Featured

Кришнананда дас - О нашей парампаре

Srila Prabhupada Walking in London

Кришнананда дас: Трудно говорить о Шриле Прабхупаде, потому что большое видится на расстоянии. По достоинству оценить то, что он сделал, смогут, видимо, только следующие поколения, потому что сейчас еще слишком близко. Но то, что он сделал – просто невероятно: дать всем доступ к самым сокровенным истинам, к тому, что считается тайным знанием Вед, что даже в Ведах не проявлено отчетливо! Не то, чтобы вы, просто читая его книгу, сразу получаете сокровенное знание, но вы получаете доступ к этому знанию. Иначе у вас и доступа бы не было никакого. Вы получаете возможность встать на путь к высшей цели существования. Это же так досадно, что люди здесь рождаются и умирают безысходно! Это – очень досадное явление. Чтобы это прекратить, требуется пройти определенный путь, и книги Шрилы Прабхупады ставят на этот путь, да еще и дают первый толчок чтобы человек пошел по этому пути.

Шрила Прабхупада не ограничился книгами – он еще создал вдохновляющие примеры в виде своих учеников. Люди должны видеть примеры. Я до знакомства с преданными тоже читал разные трансцендентные книги – в основном, потому что в СССР это было запрещено, а запретный плод сладок. Я правдами и неправдами выискивал эти книжки, читал с упоением, но не было вдохновляющего примера. Пути описаны различные, но не с кого взять пример. Даже в случае православия.

Я с ним близко соприкоснулся, благодаря одному моему сотруднику, когда работал в академическом институте. Он довольно успешно там делал карьеру, был секретарем научного совета, и это положение позволяло ему быстро защититься и подниматься дальше по лестнице академической карьеры. Но он все бросил и пошел учиться в семинарию в Троице-Сергиевой лавре. Человек был без пяти минут кандидат наук, но сел за парту семинаристом и на диктантах подчеркивал прямой линией подлежащие и волнистой линией – сказуемое. Я тогда очень привлекся: «Вот это да! Какая-то сила, видно, в этом есть». Но, опять-таки, не нашел примера тому, что это дает решение человеческих проблем, и примера успешного прохождения пути.

Но Шрила Прабхупада это всё дал – не только книги, где описаны путь и совершенство, но и живые примеры. Такие его ученики, как Шрила Гоур-Говинда Махарадж, например – это ответ на все сомнения. Такие личности показывают, помимо всего прочего, достижимость цели – что, действительно, можно достичь совершенства, в частности, посредством гуру-бхакти, о чем свидетельствует их пример. Очень показательны в этом отношении письма Шрилы Гоур-Говинды Махараджа Шриле Прабхупаде. Это же – не какой-то хиппи, который клюнул на диковинку. Это – человек, который вырос среди киртана-гуру, служителей господа Джаганнатхи в Пури. Но он сделал другой выбор, и это тоже говорит о том, что Шрила Прабхупада – нечто уникальное. Сам Шрила Прабхупада признавал: «Мои духовные братья превосходили меня знаниями и аскетизмом», но «кришна-шакти вина нахе тара правартана», надо получить полномочия от Кришны, и тогда можно распространить сознание Кришны. До Бхактивиноды Тхакура не было идеи распространения сознания Кришны. Даже во времена Баладевы Видьябхушаны – а это уже конец 18-го века, не так далеко от нас по времени – речь шла не о широком распространении, а о том, чтобы не мешали: «Мол, мы там практикуем где-то во Вриндаване, а теперь еще и в Джайпуре, и желательно просто чтобы не мешали нам эти рамананди» Вот и вся санкиртана. Бхактивинода Тхакур первым такое устроил, потому что тоже – не простой человек. Его литературное наследие просто невероятно – и по объему, и по уровню. Один из первых учеников Шрилы Прабхупады Гурудас на одной из прогулок сказал: «Шрила Прабхупада, хочу покаяться – меня больше привлекают книги Бхактивинода Тхакура, чем Ваши». Шрила Прабхупада остановился, и Гурудас испугался: «Сейчас он меня как шарахнет своей клюкой!». Но Шрила Прабхупада на него с удивлением посмотрел и говорит: «Ты что? Да я в подметки не гожусь Бхактивиноде Тхакуру! Какое может быть сравнение?» Вот такая у нас парампара!

Srila Prabhupada in San Francisco 1967Кто-то сказал о Шриле Прабхупаде, перефразировав крылатую фразу из западной мысли, что Шрила Прабхупада стоял на плечах гигантов – поэтому он так высок. Ведь Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур тоже сделал невероятную вещь – по всей Индии распространил учение Господа Чайтаньи, в том числе, в регионах, где в этом явно не нуждались. Какая, спрашивается, была нужда в гаудия-вайшнавизме у южноиндийских браминов? Там свои авторитетные и очень уважаемые вайшнавы – мадхваиты, шри-сампрадая – но теперь там храмы «Чайтаньядева». Кто этот Чайтаньядев – с точки зрения сампрадаи Рамануджи и сампрадаи Мадхвы? Но теперь никуда не денешься – поклонение идет! И кто эти южноиндийские гаудия-вайшнавы? Потомки тех самых высокородных брахманов Южной Индии – невероятная вещь! Да и вообще – в наше время иметь 40 000 учеников в Индии? Тридцатые годы ХХ в. – это же полная вестернизация Индии! Так что предшественники Шрилы Прабхупады – действительно, гиганты.

Но, то, что сделал Шрила Прабхупада, этого не мог сделать никто. Чтобы оценить Шрилу Прабхупаду по достоинству, надо попробовать самому открыть где-нибудь хотя бы один центр сознания Кришны. Открыть еще на раджасе можно, но чтобы все продолжалось – это совсем другое дело. В конце концов, Премананд Бхарати из сомнительной сампрадаи из Джаганнатха Пури приехал в Америку, написал книгу «Кришна – Бог любви», переписывался со Львом Толстым и открыл центр в 30-х годах. Тем не менее, все это заглохло после его ухода, где-то перед Второй мировой войной. Сейчас еще один выдающийся ученик Шрилы Прабхупады Сатьярадж Прабху в своей новой книге приводит достаточно много фактов попыток проповеди сознания Кришны на английском в Америке до Шрилы Прабхупады. Но ничего не удавалось поддерживать, сохранить. А у Шрилы Прабхупады все рассчитано, по крайней мере, на 10 000 лет вперед. Должны быть книги, и должна быть организация – или хотя бы какие-то организационные принципы. Организация – это не абсолютное явление, это – в сфере относительного. Шрила Прабхупада говорил, что, если ИСККОН когда-нибудь перестанет существовать, но останутся книги, то придут новые люди и воссоздадут ИСККОН, потому что принципы уже известны.

На Запад от Индии точно нет никакой альтернативы философии гаудия-вайшнавов. Индийский ученик Шрилы Прабхупады Атмататтва прабху, когда преподавал в Маяпурской гурукуле, говорил: «Я готовлю своих мальчиков для дискуссии с индийскими майявади, потому что на Западе философии нет вообще. Там не с кем дискутировать, а вот с индийскими майявади можно подискутировать. И если мои мальчики побеждают, то те присоединяются к нам, а если они побеждают, то мои мальчики достаточно владеют йогой, чтобы, просто зажав нос, оставить тело в момент».

Шрила Прабхупада и преданные. Храм Кришна-Баларам мандир во ВриндаванеБхакта: Хорошая подготовка!

Кришнананда дас: Да, гурукула – это сила!

Бхакта: Еще есть вопрос по явлению Ваманы. Можно ли назвать то, что практиковала Адити карма-мишра-бхакти?

Кришнананда дас: Первоначальный мотив был, конечно, кармическим, но всегда надо смотреть, где конкретно примесь посторонних мотивов. Когда примесь в цели – это серьезное отклонение от чистой бхакти. Однако, даже при примесях в цели Кришна может принять служение. Даже, в случае, Адити низошел как Вамана.

Бхакта: Почему так произошло?

Кришнананда дас: Это называется «ведическая дхарма» - правильные действия приводят к желаемым результатам.

Бхакта: Для этого, наверное, должны быть качества…

Кришнананда дас: Да, разумеется! Адити же в статусе полубогов.

Бхакта: Кашьяпа Муни повел себя как идеальный духовный учитель, дав ей такой метод, который позволил и желание выполнить, и очиститься.

Кришнананда дас: Да, кстати, надо иметь в виду, что Кашьяпа, который был подкуплен Такшакой и не пришел на выручку Парикшиту – просто однофамилец. Супруг Адити праджапати Кашьяпа даже дал имя нашему Каспийскому морю. Тот же Атмататтва прабху говорит, что Кашьяпа там медитировал, поэтому Каспий так называется. Это – великая личность. Его другое имя – Таркша. Это – по отцу, потому что у Маричи, сына Брахмы, еще было имя Трикша. Ачарьи говорят о праджапати Кашьяпе как о великом преданном.

Бхакта: А где бхакти в цели Адити?

Кришнананда дас: Цель же была – восстановить полубогов в их изначальном положении. В этом – бхакти, потому что это Бог устроил, чтобы полубоги правили. Демонам он отвел другое место во вселенной. Восстановить божественный порядок – это бхакти. Но у Адити была примесь – материнская привязанность: «Это же – мои дети!»

Бхакта: Поэтому можно сказать, что это – карма-мишра-бхакти, а не бхакти-мишра-карма?

Кришнананда дас: Да, бхакти-мишра-карма не очищает душу реально, а Адити своей садханой очистилась – это факт! Тапас – великое дело; надо что-то такое совершать обязательно.

Бхакта: Такое благочестие было у Адити, что её корыстное желание привело к очищению. Она же просто о своих сыновьях думала, как обыкновенная мать!

Кришнананда дас: Да, даже муж ее обозвал «грихамедхини»…
В неочищенном состоянии невозможно удерживать понимание того, что делаешь, а оно нужно, т.к. только тогда это будет садхана. Если ты не понимаешь, чей туалет моешь, если не иметь этого все время в уме, то твоя деятельность не будет садханой. А как это помнить? Для этого надо по-настоящему слушать…

Бхакта: А еще я хотел спросить о Шриле Прабхупаде. Я нашел интервью с Котовским, где он говорит: «Я что-то не припомню, чтобы я вообще со Шрилой Прабхупадой переписывался».

Кришнананда дас: Нет, эти письма опубликованы Шьямасундарой прабху в его книге «Охота на носорога со Свами». А вот что действительно интересно – это кто был со Шрилой Прабхупадой, когда он с Котовским встретился. Шьямасундара прабху вспоминает, что русские преданные были с ними тогда. А ведь с Ананташанти он встретился впервые позже.

Бхакта: Да, Шьямасундара прабху пишет: «Ну, всё – с Котовским встретились в первые два дня, проповедовать нам запретили, на экскурсию по Москве съездили, и у нас остается три полных дня, а что тут делать – непонятно!».

Кришнананда дас: Ананташанти как раз на третий день появился, потому что он же три дня приходил к Шриле Прабхупаде.

Бхакта: А еще есть такая фотография, где Шрила Прабхупада сидит на переднем сиденье в машине и широко улыбается.

Говинда даси -  Любовь Шрилы Прабхупады к русским преданным

Кришнананда дас: Да, об этом вспоминает Шримати Говинда: Шрила Прабхупада рад тому, что Шримати Мандакини согласилась ехать в СССР.

Бхакта: Говинда даси, по-моему – единственная, кого Шрила Прабхупада упомянул в Бхагаватам. Он в одном комментарии в Третьей Песни говорит, что можно домой к Богу вернуться, занимаясь даже таким скромным служением, какое исполняет Говинда даси. Наверное, то же справедливо и в отношении Малати?

Кришнананда дас: Шримати Малати – это супервумен, как написала нам первая жена «диджея Листа» Шримати Манджари, которая ей служила. Я в этом убедился, когда Шримати Малати приехала в Ашрам Бхактиведанты. Ну как можно было заметить, что я, раздавая воду от Божеств и брызгая на головы собравшихся, палец опустил в патру. Это же не видно. Я стоял далеко от всех матаджи. Что от них видно? Просто ладонь на патре лежит. Но когда я к Шримати Малати подошел, чтобы ей на голову побрызгать, она мне говорит: «Нельзя палец в патру опускать!»…

Меню