Featured

48. Джаянанда Тхакур хочет жениться. И другие свадьбы преданных. Как это было в первые годы ИСККОН. Сан-Франциско, январь 1970

Джаянанда повторяет джапу на четках

Джаянанда подумывает о том, чтобы жениться. Скоро ему исполнится тридцать один. Его тетя уже давно открыла счет на его имя, который перейдет в его распоряжение после того, как он женится. Тогда он получит 40 тясяч долларов плюс ежемесячные проценты достаточно сильный аргумент, чтобы задуматься о смене ашрама. Хотя у самого Джаянанды нет желания обзаводиться семьей, он планирует использовать все эти деньги для миссии Прабхупады. Ранее он уже обращался с этим вопросом к Тамал Кришне, но тот разубедил его.

Тем временем Тамал заводит в Лондоне дружбу с одним индийским джентльменом, который предлагает Прабхупаде использовать для проповеди в Индии свою бомбейскую квартиру. Прабхупада тотчас решает отправить в Бомбей Джаянанду и его будущую супругу. Он даже предложил Мадхудвише рассмотреть в качестве кандидатуры одну из брахмачарини.

«Вероятно, ты уже говорил с Гаргамуни о том, что Джаянанде, возможно, придется поехать в Индию. Не окажется ли его отъезд из Сан-Франциско разрушительным для твоей деятельности там? Если это так, данное предложение можно на время отложить, поскольку я не хочу мешать твоей успешной деятельности.

Если у Джаянанды есть хоть малейшее нежелание жениться, в этом нет ничего страшного. Но если он все-таки хочет жениться, желательно сделать это немедленно; я думаю эта девушка, Шачидеви, вполне подойдет ему. Я уверен, что женившись, Джаянанда не станет блудным сыном; напротив, хорошая жена в сознании Кришны придаст дополнительный импульс его совершенствованию.»

Обычно, если кто-то хочет жениться, он обращается с этим вопросом к президенту храма. Зачастую у человека уже есть ктото на примете. Если обе стороны согласны, они женятся. Многие преданные практически ничего не знают о тех, с кем собираются вступить в брак. Просто так это происходит в ведической культуре. Кроме того, Прабхупада выразил желание, чтобы в ИСККОН была внедрена система ведического брака.

Хотя большинство браков обычно устраиваются именно так, Карандхара заранее остановил свой выбор на Шачидеви, и она приняла его предложение еще до того, как Прабхупада сообщил, что намерен выдать ее за Джаянанду. На этом планы по устройству брака Джаянанды закончились.

В один прекрасный день Сахадеви узнает, что храмовое руководство решило выдать ее за Стока Кришну. Их свадьба будет частью церемонии, посвященной бракосочетанию трех пар. Помимо них, в ней будут участвовать Карандхара и Шачидеви, а также Упендра и Читралекха. Никто из них по существу не знает друг друга. Находясь с Вишнуджаной в отношениях сестры и брата, Сахадеви вскользь упоминает об этом на санкиртане:

- «Похоже, я выхожу замуж».

- «Да?» Вишнуджана смотрит на нее с искренней озабоченностью.

- «Похоже, да. Гаргамуни сказал».

- «Ты хочешь выбрать обыкновенного мужчину из мочи и испражнений вместо Кришны?»

Сахадеви не может поверить своим ушам. Она пытается превратить это в шутку:

- «Не знаю. Похоже, что да».

Вишнуджана разочарован:

- «Как ты могла это сделать, Сахадеви».

Кто-то может спросить, почему некоторые люди принимают столь важные решения, касающиеся всей жизни, даже не узнав как следует своего предполагаемого супруга?

Подлинная ведическая система включает в себя сложный процесс проверки совместимости темперамента, качеств и характера юноши и девушки при помощи Джйотиш Веды, астрологии. Идея состоит в том, что, когда партнера для своего сына или дочери подбирают зрелые, любящие родители, можно создать гармоничный брак на всю жизнь. Родители с обеих сторон консультируются с опытным астрологом-вайшнавом, который, сравнивая гороскопы молодых людей, находит подходящие сочетания, оценивая ментальную, эмоциональную, интеллектуальную и сексуальную совместимость. Теоретически эта система должна быть более надежной, чем следование побуждениям чувств неопытных, незрелых личностей, околдованных привязанностью, основанной лишь на физическом влечении.

Конечно, ведическая система предполагает наличие квалифицированных астрологов, точных гороскопов и любящих, доброжелательных родителей. Но поскольку в ИСККОН ничего этого не было, Прабхупада, рекомендуя эту систему, тем самым просил преданных подняться до более высокого духовного уровня. Тот факт, что многие из них согласились следовать этой системе, говорит об их искренней преданности Гуру. Но здесь требовалось нечто большее, чем просто искренность. Необходимо было подлинное продвижение в сознании Кришны. Партнеры должны быть командой, посвятившей себя возвращению обратно к Богу, поддерживать высокий уровень духовной практики, видеть друг в друге душу. Для того чтобы брак состоялся, абсолютно необходимо оставаться в духовном сознании. Узы преданного служения Господу Кришны тот клей, который позволяет браку не распасться.

Однако когда духовная сила становится жертвой чувственной слабости, взаимоотношения искажаются и могут быстро деградировать до материального уровня до уровня взаимного удовлетворения чувств. Тогда на передний план выходят личные предпочтения каждого из партнеров, а на материальной платформе у них может быть очень мало общего.

В идеале семейная пара должна не только быть духовно сильной, но и прогрессировать примерно с одинаковой скоростью. В противном случае вы можете оказаться в обществе слишком строгого или, наоборот, слишком расслабленного партнера. Это может стать причиной серьезных беспокойств, и тогда только огромное смирение и терпение могут спасти брак.

К сожалению, многие преданные столкнулись с трудностями в своей семейной жизни, поскольку были недостаточно зрелыми, недостаточно сформировавшимися личностями. Вдобавок ко всему, лидеры, устраивавшие их браки, сами были не только в мирском, но и в духовном плане незрелыми людьми. И они не имели ни малейшего представления о ведическом браке. Поэтому многие браки устраивались на основе чьей-то прихоти.

Уджвала д.д.: в те дни все было намного строже, чем сейчас. Мы практически не видели своих мужей, поскольку были полностью заняты служением. У нас просто не было времени для близкого общения. У нас не было практически никакой информации о семейной жизни. Основным принципом было отречение, следование правилам и ограничениям и упорный труд для Кришны. Мы видели друг друга только, когда пили по вечерам горячее молоко, а затем снова возвращались к своему служению.

Позже, когда многие браки стали распадаться, некоторые семейные пары стали обвинять ИСККОН в том, что их заставили или вынудили принять выбор, который не соответствовал их желанию. Из-за этого многие преданные, которые могли сделать для Движения гораздо больше, ушли из общества.

Благодаря преданности Вишнуджаны вся атмосфера храма пропитана духовной энергией. Он главный источник энтузиазма всех преданных. Поистине, храм Ла-Чинега это олицетворение Вишнуджаны. Целый день он ведет киртан, затем вечером выходит снова и при этом встает утром раньше всех. И поскольку каждый день он поет по 8-10 часов, его голос всегда немного охрипший.

Махатма: когда я впервые увидел его, я уже знал, что стану преданным. Личная встреча с ним сделала этот выбор намного более легким и привлекательным. У него был сильный вкус к пению, особенно ради привлечен ия других людей. Его пение практически гипнотизировало их. я никогда не встречал личности более привлекательной. Природа этой привлекательности была полностью духовной. Он находился на совершенно другой платформе. Одно лишь его присутствие вдохновляло людей присоединиться к сознанию Кришны. Когда человек приходит в сознание Кришны, уже обладая таким вкусом, это означает, что он приобрел его в своей прошлой жизни.

В Санта-Барбаре Реватинандана и Динанатх тоже успешно проповедуют, привлекая новых преданных. Один из новообращенных преданных исполнен энтузиазма, хотя его родители чрезвычайно обеспокоены этим, считая, что их сын попал в странную секту. Реватинандана предлагает им посетить лос-анджелесский храм. Там они смогут послушать Шрилу Прабхупаду, увидеть большую церемонию инициации, а также обряд бракосочетания трех молодых пар. После свадьбы всех ждет вегетарианский пир из двенадцати блюд. Вся эта феерия состоится 25 января.

Ришабхадев: Моя мать была обеспокоена моим новым увлечением и попросила меня побеседовать со священником нашей местной епархии. Настоятель сказал одному из младших священников: «может быть, тебе поехать вместе с ним и посмотреть, что это такое?» Итак, все втроем мы отправились в паломничество в Лос-Анджелес, чтобы увидеть Шрилу Прабхупаду. В тот раз многие преданные получали посвящение. Прабхупада прочитал лекцию и вскоре уехал. Священник внимательно слушал его, а во время киртана искренне пел, хлопал в ладоши и танцевал.

К концу программы все были в восторге, включая священника, все разошлись, остались только мы с Вишнуджаной. Он выглядел очень необычно: высокого роста, с очень длинными руками и большими ладонями. Казалось, что он постоянно пребывает в блаженстве. Я представил Вишнуджане священника римско-католической церкви, и он проявил к нему особый интерес. Вишнуджана принес горячее молоко и до поздней ночи беседовал с этим священником.

Позже священник скажет моей маме: «Вы должны быть счастливы. Это замечательно. Как жаль, что наша Церковь не способна дать молодым людям такой жизни в чистой преданности». Моя мать была не слишком рада это услышать.

Вскоре после свадебной церемонии Стока Кришна и Сахадеви решают уехать из храма. Однажды рано утром они незаметно для всех выходят из храма и уезжают к его родителям. Приехав туда, они начинают размышлять о том, что делать со своей новой жизнью. Неожиданно раздается телефонный звонок.

- «Стока Прабху, чем ты занимаешься? Это Вишнуджана.»

- «А, Харибол, Прабху. У меня все в порядке». Чувствуя искреннюю заинтересованность Вишнуджаны, Стока Кришна не может ему отказать. Он соглашается, чтобы несколько преданных приехали к ним в гости. Ожидая прибытия преданных, Сахадеви в безысходности сидит на ступеньках. Вдруг перед ней останавливаются два автомобиля, из которых выскакивают брахмачари и сразу же кланяются удрученной паре.

Сахадеви: Вишнуджана, Гаргамуни и Карандхара приехали, чтобы вернуть нас назад. Я была полностью потерянной, испуганной и несчастной. Мне было всего девятнадцать. Вишнуджана был очень искренен: «Сахадеви, ты же не хочешь родиться снова?» Он произнес эти слова с такой убежденностью, что у меня не осталось никаких сомнений в том, что, уйдя из храма, я совершу большую глупость.

Этот случай является иллюстрацией различия между реальным и теоретическим сознанием Кришны. Когда человек совершает духовное продвижение, в его природе начинает преобладать сострадание. Он не может видеть, как душа оставляет служение Господу и опять попадает в ловушку майи. В противоположность этому пракрита-бхакта, материалистичный преданный, всегда думает, что падшие ученики в действительности никогда не были преданными. Шрила Прабхупада говорил, что его Гуру Махарадж плакал, если какой-то ученик уходил, поскольку считал, что не смог спасти его.

Взаимоотношения между вайшнавами напоминают семейные. У нас есть отец, духовный учитель, а также духовные братья и сестры. Парам-гуру это дедушка, а дяди и тети это духовные братья и сестры нашего Гуру. Таково практическое применение философии персонализма. Насколько мы соответствуем этому уровню, настолько наши сердца плавятся от блаженства при повторении Святого Имени, и лишь тогда мы способны воспринимать друг друга как одну духовную семью.

Преданные, не очистившиеся от анартх в правильном повторении Святого Имени, остаются на уровне неофитов, на котором преобладает имперсонализм. Такие неудачливые преданные не способны войти в сферу любовных взаимоотношений, ибо у них по-прежнему преобладают эгоистические интересы.

Меню