Шри Чайтанья Махапрабху явил Себя в Шри Дхаме Майяпуре, в одном из кварталов города Навадвипа в Бенгалии сразу после захода солнца 23 числа месяца Пхалгуна (Пурнима) 1407 года эры Шакабда, что соответствует 18 февраля 1486 года от рождества Христова. В момент Его рождения было лунное затмение, и жители Навадвипы, как всегда в подобных случаях, совершали омовение в Ганге, оглашая воздух громкими восклицаниями «Хари бол!»
Его отец Шри Джаганнатха Мишра, ученый брахман из района Силхет, пришел учиться в Навадвипу, считавшуюся в то время центром образования и культуры. После женитьбы на Шримати Шачидеви, дочери Ниламбары Чакраварти, великого ученого и астролога Навадвипы, он навсегда поселился на берегу Ранги.
У Джаганнатхи Мишры и его жены Шримати Шачидеви родилось несколько дочерей, которые умерли в раннем возрасте, и вся родительская любовь была отдана двум оставшимся в живых сыновьям, Шри Вишварупе и Вишвамбхаре.
Шри Вишварупа - проявление Господа Нитья-нанды, в юном возрасте оставил родительский дом, приняв санньясу. Вскоре после этого оставил этот мир и Джагайнатха Мишра. Десятый, самый младший ребенок по имени Вишвамбхара стал известен как Нимай Пандит, а после принятия отречения - как Господь Шри Чайтанья Махапрабху.
Господь Шри Чайтанья Махапрабху являл Свои трансцендентные деяния в течение 48 лет и покинул этот мир в 1455 году эры Шакабда (1534 г.) в Пури.
Первые 24 года Своей жизни Он прожил в Навадвипе, где являл Свои детские и юношеские игры. Его первой женой была Шримати Лакшми-прия, которая умерла в раннем возрасте в то время, когда Господь уходил в Восточную Бенгалию на родину Своего отца. Через некоторое время, по просьбе Своей матери, Он женился вторично, взяв в жены Шримати Вишнуприю Деви. Большую часть своей жизни она страдала от разлуки с Господом, который принял санньясу, когда ей едва исполнилось 16 лет.
В то время Навадвипа, будучи крупнейшим центром науки, привлекала множество ученых, студентов, желающих обрести совершенное образование. Атмосфера Навадвипы была такова: постоянные споры, ученые диспуты, дебаты, аргументы, преследующие не истину, а оригинальность и т.д. Желая привлечь этих гордых пандитов, Нимай стал лучшим из них. Все боялись вступать с Ним в спор, все уважали Его, все стремились учиться у Него. Позже все они получили милость Господа Чайтаньи, приняв от Него миссию санкиртаны.
В возрасте 16-17 лет, когда Он предпринял путешествие в Гаю, Нимай встретил во второй раз Ишвару Пури и принял у него духовное посвящение. С этого времени Он из гордого, непобедимого пандита превратился в религиозного проповедника. Господь начал проповедовать в Навадвипе совместное воспевание Святых Имен. В этот же период были освобождены великие грешники Джагай и Мадхай.
Видя, что обычные мещане склонны оскорблять Его и Его движение, Махапрабху принял решение принять отречение, поскольку в Индии в то время было принято выражать почтение санньяси. Господь думал о Своей миссии освобождения всех людей, как и просил Его Адвайта Ачарья. Лишь оскорби-телям вайшнавов и тем, кто гордился своими материальными приобретениями, Господь не давал Свою милость.
Когда в Навадвипу прибыл экаданди-саннъяси Кешава Бхарати, Господь попросил его дать Ему посвящение в санньясу. Кешава Бхарати, догадываясь о положении Господа, не соглашался, но Нимай Пандит решительно сообщил ему о «приснившемся» посвящении в санньясу и произнес санньяса-мантру (как будто справляясь о ее правильности) и, таким образом, сначала Он инициировал Кешава Бхарати в вайшнавизм. После такого прозрения Кешава Бхарати с радостью дал Нимаю санньясу, и голос с небес возвестил о Его новом имени: Шри Кришна Чайтанья.
По просьбе Своей матери Господь Чайтанья обосновался в Джаганнатха Пури, где Он сразу же обратил в Своего верного последователя Сарвабхауму Бхаттачарью, величайшего философа-имперсоналиста того времени.
Вскоре Господь в сопровождении одного брахмана отправился в двухгодичное путешествие по Южной Индии, во время которого Он встретил Своих вечных спутников, многие из которых впоследствии поселились с Ним в Пури.
Господь отправился в Свое первое путешествие во Вриндаван в сопровождении огромной толпы людей, страстно желающих видеть и слышать Его. Дойдя до Рамакели, Господь встретил там Рупу и Санатану, которые попросили Его не идти во Вриндаван в таком пышном и шумном окружении. Шри Чайтанья возвратился обратно в Пури через Шантипур, где еще раз увиделся со Своей любимой матерью.
После недолгого пребывания в Пури, в 1514 г, Господь Чайтанья отправился во Вриндаван в сопровождении Балабхадры Бхаттачарьи и еще одного брахмана, как об этом просили Его любящие преданные. Во время этого путешествия в Праяге (Аллахабаде) в течение 10 дней Он наставлял Рупу Госвами в духовной науке, после чего направил того во Вриндаван, поручив в его лице несколько миссионерских задач всем шести Госвами Вриндавана:
1) Написать теологические труды, научно объясняя чистую бхакти и путь ее достижения.
2) Восстановить места, где в конце Кали-юги Господь Кришна являл Свои игры.
3) Установить поклонение Божествам Господа Кришны, т.е. разыскать те Божества, которые были установлены еще 5 тысяч лет назад. Также миссией Госвами было являть миру образец совершенного поведения и образа жизни вайшнава (ачар).
По дороге из Вриндавана в Пури Махапрабху являл много чудес. Например, в лесу Джарикханда Он побуждал тигров, слонов и оленей пускаться в пляс при звуке имени Кришны.
Вернувшись из Вриндавана, Махапрабху безвыездно жил в Пури в доме Каши Мишры, т.е. с 31 года и до 48 лет, вплоть до Своего ухода, который произошел во время проведения санкиртаны в храме Тота-Гопинатха.
В течение этих 18 лет Его жизнь была подвигом постоянной любви к Господу Кришне. Сила этой любви была той же, что и у Шримати Радхарани. Махапрабху был окружен многочисленными последователями, ближайшими из которых были: Его секретарь Сварупа Дамодара, Рамананда Рай, Сарвабхаума Бхаттачарья и Парамананда Пури. Господь Чайтанья поручил Нитьянанде, Своему «старшему» брату миссионерскую деятельность в Бенгалии. Шестерых учеников (6 Госвами) Он отправил во Вриндаван, чтобы они проповедовали према-бхакти в северной части Индии.
Последние годы Своего пребывания на Земле, Махапрабху почти все время находился во внутреннем сознании, и из-за этого происходило множество событий, которые заставляли Его спутников беспокоиться о Его благополучии. Однако возвращение во внешнее сознание (когда Он начинал замечать окружающую Его действительность) причиняло Господу Чайтанье сильную боль разлуки. («Учение Господа Чайтаньи», стр. 17-27; ШБ 1.1, стр. 3-38).
Господь Чайтанья отправил Харидаса Тхакура и Господа Нитьянанду проповедовать Святое Имя по всей Навадвипе и просил каждый вечер сообщать Ему о результатах. Однажды проповедники встретили совершенно пьяных Джагая и Мадхая и попросили их тоже воспевать имена Господа, но еле унесли ноги от разъярившихся братьев. При второй встрече Мадхай разбил глиняным горшком голову Господу Нитьянанде. Прибыв на место происшествия, Махапрабху призвал Свою Сударшана-чакру, желая уничтожить оскорбителей Своего возлюбленного Нитьянанды. Но Нитьянанда упросил Господа Чайтанью даровать Свою милость этим падшим негодяям. Так Джагай и Мадхай обрели прему. Вся Навадвипа была поражена таким их преображением, люди признали, что Нимай Пандит - необычная личность, а некоторые стали догадываться, что Он Сам Верховный Господь. (ШБ 1.1, стр. 11-12)
Чханд Кази также получил милость Господа Чайтаньи, хотя, поначалу, он пытался Препятствовать движению санкиртаны. Кази стал последователем Махапрабху, и санкиртана беспрепятственно продолжалась. (ШБ т. 1., стр. 1,9-10)
Слово санкиртана может означать:
1) Громкое (сан) воспевание (киртана).
2) Совместное (сан) воспевание Святых Имен Господа.
Господь пришел в 5-ти (панча) Своих проявлениях (панча-таттва):
- Сам Бхагаван Шри Кришна - Господь Чайтанья.
- Его 1-я экспансия - Господь Нитьянанда.
- Проявление высшей энергии Господа (Шримати Радхарани) - Гададхара Пандйт.
- Аватара Господа Каранодакашайи Вишну - Адвайта Ачарья.
- Чистый преданный Господа (гуру) Шривас Пандит.
Так Господь проявил Себя в 5-ти Истинах, и все они играли важную роль в исполнении Его миссии.