Чистый преданный - это тот, кто считает целью своей жизни обретение любви к Богу и держит в приоритете эту цель перед всеми другими желаниями и стремлениями.
Таким образом, чистые преданные делятся на 3 уровня (УГЧ, стр. 144-145; УГК, стр. 321-324; ШБ 1.12.17):
1. каништха-адхикари - начинающий преданный. Этот уровень начинается со ступени шраддха и продолжается до ступени анартха-нивритти, когда преданный становится способным видеть препятствия, скрывающие от него чистую бхакти, и совершать сознательные усилия, чтобы отказаться от этих неблагоприятный вещей, увеличивая свою веру в гуру, шастры и садху.
2. мадхьяма-адхикари - преданный промежуточного уровня. Способность различать и сознательно прилагать усилия (анартха-нивритти) указывает на то, что преданный достиг этого уровня. Ступень асакти - последняя, когда можно еще говорить об уровне мадхьяма -адхикари.
3. уттама-адхикари - преданный, находящийся на высочайшем уровне преданного служения. Это освобожденный преданный, находящийся на ступенях бхава- и према-бхакти.
Есть много критериев, по которым различаются эти 3 уровня преданных (9 из них упоминаются в «Руководстве по «Нектару наставлений», т.5. Наиболее важными из них принимаются глубина их веры, знания священных писаний, а также способность правильно строить взаимоотношения с разными уровнями преданных и другими живыми существами (ИВН, стр. 664).
Шрила Прабхупада не рекомендует преданным оставаться на уровне каништха-адхикари. Имея неустойчивую веру и плохое знание шастр, преданный может легко подпасть под неблагоприятное влияние, совершить оскорбление и оставить путь бхакти. Чтобы утвердиться в духовной практике, ему необходимо развить способность различать (благоприятное и неблагоприятное, чистое и грязное, истинное и ложное и т.д.) и обрести устойчивую веру в то, что, просто занимаясь преданным служением, можно достичь высшего совершенства (НН, т.5).
Согласно шастрам, со всех 3-х уровней можно упасть, поэтому всегда нужна осторожность в материальном мире, где опасности подстерегают человека на каждом шагу. Каништха-адхикари может упасть со своего уровня из-за нарушения принципа ахимса (ненасилие), мадхьяма-адхикари этот принцип нарушает, если не проповедует. Уттама-адхикари может упасть со своего уровня из-за совершения вайшнава-апарадхи или, благодаря появлению у него ложных отождествлений, таких как: «Этот проект зависит от меня», «Я контролирую этого ученика», «Эти люди зависят от меня», «Благосостояние этого храма зависит от моего присутствия» и т.д.
Адхикара |
каништха | мадхьяма | уттама |
Уровень | Низший | Средний | Высший |
Вера (1) |
Слабая | Твёрдая | Глубокая |
Знание шастр (2) |
Не знает, систематически не изучает | Не знает в совершенстве, систематически изучает |
Совершенное |
строит взаимоотношения с другими | Не способен различать преданных и непреданных, уровни преданных; считает себя самым возвышенным преданным после своего гуру. |
Способен различать уровни преданных по отношению к себе и строить в соответствии с этим взаимоотношения с ними. Сознательно способен строить взаимоотношения: с Богом - проявляет любовь, с преданными - дружит, к невинным - проявляет милость, завистливых людей избегает. |
Не способен делить на категории вайшнавов и различных живых существ, «все -вайшнавы, кроме меня». Все связывает с Господом. Его сердце полностью свободно от желания критиковать других. |
уровень воспевания святого имени |
Нама –апарадха - старается повторять маха-мантру |
Нама-абхаса — очистительный, есть вкус к повторению | Шуддха-нама - чистое святое имя |
1 Вера - это убежденность в том, что, просто занимаясь преданным служением, можно достичь высшего совершенства жизни.
2 Знание - это понимание того, почему писание истинно, оно включает в себя реализацию, полученную благодаря общению с осознавшими себя личностями, а также личный духовный опыт.