Featured

Гирирадж Свами - Не идите на компромисс, когда проповедуете

Srila Prabhupada 22Я расскажу вам одну историю из Мадраса. Это плохая история, потому что я использую себя в качестве примера, а это не очень хорошо, но в конечном счете то, что произошло, было всецело милостью Прабхупады. Я был первым преданным из ИСККОН, который отправился в Мадрас в 1971 году. В Мадрасе есть много шиваитов и вайшнавов, которые имеют долгую историю споров, и много имперсоналистов, которые думают: «Вайшнавы утверждают, что Вишну — Верховный, а шиваиты утверждают, что Шива — Верховный. Как глупо! На самом деле, у Бога нет формы. Он просто принимает форму Шивы, Вишну или Дурги. Так к чему все эти мелочные споры?» Они являются своего рода гьяни, и они в действительности считают себя выше как вайшнавов, так и шиваитов.

В Мадрасе я начал проповедовать точно так же, как Шрила Прабхупада проповедовал повсюду. У нас были программы, и мы набирали пожизненных членов. Шрила Прабхупада очень хотел, чтобы мы набирали пожизненных членов, главным образом для того, чтобы распространять им свои книги, а также для того, чтобы давать им общение преданных. Через несколько недель я обнаружил, что в глубине души протестую против того, как я проповедую, и даже друзья стали советовать мне: «Ты не должен критиковать других. Все, что хочешь сказать положительного о вашей деятельности и о сознании Кришны, говори. Но не говори ничего негативного ни о ком другом, ни о каком другом процессе».

Поэтому я думал об этом. В течение шести или восьми недель, которые я провел в Мадрасе, я останавливался в разных местах. И один из тех, у кого я останавливался, господин Кришнамурти, который нам симпатизировал, сказал то же самое: «Не критикуйте других. Просто говорите все, что хотите, в позитивном ключе о сознании Кришны». Итак, я получал одно и то же со всех сторон, и я подумал: может быть, Кришна пытается сказать мне что-то. Слишком много признаков того, что я делаю что-то не так. Поэтому я написал письмо Шриле Прабхупаде и продолжил свое служение.

Однажды в субботу у меня была назначена встреча с промышленником, и я решил, что я не буду вступать ни в какие споры или дебаты. Я просто собирался показать ему фотографии о нашей деятельности, показать книги, рассказать ему о сознании Кришны и не делать никаких комментариев ни о чем другом. Итак, я отправился в его офис. У него был большой комплекс, офис, фабрика и резиденция. Я показал фотографии, показал книги, достал бланки для оформления пожизненного членства и попросил его стать пожизненным членом. Он сказал: «А как насчет Шанкарачарьи? Вы столько всего сказали. Почему вы ничего не сказали о Шанкарачарье? Он один из великих ачарьев Индии».

— Да, он один из великих ачарьев Индии.

— Почему бы Вам не рассказать о нем поподробнее? Вы ничего о нем не сказали.

Я старался быть очень тактичным и избегать всяких споров, но он продолжал провоцировать меня, зондируя все больше и больше.

В конце концов, мне пришлось объяснить, что Шанкарачарья был воплощением Господа Шивы, который пришел, чтобы сбить с толку атеистов и изгнать буддизм из Индии. Но чтобы изгнать буддизм из Индии, он должен был проповедовать ложное толкование Вед. Этот человек продолжал спорить все больше и больше. Я даже взял «Учение Господа Чайтаньи» (тогда у нас еще не было «Чайтанья-чаритамриты») и показал ему стихи о Шанкарачарье. Но он становился все более непреклонным в своей позиции, а я тоже твердо настаивал на своем. В конце концов, я решил: «Ладно. Я и так потратил здесь достаточно времени». Я убрал фотографии, книги, закрыл портфель и сказал: «Что ж, приятно было познакомиться». Он проводил меня до двери и сказал: «Прежде чем вы уйдете, я хочу показать вам мою храмовую комнату». Я подумал: «О, нет. Там будет Шива-линга, и он захочет, чтобы я поклонился ему, а если я этого не сделаю, он обидится». «Право же, я настаиваю. Я хочу, чтобы вы увидели мой храм». И я пошел посмотреть его храм.

Он был довольно большой. Там был большой мраморный алтарь, основание которого было не менее трех футов высотой, с большими мраморными божествами Радхи-Кришны. Я был потрясен. В Мадрасе едва ли можно было встретить Божества Радхи-Кришны. На самом деле, я думаю, что они были единственными, которые я видел. Было одно или два Божества Кришны, но в большинстве вайшнавских храмов были Божества Вишну. Поэтому я был в восторге, предложил свои поклоны и вознес молитвы. Затем я посмотрел на того человека. «Свамиджи, — сказал он, — я, моя семья и все мои предки — преданные Радхи и Кришны. Вообще-то я просто проверял Вас. Я очень доволен Вами. Вы прошли испытание. Вы не пошли на компромисс. Я буду счастлив стать вашим пожизненным членом». Затем он отвел меня в свой кабинет, выписал всю сумму одним чеком, вот и все.

И я начал думать, что, может быть, я все-таки не делаю ничего плохого. Я вернулся к месту, где останавливался в Эгморе, и там было письмо от Шрилы Прабхупады, в котором он отвечал на мои опасения по поводу того, как я проповедую. В волнении я открыл письмо, и прямо на моих глазах его слова как будто соскочили со страницы: «Дело в том, что я единственный в Индии, кто открыто критикует не только поклонение полубогам и имперсонализм, но и все, что не соответствует полному преданию Кришне. Мой гуру махараджа никогда не шел на компромисс в своей проповеди, и я не пойду, и никто из моих учеников не должен идти на компромисс. Мы твердо убеждены, что Кришна — это Верховная Личность Бога, а все остальные — Его неотъемлемые слуги. Мы должны смело заявить всему миру, что им не следует мечтать о мире во всем мире, если они не готовы полностью предаться Кришне как Верховному Господу».

Таково было настроение Шрилы Прабхупады, и таково было его послание. И за свое служение он является самым дорогим слугой Радхи и Кришны. У Шримати Радхарани нет иного желания, кроме как доставить удовольствие Кришне. А кто доставил Кришне больше удовольствия, по крайней мере в материальном мире, чем Шрила Прабхупада? Так что он доставил величайшее удовольствие Шримати Радхарани. И поэтому Шримати Радхарани сделает для него все что угодно. Поэтому, если мы окажем Шриле Прабхупаде хотя бы небольшую услугу, его сердце столь великодушно, что он воспримет это как большую услугу. И он будет очень доволен. А если он доволен нами, Шримати Радхарани тоже довольна. И тогда наша жизнь становится успешной.

Лекция на Радхаштами 25 августа 2001 года

Меню