИСККОН после его ухода». М. Гауранга. 2002)
Согласно теории ритвиков эта система в наше не спокойное время принесла бы большие преимущества:
а) поскольку все преданные становятся учениками Шрилы Прабхупады, то это означает, что не будет падений гуру, и не будет рушиться вера преданных;
б) кроме того, поскольку, по мнению ритвик-вади, ученикам Шрилы Прабхупады не достает квалификации, чтобы быть гуру, то и их ученики не смогут быстро продвигаться по духовному пути. Но, если все будут учениками уттама-адхикари, Шрилы Прабхупады, который уже вошел в вечное самадхи и по этому никогда уже не упадет, то можно избежать этой проблемы;
Однако, эта система имеет и свои несовершенства и проблемы, одна из которых относится к вопросу о продолжении парампары, которая в этом случае обрывается на Шриле Прабхупаде, что противоречит и сиддханте, и всем традициям гаудия-вайшнавизма. В истории даже нет такого прецедента, когда гуру, уже ушедший в вечное самадхи, продолжал бы принимать учеников. Ведь в этом случае даже факт «принятия духовным учителем ученика» отсутствует.
В действительности, нет никакой проблемы в том, что Шрила Прабхупада отсутствует на планете, и мы не можем стать его непосредственными учениками, поскольку Шрила Прабхупада навсегда остается гуру-освободителем для всех поколений преданных в ИСККОН, а его последователи, давая посвящение своим ученикам, будучи звеном в парампаре и «прозрачной средой», стремятся своим примером и наставлениями укрепить связь своего ученика со Шрилой Прабхупадой. Кроме того, все наследие Шрилы Прабхупады остается с нами («Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады», стр.20-21,120-125).
Мы уже связаны с нитъя-сиддха-гуру, и нет необходимости пускаться на его поиски, так же, как и становиться ритвик-вади.
После ухода Шрилы Бхактисидцханты Сарасвати Тхакура старшие преданные Гаудия-Матха должны были создать центральный управляющий орган ДЖИ-БИ-СИ с целью коллегиального управления духовной организацией, созданной их духовным учителем. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати дал такое указание, хотя среди его учеников были и такие, которые находились на достаточно высоком уровне, и, возможно, могли бы, по мнению некоторых, продолжить цепь ученической преемственности в качестве ачарьи.
В результате того, что его указание не было выполнено:
- единая духовная организация раздробилась на множество мелких, что ослабило ее силу и влияние;
- это стало причиной падения некоторых возвышенных преданных, которых «рукоположили» в качестве ачарьи.
В противоположность этому ИСККОН выстоял в дни тяжелых испытаний и смог исправить допущенные ошибки, только благодаря тому, что преданные старались придерживаться указания Шрилы Прабхупады в отношении особого положения ДЖИ-БИ-СИ. («Вайшнавизм: открытый форум» №1, стр. 27-52; №2, стр. 111-161);
В 1966г. Шрила Прабхупада дал первую инициацию ученикам, которые даже не следовали 4-м регулирующим принципам. Они узнали о них лишь на следующий день и приняли обет читать 16 кругов маха-мантры лишь во время самой ягьи. В более поздние годы появились требования к кандидатам в ученики, стандарты, которым они должны были следовать определенное время до инициации. Но первые ученики получили милость Шрилы Прабхупады без всяких условий, поскольку с них начиналось мировое движение сознания Кришны. Точно также, и первые посвящения в санньясу Шрила Прабхупада давал совсем молодым людям (порой 18-20 летним юношам), стремясь максимально расширить проповедь сознания Кришны, чтобы пока он еще присутствовал на Земле, это движение крепко пустило свои корни. Многие из этих первых санньяси не смогли сдержать свои обеты. Однако все они, те, кто совершал большое служение миссии Шрилы Прабхупады, несомненно, не потеряли его защиту и покровительство.
Эти печальные страницы в истории ИСККОН могут омрачить настроение новичка: «Я то думал, что это духовное общество, духовная жизнь, а здесь какая-то политика, проблемы...» Чтобы такие мысли не подтачивали нашу веру, мы должны понимать, что честность, во всех отношениях, лучше скрытности, а искренность мотивов выше, ценнее и сильнее временных трудностей, встающих на пути тех, кто хочет прийти к Богу.
- если мы видим на крутом вираже дороги, что идущая впереди нас машина летит в кювет, то мы не выпускаем руль из рук и не выбрасываемся из машины, а, учитывая этот опыт, становимся втрое бдительнее, осторожнее и последовательнее в своих действиях. Также и в духовной организации искренний последователь учтет для своего блага и блага общества преданных уже допущенные и исправленные ошибки и впредь будет бдительнее и осторожнее обращаться с материальной энергией, станет более серьезным и искренним в следовании указаниям гуру и Кришны;
- знание этих печальных страниц нашей истории также позволяет еще больше оценить величие и полномочность Шрилы Прабхупады и верность его последователей, которые, даже совершив ошибки, смогли их исправить и сохранить духовную организацию в чистоте даже без личного присутствия Шрилы Прабхупады;
- внимательное изучение истории ИСККОН также позволяет нам еще больше утвердиться в понимании того, что существование духовного общества в материальном мире - это удивительнейшая вещь. Столкновения этих миров неизбежны, и преодолеть влияние материальной энергии можно лишь, находясь под покровительством чистого преданного, которому Кришна дал полномочия представлять Его.