«Понятие» культура в материалистическом обществе подразумевает эстетическое и интеллектуальное воспитание человека, при этом упускается самый важный аспект культуры - духовное развитие, что и отражается на общем состоянии общества и цивилизации. (ПВС, стр.278-288; ШБ 2.9.36)
Таким образом, культура может быть в 3-х гунах. «Брахманическая культура», т.е. культура, пронизанная чувством дожа, духом смирения, знания и служения Богу, представляет культуру в гуне добродетели.
Брахманическая культура предполагает определенные приоритеты и ценности, о которых заботится все общество (ШБ 7.2.11-12). Это:
- почитание брахманов и вайшнавов;
- забота о старших и младших членах общества, о женщинах;
- защита коров (ШБ 1.8.5).
Это также культура, построенная на исполнении каждым своих предписанных обязанностей, соответствующих положению человека в системе варнашрама-дхармы. Это, в свою очередь, обеспечивает потребности (права) каждого. Брахманы, возглавляющие общество, в полной мере проявляют брахманические качества. (ШБ 1.11 гл.)
Вайшнава-дхарма, или духовная культура, выше влияния 3-х гун материальной природы, и даже выше добродетели. (НП, стр.74-80) Это вечная деятельность души, являющейся вечной, исполнеиной знания и блаженства. (ШБ 1.18.18-19; 1.2.8) Особенностью ее является то, что она привлекает всех, поскольку высшим проявлением духовной жизни является чистая любовь к Богу - према-бхакти, характерная для настроения обитателей Вриндавана. (ШБ 1.8.21)
Хотя духовная культура находится вне гун, тем не менее, брахманическая культура является наиболее благоприятной средой для духовного развития. (ШБ 1.2.20; 1.12.4; 1.12.18; 1.5.24; 1.9.26) Есть 3 уровня развития брахманов и высший из них - вайшнав. («Апасампрадаи», стр. 13; УГЧ, стр.74; ШБ 1.2.2; ИВН, стр.696-697)
Слово «индуизм» определяет не какую-то конкретную культуру, а целый набор верований и культурных традиций («Очерки ведической литературы» Сатсварупа дас Госвами, стр. 89; «Путешествие вглубь себя», стр. 58-65; НС, стр.28-36).
Однако в современном понимании слово «индуизм» указывает на культуру, включающую в себя:
- науку о перевоплощении души;
- систему варн и ашрамов;
- поклонение Божествам;
- связь с Ведами.
Культура ИСККОН имеет определенную связь с индуизмом. Однако было бы неправильным сказать, что ИСККОН представляет собой индуизм. Рассмотрим с помощью таблицы, в чем проявляется сходство и различие культуры ИСККОН и индуизма. (НС, стр. 45-56; 135-145; «Вайшнавизм: открытый форум» №1, стр. 55-67; 86-87; №2, стр. 9-15; 27-50)
Индуизм | ИСККОН | |
Принципы варнашрамы |
являются центральными | являются вспомогательными |
Опора на Ведические писания |
в основном на карма-канду, иногда на гьяна-канду с имперсональными интерпретациями, а также Пураны, Итихасы (эпосы Рамаяна, Махабхарата) | в первую очередь, упасана-канда: «Бхагавата-Пурана», Гитопанишад («Бхагавад-гита»), Упанишады («Шри Ишопанишад»), Панчаратры («Нектар преданности», вайшнавский этикет, самскары («Панчаратра-прадипа») |
Обычаи в одежде и атрибутике | ведический стиль одежды, могут быть разные тилаки, различные виды четок | ведический стиль одежды, ваишнавская тилака, шикха, вайшнавская джапа-мала и кантхи-мала |
Поклонение Божествам | В основном Божествам из пантеона полубогов или вовсе имперсональному брахману, а также шалаграму | исключительно Божеству Господа Кришны (в различных формах) и Шримати Радхарани, а также Туласи деви |
Центральный объект поклонения | либо объектов поклонения много, либо их нет вообще | Верховная Личность Бога |
Цель, на которую ориентируется культура | «цивилизованное» удовлетворение чувств (дхарма, артха, кама), иногда обретение освобождения (мокша) | 1) удовлетворение Господа 2) развитие привязанности и любви к Богу |
Таким образом, по своей принадлежности к ведической цивилизации в ее изначальном виде, исторически и в связи с местом, от которого он распространился по всему миру (Индия), ИСККОН связан с индуизмом. Однако при ближайшем рассмотрении той смеси культур и верований, которую представляет собой индуизм сейчас (см. таблицу), можно сделать вывод, что ИСККОН отличается от индуизма. ИСККОН представляет собой часть одной из 4-х вайшнавских сампрадай, а именно Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадайи. Философия ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы Господа Чайтаньи, на которую опирается ИСККОН, а также и весь гаудия-вайшнавизм, вобрала в себя все лучшее из всех 4-х сампрадай (от каждой по 2 постулата). Поэтому, если пытаться понять место ИСККОН в индуизме, то можно воспользоваться такой схемой, лишь немного отражающей суть:
Следует глубоко изучить Веды, чтобы понять, что их назначение - познание и приближение к Кришне и служение Ему (БГ 15.15). Не получив образования у истинного духовного учителя, человек обязательно утонет в огромном разнообразии толкований Вед, которые и представляют современный индуизм. Однако вайшнавизм представляет Веды истинным образом. И ИСККОН, сохраняя, в первую очередь такую цель, как удовлетворение Господа и развитие любви к Нему, несет в себе суть ведической культуры (ШБ 1.2.3-13; 1.2.28-29), хотя в плане этикета, морали и варнашрамы ИСККОН пока еще не представляет ведическую культуру совершенным образом. Это связано еще и с тем, что духовная культура Вед прорастает в недрах западной культуры, отличающейся почти полным отсутствием даже внешней культуры.
Образование есть и у демонов, и у полубогов. Знание в 3-х гунах отличается результатами его обретения. «Шри Ишопанишад» утверждает, что знание - это качества, причем первое из них - смирение (БГ 13.8-12; ШИ, М.10). Образование в гуне невежества меняет местами знание с невежеством, религию с безверием, образование в гуне страсти -это возможность видеть способы эксплуатации мира. Но образование в гуне благости - это правильные черты характера и поведение человека, которые открывают ему возможность слышать голос Сверхдуши и таким образом обретать совершенное знание. («Шри Ишопанишад», Руководство, М. 10; ШБ 5.24.26; ОВЛ, стр.21-30; ПВС, стр. 278-288)
Высокая эрудированность и начитанность человека без развития нужных качеств (в первую очередь смирения), является для него лишь источником гордости и таким образом становится путем, ведущим к падению в океан материального существования. (ШБ 1.9.18; 1.9.26; 2.9.36) Шрила Прабхупада сравнивает такое образование с (1) тяжелым тюрбаном на голове и (2) с драгоценным камнем на голове кобры (ШИ, М. 9; ШБ 2.3.21).