Однажды, в порыве юношеского энтузиазма, Вишнуджана решает сделать уборку в храме. Он слышал, что уборка в храме Кришны равноценна очищению собственного сердца. Прабхупада приводил такой пример: украшая самого человека, вы автоматически украшаете его отражение в зеркале. Сердце - это отражение изначального сознания Кришны, и чем больше вы украшаете Кришну и Его атрибуты, тем больше эго отражается в вашем сердце, и оно наполняется трансцендентным блаженством. Пребывая в радостном возбуждении, Вишнуджана начал убирать. Он вымыл водой глиняную мридангу, а затем - Божество Картама-шайи. Божество было раскрашено в Индии акварельными красками, и они потекли. Охваченный отчаянием, он понял, что переусердствовал.
Шарадия д. д.: Малати взяла Божество домой и раскрасила Его заново эмалью. Помню, как я потом везла Божество обратно в храм, держа Его на коленях, я была исполнена благоговения - ведь у меня в руках был Сам Кришна.
Видя энтузиазм Вишнуджаны, Упендра дает ему задание раскрасить лепные украшения на потолке вокруг люстры. Вишнуджана энергично принимается за выполнение данного ему поручения, блаженно воспевая Святое Имя.
Упендра: Он очень старался, но когда запел, то начал выходить за контуры. А пел он постоянно. Мне казалось, что он пел настолько увлеченно, что просто не мог уделять должного внимания какой-либо другой работе. вскоре преданным пришлось запретить ему водить машину, обычно все вели машину по очереди, но когда за руль садился Вишнуджана, он начинал петь, и это полностью поглощало его внимание. Потому ему запретили садиться за руль.
Джаянанда обычно возвращается в храм довольно поздно, проведя целый день за рулем своего такси. Но если он видит, что на кухне не прибрано, то сам берется за дело, и даже выносит мусор. Личный пример Джаянанды вдохновляет на служение всех остальных. Он поощряет бьющий через край энтузиазм Вишнуджаны по украшению храма: «Это замечательно, прабху. Мне тоже хотелось бы помочь тебе. На самом деле, ты прекрасный преданный. А у меня преданности не так уж и много».
«Нет, Джаянанда, ты превосходный преданный. Ты всегда...»
«Нет, нет,- перебивает его Джаянанда, - у меня нет никаких качеств. Мне просто нравится служить. Ты намного искреннее меня. Я здесь уже так долго, и до сих пор не предался, а ты только присоединился к нам, но уже исполнен преданности и энтузиазма».
Как и все остальные преданные, Вишнуджана узнает об истинных качествах вайшнава, видя умонастроение Джаянанды.
Понимание того, что Бог является личностью, наполняет Вишнуджану радостью и вдохновляет на служение в храме. Преданным стоило немалых усилий убедить его в этом. Но однажды он натыкается на одну шлоку в старом коричневом издании «Шримад-Бхагаватам», которое он купил у Прабхупады. В описании вселенской формы говорилось, что она предназначена только для неофитов. Вишнуджана это неправильно понял и подумал, что Прабхупада утверждает, будто Кришна является личностью только для неофитов.
Упендра: Он сидел в храме на Фредерик-стрит с «Бхагаватам» в руках и плакал. Вишнуджана был по-настоящему расстроен; ведь он подумал, что его одурачили. Будучи убежденным, что Бог - это личность, он вдруг узнает из комментария Прабхупады, что личностный аспект Бога предназначен только для неофитов, однако это было ошибкой, поскольку в комментарии говорилось о вселенской форме. Так или иначе, позже Свамиджи сказал ему; «Ты неправильно прочел. Кришна всегда является личностью». Услышав это, Вишнуджана успокоился и снова ощутил счастье.
Некоторые брахмачари спали в алтарной. Однажды преданный по имени Харер Нама слишком туго застегнул перед сном свой арктический спальный мешок, и, неудачно повернувшись во сне, начал задыхаться. Поскольку оп глубоко спал, ему стали сниться кошмары. И вот внезапно, посреди ночи, раздался жуткий вопль. Харер Нама вскочил в своем спальном мешке и, пытаясь вдохнуть, стал прыгать, натыкаясь на других преданных. Началось настоящее столпотворение.
В комнате по-прежнему было темно, и некоторые преданные, поддавшись панике, гоже принялись вопить. Тут раздался голос Вишнуджаны, который по-прежнему продолжал звать всех братьями и сестрами: «Успокойся, брат. Успокойся». Неожиданно вспыхнул свет, и ведро воды привело Харер Наму в чувство. Вишнуджана сел рядом с ним, чтобы помочь ему оправиться от этого шока. В ашраме брахмачари не соскучишься.
Жизнь в сознании Кришны исполнена блаженства, особенно когда рядом с новичками постоянно находится чистый преданный, поддерживающий их непрерывный духовный рост. Однако еще до того, как они успели осознать это, их время истекло, и Прабхупада собрался уезжать в Нью-Йорк. Уже на пути в аэропорт, они ощутили боль предстоящей разлуки.
В отсутствие духовного учителя преданные продолжают проводить храмовые программы, стараясь поддерживать свой энтузиазм. Кроме того, перед отъездом Прабхупада попросил брахмачари найти себе работу: «Несправедливо, что один Джаянанда несет на себе бремя заботы о содержании храма, целыми днями сидя за рулем своего такси».
Большинство преданных сразу устроились на работу. Тамал Кришна пошел на местный завод проявки фотопленок «Кодак». Вишнуджана же предпочел, как и прежде, заниматься изготовлением бамбуковых флейт и их продажей на Хейт-стрит.
Тамал Кришна: Будучи музыкантом, он знал, как правильно вырезать отверстия на флейтах, так, чтобы любой мог легко сыграть на них мелодию харе Кришна. Целыми днями напролет он танцевал на Хейт- стрит, играя на флейте мелодии Харе Кришна к удовольствию хиппи. Иногда ему удавалось продать флейту.
Хотя оба они следовали наставлению Прабхупады помогать содержать храм, Вишнуджана иногда в шутку дразнил Тамал Кришну. Поскольку сам он целый день пел Харе Кришна, Вишнуджана как-то пошутил, что его деятельность является более возвышенной, чем какая-то там работа на фабрике. Тамал Кришну это несколько задело, но он не смог ничего возразить, поскольку недостаточно глубоко знал философию. Гаргамуни, услышав разговор друзей, вмешался, чтобы рассеять их заблуждения.
Он объяснил, что любая работа, выполняемая ради удовлетворения Кришны, считается преданным служением. Преданное служение находится выше мирских понятий высшего и низшего, худшего и лучшего. Следовательно, их деятельность одинаково приятна Шриле Прабхупаде. «Все зависит не от вида деятельности, а от состояния сознания», - заключил он. Двое новичков с уважением отнеслись к ученому суждению их старшего духовного брата и решили стать более серьезными в изучении философии.
Однажды, продавая флейты в парке, Вишнуджана встречает Карунамайи. Она не была в храме со времени Рама-Навами, и ее интересует, как там идут дела. Она сожалеет о своем разрыве с Гаргамуни, но говорит, что не могла более выносить его поверхностных отношений с преданными. Карунамайи высказывает опасение, что Абиджана тоже может стать таким же институционализированным, как и все остальные.
Карунамайи д.д.: С самого начала у нас происходило то же самое, что происходит в любых других религиозных организациях, и он видел это еще до того, как присоединился к движению. Мне не нравилась вся эта показуха, которая зачастую начинала доминировать и медленно, но верно, на корню уничтожала все положительное. Я воочию увидела это, что в значительной степени способствовало моему уходу. Оба мы чувствовали отвращение к таким вещам, и потому я беспокоилась о том, что он тоже может пропитаться таким настроением, что он тоже станет частью «системы». «Как ты сможешь избежать этого?»- спросила я его. Он попытался уверить меня в том, что изменит и улучшит положение вещей - очень тихо, без лишнего шума, так, что никто этого даже не заметит. Он не собирался сдаваться перед лии,ом той мелочной придирчивости и наушничества, которые оба мы презирали, в его намерения входило улучшить ситуацию. Думаю, Вишнуджана делал это постоянно. Нельзя сказать, чтобы он сильно изменил ситуацию, но до какой-то степени это ему все-таки удалось.
После той встречи я как-то раз встретила Линду, и мы поговорили с ней. Она восстановилась в колледже и немного подрабатывала в качестве модели. Она очень резко и с обидой говорила тогда о Вишнуджане. но я чувствовала, что Вишнуджана предался окончательно и бесповоротно, и попыталась объяснить это ей: «Ничего не поделаешь, такой уж он человек». Думаю, она поняла.
Празднование Ратха-Ятры было запланировано на конец июня, и Прабхупада хотел, чтобы она была организована с большим размахом, чем в прошлом году. Божества надо очень красиво одеть, а шествие должно быть настолько завораживающим, чтобы любой, кто увидит его, захотел немедленно присоединиться к процессии. Прабхупада мечтал о том, чтобы Сан-Франциско превратился в Нью-Джаганнатха Пури.
Команду по подготовке Ратха-Ятры снова возглавили Джаянанда и Шьямасундара. Благодаря энтузиазму Джаянанды фестивалем заинтересовались многие хиппи, и Джаянанда занимает их в служении Господу Джаганнатхе. Он вешает перед храмом большое объявление, надпись на котором гласит: «Праздник Колесниц - вегетарианский обед, пожертвование 25 центов».
Проходя мимо, многие люди останавливаются и читают вывеску. Некоторые заходят в храм, чтобы попробовать вегетарианскую пищу. Обедая, они отчетливо слышат доносящийся из-за храма стук молотка и шум пилы. Самые любопытные, закончив обед, даже отваживаются зайти на задний двор, чтобы взглянуть, чем там заняты преданные.
Джаяпатака: Я смотрел и думал: «Что они там делают?»
Джаянанда поприветствовал меня: «Харибол!»
«Что вы делаете?» - поинтересовался я.
«У нас фестиваль. Ты не знал? Фестиваль Ратха-ятры».
«Правда?»
Радость переполняла его настолько, что я подумал, будто праздник уже начался, однако все, что я увидел, было лишь парой досок и несколькими гвоздями. На самом деле, они только начали строить колесницу.
«Кстати! Погоди-ка, не мог бы ты секунду подержать вот это?» Он протянул мне гвоздь и сказал: «Вот здесь». Я взял гвоздь, и он забил его.
«Ого! - воскликнул Джаянанда. - Ты так здорово держал гвоздь! Наверное, ты профессиональный плотник?»
«Нет», - ответил я.
«Ты так ровно держал его. Очень трудно найти людей, которые могут ровно держать гвозди». Затем он взял еще один гвоздь и спросил: «Можешь забить?» я забил, «вот это да! - воскликнул Джаянанда. - Здорово! А как профессионально ты держишь молоток! Теперь возьми вон тот гвоздь и подержи здесь», вскоре я уже вовсю трудился над постройкой колесницы. Все вокруг пели Харе Кришна и радостно стучали молотками. Джаянанда заражал нас своим энтузиазмом. Он мог занять служением любого. Все время, пока мы работали, он рассказывал мне о Кришне и прославлял Шрилу Прабхупаду. Так прошла целая неделя, каждый день я приходил помогать строить колесницу, читал книги Шрилы Прабхупады и повторял джапу.
Я пообщался с Джаянандой совсем немного, дней десять. Он впервые побрил меня и занял преданным служением в постройке колесницы Ратха-ятры. И в основном благодаря его проповеди я решил предаться Шриле Прабхупаде.
Джаянанда был президентом храма, но поскольку ему приходилось постоянно находиться вне храма, он попросил Чидананду стать его заместителем: организовывать утренние и вечерние киртаны, а также дневное распространение прасада. Кроме того, в обязанности Чидананды входит организация закупки бхоги, приготовление прасада и его предложение Кришне. Также перед пра- садом ему нужно провести небольшую лекцию для гостей. Затем нужно проследить за тем, чтобы преданные убрали в кухне.
Джаянанде не нравится, что из-за работы брахмачари вынуждены бороться за свое сознание Кришны. Ему хочется, чтобы они воспользовались преимуществами благотворной атмосферы храма и возможностью заниматься преданным служением. Их заработки так малы, что едва ли оправдывают затраченные усилия. Вишнуджана вообще слишком мягкосердечен, и его торговля флейтами обычно заканчивается тем, что большую их часть он просто раздает. Что касается остальных, то их заработка едва хватает на покрытие еженедельных расходов. К тому же приближается Ратха-Ятра, а Прабхупада хочет, чтобы был организован грандиозный фестиваль, который превратит Сан-Франциско в Нью-Джаганнатха Пури. Джаянанде понадобится помощь всех преданных, чтобы сделать праздник более успешным, чем в прошлом году
Прабхупада в это время находился в Монреале, и когда до него дошли вести о том, что Джаянанда не хочет, чтобы брахмачари работали вне храма, он предложил ему занять их уличной санкиртаной. В других городах он также вдохновлял преданных выходить петь на улицы. Хамсадута регулярно поет с нью-йоркскими преданными в Центральном Парке, а в Бостоне подобную практику ввел Сатсварупа. Прабхупада хочет, чтобы его движение росло, и преданные выходили на улицы воспевать Святые Имена. Кроме того, его беспокоит, что те, кто приходит к нему за инициацией, потом без дела сидят в храме. Тогда никто толком не знал, что нужно делать. Люди получают посвящение от истинного духовного учителя, и это замечательно. По что делать дальше?
Время от времени преданные из Сан-Франциско тоже выходили петь в Хейт-Эшбери или в Голден-Гейт парк, но они не делали этого постоянно. Теперь же, с полной верой приняв новое наставление Прабхупады, они решают начать организованные выходы па санкиртану. Собравшись вечером на ишта-гоштхи, все единодушно высказываются в поддержку нового плана: ежедневно нести пение Святого Имени на улицы Сан-Франциско.
Тамал Кришна: Было решено создать группу санкиртаны. Сначала предложили сделать лидером санкиртаны Вишнуджану, так как он был лучшим музыкантом и певцом. Но я возразил, что его внимание должно быть целиком сосредоточено на киртане, а организационную часть возьму на себя я.
Хотя преданные считали своим лидером Вишнуджану, Тамал Кришна выдвинул свою кандидатуру. И поскольку вайшнавы всегда стараются быть смиренными, никто не стал против этого возражать, и предложение Тамал Кришны было принято. Этот смелый шаг вывел Тамал Кришну из тени Вишнуджаны.
Выходить на оживленные улицы центральной части Сан-Франциско с его напряженным уличным движением, сильным шумом и соблазнами майи - непростая задача. Чтобы не позволять уму блуждать, молодым брахмачари приходится полностью предаваться Святому Имени. Прохожие здесь тоже не так восприимчивы, как хиппи Хейт-Эшбери. Тем не менее, через некоторое время после начала киртана люди все равно начинают останавливаться, привлеченные пением Вишнуджаны. Преданные танцуют «шаг Свами», покачиваясь из стороны в сторону под ритм барабанов и каратал, а Вишнуджана перебирает струны тамбуры.
Движимый воодушевлением, Тамал Кришна дует в раковину и затем обходит с ней людей, прося пожертвования. Практически каждый дает 25 центов или полдоллара, и за свое пожертвование получает журнал «Обратно к Богу». Вскоре раковина наполняется монетами. Санкиртана продолжалась до вечера, и к тому времени, когда нужно было возвращаться в храм, все пребывали в совершенном блаженстве. Пожертвования в первый же день составили 12 долларов.
На следующий день они отправляются в другое место, и снова санкиртана проходит успешно. С каждым днем преданные все больше и больше убеждаются в правильности взятого курса. Они выходят в разные районы города и продают все больше духовной литературы. Раковина становится инструментом для сбора пожертвований. Чем больше возрастает их экстаз, тем лучшие места им удается находить и тем дольше они поют там. Вскоре весь храм оказывается вовлеченным в санкиртану.
Ямуна д. д.: Пока мы ехали, я вела киртан в фургоне, а когда мы приезжал и на место, каждый пел по очереди. Есть фотография, где Вишнуджана, Тамал Кришна и я с микрофоном проводим первый киртан в Рыбацкой Гавани.. Это была наша первая совместная санкиртана. Обычно киртаны вели Вишнуджана и я. в те дни еще не проявились звезды киртана; царила демократия, и любой, кто хотел, мог взять микрофон, киртан время от времени вели все, но Вишнуджана был лучшим. Мы пели вместе на протяжении нескольких месяцев. Он был очень вынослив и мог играть на мриданге помногу часов подряд.
К лету 68-го преданные окончательно поняли, что, выходя в общественные места и воспевая Святые Имена, они могут распространять достаточное количество журналов «Обратно к Богу», чтобы содержать храм. Группа Хамсадуты регулярно собирает от 50 до 70 долларов в Центральном парке Нью-Йорка. В Бостоне Сатсварупа следует такой же программе. Прабхупада одобряет эту практику.
Поистине, это успех нашей проповеди. Мы хотим распространять наши журналы и книги, а также прасад; мы хотим впрыснуть людям в уши лекарство мантры Харе Кришна. Итак, чтение литературы и слушание пения Святых Имен - это лекарство, а прасад - диета. Если диета и лекарство прописаны больному надлежащим образом, то болезнь майи будет излечена. Однако при этом сам врач должен быть абсолютно здоров. Нельзя давать людям повода говорить: «Врач, излечись сначала сам». Это значит, что проповедники должны обладать возвышенными качествами характера, строго следовать правилам и ограничениям и постоянно воспевать Святые Имена в храме.
Преданные Сан-Франциско продолжают выходить на оживленные улицы города. Они первыми начали регулярно проводить нагара-киртану вместо эпизодических киртанов в парке. Из-за постоянной игры на мриданге пальцы Вишнуджаны часто были разбиты, а иногда даже кровоточили. Ему пришла в голову идея одевать перчатки. Он стал приклеивать скотчем к пальцам одноцентовые монетки, для того, чтобы, даже играя в перчатках, извлекать желаемый звук. Теперь он может петь и играть часами. Вишнуджана не знает усталости, ибо маха-мантра является для него неистощимым источником энергии. Как только начинается киртан, вокруг преданных сразу же собирается толпа.
Вишнуджана и раньше хорошо играл на барабане. Еще в «Утренней Звезде» у него был двухсторонний барабан, на котором он часто любил играть, и поэтому переход па мридангу был для него естественным. Он быстро понял, как нужно играть, хотя и несколько по-другому, чем те, кто специально обучался игре па мриданге в вайшнавской традиции. Он был настолько выдающимся музыкантом, что быстро придумал свой собственный стиль игры.
В тот период Вишнуджана еще не был тем, кем он станет, когда киртан полностью захватит его. Он и Тамал Кришна были сильной командой; их природные лидерские качества проявились очень быстро. Вскоре благодаря сотрудничеству они поднимутся до таких высот, о которых сейчас никто из членов этого молодого движения не может даже мечтать. В то время Вишнуджана и Тамал Кришна всегда были вместе.
Чидананда: Для меня было совершенно очевидно, почему Кришна послал нам их; они смогли дать ход санкиртане и вывести всех на улицы воспевать Святые Имена. Именно так это и произошло. Сначала мы выходили эпизодически, очень редко, приход Вишнуджаны и Тамал Кришны ознаменовал начало новой эпохи. Старая эпоха, когда несколько преданных праздно сидели в храме, сменилась новой; преданные вышли на улицы, чтобы петь харе Кришна и распространять журналы.
Тамал Кришна был выдающимся организатором. Он мог расшевелить людей, вытащить их на улицы и претворить все планы в реальность. Но ему также нужен был Вишнуджана, умеющий смягчать силу ударов, которые мог нанести Тамал. У Тамал Кришны был очень жесткий характер. Организуя выход на санкиртану, он мог потрепать вам перья. Однако это происходило естественно. Кроме того, у него был Вишнуджана, человек с мягким сердцем, которому всегда могли поплакаться в жилетку те, кому досталось от Тамала. Такова была одна из функций Вишнуджаны Кроме того, он был замечательным певцом. Тогда никто неумел как следует петь и играть на мриданге, но Вишнуджана мог петь целыми днями, и, причем, очень красиво. Именно в этом мы тогда нуждались больше всего. чтобы идти в элитные районы Сан-Франциско - в деловой центр и в Гавань, - и нельзя позволить себе быть кучкой рассеянных бхакт, пытающихся худо-бедно петь. Вишнуджана прекрасно пел, а если кто-то был чем- то расстроен, то мог утешить его.
Гурудаса: в те дни нашей главной деятельностью был киртан. Вишнуджана по-настоящему любил киртан, проявляя большую музыкальность, что было первым выражением его преданности и искренности, которые меня особенно впечатляли. Он был открытым и сострадательным и легко мог понять человека, просто заглянув ему в глаза. У него было большое сердце.
Пушкара: впервые я увидел Вишнуджану, когда он читал воскресную лекцию на Фредерик-стрит. я жил на противоположной от храма стороне улицы и посещал воскресные программы. На нем была клетчатая рубашка, заправленная в дхоти. Его лекция меня заинтересовала, особенно, когда он сказал: «Я регулярно приходил в храм и в какой-то момент осознал, что живу среди святых». Мысль о том, что и сейчас на свете есть святые, глубоко запала мне в душу. Я подумал: «Вот это да! Он живет со святыми».
Итак, 28 июня все было готово к началу второй Ратха-ятры. Шьямасундаре и Джаянанде пришлось приложить немало усилий, чтобы построить красивую колесницу, которая заменила грузовую платформу, использовавшуюся для этой цели в прошлом году. Объявления о фестивале Ратха-ятры были напечатаны в местных газетах и привлекли внимание многих жителей города. Поэтому, когда колесница двинулась по Голден-Гейт парку, за ней последовали тысячи людей.
Тошан Кришна: впервые я встретил преданных, когда, гуляя по Голден-Гейт парку, увидел шествие Ратха-ятры. Это было мое первое знакомство с сознанием Кришны.
Простота прекрасна. Кришна принимает вас такими, как вы есть. Нет нужды пытаться строить из себя что-то, чем ты на самом деле не являешься. Джаянанда был очень смиренным и всегда считал, что ему нужно еще много работать над собой. То же самое касалось и Шрилы Прабхупады. Подобная простота очень привлекательна. Люди редко ведут себя естественно, но поведение Джаянанды было абсолютно естественным и спонтанным. Потому он немало способствовал тому, чтобы я привлек- ся личностью Шрилы Прабхупады.
Вторая Ратха-ятра была организована гораздо лучше, чем первый фестиваль. У преданных было достаточно времени, чтобы усвоить философию и культуру сознания Кришны, и теперь в них начали проявляться первые признаки преданности. Шествие и праздник привлекли к себе внимание всех посетителей парка; множество молодых людей присоединились к пению и тянули колесницу Господа Джаганнатхи. Ратха-ятра распространяла славу Святого Имени и провозглашала поклонение Божествам как древнюю традицию оказания почтения Богу. Принимая участие в этом развлечении Господа, бесчисленные души вновь воссоединялись с Всевышним благодаря непосредственному служению Ему.
Многие из тех, кто был на Ратха-ятре, затем стали посещать храм, поняв, что это именно то, что они искали.
Тошан Кришна: любой, кто был тогда в храме на Фредерик- стрит, скажет вам, что атмосфера в нем была удивительной, и хотя все мы чувствовали это, но не сознавали того, что источником этой атмосферы был Джаянанда. все знали о его замечательных качествах, но принимали это, как само собой разумеющееся. Своей преданностью и готовностью делать все, что угодно, он являл собой пример всем нам. Он был удивительно смиренным и всегда был готов выполнять любое, самое скромное, служение. Благодаря его влиянию все стремились делать все хорошо; он, словно, заражал всех этим умонастроением.
Помню, по утрам все кланялись друг другу. Джаянанда выполнял обязанности президента, но это не воспринималось, как что-то особенное. Он был таким добрым, мягким и внимательным! что же касается его преданности, то она была очевидной, каждое утро я приносил в храм букет цветов. Тогда у меня еще не было опыта, и Джаянанда объяснял мне, что нужно делать с этими цветами, хотя я еще даже не получил посвящения, а он был президентом храма, я не чувствовал между нами никакой дистанции. Мне это очень нравилось. Джаянанда обладал огромной притягательной силой, просто огромной.
Джаянанда всегда отличался хорошим аппетитом, высоко ценил прасад, а также всегда стремился поделиться им с другими. Когда он ку- да-то шел, он всегда брал с собой прасад, даже если не собирался ни с кем встречаться в этот день. Он носил его не в какой-то красивой упаковке для важных людей; а в обычном полиэтиленовом пакете.
Я помню, как он принес мне огромную гору фруктов и попросил нарезать их для Шрилы Прабхупады, сказав при этом: «Обязательно положи в середину арбуз, потому что Прабхупада непременно захочет арбуза». Так и случилось.
Каждый хочет иметь близкого друга - человека, который думает не только о себе. И таким идеальным другом является чистый преданный. Истинная духовность всепривлекающа, и Джаянанда был проявлением этой духовности. Когда вы своими глазами в идите человека, чья жизнь является олицетворением исповедуемого им учения, то ваша шраддха увеличивается, в этом заключается смысл садху-санги. Хотя Джаянанда был очень простым и не имел славы эрудита или философа, люди привлекались сознанием Кришны, видя его возвышенные качества и бескорыстие.
Хотя Хамсадута регулярно выходил с группой санкиртаны в Центральный парк Нью-Йорка, он обнаружил, что преданных очень сложно обучить мелодичной игре, как того хотел Прабхупада. В конце концов, он признал свою неспособность создать Всемирную группу санкиртаны. Тогда Прабхупада попросил Мукунду взять па себя ответственность за это служение и подготовиться к поездке в Лондон.
Если ты сможешь поехать в Лондон, это будет весьма кстати, поскольку я хочу создать группу киртана, которая бы состояла из 12 человек: два человека должны играть на мриданге, один на фисгармонии, один на тамбуре и, но меньшей мере, шесть человек на цимбалах. Такая группа сможет вести ритмичный и, вместе с тем, мелодичный киртан. Фисгармония должна следовать за пением, а не только создавать фон. Думаю, у тебя это замечательно получится, и если наши попытки создания группы сан- киртаиы увенчаются успехом, я тоже присоединюсь к вам, и, имея в своем распоряжении наши книги и журналы, мы сможем начать проповедь этого возвышенного движения во всех европейских городах.
Итак, Мукунда покидает Лос-Анджелес и отправляется в Сан-Франциско, чтобы заниматься там созданием Всемирной группы санкиртаны. Каждый день он выходит петь вместе с брахмачари, и поскольку он является старшим преданным, они всегда просят его вести киртан. Вишнуджана хочет научиться у Мукунды нескольким авторитетным ритмам, которые тот услышал от Шрилы Прабхупады, и потому предельно внимательно слушает, как тот поет и играет ка мриданге. Однако киртан требует много энергии, поэтому Вишнуджана и Ямуна тоже периодически ведут пение. Каждый из преданных испытывает подъем и вдохновение от того, что является участником личной группы санкиртаны Прабхупады.
Благодаря регулярной санкиртане на улицах Сан-Франциско число гостей в храме постоянно растет. Сюда частенько захаживают и люди из «Утренней звезды». Каждый вечер в храм набивается огромное количество людей, желающих получить ответы на свои вопросы.-Этим молодым искателям истины нравится философия сознания Кришны, а киртаны Вишнуджаны просто очаровывают их. Те, кто приходит регулярно, во время киртанов собираются вокруг него и неистово поют и танцуют. Они начинают повторять мантру на четках и вскоре присоединяются к постоянно растущей семье преданных. Хотя сами проповедники являются всего лишь начинающими вайшнавами, их искренность и энтузиазм заразительны. В результате храм приобрел настолько хорошую репутацию, что каждому молодому человеку, приезжающему в Сан-Франциско, советовали посетить Фредерик-стрит 518. Маленькое помещение магазинчика уже не могло вместить всех желающих.
Мадхудвиша: Его голос был необыкновенно чарующим. Вишнуджана мог петь часами. Именно благодаря ему я пришел в сознание Кришны. Слыша, как он поет, я думал, что хочу быть таким же, как этот преданный. Мне хотелось в один прекрасный день также запеть. Он всегда был очень теплым и дружелюбным - в этом заключалась его особенность. С ним вы чувствовали себя легко. Снимая все преграды в общении, он давал понять, что он ваш друг, в его словах не было никакого притворства, он говорил от чистого сердца.
Ямуна была такой же. я приходил в храм, слушал их пение и был просто зачарован их голосами. Как им удавалось вкладывать в пение столько любви? Я просто слушал и пытался понять, что же мне делать дальше, помню, как-то после прасада я сидел на тротуаре возле храма и забрасывал Тамала различными аргументами, а он разбивал их. На самом деле, именно он убедил меня сделать этот шаг и присоединиться к движению.
Муралидхара: Помню, что Мукунда произвел на меня очень сильное впечатление. Он был первым преданным, с которым я поговорил, и меня поразила его основательность и сосредоточенность. Он был очень добр ко мне, и его замечательные качества глубоко запали мне в душу. Затем Упендра, чудесный преданный, взял меня под свою опеку и помог разобраться во всех нюансах сознания Кришны. Он действительно сильно помог мне в начале моего пребывания в Движении, я также хорошо помню и Вишнуджану. Он был примером для нас, источником вдохновения, так как был готов помогать каждому.. Он всегда был на подъеме, всегда полон энтузиазма. Когда у меня возникали проблемы, я приходил к нему за поддержкой.
Прабхупада очень вдохновлен тем, что люди хорошо принимают санкиртану. В Монреале преданных пригласили петь на выставке «World Expo» в течение двух дней и заплатили за это 300 долларов. Сообщения об успехах группы санкиртаны в Сан-Франциско еще больше воодушевили его. Он хотел, чтобы киртан был очень гармоничным, чтобы его вел солист с сильным голосом, а остальные участники тоже хорошо пели. В те дни он написал пророческие слова: «Очень скоро придет то время, когда мы будем проводить такие киртаны во всех важных городах мира».
Воспевая Святые Имена Бога на улицах различных городов, эти юные американские вайшнавы исполняли предсказание Господа Чайтаньи. Прабхупада особенно доволен Мукундой, который стал лидером группы санкиртаны, и Тамал Кришной, взявшим на себя ответственность за ее организацию.
Но порой, как и во времена Чайтаньи Махапрабху, санкиртана встречала оппозицию.
Мукунда: Однажды, когда мы пели в аэропорту, какой-то парень в военной форме стал мешать нам. к нему подошла Малати и в гневе набросилась на него. Они стояли и ругались в стороне, а киртан тем временем продолжался. Для Малати такие стычки не были редкостью. Затем я увидел, что она ударила этого парня в грудь, тот не на шутку разозлился и уже собирался дать ей пощечину, как вдруг между ними вырос Джаянанда и стал успокаивать обоих. Я по-прежнему участвовал в киртане и не слышал, что он говорит, но я видел, как он делал примирительные жесты, и вскоре этот парень ушел. Джаянанда оказался между ними очень вовремя. Он целиком отдавал себя другим, считая себя самым незначительным человеком. Когда он был президентом, дела в храме всегда шли благополучно. Он очень был отреченным и никогда не пускался в пустые разговоры. Кроме того, он хорошо распоряжался деньгами.
Все это время Тамал Кришна ведет журнал, в котором он описывает ежедневную деятельность группы санкиртаны. Через некоторое время он посылает его Шриле Прабхупаде в качестве отчета. Вскоре он получает ответ:
"Я был очень рад получить твое письмо от 12 июля 1968 года, где ты рассказываешь об успехах вашей группы санкиртаны.
Это очень хорошая программа. Думаю, нам не стоит беспокоиться о расходах. Кришна дал нам замечательную возможность служить Ему, и если мы с верой в Кришну и наставления истинного духовного учителя будем выполнять это служение и строго следовать всем правилам и ограничениям, все наши жизненные потребности будут удовлетворены. Мы сможем счастливо заниматься нашей деятельностью в сознании Кришны, не беспокоясь о том, где достать деньги.
В действительности все принадлежит Кришне, и если Он пожелает, то может без промедления отдать нам все Соединенные Штаты, однако поскольку мы подвержены соблазнам Майи, Он проявляет осторожность. Если Он сразу предоставит нам все возможности, мы можем пасть жертвами чар Майи. Пока человек болен, врач не разрешает ему есть никаких лакомств, но когда больной выздоравливает, он может есть все, что пожелает. Так и нам нужно подождать, пока мы излечимся от болезни материализма, и по мере того, как мы будем выздоравливать, нам станет доступным все больше и больше хороших вещей. Однако всегда следует помнить, что нет ничего лучшего, чем Харе Кришна. Способность черпать трансцендентное наслаждение в повторении Харе Кришна - признак того, что мы излечились от материальной болезни. Поэтому, пожалуйста, продолжайте вместе практиковать сознание Кришны с глубокой верой и тщанием, и Кришна будет помогать вам все больше и больше."
В своем ответе Прабхупада подчеркивает два важных момента. Первый, это то, что мы не должны беспокоиться о деньгах. Нам нужно полностью сосредоточиться на том, чтобы строго следовать принципам преданного служения. Если Кришна будет удовлетворен, Он даст нам все необходимое, хоть все Соединенные Штаты. В «Бхагавад-гите» Кришна провозглашает, что Он не только обеспечит нас всем, в чем мы нуждаемся, но и сохранит то, что мы уже имеем. Прабхупада всегда твердо верил в это и хотел, чтобы его ученики поняли эту основополагающую концепцию. Искреннее выполнение веления Господа Чайтаньи гарантирует успех. И, как мы увидим позднее, преданным, способным с верой следовать этому наставлению, обеспечен стремительный рост в сознании Кришны.
Второй момент - «продолжайте вместе практиковать сознание Кришны». Это еще один критерий продвижения в преданном служении. Если преданные с радостью служат друг другу, значит сотрудничество между ними уже существует. Мадхьяма-адхикари счастлив, когда просто видит другого преданного. Если же мы ставим во главу угла собственное благополучие, нам не удастся развить правильное умонастроение, и мы рискуем лишиться приглашения домой, обратно к Богу.
Идеальным примером сильного желания принести людям высшее благо является Шрила Васудева Датта. «Вайшнав настолько великодушен, что ради спасения обусловленных душ от материального существования, он готов рисковать чем угодно. Шрила Васудева Датта Тхакур - само олицетворение вселенской любви, ибо он был готов пожертвовать всем ради служения Всевышнему».
В Нью-Йорке Брахмананде удается, наконец, найти издателя для «Бхагавад-гиты как она есть». Компания «Макмиллан» согласилась напечатать книгу, хотя и в сокращенном варианте. Тем не менее, Прабхупада счастлив. Действуя под его руководством, ученики постепенно брали на себя ответственность за важные сферы движения. План Прабхупады исполнить желание своего Гуру Махараджи начинал принимать реальные формы. Он делится своими мыслями в следующем письме.
Теперь наша задача состоит в том, чтобы развивать санкиртану и продавать нашу литературу. За книги отвечает Брахмананда, за журналы - Раярама, за санкиртану - Хамсадута и Мукунда, а за . советы - ваш смиренный слуга. Так давайте же еще больше объединим наши усилия, и тогда, я уверен, наше движение достигнет успеха.
В конце июля Шрила Прабхупада вызывает Всемирную группу санкиртаны в Монреаль, чтобы дать им последние наставления перед поездкой в Лондон. Счастливые Мукунда и Джанаки, Гурудас и Ямуна, Шьямасундара и Малати стали собираться в Канаду.
В Монреале Прабхупада ежедневно проводит с ними репетиции, обучая ведению киртана. Он выбрал Ямуну главным солистом и лично стал обучать ее. Когда все было готово к отъезду, Прабхупада дает им последние наставления, о том, как нужно все организовать, когда они приедут в Лондон.
Ямуна д. д.: Мы уехали из Сан-Франциско спустя месяц после Ратха-ятры, и с тех пор я больше никогда не видела Джаянанду. Для меня он был человеком, который делал печенье и водил такси. Он звал нас обедать, а в присутствии девушек всегда вел себя как шут; на самом деле, он был очень застенчивым парнем, очень стеснительным, вторая Ратха-ятра прошла так замечательно потому, что Джаянанда построил колесницу. Мы все помогали ему; я, например, сшила балдахин. Теперь вместо такси у Джаянанды была большая колесница.
Многие преданные примерно в то же время покинули Сан-Франциско. Упендра и Гаргамуни тоже уехали, чтобы открыть центр в Сиэтле. Однако, несмотря на значительный отток старших преданных, жизнь храма не пострадала - ведь Вишнуджана и Тамал Кришна, вдохновляемые Джаянандой, продолжали с энтузиазмом проповедовать. Ежедневное распространение журнала «Обратно к Богу» увеличилось до 75- 100 экземпляров.
Прабхупада продолжает получать известия об успехах центра в Сан-Франциско, и заслугу за это он отдает хорошему руководству Джаянанды. Он также рад, что Тамал Кришна стал таким хорошим помощником Джаянанды, и что группа санкиртаны продолжает привлекать в движение все больше и больше людей. Джаянанда занимается подготовкой документов, которые позволят Прабхупаде получить постоянный вид на жительство в Америке, а также ведет поиски более просторного храма для Господа Джаганнатхи.
В августе группа санкиртаны получает приглашение посетить лос-анджелесский храм на бульваре Вест Пико. Преданные сразу сообразили, что Голливудский бульвар, с его широкими тротуарами, толпами туристов и активной ночной жизнью, является идеальным местом для проведения санкиртаны.
Дайананда: Тамал Кришна организовал группу санкиртаны, и они стали выходить на улицы Сан-Франциско. Мы слышали об этом. Анируддха в то время занимался делами храма, и именно он устроил их приезд в Лос-Анджелес. Итак, неожиданно они появились у нас.
Я спросил у своей жены: «Какое у тебя впечатление от этого парня? Мне кажется, что он просто притягивает к себе людей; и у него такой прекрасный голос. Это только мое мнение, или ты тоже так считаешь?» Она согласилась со мной. Действительно, с самого начала Вишнуджана производил именно такое впечатление на окружающих. Он был необычайно притягателен, все понимали, что эти двое пар ней присоединились к движению, чтобы сделать что-то впечатляющее.
Пока Тамал Кришна находился в Лос-Анджелесе, на его имя в храм Сан-Франциско приходит письмо, которое Джаянанда незамедлительно зачитывает ему по телефону. В письме Шрила Прабхупада благодарил Тамал Кришну за организацию санкиртаны, а также за то, что Тамал Кришна высоко ценит служение своих духовных братьев. Прабхупада призывает его сделать воспевание Святых Имен своим главным занятием. Однако при этом он подчеркивает, что в глазах Кришны любое преданное служение одинаково ценно. Прочитав письмо, Джаянанда поздравляет Тамал Кришну с «получением милости».
Дух санкиртаны, который Прабхупада получил от Дживы Госвами, живя в храме Радха-Дамодары, теперь передался его западным последователям, которые приняли миссию Господа Чайтаньи и, исполненные энтузиазма, следовали по стопам предыдущих ачарьев.
См. также: