Придя в храм, часто можно видеть, что преданные носят кармическую одежду даже на воскресной программе и праздниках. Одни говорят, что не умеют одевать, другие - что им так удобнее, третьи - пожимают плечами, не находя объяснений.
Более глубокий взгляд на эту проблему дает Бхакти Видья Пурна Свами в своей лекции о вайшнавской одежде.
Цель человеческой жизни - восстановить утраченные отношения с Кришной. Значит и культура сознания Кришны должна быть в том же направлении. Идея в том, что что бы мы ни делали в нашей жизни, все должно так или иначе пробуждать нашу любовь к Богу. Эта связь с Богом должна быть во всем что мы делаем. Что бы мы ни делали должно быть основано на сознании Кришны. В нашем стиле жизни должна быть цельность, иначе в нашем образе жизни будет двойственность, будем жить двумя жизнями. С одной стороны у нас есть жизнь в сознании Кришны, с другой стороны есть другая жизнь. И идея в том, что должна присутствовать целостность. Если мы живем двумя жизнями, то будет неудовлетворенность. Поэтому принципы, лежащие в основе нашей жизни должны быть основаны на сознании Кришны. Человек должен решить - какова причина того или иного действия. Почему мы одеваемся или действуем так, а не иначе, каковы наши стремления, каковы наши социальные ценности. И если мы об этом задумываемся, то мы обнаружим, что садхана и весь остальной образ жизни един. Иначе они могут быть очень разными. Каковы принципы, на основе которых мы поступаем как-то? Как мы зарабатываем деньги, зачем мы зарабатываем деньги? Почему мы одеваемся так или иначе? Как мы решаем какая одежда подходящая, какая нет? Это то, над чем следует задуматься. Если мы над этим задумывается, то мы сможем сосредоточиться на сознании Кришны. иначе нам будет очень трудно сфокусироваться. И возникает вопрос - как же это сделать? Что является основой наших действий? Почему ты делаем что-то? Вы об этом думаете?
Вопрос: когда мы посещаем святые места, то они диктуют нам как поступать, что носить, но когда мы возвращаемся, то начинаем жить по-прежнему. что необходимо, чтобы этот этикет поведения в нашем сердце проявился?
Ответ Бхакти Видьи Пурны Свами:
Дело в том, видим ли мы смысл, который лежит в основе правила, или мы видим лишь одно правило? Если мы видим правило, то основное в нем - быть хорошим, поступать хорошо. Вы говорите, что когда мы в святом месте, то это подразумевает то, как мы должны вести себя. Это значит, что мы действуем в соответствии с той ситуацией, в которой мы находимся. Значит, что когда мы в святом месте, мы одеваемся так, как принято в святом месте. а когда мы здесь, мы одеваемся в соответствии с модой и этикетом здесь. Значит, что для нас ценностью является местный этикет. Это значит, что мы принимаем философию сознания Кришны, но культуру принимаем в соответствии с тем местом, где оказываемся. Когда мы оказываемся в святом месте, где преобладает одна религия, мы под нее подстраиваемся. Но сложность в том, что когда мы оказываемся здесь, то что является правильной одеждой? Скорей всего большинство здесь присутствующих скажут - ну, нужно быть практичным, нужно соответствовать культуре Москвы. Но что это за культура? Вы носите рубашку, кто-то футболку. Какова культура? Даже если мы говорим, что мы подстраиваемся, то под что мы подстраиваемся? Под нашу прошлую обусловленность? Другими словами мы подстраиваемся под нашу идею того, что является московской культурой. И это наша основа. Кого же мы хотим удовлетворить? Кого поразить? Мясоедов и алкоголиков? Или развязных девушек? Наших родителей? Ученых? Правительство? Бизнесменов? Последователей нью-эйджа? Панков или бывших коммунистов? кого?
Голос из зала: Шрилу Прабхупаду!
Бхакти Видья Пурна Свами: Шрилу Прабхупаду! Можете встать и сказать это громко? … Итак, если мы говорим об одежде, то кто из присутствующих может сказать, что та одежда, которая на вас сейчас, удовлетворяет Шрилу Прабхупаду? Кто-то хочет это объяснить?
Матаджи: Обычная одежда создана для того, чтобы привлекать противоположный пол, тогда как одежда ведической культуры помогает нам направить сознание внутрь, возводит сознание на более высокий уровень.
Махарадж: У нас есть два вида ценностей - одна это чувственные наслаждения, другая - освобождение. Есть ли что-то посередине? Эстетика очень важна, так? Чтобы одежда выглядела хорошо. Фактически поэтому каждый здесь одет именно так как, потому что считает что это выглядит хорошо. Это значит, что эстетика очень важный элемент. Или если мы одеты в соответствии со своим возрастом или положением. Все это то, что принимается во внимание в ведической культуре. Есть также уровни привлекательности. Это привлекательно для чувств или это социально привлекательно.
Как мы делаем выбор? Есть принципы эстетики. Первое качество Кришны - красота. Поэтому красота важна. Но кто задает стандарты красоты? Кто может сказать что красиво, а что нет? В мире моды есть определенные элементы, которые не меняются. Другие элементы постоянно меняются. Если проводится официальный прием, то люди носят в основном почти то, что они носили 50-60 лет назад. Другими словами самые меняющиеся элементы моды являются низшими. Те составляющие моды, которые никогда не меняются, являются высокими.
И ведическая культура основана на этом принципе утонченности. Другими словами если вы носите одежду которая привлекательна и подходит вам, но в то же время не идет на компромисс с вашими принципами, то ваша одежда хорошо сочетается с вашей садханой в Сознании Кришны. Другими словами вы решаете что вы будете носить в соответствии с вашими внутренними принципами. Потому что мода меняется и люди меняют одежду, потому что сознание людей контролирует мода. Им говорят - вот это хорошо на вас смотрится. Но смысл в том, что сознание Кришны основано на вечном принципе. Поэтому мы должны докопаться до причины почему я ношу то, что я сегодня надел. В чем была причина моего выбора? Затем мы посмотрим на эту причину и должны подумать на самом ли деле это веская причина? Т.е. другими словами надо задуматься на кого мы хотим произвести впечатление? Вы хотите порадовать своей одеждой миллионы жителей города? Нет, вы нацелены на определенную группу. Что за группа это? Противоположный пол? Хорошо. Теперь скажите, весь противоположный пол должен привлечься или какая-то часть? Какая-то часть. Ок. Теперь, значит есть группа. Что вы с ней будете делать? я не думаю что вы будете иметь дело с сотнями тысяч в этой группе. Итак, в этой группе мы хотим кого-то привлечь, сколько человек? Одного? Позаботиться об одном человеке - это уже тяжелая задача. Если вы хотите привлечь одного, то нужно одеваться чтобы понравилось именно этой личности. Значит вы знаете качества этого одного человека. Правда? Если вы не знаете качества, то как мы узнаем как лучше одеться? Мы вы говорите, что одежда, которую мы носим должна быть практична, то и причины ее носить должны быть практичны. Как вы можете объяснить, что одежда, которую вы носите сейчас привлечет именно ту личность, которая самая важная для вас? Кто может объяснить?
Итак, получается что большинство из вас одето не в то, что является для вас практичным. Т.е. если мы внутри себя разберемся почему мы не носим вайшнавскую одежду, и если мы говорим себе что это "не практично" - это ничего, но тогда если вы не можете объяснить что же практично, то тогда вы сами еще не разобрались в этом.
Т.е. не только мы разрываемся между двумя стилями жизни - один вайшнавский, другой невайшнавский, и не только невайшнавский стиль нам мешает, но мы даже не можем себе объяснить зачем нам это нужно.
Поэтому нужно остановиться и задуматься. Как я понимаю, это страна, где люди любят спекуляции. Людям нравится применять свой разум в каких-то исключительных областях. Но использование разума для практичности - это тоже правильная вещь. Т.е. это обозначает, что те причины или заключения к которым вы пришли должны быть продуманы. Иначе как вы будете удовлетворены? Как человек может чувствовать себя хорошо, если его представления о жизни и то, как он живет - не сочетаются в сознании. Поэтому эта гармония нужна. Не так важно что вы носите, главное почему вы это надели и как вы это носите! Если нравится размышлять, размышляйте, но это должно привести к чему-то....... давайте вспомним что же Шрила Прабхупада говорил о ношении кармической одежды. Прабхупада говорил: если вы не можете носить вайшнавскую одежду, не позволяет ситуация, работа... то носите то, что носят джентльмены высшего уровня. Вайшнавская одежда это одежда духовного мира. Человек означает культурное существо. А из всех людей те, кто следуют варнашраме считаются высшей степени культурными. Кришна следует варнашраме, поэтому он культурен. И Кришна носит дхоти, чадар, а Радхарани носит сари потому что это то, что культурные существа носят. Поэтому основа такова, что это культурно, это эстетично и практично. Девушкам нравится выглядеть красиво - одежда красива, но в то же время культурна. Таков принцип одежды. Она культурна, хорошо смотрится хорошо носится. Поэтому если вы не можете носить духовную одежду, то ваша одежда должна основываться на этом принципе - то, что носят в высшей степени культурные люди вашего общества. Тогда ваша философия и стиль жизни будет совпадать, даже если ситуации могут быть не совсем идеальными, более современным, но ваша философия и ваш стиль не будут противоречить друг другу. В целом то, о чем мы говорим, это: соответствует ли ваш стиль жизни вашей решимости в сознании Кришны?
(из лекции на Динамо, Москва, 2007 г.)
См. также: