03. Благодарности

Я начал писать эту книгу в марте 1992 года, и прошло достаточно много времени, прежде чем она смогла увидеть свет. Вначале я собирался написать небольшую книжечку, прославляющую Его Святейшество Вишнуджану Свами, чтобы вклад одного из пионеров проповеди сознания Кришны не был забыт после ухода непосредственных учеников Шрилы Прабхупады.

Начав путешествовать и брать интервью, я осознал, что этот проект гораздо масштабнее, чем я ожидал. С каждым интервью появлялись все новые и новые интересные детали, и чем на большее число вопросов я получал ответы, тем больше новых вопросов возникало.

В результате изначальный замысел превратился в совершенно новый проект: детальный рассказ о жизни Вишнуджаны, его взаимоотношениях со Шри Шри Радха-Дамодарой, его любимыми Божествами, и о том, как возникла, а затем распалась группа Радхи-Дамодары.

Меня сразу заинтриговала тайна исчезновения Вишнуджаны, и я решил выяснить, что произошло на самом деле и почему.

Я всегда старался обращаться к собственным словам Вишнуджаны, чтобы описать его жизнь, его музыку и его проповедь.

В 1994 году я посетил Вриндаван, после чего главным героем книги становится Его Милость Джаянанда Прабху. Мой уважаемый духовный брат Маханидхи Свами ранее собрал множество ценных интервью о жизни Джаянанды, намереваясь издать книгу, прославляющую этого великого вайшнава. Однако, он объяснил , что так давно не был в Америке, что не смог бы по-настоящему погрузиться в атмосферу того времени и точно описать жизнь и качества Джаянанды. Поэтому он отдал мне все собранные им материалы и попросил осуществить этот проект. Я с радостью принял его предложение, рассматривая это как милость Кришны, поскольку к тому времени я уже взял несколько интервью, касающихся Джаянанды, поскольку он тоже был членом группы Радхи- Дамодары и одним из легендарных пионеров ИСККОН. Кроме того, он ушел из этого мира раньше Шрилы Прабхупады, и поэтому можно подробно описать в книге сделанный им вклад.

В моем распоряжении было огромное количество информации, основу которой составляли интервью с более чем 500 преданными. Благодаря помощи Мангальи деви даси я смог разыскать многих участников тех событий, потратив па эти поиски более двух лет. Результатом стали более четырехсот часов интервью, которые я транскрибировал и упорядочил. Меня удивило то, как много людей некогда сыграли важную роль в жизни Вишнуджаны и Джаянанды. Некоторые из них к моменту написания книги совершенно затерялись в материальном мире, а кто-то уже ушел из него. Из всех, с кем я встречался, только двое наотрез отказались давать интервью. Несколько значительных персонажей того времени имели искаженные представления о себе и об истории ИСККОН, и я посчитал, что им не следует доверять. В немногих случаях я использовал второстепенные источники и надеюсь, что смог по достоинству оценить их. Без помощи всех этих преданных данная книга никогда бы не увидела свет, поэтому я чрезвычайно признателен каждому из них. Их вклад просто неоценим.

Другим бесценным источником информации оказались Архивы Бхактиведанты, в которых содержатся письма и беседы с участием Вишнуджаны и Джаянанды. Я смог оценить ту колоссальную работу, которую проделали Архивы, поскольку благодаря этим материалам мне удалось точно документировать многие исторические детали. Они также предоставили мне множество фотографий. И, наконец, Махи Барта прабху и некоторые другие преданные предоставили мне оригинальные записи бхаджанов и лекций, позволившие мне в большей степени оценить Вишнуджану Свами.

У меня была также книга Тамал Кришны Госвами «Слуга слуги», которая оказалось бесценным источником информации для воссоздания последовательности событий. Огромное вдохновение я получил, читая «Шрила Прабхупада-лиламриту» Сатсварупы даса Госвами и «Трансцендентный дневник» Хари Шаури даса, и поэтому с чувством огромной благодарности я говорю авторам «Спасибо».

Я называю по всей книге духовные имена преданных, а не мирские, так как преданные считаются вечными слугами Господа. И хотя некоторые из них впоследствии отошли от движения, не стоит скрывать их имена, поскольку преданные никогда не лишаются заслуг, связанных с совершенным ими служением.

Конечно, я в огромном долгу перед моими редакторами, Бхогини деви даси, Сатьяраджем дасом и Бималой деви даси, которые оказали мне неоценимую помощь, приведя рукопись в читабельный вид. Бимала также сделала оригинал-макет книги и замечательную обложку. Кроме того, Сурешвара дас, Мандалешвара дас и Хари Шаури дас сделали много ценных замечаний. Еще я хотел бы поблагодарить Мригендру даса и Павани деви даси за финансовую помощь в издании книги.

Я должен, однако, честно признаться, что никакой моей личной заслуги в издании данной книги нет. Я считаю себя скорее ткачом, чем писателем, поскольку лишь сплел вместе то, о чем мне рассказали преданные, у которых я брал интервью. В определенный момент для меня стало очевидно, что сюжет книги был продиктован высшими силами. Книга оказалась совсем не такой, как я планировал вначале, поэтому я должен выразить высшую благодарность Шри Шри Радхе-Дамодаре, которые, как я считаю, руководили написанием этой книги с единственной целью - прославить Своих преданных Вишнуджану Свами и Джаянанду Прабху.

И, наконец, я хочу честно признаться, что, если бы не поддержка и помощь моей жены, Лила Манджари деви даси, которая все это время мирилась с одиночеством и наблюдала за тем, как ее муж завел роман с компьютером, вы, скорее всего, не держали бы сейчас в руках эту книгу.

В ходе осуществления этого проекта я осознал две важные вещи. Из писаний мы знаем, что, просто прославляя вайшнавов, мы духовно прогрессируем. Просто слушая о славе Вишнуджаны Свами и Джаянанды Прабху, я испытал такое воодушевление, что смог завершить это служение.

Во-вторых, подобно тому, как царица Рукмини влюбилась в Шри Кришну, просто слушая о Его величии, так и я влюбился в Вишнуджану и Джаянанду, просто слушая об их славных лилах. И это вдохновляло меня продолжать работать над книгой, несмотря ни на какие трудности. Поэтому я в неоплатном долгу перед этими двумя великими преданными, вдохновляющими меня на преданное служение по прошествии многих лет после своего ухода из этого мира.

Я молю, чтобы все вайшнавы остались довольны этим прославлением Вишнуджаны Махараджи, Джаянанды Прабху и Шри Шри Радхи-Дамодары, которые добились того, что слова «Харе Кришна» стали известны всему миру, а поклонение Божествам признали даже там, где раньше считали идолопоклонством.

Ваясаки дас Адхикари

Меню