Шаранагати - путь предания. (Шарана - предание, гати - путь, процесс) (ШБ 4.8.68). Шаранагати — путь безусловного предания себя Господу - включает 6 аспектов^
(БГ18.66 ком.;УГЧ с. 149).
1. Принятие всего благоприятного для преданного служения.
2. Отвержение всего неблагоприятного для преданного служения
3. Убежденность в том, что Кришна всегда защитит.
4. Принятие Кришны своим единственным Господином и покровителем.
5. Отсутствие желаний, отличных от желаний Господа.
6. Смирение.
Обусловленная душа пытается имитировать эти качества предания себя Господа. Факт предания себя должен присутствовать как на начальных ступенях развития бхакти (шраддха - ништха), так и на высших (ручи, асакти, бхава, према), различаются лишь глубина осознания этого процесса и, соответственно, качеств, проявляемых предавшейся душой. Бхактивинода Тхакур рассматривает высокий уровень предания, поэтому он начинает со смирения, осознания никчемности своих прежних помыслов, стремлений, действий. Таким смирением обладает преданный на уровне ништхи. И дальнейший процесс описывается в обратном по отношению к описанному выше порядке, заканчиваясь принятием всего благоприятного и отвержением неблагоприятного в чистой любви к Богу («Шаранагати» Бхактивинода Тхакур. Изд-во «Философская книга». 2001, стр. 4-21; БГ 6.10).
Начальные шаги предания себя Господа проявляются в том, что человек начинает ориентироваться в своей практике на вещи, благоприятные для развития бхакти, и избегать того, что разрушает бхакти. Такая ориентация поднимает преданного до гуны благости, стабильности. На этом уровне он обретает знание самбандхи, то есть понимания положения Господа и своего. Он видит, что Господь его защищает и поддерживает и потому он больше не ищет чей-либо еще защиты и покровительства. Осознавая истинную природа своих взаимоотношений с Господом, он отказывается от какой-либо независимости от воли Господа, и действует только Ему в угоду. Вкус преданности, просыпающийся в сердце, делает человека смиренным. Он сокрушается о потерянном времени, о своей греховной жизни, наполненной иллюзорными стремлениями и представлениями. С этого момента его путь предания уже опирается на спонтанное привлечение к Господа (БГ18.66; НП с.129-131; с. 110-113).
Когда нет этого стремления к безоговорочному преданию, человек может свои корыстные устремления облекать в форму качеств шаранагати. Апатия и безволие -выдаются за отсутствие других желаний помимо желаний Кришны, а безответственность или, наоборот, самоуверенность и наглость выдаются за уверенность в покровительстве Кришны и Его защите, за зависимость от Кришны. Нетерпимость, поиск недостатков в других, зависть будут выдаваться за принятие благоприятного и отвержение неблагоприятного, а под смирением будут скрываться малодушие, нерешительность и разочарованность, вызванные неудачами и обидами. Культивирование таких качеств под маской преданности приведет лишь к усилению материализма или имперсонализма («Шаранагати», с.26-109; «Апасампрадаи...» с. 8-11; IV-X; 17-33).
Также материал на тему предания и искажения ее сути можно найти в журнале «Вайшнавизм: открытый форум» № 1-3.