image

Featured

Ниранджана Свами к 50-летию установления Божеств Шри Шри Радха Гопиваллабха (Бостон)

nirandzhana swami 2Как я уже говорил в предыдущем блоге о Бостоне, последнее время я просматривал некоторые старые фотографии в подготовке к лекции, которую прочту для бостонских преданных в это воскресенье, 8 августа. Внимательно разглядывая эти фотографии, я пытался собрать в единую картину обрывки воспоминаний того времени, когда Шри Шри Радха Гопиваллабха переехали с улицы Норт Бикон в Свой нынешний храм на Коммонвэлс авеню.

Справа и ниже прикреплены фотографии, которые, как мне кажется, были сделаны в начале 1975 года. Хотя также вероятно, что это

был конец 1974, я почти полностью уверен, что на этих фотографиях я уже со второй инициацией. Огненное жертвоприношение во время церемонии моего второго посвящения прошло в 1975 году в алтарной комнате этого храма. На этой фотографии также есть пара деталей, наводящих меня на мысль, что это был праздник Гаура Пурнимы 1975 года, но об этом я скажу чуть позже.

В 1974 году президент бостонского храма Траи прабху вместе с другими старшими преданными приобрели новое здание под храм Шри Шри Радхи Гопиваллабхи в одном из районов Бостона, которому (хотя изначально им не было об этом известно) в последующие десять лет суждено было стать одним из самых престижных районов во всем Северо-восточном регионе США. К счастью, на момент покупки здания стоимость жилплощади еще не успела вырасти так сильно, как это произошло позднее.

Как многие из вас, наверное, уже не раз от меня слышали, преданные показали Шриле Прабхупаде фотографию недавно приобретенного здания и рассказали ему о местности, в которой он был расположен. Только увидев эту фотографию, Шрила Прабхупада сразу же сказал, что приедет в этот храм во время своего тура по Северной Америке в 1975 году. В «Шрила Прабхупада-лиламрите» рассказывается, почему его планы впоследствии изменились.

Торонто

7 августа 1975

«Тур Шрилы Прабхупады был неожиданно прерван. Как говорилось в телеграмме, отправленной Теджасом из Нью-Дели, если Шрила Прабхупада действительно хотел попасть на аудиенцию с Индирой Ганди, он должен был прибыть на место незамедлительно. Никаких пояснений в телеграмме больше не было, а дозвониться в делийский храм секретарю Шрилы Прабхупады так и не удалось. Но Прабхупада не нуждался ни в каких пояснениях. Когда у преданного появляется благоприятная возможность, как он сказал, действовать нужно без промедлений. […]

nirandzhana swami 1[…] Для преданных в Бостоне, Нью-Вриндаване и Нью-Йорке новость о неожиданном отъезде Шрилы Прабхупады была ударом — он не приедет в их храмы! Их как громом поразило осознание того, что Шрила Прабхупада мог покинуть их в любую минуту. Он не был обязан с ними оставаться, и им нельзя было принимать его присутствие как должное. У них были его наставления; этого было достаточно. Конечно, по-прежнему оставались важные решения, которые еще предстояло принять. Так, преданные в Бостоне рассчитывали, что Прабхупада приедет, чтобы осмотреть вместе с ними новое здание под храм. Но, вооружившись его наставлениями, они могли принять ответственность на себя и претворять в жизнь его волю — даже в его отсутствие». (Шрила Прабхупада Лиламрита, том 6, глава 47 [английского издания])

Это совсем небольшая деталь, но по прочтении данного описания из «Шрила Прабхупада Лиламриты» создается впечатление, что прежде чем покупать новое здание, преданные хотели попросить Шрилу Прабхупаду сначала его осмотреть. Однако на самом деле на момент, когда Шрила Прабхупада увидел это здание на фотографии, оно было уже куплено.

Вдобавок к этому, 26 марта 1974 года из Бомбея Шрила Прабхупада отправил письмо одному из преданных бостонской общины, из которого явствует, что он уже знал, что в то время мы искали новое здание под храм. В своем письме Шрила Прабхупада пишет:

Пожалуйста, примите мои приветствия. Позвольте подтвердить, что я получил ваше письмо от 16 марта 1974 года.

Что касается продажи здания храма на улице Норт Бикон, 40, об этом лучше всего посоветоваться с президентом нашего центра в Бостоне, Траи дасом адхикари.

nirandzhana swami 3Ваше желание устроить собственную алтарную комнату у себя дома похвально, и вы можете сделать это в любом месте и при любых обстоятельствах, просто установив алтарь и предлагая на нем пищу Господу. Как бы то ни было, мы содержим большие храмы главным образом для того, чтобы приглашать туда гостей. Я приехал в США с единственной целью дать как можно большему количеству людей возможность принять сознание Кришны, потому что это их единственная надежда в наш безбожный, демонический век. Поэтому, если вы всерьез настроены поддерживать вайшнавский храм, почему бы вам не отправиться в Бостон и не помочь моим ученикам там? Продадут ли они здание, переедут ли в другое или же останутся там же — если у вас есть возможность поддержать их в финансовом отношении, в глазах Кришны это будет великим служением. Молодые юноши и девушки в храме ИСККОН отдают все, что у них есть, чтобы давать людям возможность поклоняться Господу в авторитетном храме Радхи-Кришны, поэтому я обращаюсь к вам с просьбой узнать, как у них обстоят дела, и помочь им в поддержании нашего вайшнавского храма в таком важном городе, как Бостон.

Чтобы удостовериться, что мои воспоминания о дате начала ремонта в новом здании соответствуют действительности, сегодня я решил зайти на вебсайт учета земельного имущества по штату Массачусетс и узнать, когда документы о приобретении здания были впервые подписаны, заверены нотариусом и поданы в контору для учета. Судя по этим публичным документам, первый договор, дающий нам право вести ремонтные работы в новом здании, был заключен 15 мая 1974 года. Поэтому я подозреваю, что готовиться к переезду Шри Шри Радхи Гопиваллабхи, запланированному на конец лета, мы начали через несколько дней после заключения этого договора.

Моему духовному брату Накшатранеми дасу, имевшему до сознания Кришны огромный опыт плотницкого дела, а также его (менее опытному) помощнику Ниранджане дасу было поручено сделать все необходимые ремонтные работы, чтобы Шри Шри Радха Гопиваллабха были окружены комфортом и не испытывали никаких неудобств по приезду в Их новый дом. Таким образом, у нас было около четырех месяцев, чтобы подготовить здание к переезду Шри Шри Радхи Гопиваллабхи. Также преданные напоминали нам, что вместе с Ними в храм приедут все Их преданные слуги — скорее всего, в тот же день.

nirandzhana swami 4Если бы преданные сегодня увидели ветхое состояние этого здания, каким увидели его мы, прибыв на место со своими инструментами, то они смогли бы лучше понять масштабы стоявших перед нами задач. Нас было только двое, и все, что у нас было, — это наставление: «Пожалуйста, помните, ради Кого вы готовите это здание».

В прошлом это здание представляло собой пятиэтажный жилой дом с двумя квартирами на каждом этаже (десять квартир в общей сложности). Это значит, что раньше в здании было десять кухонь, по две на каждом этаже. Все кухни, кроме двух, предстояло полностью демонтировать, или, в некоторых случаях, оставить только раковины для мытья рук и личной гигиены.

Одна из кухонь, которую мы оставили, была на втором этаже и предназначалась для хранения и разогревания прасада для преданных и гостей. Вторая из оставшихся кухонь была расположена на цокольном этаже. Мы расширили ее до размеров целой квартиры, к которой она изначально принадлежала, а работники фирм, где мы купили все необходимое новое оборудование, провели работу по его установке.

Именно на этой кухне на цокольном этаже шесть раз на дню преданные готовили, а затем относили через два лестничных пролета подношения для Радхи Гопиваллабхи. Тарелки с подношениями нужно было нести через два, а не через один пролет из-за того, что Радхе Гопивалабхе временно поклонялись на втором этаже — пока работа над постоянной алтарной на первом все еще продолжалась.

Поскольку в поклонении Божествам Шрила Прабхупада всегда подчеркивал чистоплотность и пунктуальность, поварам и пуджари предстояло привыкнуть к тому, как дела обстояли в новом храме. В старом здании расстояние от кухни до алтаря было относительно небольшим. Но теперь подношения должны были быть готовы по крайней мере на пять минут раньше установленного времени, чтобы преданные могли успеть разложить их по тарелкам Божеств, накрыть салфетками и донести до алтаря вовремя. Вместе с тем повара естественным образом хотели, чтобы для удовольствия Божеств приготовленные ими блюда также оставались горячими. Помню, что поварам и пуджари потребовалось некоторое время, чтобы приноровиться правильно рассчитывать время в новых обстоятельствах. Но, как и во всех других служениях Радхе Гопиваллабхе, преданные всегда были готовы сделать все необходимое для Их удовлетворения.

Также здание было оборудовано старым лифтом, которым, казалось, не пользовались уже несколько десятилетий. Я уверен, что повара предпочли бы видеть его в рабочем состоянии, однако преданные решили, что стоимость его починки значительно превысила бы рамки бюджета, выделенного на ремонт здания. Поэтому мы с Накшатранеми просто оставили кабину лифта висеть на тросах и задействовали его под шкаф для хранения кухонной утвари в двух шагах от кухни. Затем мы демонтировали все остальные элементы крепления на всех этажах, чтобы через застекленный потолок крыши в здание проникало как можно больше дневного света.

Мягко выражаясь, это здание не предназначалось под храм или место жилья общины преданных. Нам предстояло разбить очень много ненужных перегородок, перманентно, но эстетично заклеить множество дверей и окон, а также довести до ума многие другие детали, успев, кроме того, сделать все это вовремя. Но у нас было ясное видение цели, и все преданные разделяли желание удовлетворить Шри Шри Радху Гопиваллабху, поэтому не только мы двое, но и все остальные (руководители храма, повора, мойщики котлов, пуджари, уборщики) жаждали сделать все, что было в их силах, чтобы создать для Них все необходимые условия.

С того самого дня, как, вооружившись инструментами для ремонта, мы с Накшатранеми прабху в первый раз переступили порог нового храма, мы спали в этом здании, ели в этом здании, работали весь день в этом здании, повторяли джапу в этом здании, и, кроме того, нас также попросили ночевать в этом здании, чтобы охранять его по ночам. Вооруженные, мы спали на первом этаже за парадной дверью храма, чтобы в случае чего защитить помещение от атаки вандалов, которые в то время нередко случались в этой части города.

Я перенесусь в своем рассказе на четыре месяца вперед, когда оставалось совсем недолго до приезда Шри Шри Радхи Гопиваллабхи — первой и единственной Их поездки со дня, когда Шрила Прабхупада попросил Их проявиться в Олстоне. Почти что каждый день нас с Накшатранеми спрашивали: «Будет ли готова кухня? Будет ли готов алтарь? Будел ли готова алтарная? Будет ли готова пуджарская?» Это было очень насыщенное время. Все преданные понимали, что Шри Шри Радха Гопиваллабха скоро приедут, и каждый из них хотел убедиться, что сможет подготовить условия для служения, за которое нес ответственность. Сева и удобство Радхи Гопиваллабхи были главным приоритетом для всех преданных.

Как говорилось выше, все это время мы планировали, что поклонение Шри Шри Радхе Гопиваллабхе будет временно проходить на втором этаже — пока мы не доведем работу над постоянной алтарной до конца. Поэтому мы оборудовали одну из комнат на втором этаже под алтарную. Учитывая размер алтаря, необходимого для Радхи Гопиваллабхи, маленьких Радхи-Кришны, Панча-Таттвы и Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, а также количество пространства, требующегося пуджари, чтобы омывать и одевать Их, всем остальным преданным, которые приходили Им поклоняться, места в алтарной оставалось не так уж и много. Каким-то образом они все же в ней помещались, хотя, вне сомнений, ограниченное пространство послужило дополнительным стимулом в кратчайшие сроки завершить работу над постоянной алтарной.

Помню, как настал день переезда Радхи Гопиваллабхи. Это было начало октярбя 1974 года. Насколько я помню, Накшатранеми прабху в это время был в новом храме вместе с пуджари и поварами, чтобы оперативно починить или подкрутить что-нибудь в случае необходимости. Преданным предстояло поместить Божеств на Их алтарь, вовремя предложить Им обеденное подношение бхоги и арати, а также после этого вовремя уложить Их спать.

Я же тем временем был в храме на Норт Бикон, потому что мне поручили снять и вынести из здания определенный элемент конструкции старого алтаря, что не представлялось возможным, пока Радха Гопиваллабха не уехали. Небольшая группа преданных собралась с киртаном около старого храма, чтобы проводить Шри Шри Радху Гопиваллабху в добрый путь, длиною в шесть миль.

Единственное средство передвижения, которым мы тогда располагали, была «Tayota»-универсал (Прим. пер. «Универсал» это тип кузова, созданный на основе седана и отличающийся от него габаритами багажника. В таких машинах высота багажника находится на уровне крыши салона, а задний диван может складываться для увеличения багажного отдела). Пока Ади-Кешава дас и Сумати деви даси несли Шри Шри Радху Гопиваллабху вниз по лестнице, мы открыли для Них дверь багажника. Ади-Кешава и Сумати вышли из здания храма и осторожно сели в багажник машины, скрестив под собой ноги. Они держали Шри Шри Радху Гопиваллабху таким образом, что Те бросали Свои милостивые взгляды на всех собравшихся преданных. Затем мы захлопнули дверь, и Радху Гопиваллабху тотчас повезли по месту назначения.

Помню, как я подумал о том, насколько удачливыми были все водители и пассажиры, которым предстояло ехать за машиной Радхи Гопиваллабхи и видеть Их прекрасные сияющие формы через заднее стекло багажника. На протяжении всей недолгой дороги от старого храма до нового уличное движение регулировалось светофорами, поэтому в потоке машин неизбежно оказались бы те, кому посчастливилось бы ехать за Радхой Гопиваллабхой на протяжении все Их поездки.

nirandzhana swami 5Поскольку большинство преданных в это время уже ждали Шри Шри Радху Гопиваллабху в Их новом доме, как только Божества уехали, оставшиеся на улице Норт Бикон преданные тоже поторопились в новый храм в надежде успеть добраться туда до приезда Божеств.

Мне c несколькими помощниками поручили снять деревянный балдахин со старого алтаря. Не то чтобы он был нам очень нужен (хотя у нас были некоторые соображения о том, как его задействовать), но главным образом дело было в том, что новые владельцы здания попросили нас полностью освободили помещение, и мы старались сделать все возможное, чтобы выполнить свое обещание.

Однако вскоре мы обнаружили, что вынести балдахин из алтарной было невозможно, не разломав его предварительно на несколько частей, что превратило бы его в совершенно бесполезный и бессмысленный предмет. Его основа была сделана из дерева, которое, более того, было покрыто большим количеством гипса. Чтобы задействовать его в служении Шри Шри Радхи Гопиваллабхи или даже просто увековечить как предмет истории, нужно было вынести его целиком. Но балдахин не пролезал ни в лестничный пролет, ни в двери, ни в одна.

Мы начали обсуждать возможные радикальные методы решения этого вопроса (например, выбить окно), но вскоре опомнились и осознали, что любой вред, причиненный зданию, послужит причиной расторжения договора с новыми владельцами. Тщательно все взвесив, мы пришли к выводу, что у нас не было иного выхода, кроме как предоставить новым владельцам возможность решить судьбу этого балдахина самостоятельно.

Затем я в последний раз осмотрел помещения храма, чтобы убедиться, что мы ничего не забыли. Мы принесли свои поклоны святой тиртхе, месту, освещенному присутствием Их светлостей и Их чистого преданного Шрилы Прабхупады, и, изо всех сил стараясь не погружаться слишком глубоко в размышления, почти в слезах мы простились со старым храмом и вернулись в новый.

Меню

Корзина
Корзина пуста