Featured

МЫСЛИ: Владимир Яковлев. ПЕСНЬ БОГА ДЛЯ ГЕНПРОКУРОРА. В рамках какой «спецоперации» томский суд пытается запретить священное писание индуистов – Бхагавад-гиту? (Портал-Credo.ru)

Позорный суд над Бхагавад-Гитой в ТомскеВ чем отличие правовой безграмотности населения от неосведомленности служителей Фемиды в вопросах культуры и этики? Первое напоминает средневековые времена: "Меньше знаешь – крепче спишь". А второе – это уже признак революционной ситуации, когда главное – найти, изобличить и устранить врага. Тут уж точно не до "антимоний"!

А как, простите за риторический вопрос, охарактеризовать то время, в котором мы оказались сейчас? Кто бы мог подумать – на чаше весов российского правосудия оказалась… Бхагавад-гита! Знаменитое, классическое древнеиндийское священное писание. В переводе с санскрита его название означает буквально "Песнь Бога". А на другую чашу незрячей Фемиды набились сомнительные "экспертизы", своеволие и беспринципность прокуратуры и беззащитность судейства.

Выставили Россию-матушку миру на посмешище…


Предыстория трагикомедии такова. 30 июня сего года прокурор Томска обратился в Ленинский районный суд Томска с просьбой о признании книги "Бхагавад-гита как она есть" (в переводе и с комментариями известного индийского религиозного деятеля, основателя Международного общества сознания Кришны А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады) экстремистской. Страж законности и правопорядка посчитал, что в книге содержатся признаки разжигания межрелигиозной, расовой и национальной вражды. По его мнению, комментарии Прабхупады к Бхагавад-гите "насыщены унизительными определениями всех, кто не является последователями его учения о Кришне". А раз так, то высказывания Прабхупады свидетельствуют "о религиозной непримиримости к другим конфессиям".

Как оказалось, прокурора задели такие слова, как "глупец", "невежда", "недалекий", "демон", "свинья", "лишены", "обречены", "не способны оценить". Более того, прокурор увидел в тексте книги "Бхагавад-гита как она есть" даже "призывы к враждебным, насильственным действиям в отношении ряда социальных и конфессиональных групп, в частности, по отношению к женщинам, к не кришнаитам". На этот призыв, по его мнению, указывают следующие слова: "должен", "следует", "нужно". Разного рода метафоры можно встретить в любом сакральном тексте. Такие слова направлены не на оскорбление человека, а необходимы для его отрезвления. Поскольку цель священных писаний именно в том, чтобы обратить внимание человека не на материальное, а на духовное.

 

Бхагавад-Гита как она естьЧто-то я не припомню ни одного случая, когда после внимательного прочтения Бхагавад-гиты, а богооткровенные тексты только так и надо бы читать, человек становился экстремистом. Случаи, правда, бывают самыми разными. Но исключения из правила не следует связывать с писанием. Никому же не придет в голову обвинять Коран, Библию или Тору в греховных болезнях читателей. Да и вообще, Бхагавад-гита – это антиэкстремистская книга.

 

В качестве своего главного аргумента прокурор использовал некую "комплексную комиссионную экспертизу", сделанную в частном порядке тремя преподавателями Томского госуниверситета во главе с деканом местного филфака Сергеем Аванесовым. Ученые мужи не мудрствовали лукаво, а просто отчленили комментарии Прабхупады от подлинника стихов Бхагавад-гиты. Хорошо известно, что такого рода тексты нельзя оценивать с помощью вырванных из контекста цитат. В ходе слушаний сами авторы заключения признали его несостоятельность и ненаучность. Между прочим, в суде также выяснилось, что данное заключение в основном содержит материалы, позаимствованные с антикультистских сайтов, вдохновителем которых является известный "профессор Дворкин".

 

В ходе слушаний в суде выступили и другие ученые из Томского университета, а также были зачитаны заключения видных религиоведов из Москвы – все эти эксперты категорически опровергли наличие признаков экстремизма в Бхагавад-гите.

 

Правосудие Томска решило дать правовую оценку словам Бога (как их воспринимают в индуизме) и наложить табу на Его, Всевышнего, мнение – кого называть глупцами, а кого не называть! Но прокуратура – это один из ликов многоликого российского государства, а потому оправдана тревожная экстраполяция: правовую оценку сакральному тексту дает крупнейшее в мире демократическое государство.

 

Громкое дело оказалось довольно резонансным, прежде всего, для самого Томска. Многие представители томской интеллигенции сочли суд над Гитой акцией, которая позорит Томск как один из традиционно культурных и просвещенных центров страны. "Эту книгу считают священной почти миллиард человек по всему миру, – констатирует уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова. – Возможный запрет книги, а стало быть и запрет религиозной деятельности ее почитателей нарушит конституционные права граждан на свободу совести, свободу вероисповедания и свободу слова".

 

Несмотря на явную абсурдность заявления прокурора, по-свойски сражающегося с экстремизмом, глас интеллигенции, конечно же, не был услышан.

 

На суде, впрочем, вскрылись пикантные детали. Вызванный на ковер г-н Аванесов, под чьим руководством писалась экспертиза, признался, что заказ на проведения "заключения" поступил от одного из сотрудников местного УФСБ. Даже имя назвал. Оно же, ФСБ, купило для этих целей и предмет исследования – книгу "Бхагавад-гита как она есть".

 

Несмотря на развенчанную нелепость предъявленного обвинения, прокуратура упрямо настояла на проведении еще одной экспертизы. При выборе экспертов суд отклонил кандидатуры известных столичных специалистов, в том числе авторов рекомендованных минюстом РФ и ФСБ методик, ведущих специалистов в области индологии. Были отклонены также и государственные экспертные учреждения. Суд, по ходатайству прокуратуры, поручил проведение экспертизы печально известной группе из Кемеровского госуниверситета, которая, в частности, уже "разоблачила" Свидетелей Иеговы и саентологов. Один из членов этой группы даже не имеет ученой степени.

 

Надо сказать, что степень порочной правоприменительной практики "антиэкстремистского" законодательства в России такова, что суд в похожих спорных случаях едва ли не обречен выносить несправедливые решения.

 

Есть и другая небезынтересная деталь, о которой не догадывается или не хочет знать прокуратура. Дело в том, что Бхагавад-гита в переводе и с комментариями уже несколько подвергалась Генпрокуратурой экспертному исследованию. Так, по обращению председателя правления Межрегиональной общественной организации "Общественный комитет по правам человека" Т. Квитковской о запрете распространения Обществом сознания Кришны книг Бхагавад-гита и Шримад Бхагаватам в 2004 году проверку проводила Савеловская межрайонная прокуратура Москвы. Содержание книг изучалось в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре, специалисты которого установили "отсутствие в них информации, побуждающей к каким бы то ни было насильственным действиям". Кроме того, согласно заключению доцента Центра сравнительного изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Б. Фаликова, данные книги не выражают негативных оценок, либо установок в отношении каких-либо этнических, расовых, национальных или религиозных групп.

 

На эти факты, в частности, указал в своем ответе от 16 февраля 2005 года на запрос депутата Госдумы А. Савельева заместитель генпрокурора Н. Савченко: мотивов и признаков "разжигания" в Бхагавада-гите не выявлено.

 

Однако, томский прокурор настаивает на продолжении судебного процесса, ходатайствуя о проведении еще одной экспертизы, с заранее предрешенным результатом. Подобная практика вмешательства государства в дела верующих неоднократно признавалась Европейским судом по правам человека противоречащей основным международным правовым нормам, которых придерживается и Российская Федерация.

 

Об абсурдности обвинения говорит и тот факт, что Бхагавад-гита распространяется в России уже более 20 лет. Существенных различий в изданиях этой книги нет. Почему же только сейчас она попала в поле зрения? Не объясняется ли это "местью" спецслужбистов за Кандинку? Напомню, что в свое время несколько семей вайшнавов приобрели участки в деревне Кандинка Калтайского района Томской области, на которых решили построить жилые домики. Против строительства местных жителей настраивал православный миссионер Максим Степаненко. Дело дошло до суда, и, в конечном счете, жилища снесли. В кандинском деле был обнаружен экономический интерес некоторых сотрудников ФСБ.

 

Но почему же Бхагавад-гита только сейчас, спустя несколько лет после кандинского дела, стала мишенью для правоохранительных сил? Прежде всего, подозрение падает на предвыборный маховик, перемалывающий косточки безответным общественным и религиозным организациям. Эта задача для политтехнологов явно облегчилась с принятием в 2002 году закона "О противодействии экстремистской деятельности". Где-то с 2009 года его начали успешно использовать и в борьбе с религиозными организациями, не имеющими к экстремизму или терроризму никакого отношения. У этой версии есть свой недостаток. Слабо верится, что после того, как политические страсти улягутся, так нападки на книгу сразу прекратятся.

 

Вторая версия связана с тем, что принятие закона "О противодействии экстремистской деятельности" повлекло за собой создание групп по противодействию экстремизму, которым нужно отчитываться о ходе выявления и пресечения деятельности экстремистов и экстремистских групп, оправдывая свои штатные расписания и финансирование. Достаточно довести до сведения опергруппы факт наличия где-то подозрительной литературы, и ее тотчас возьмут в оборот.

 

Нельзя исключать и такую серьезную причину, как активизация деятельности РПЦ МП по зачистке своей "канонической территории" руками властных структур в обмен на традиционную политкорректность, лояльность и электоральность.

 

Бхагавад-Гита как она есть (старое издание)Внушает доверие и версия о некоем секретном плане Минюста по модернизации религиозного пространства России путем свертывания прав и свобод "нетрадиционных религиозных организаций и течений" в пользу расширения привилегий для "преамбульных" религий (имеются в виду упомянутые в преамбуле закона о свободе совести 1997 г. православие, христианство (отдельно от православия), "многомиллионный ислам" и иудаизм). В пользу этой версии говорит то, что Минюст на днях опубликовал проект поправок в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Документ предлагает исключить из закона понятие "религиозная группа" и ввести новые правила регистрации религиозных организаций. Закрутить гайки Минюст, между прочим, порывался еще два года назад, когда предлагал вынести на всеобщее обсуждение, но уже якобы с одобрения Дмитрия Медведева, законопроект "О миссионерской деятельности" (то есть о ее фактическом запрете). К счастью, та попытка была остановлена ввиду своего явного расхождения с ключевыми постулатами Конституции.

 

В качестве еще одной причины томского дела можно рассмотреть и гипотезу о самопиаре. А вдруг здесь налицо тайная пиар-операция самих же кришнаитов для рекламы Бхагавад-гиты и ее успешного распространения? Дескать, сейчас пропиарим, потом обжалуем и восстановим статус-кво. Но едва ли современные кришнаиты, чья активность едва заметна по сравнению с 1990-ми годами, пошли бы на такой риск в государстве, явно их не жалующем.

 

И, наконец, невежество (равно как и расчет на чужое невежество), слабая гражданская позиция россиян в вопросе защиты свобод личности, тотальная разобщенность людей, циничное недоверие к законам, врожденная неуверенность в том, что эти законы нас защитят, случись что неприятное. Честно говоря, эта версия мне больше нравится, потому что именно из нее, опять-таки, на мой взгляд, растет и весь прочий технический нигилизм.

 

Все эти предположения могут быть и очевидными, и не заслуживающими доверия. Но суть не в том. Оставив в стороне споры о правдоподобности или надуманности разного рода предположений, заострим внимание на практической стороне дела. Суть его в том, что какими бы хитроумными не были замыслы пиарщиков и политтехнологов, главным реальным фигурантом в деле, как это ни парадоксально, следует считать именно Генпрокуратуру, ведь прокурор Томска – не частное лицо, а часть иерархической системы надзора.

 

Фактически, всю ответственность за негативные последствия суда над священной книгой индусов (было бы наивно считать, что Прабхупада не популярен в Индии) теперь несет именно Генпрокуратура. Бремя может оказаться непосильным. Формальные отговорки о том, что де прокурор Томска осуществлял типичный служебный надзор и проявил бдительность, а уж суд там и сам решит, насколько справедливы прокурорские обвинения, как-то, извините, не утешают. Надзор надзором, но общечеловеческих ценностей и деликатного отношения к памятникам мирового духовного наследия никто не отменял.

 

Какими же последствиями может обернуться вся эта неприглядная история? Они могут быть моментальными и долгоиграющими. Во-первых, "экстремистами" теперь уже автоматически становятся не только все последователи учения Кришны отечественного происхождения, но и - ни мало, ни много - добрый миллиард индийцев по всему миру. Седьмая часть населения планеты!

 

И это только начало. Назвали груздем, так и от кузовка не отвертишься! После Бхагавад-гиты на очереди стоит и весь прочий индуизм, на который тоже непременно захочется повесить черный ярлык "экстремистской религиозной системы".

 

Все это не похоже на "путинский курс". Признавая Китай могущественной державой, претендующей на роль мирового лидера в экономике ширпотреба, Кремль отнюдь не отменял и своего традиционного дружеского курса в отношении Индии как проверенного десятилетиями стратегического партнера. Курьезный, что и говорить, подарочек готовит Генпрокуратура индийцам и Кремлю к грядущему официальному визиту в Россию премьер-министра Индии Ман Мохана Сингха!

 

Конечно, хочется верить в то, что томская прокуратура меньше всего придавала маленькой, "сугубо бытовой" истории геополитическое значение, но то, что последствия для России могут быть опасными, исключать все равно нельзя.

 

Сейчас в судебном процессе перерыв до начала декабря, пока готовится новая экспертиза. Какой она будет и каким будет решение суда, пока никто не знает. Остается только догадываться. Но ставить точку в этом конфликте двух совершенно разных пластов сознания, мировоззрения и культур еще рановато. Однако уже сегодня самое время задаться классическим безрадостным вопросом: "А кто следующий?"

Источник: Портал-Credo.ru

Меню