Убедившись в невозможности постичь духовное знание своими усилиями, человек должен прийти к осознанной необходимости принять духовного учителя. (ШБ 3.6.34) Цель человеческой жизни - удовлетворить Кришну, заслужить Его благосклонность. (ШБ 1.5.23; УГЧ, стр. 140-143) Духовный учитель знает Кришну, и как Его можно удовлетворить, осознать, поэтому он дает авторитетное объяснение словам шастр. Он также проявляет качества чистого преданного, делая доступными для других качества Кришны. Имея желание выйти из лабиринта материального существования, обусловленное живое существо должно принять прибежище духовно продвинутой личности, которая впоследствии свяжет его с Кришной. (ЧЧ, Ади 8.7; БГ 14.19; 2. 7-9; ШБ 2.7.47; 3.21.17; 5.14.1).
Первым духовным учителем следует принять Шрилу Прабхупаду, изучая его наставления и, следуя им, принося ему свои почтительные поклоны, читая его пранама-мантру и молясь ему и Параматме о том, чтобы он раскрыл нам личность нашего духовного учителя. («Парипрашна, стр. 105-107).
Мы также должны искать общения продвинутых вайшнавов, духовных учителей
ИСККОН, чтобы отыскать среди них своего Гуру Махараджа. («Парипрашна», стр. 111). Слушая и вопрошая такую личность, пытаясь воплотить ее наставления в своей жизни, а также, наблюдая и убеждаясь, что он олицетворяет своим поведением и проповедью все вайшнавские качества и учение Шрилы Прабхупады, мы можем видеть, как вера в этого преданного растет в нашем сердце. (ЧЧ, Антья 3.143; ШБ 2.1.10).
Постепенно в таком активном общении - на лекциях, встречах или по переписке, с кем-то из этих преданных у нас начинают складываться отношения, которые затем перерастают в отношения гуру-ученик. Сомнения в том, что мы нашли своего духовного учителя, полностью исчезают. При выборе гуру не следует останавливаться на таких концепциях духовного учителя, как «он очень добр ко мне», «он проявляет всегда ко мне личное внимание» или «он такой обаятельный» и т. д. и т.п. (УГЧ, стр. 202; НС, стр. 82-82).
3 качества, определяющие квалификацию ученика.
1. Пранипат - предаться гуру (смиренно склониться) (ЧЧ, Ади 17.257; ШБ 4.31.28);
2. парипрашна - вопрошать его (смиренно, с желанием принять наставления, какими бы они ни были, конечно, если они не противоречат шастрам и садху) (ЧЧ, Ади 1.56);
3. сева - служить, воплощая в жизнь наставления своего гуру, участвуя в миссии духовного учителя, а также служа лично его телу, его нуждам (следует искать такое личное служение, пока гуру присутствует в теле). (БГ 4.34; ШБ 1.19.31; 2.8.7; 4.22.22; 2.1.10; 3.22.6; 6.1.16; УГЧ, стр. 82-84).
Две формы служения (сева) гуру. (ШБ 4.28-51; 47)
Вапу - личное служение телу и нуждам гуру, но более расширенное понимание - это личное общение (с должной квалификацией у ученика) с гуру, в том числе получение наставлений на лекциях, встречах и т.д.
Вани - исполнение полученных наставлений, а также внутреннего, глубинного желания гуру, т.е. его миссии.
В отсутствие вапу, вани столь же сокровенно и личностно, т.к. духовный учитель проявляет себя в своих наставлениях, это его форма вани.
Гуру-ништха - твердая вера и преданность духовному учителю. Ученик принимает гуру для того, чтобы он научил его, как служить Кришне. Поэтому достичь успеха в осознании Кришны можно, только имея как твердую веру в Кришну, так и в наставления духовного учителя, в преданное служение. (ШБ 7.7.17; 4.8.71) Такая твердая вера (гуру-ништха) основывается на подлинной любви и доверии к духовному учителю, подкрепленными духовной реализацией. Она развивается и укрепляется в процессе служения духовному учителю (вапу и вани). (ШБ 4.28.51) И начало этого процесса: смирение, то есть следует считать себя последним глупцом перед духовным учителем. (ШБ 4.13.24).
В соответствии с конституцией ИСККОН существуют определенные правила получения прибежища и посвящения у гуру.
После того, как преданный повторяет 16 кругов маха-мантры и следует 4-м регулирующим принципам без срывов в течение, по меньшей мере, полугода, он может принять прибежище у одного из духовных учителей ИСККОН. Для этого он должен сдать небольшой официальный экзамен (тест) президенту ближайшего центра ИСККОН или уполномоченному на это преданному. Получив рекомендацию (письменно) у лидеров храма и куратора, следует попросить разрешения поклоняться данному духовному учителю и повторять его пранаму-мантру. Иногда духовные учителя сами дают такое разрешение, а иногда, некоторые из учителей, уполномочивают президентов храмов и старших учеников давать подобные разрешения. Если Вы получили такое разрешение от его представителя, следует при первой же возможности увидеться с духовным учителем и сообщить ему, что Вы начали повторять его пранама-мантру с разрешения уполномоченного им представителя, и попросить о духовном прибежище.
Также существует период взаимной проверки между духовным учителем и кандидатом в ученики, который, согласно официальным правилам ИСККОН, длится как минимум один год. Гуру дает наставления ученику и смотрит, насколько он серьезен и склонен принимать его наставления и следовать им, готов ли он получить посвящение и исполнять свои обеты. (ШБ 4.8.30,32; УГК, стр. 258-263) Кандидат в ученики должен служить и следовать наставлениям духовного учителя, как если бы он уже был инициированным преданным. Он должен убедиться в том, что следование наставлениям данной личности действительно является для него главным стимулом в духовной жизни, что пример именно этого духовного учителя проявляет для него качества чистого преданного и образец для следования по стопам.
В течение этого времени кандидат в ученики может изменить свое решение и попросить стать своим духовным учителем другого преданного. Но для этого, в соответствии с вайшнавским этикетом, он должен сначала попросить разрешение на этот шаг у преданного, которого он вначале принял своим гуру. После этого он должен получить рекомендацию у куратора и руководителя храма, а затем попросить разрешение у другого преданного, которого он решил принять, как гуру поклоняться ему и читать его пранама-мантру. Однако, после инициации желание сменить гуру является оскорбительным, это не приведет ни к чему, кроме как к разрушению духовной жизни ученика. («Ветви бхакти», стр. 190-200).
Гуру берет на себя большую ответственность перед Кришной за возвращение ученика к Его лотосным стопам. Но успех этого будет зависеть от ученика, от его желания добровольно идти за духовным учителем через все трудности и испытания, руководствуясь твердой верой в него и его наставления. (ЧЧ, Ади 1.60; ИВН, стр. 633;ШБ 4.8.71; УГК, стр. 272-275) Не следует думать, что гуру притащит ученика к Кришне на аркане. Поэтому ученик должен активно занимать в следовании за гуру все свои чувства, ум, разум и душу. Он должен идти, осмысливая наставления духовного учителя, приходя к пониманию, в чем их цель и назначение. Возвращение к Богу - это не механический процесс, это обоюдная ответственность друг перед другом (и Кришной) гуру и ученика. (ШБ 2.3.20; 7.7.47; 1.15.50) Инициация - это подписание такого договора в присутствии Кришны.