35. 6 апреля 1969 года. Пасхальное воскресенье. Проповедь в Гриффитс-парке

На Пасхальное воскресенье в Гриффитс-парке был запланирован грандиозный «Лав-ип». Его целью было воскрешение духа любви в Эпоху Водолея, и все, кто был как-то с этим связан, планировали там быть. Многие группы, включая «Джефферсон эйрплейн» и «Кэннед хит» согласились принять участие в бесплатном концерте. Подпольная газета «Лос-Анджелес фри пресс» вышла с заголовком на главной странице: «Бесплатный ЛСД в Гриффитс-парке». Этот день станет поворотным в истории Америки, так как с этого момента в Калифорнии движение хиппи начнет угасать.

Преданные тоже собираются принять участие в этом мероприятии, считая его замечательной возможностью познакомить тысячи людей с Харе Кришна мантрой. Они надеются произвести на людей сильное впечатление и привести в храм множество потенциальных преданных. Кроме того, сегодня - первая годовщина инициации Вишнуджаны и Тамал Кришны.

Ясное утро обещает прекрасный солнечный день. «Братство» из Лагуна-бич тоже запланировало акцию - их люди принесли в парк 10 000 порций бесплатного ЛСД. Сегодня они, наконец-то, привлекут внимание всего мира к сознанию Бога! В торжественных одеяниях в стиле 1969 года, в развевающихся восточных халатах, в шалях с бахромой, с индийскими четками они расстилают роскошные персидские ковры по всему парку. Упивающиеся своим неземным великолепием, окруженные богатством и прекрасными женщинами они кажутся божественными существами.

Они принесли с собой также около 400 литров натурального апельсинового сока, который будет даром любви в этот особенный день Его можно будет отведать у столиков, расставленных повсюду. В сок, однако, добавлено сто мега-доз ЛСД. Сияющие девушки в белых платьях раздают всем стаканчики с соком, чтобы ввести людей в состояние наркотического опьянения без их согласия.

На сцене уже расположились музыканты. Они проверили звук и готовы начать выступление. «Джефферсон эйрплейн» набирает обороты. И вот уже Грейс Слик танцует на сцене, одетая как индийская принцесса. Она поет о том, как Алиса в Стране Чудес съела волшебный гриб и, последовав за Белым Кроликом, оказалась во дворце Королевы Сердец. Со всех сторон сцену окружает огромная толпа, греющихся под теплым солнцем хиппи.

Завершив выступление, Грейс представляет следующего гостя: «Итак, сейчас у нас будет нечто особенное. Я хочу представить вам моего близкого друга из Хейт-Эшбери. Он пришел сюда со своими приятелями. Давайте поприветствуем этих ребят».

На сцене появляется Вишнуджана в сопровождении группы преданных. «Харе Кришна, братья и сестры! Мы из сан-францисского храма Харе Кришна. Мы пришли сегодня сюда с посланием любви - формулой мира Золотого Века. Мы поем имена Бога - Харе, Кришна и Рама. Из этих трех имен составлена следующая формула - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это называется мантрой. Мана означает „ум“, а тра - „освобождать". Таким образом, мантра, которую мы поем па санскрите, языке древней Индии, - это могущественная звуковая вибрация, освобождающая ум и привлекающая нас к бесчисленным качествам Абсолюта. Пение Харе Кришна настолько удивительно, что, просто позволив своему уму погрузиться в этот звук, вы автоматически прикасаетесь к источнику наслаждения.

А теперь мы будем все вместе петь эту мантру, и вы сами увидите, как она могущественна. Мы хотим создать мощную звуковую волну, которая приблизит Золотой Век. Окей! Все встают!»

Одуревшая от наркотиков аудитория находится совсем на другой волне. Многие, распластавшись, просто лежат на траве. Они не могут поверить своим ушам: «Встать? Что с этим парнем?»

«Все встают. Поднимайтесь. Поднимайтесь». Вишнуджана призывает жестом всех встать. Начинается киртан под аккомпанемент электрогитар и ударника «Эйрплейн».

Кантимати д. д.: все были полностью под воздействием кислоты. И вдруг на сцену выходит Вишнуджана и делает нечто невообразимое. Он берет в свои руки весь «лав-ин», всех, кто там был: Ангелов ада, серфингистов, наркоманов, кислотников... Он заставил всех, включая меня, встать, поднять руки и петь Харе Кришна. Мы не имели ни малейшего представления, что все это означает, и кто этот парень, но все понимали, что он, должно быть, крутой, раз уж сама Грейси Слик представила его и призвала присоединиться к нему.

Как только Вишнуджана сошел со сцены, его окружила толпа. Всем хотелось узнать, кто он, заставивший петь харе Кришна «лав-ин», даже весь Гриффитс-парк. Люди, сидевшие на холмах среди деревьев, тоже пели. Насколько глаз мог видеть, повсюду находились тысячи и тысячи людей. Он завел всех, и потому каждому хотелось узнать, кто это. Он немного постоял среди толпы, а потом исчез. Я недоумевала: «Кто этот человек? О чем он говорил?»

К этому времени наркотический сок уже начал оказывать свое воздействие на проявившую неосторожность толпу. Каждый, кто пришел сегодня в парк, сам о том не подозревая, получил это «благословение» от «Братства Вечной Любви». Люди, потерявшие контроль над собой, один за другим стали неистово набрасываться на лидеров «Братства».

Моханананда: я был одет во все желтое, у меня были длинные, рыжие волосы, как у Джимми Хендрикса, и поэтому сильно выделялся из толпы. Через несколько мгновений меня со всех сторон окружили люди, имевшие негативный опыт приема наркотиков - те, кто из-за нас оказался в психическом аду и отчаянно нуждался в помощи. Они умоляли меня: «пожалуйста, помогите мне! Что со мной происходит?» я был проинструктирован, как поступать в подобных случаях, однако меня буквально разрывали на части, я не знал, что делать. Это был ад, сущий ад. Почти как в описании Данте.

В тот день в парк пришли все религиозные группы и организации: Мехер Баба, «Дети Бога», Диггеры.... Там были всевозможные направления и секты, и все они находились «под кайфом»... тогда я отчетливо осознал, что никакие их философии, никакая вера или йога не давали им достаточной защиты, достаточной подготовки. Они не смогли избежать даже воздействия наркотиков. Это было совершенно очевидно.

Члены «Братства» сидели и повторяли «Ом», однако это не оказывало никакого успокаивающего эффекта на людей. Никакого эффекта вообще. я подумал: «Мне не следовало приводить сюда своих людей», я чувствовал, что должен принять решение в глубине своего существа; должен сделать правильный выбор в отношении себя и в отношении тех людей, за которых нес ответственность. Я нес ответственность также и за то, что, будучи частью этой лсд-акции, без ведома людей вверг их в этот психический ад. А когда взглянул вверх, на холмы, то ужаснулся еще больше - повсюду вокруг нас толпились торговцы наркотиками, поскольку у нас еще оставалось больше тысячи доз ЛСД.

Я чувствовал, что с точки зрения кармы должен сделать свой выбор прямо сейчас, и это должен быть правильный выбор. Но не знал, что делать, поскольку мне хотелось продолжать идти по духовному пути, но я понимал, что необходимо покончить с приемом галлюциногенов, невозможно таким образом привести людей к Богу, независимо от того, насколько чистой будет «кислота». Если сердце человека не готово, он не сможет увидеть Бога, и никакое количество наркотиков не поможет ему этого сделать.

В тот самый момент, когда я об этом подумал, там появились преданные. Для меня это было подобно чуду. Во главе группы киртана был Вишнуджана, и Бхавананда, Дурлабха нес изображение Кришны - Мурли Манохара с флейтой. Это было потрясающе. Кто-то нес фотографию Прабхупады. На женщинах были изумительные разноцветные сари и золотые украшения.

С караталами и барабанами они вышли на сцену, оказавшись словно в эпицентре психической войны. От наркотиков преданных спасло то, что они принимали только прасад и никогда не ели ничего, что не было предложено Кришне.

Бхавананда запел утреннюю мелодию, которая показалась мне самой прекрасной мелодией, какую я когда-либо слышал. Он пел ее так красиво и духовно, что я сразу вышел из-под воздействия ЛСД. Все как рукой сняло. я сидел, словно зачарованный.

Я стал ходить повсюду и собирать своих людей, которые были полностью истощены, как физически, так и морально. Я усаживал их и просил петь Харе Кришна, прямо там я решил присоединиться к преданным. Это было, несомненно, самым лучшим, что я мог сделать.

Затем на сцену вышло «Братство» со своими психологически израненными и духовно опустошенными людьми. Они пребывали в иллюзии собственного величия, неспособные осознать того, что их образ жизни доживает свои последние времена. Их время подошло к концу. Все.

Я чувствовал на себе страшную вину за то, что был частью всего этого, я был уверен, что получу за это очень тяжелую карму. Мне еще даже не было восемнадцати, а меня уже трижды арестовывали, в будущем меня ожидала либо тюрьма, либо Вьетнам. Однако все, что мистическим образом произошло в этот день, говорило о том, что сила Братства пошла на убыль. Их эпоха подходила к концу. Конец шестидесятых был, определенно, и их концом. То, что мы избрали своим образом жизни, отживало свой срок, и нам нужно было двигаться дальше. В тот год, даже в тот день, все изменилось для тех, кто хотел сохранить себе жизнь - избежать ужасов тюрьмы, разрушительного влияния наркотиков и службы во Вьетнаме. Во всем происходящем я увидел знак: пора выходить из игры.

Шачидеви: в пасхальное воскресенье я пришла в Гриффитс-парк с людьми из Лагуна-бич. Преданные тоже были там, и они приглашали всех на воскресный пир. Вишнуджана был лидером группы санкиртаны с Вайкунтхи, в которую входили также Бхавананда и Мадхудвиша. Это был райский островок в аду, которым стал парк в то воскресенье.

К вечеру храм был забит до отказа преданными и гостями, ставшими свидетелями древней огненной ягьи, проводимой Шрилой Прабхупадой. В числе других посвящение в вечную вайшнавскую парампару получали Бхавананда и Палика. Моханананда и Шачидеви находились среди гостей, наблюдающих за этим ритуалом посвящения в божественное служение Всевышнему. Как и многие другие американцы, вначале они откликнулись на революцию в сознании, начатую Прабхупадой, движимые иными мотивами.

Моханананда: Это было зрелищно, в храме на Ла-Чинега находился Прабхупада и проводил огненное жертвоприношение - церемонию инициации. Когда я наблюдал за ягьей... мне вспомнилось библейское пророчество о том, что когда придет мессия, он будет крестить людей огнем, я подумал: «о Боже!» в то время я изучал не только индуизм, но также Тору, еврейский мистицизм и Каббалу, я носил Звезду Давида, и происходившее в тот вечер произвело на меня сильное впечатление, ибо я увидел в этом глубокий символический смысл, в еврейском мистицизме в то время не существовало какого-либо серьезного движения. «Истина может прийти в любой форме», - подумал я, и это было ответом на все остальные вопросы. я находился в духовной общине, где можно было обходиться без наркотиков. К тому времени я уже понял, что духовность несовместима с наркотиками. воспевая Имена Бога, я осознал: «несомненно, это и есть совершенство». к вечеру меня уже побрили.


 

Обо всем нужно судить по результатам - пхалена паричийате. Шрила Прабхупада был действительно уполномочен Кришной и потому достиг желаемого результата. Он учил тапасье, нивритти-маргу, и не шел ни на какие компромиссы. Те, кто следует по стопам чистого преданного, вайшнава-садху, способны ощутить блаженство милости Господа Чайтаньи. Те же, кто не следует, не обретут устойчивого положения в духовной жизни.

Майя будет просто водить их за нос, позволяя им думать, что они ведут духовную жизнь.

Воодушевленный успехом проповеди Рупануги, Тамал Кришна тоже хочет проповедовать в университетах. Однако, поскольку у него самого нет высшего образования, он не имеет права проводить официальный курс. Но вскоре он выясняет, что можно организовать курс в рамках новой экспериментальной программы при Калифорнийском университете, где от преподавателя не требуется академической квалификации. Он печатает небольшую брошюру о философии «Бхагавад-гиты» и распространяет ее среди студентов. Получив экземпляр этой брошюры, Прабхупада, находящийся уже в Нью-Йорке, одобрительно отзывается о ней. Хотя Тамал Кришна просто приводит в ней цитаты из книг Прабхупады, брошюра понравилась его духовному учителю.

"Это замечательный буклет; ты очень правильно поставил диагноз - температура поднялась уже до 42 градусов, и скоро наступит смерть. Я думаю, что это Кришна вдохновляет тебя изнутри, и Он же дает тебе разум."


Наконец-то, месяцем позже назначенного срока, из типографии прибывает 2500 экземпляров «Учения Господа Чайтаньи». Когда Джаянанда подъехал к храму на грузовике, заполненном пачками с книгами, Карандхара вышел, чтобы помочь ему разгрузить машину. Они стали складывать пачки в офисе Тамал Кришты и заполнили ими, практически, всю комнату. Па протяжении многих недель книги просто лежали там, поскольку никто понятия не имел, что с ними делать. Группа санкиртаны сосредоточена па пении маха-мантры и распространении «Обратно к Богу», но никто из них никогда не пытался распространять большие книги.

Некоторое время назад Джаянанда отдал Прабхупаде все свои сбережения, пять тысяч долларов, чтобы помочь ему в издании книг. Теперь он решает взять на себя также ответственность за их распространение. Видя, что книги Прабхупады просто лежат на складе, он вызывается распространять их и просит Тамал Кришну договориться с Девахути об аренде ее маленького «Фольксвагена».

Когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, он лично продавал свои «Бхагаватам», ходя от магазина к магазину. С тех пор никто не пытался распространять большие книги. Половину тиража «Учения Господа Чайтаньи» Прабхупада отправил в Лос- Анджелес, попросив, чтобы их распространили. Это - наиболее важное служение Прабхупаде, и за него берется его самый преданный слуга.

Каждую неделю Джаянанда уезжает иа три, четыре или даже пять дней из храма и в одиночку распространяет «Учение Господа Чайтаньи», путешествуя по всему Западному Побережью и предлагая купить их книжным магазинам. Результаты небольшие - всего по нескольку книг в каждом магазине. Однако Джаянанда продолжает ежедневно выходить на распространение. Это трудная задача, однако его решимость непоколебима. Когда преданный выходит на улицу один, это может быть небезопасным, поскольку майя очень сильна, однако никто не сомневается в искренности Джаянанды.

Тамал Кришна: обладая полной верой в слова своего духовного учителя, Джаянанда с решимостью взялся за выполнение этой задачи, каждый день он выходил распространять книги в одиночку. Иногда он распространяет в самом Лос-Анджелесе, а иногда - в городах, находящихся за сотни миль от храма. В каждом книжном магазине, который ему удавалось найти, он оставлял по несколько книг. Бывало, что за целый день ему удавалось продать лишь одну-две книги, но это нисколько не уменьшало его решимости. Он никогда ни на что не жаловался. В то время, как другие преданные наслаждались постоянным общением друг с другом, он выходил на служение в одиночку. Однако при этом он никогда не чувствовал себя одиноким, поскольку его постоянным спутником было указание духовного учителя. Писания утверждают, что между духовным учителем и его наставлениями нет никакой разницы, и именно понимание этой истины позволило Джаянанде, идеальному ученику, достичь совершенства. Не было ничего, что могло бы поколебать его решимость.

Джаянанда - первый преданный, начавший распространять большие книги. Он и так уже был полностью занят служением, поскольку ему приходилось закупать продукты и цветы, заниматься садом, ремонтировать машины, и поэтому никто не стал бы упрекать его в том, что он не распространяет книги. Однако, в своей обычной смиренной манере, он взял на себя эту ответственность и стал пионером распространения книг в ИСККОН.


После пасхального мероприятия в Гриффитс-парке лос-анджелесский храм пополнился многими новыми преданными. Каушалья, ранее состоявшая в «Братстве Вечной Любви», решает отправиться па Гавайи, чтобы погрузиться там в спокойную медитацию и обрести свое истинное «я». После звонка Палики, которая превозносит ей достоинства сознания Кришны, она встречается с преданными в Гонолулу. По милости Кришны ей удается получить личный даршан Шрилы Прабхупады. Встреча с ним окончательно убеждает ее в истинности Движения, и она вылетает в Лос-Анджелес, чтобы присоединиться к преданным.

Все новички черпают вдохновение в Вишнуджане, и Каушалья - не исключение. Он является их лидером, наставником и другом.

Каушалья д. д.: Если бы не Вишнуджана, я вряд ли стала бы участвовать в уличной санкиртане. С ним всегда было весело. Мы расстилали большой восточный ковер на Голливудском Бульваре, и он поручал мне петь и играть на тамбуре. Иногда он просил меня распространять благовония и «обратно к Богу», все было организовано очень хорошо, поскольку за этим следил Вишнуджана. Мы танцевали очень слаженно, и вокруг всегда курились благовония. Тогда все было организовано гораздо более тщательно, чем в последующие годы.

Он был удивительным человеком. От него веяло теплом и добротой, и в то же время он был очень глубокой, космической личностью. Он всегда был веселым и полным жизни. Вишнуджана был самоуважение; и он всегда был строгим брахмачари. когда он входил в комнату, то озарял ее своим светом, - он обладал этим удивительным свойством. Он также обладал актерским даром. Он был сияющей, харизматической личностью.

Он замечательно пел, и его пение было исполнено страсти и эмоций. Существует много выдающихся певцов, но в их голосах нет никаких эмоций. С технической точки зрения у него был не самый выдающийся голос, но он пел с большим чувством, и это производило впечатление на людей. Его эмоции были столь же сильны, как эмоции Прабхупады, и от этого мурашки бежали по коже. Таким был Вишнуджана.

Мадхудвиша: Вишнуджана был источником вдохновения для всех новых преданных. Он весь состоял из этого энтузиазма, поскольку всегда поддерживал духовный вкус. Зачастую, ему приходилось иметь дело даже с сумасшедшими, но в его сердце было столько сострадания, что его хватало на всех. Он был одновременно психологом, психиатром, матерью, старшим братом, поваром, врачом... Он делал для этих людей все; он любил их и заботился о них. Вишнуджана отличался красноречием и изяществом. Он был высокого роста, но при этом ему была присуща грациозность балетного танцора. Он был очень мускулистым и сильным, но походка его была очень грациозной. Танцевал он также красиво, как пел. о Вишнуджане можно говорить без конца.

Джамбавати д.д.: Мы выходили на Голливудский Бульвар около половины девятого вечера, и Вишнуджана пел до часу ночи - почти пять часов без остановки. Он всегда пребывал в блаженстве. Он наполнял энергией всех преданных. Ночью мы возвращались в храм, пили горячее молоко и отключались.

Вишнуджана постоянно призывал меня быть в сознании Кришны. Он был очень добрым и очень внимательным, то, что я - женщина, не имело для него никакого значения; он проповедовал мне и вдохновлял быть сознающей Кришну. Я очень уважала его. Он с самого первого дня относился к вам как к преданной. Он не считал вас карми или кем-то в этом роде. Это было замечательно.

Многие новые преданные имеют артистические наклонности, и Вишнуджана сразу занимает их в служении. У него есть постоянная труппа, цель которой представить сознание Кришны через искусство. С Тамал Кришной и Реватинанданой они создали небольшую бхаджан-групну. Каушалья иногда поет, а Шримати играет на тамбуре.

Поскольку у Стока Кришны не очень получается петь или распространять «Обратно к Boiy», Тамал Кришна согласился, чтобы он два раза в неделю оставался в храме и работал над кукольным спектаклем для воскресного пира. Он помогает Шримати делать декорации для очередного кукольного представления. Вишнуджана же пишет сценарии и помогает раскрашивать кукол.

Помимо кукольных представлений Вишнуджана занимается также юморесками и театральными постановками. Он - автор сценариев, режиссер и главный актер. Фактически, помимо проведения ежедневных киртанов, он также организует всю воскресную программу, и все это делает в духе преданности.

Сахадеви: я занималась вместе с ним кукольными представлениями. Я пришла в сознание Кришны из активного бэкграунда, и он проповедовал мне. Больше всего меня вдохновляло в Вишнуджане то, что он смог по- настоящему проявить свою творческую натуру в сознании Кришны. У него было очень большое сердце. Он не закрылся, как делают многие люди, когда Вишнуджана играл Кришну, это было нектаром, и когда он пел, это тоже было нектаром. Это проявлялось в его музыке, в его кукольных представлениях и в спектаклях, которые мы ставили. Он писал сценарии, но, по большей части, это было импровизацией, а мы просто подстраивались под него. Тогда книга «Кришна» еще не вышла, но у нас были отдельные страницы ее рукописи.

Даянанда: Вишнуджана умел общаться с людьми очень личностно. Он мог играть на мриданге, а затем просто улыбнуться и посмотреть вам прямо в глаза. Это было удивительное общение с ним во время киртанов. Он сосредотачивал свое внимание на вас, и вам казалось, что вы поете вместе с ним. Он делал это по отношению к каждому, вовлекая всех в киртан и давая всем возможность испытать этот вкус.

Когда Вишнуджана читал лекции, его было очень приятно слушать. Мне кажется, однако, что лучше всего у него получалось говорить с людьми один на один. Он читал замечательные лекции, его голос был очень приятным, однако он позволял духу говорить через него, и поэтому у него была некоторая склонность перескакивать с одного предмета на другой. Его стиль был опьяняющим; он умел общаться с людьми и передавать им свои эмоции и радость.

Когда Вишнуджана и Реватинандана были детьми, они частенько играли вместе. Однако между ними никогда не было близких отношений. Реватинандана был па год старше, и в детстве он постоянно задирал своего младшего двоюродного брата. После окончания школы они снова подружились, и некоторое время Реватинандана жил с Вишнуджаной и Линдой в Хейт-Эшбери. Именно благодаря общению с Вишнуджаной он и присоединился к движению.

Хотя Реватинандана - замечательный преданный, однако часто бывает скованным и напряженным. Он не источает такого сияния, как Вишнуджана, скорее, наоборот, постоянно погружен в какие-то свои мысли. Он прекрасный проповедник и искусный спорщик, но ему недостает великодушия Вишнуджаны и удивительно притягательной ауры.

Однажды, уже в Ла-Чинеге, воспоминание об их детском конфликте всплыло снова. Проходя по коридору, Реватинандана услышал знакомый звук, доносящийся с книжного склада.

Реватинандана: Однажды вечером он зашел на книжный склад, когда там никого не было, и взял в руки свою двенадцатиструнную гитару, «Рикенбачер». я услышал звук и сразу понял, что это играет он. Он собирался продать гитару, но тогда она еще была у него, я присел в коридоре и стал слушать, я просто сидел и слушал. Когда он брал в руки гитару, я мог слушать его бесконечно, я знал толк в музыке, и его игра была фантастической. Он играл мелодию арати и импровизировал. За всю свою жизнь я не встречал лучшего гитариста. Он был гением.

Когда мы были детьми, я иногда проявлял жестокость по отношению к нему. Я бывал агрессивным, и поскольку он был младше меня, ему иногда доставалось. Из-за этого он недолюбливал меня.

«Почему ты так обращался со мной?» - спросил он однажды меня, когда мы уже были преданными, обычно он не копался в прошлом, но в тот день почему-то спросил меня об этом.

«Извини, - сказал я. - что можно взять с ребенка? Мы просто играли вместе. Мне тогда доставалось дома и в школе, и поэтому я проявлял агрессивность. Извини».

Когда в тот день я услышал, как он играет на гитаре, то просунул голову в дверь и сказал: «Здорово, что ты снова взял в руки гитару, когда ты играешь на гитаре, я не могу удержаться от того, чтобы не послушать».

«Поэтому я этого и не делаю», - ответил он. И продал ее.

Меню