Раздел 12. Философия проповеди

Господь Чайтанья распространил юга-дхарму: воспевание Святого Имени - нама-санкиртану. «Пойте Святое Имя, танцуйте в экстазе для Господа и вкушайте прасада и вы будете счастливы». Хотя воспевание Святого Имени как средство достижения духовного совершенства, было известно всегда, именно в этот век, кали-югу, в котором почти полностью отсутствуют основы религии, позволяющие прийти к совершенству другими путями, оно является единственным путем, ведущим к Богу. Точно также, шастры существовали всегда. Но именно Шрила Прабхупада сделал распространение духовной литера-туры настолько широким, что это можно сравнить с огромной мридангой (брихад-мриданга), благодаря которой Святое Имя услышали в самых дальних уголках Земли. Таким образом, есть 3 основные формы проповеди, предназначенной для всех и для каждого: воспевание Святых Имен (харинамы), распространение прасада и распространение книг. (НС, стр.208-214; ШБ 3.9.34)

Помимо этих трех форм широкой проповеди существуют множество других форм, предназначенных для более специфических категорий людей, например, правительственные круги или работники прессы и телевидения, ученые и интеллигенция или люди, находящиеся в бедственном положении в горячих точках планеты и т.д.
Таким образом, в ИСККОН существуют такие проповеднические программы, которые включают в себя и общие, и специфические формы проповеди:

  • Распространение книг.
  • Программа проповеди прихожанам - нама-хатта.
  • Воскресные программы (пиры) в храме.
  • Программа связей с общественностью и средствами массовой информации (ISKCON Communication).
  • Харинамы и фестивали.
  • Распространение прасада (Food for life).
  • Падаятры.
  • Программа проповеди индийскому населению.
  • Программа проповеди ученым.
  • Программы по обучению ведической кулинарии.
  • Поклонение Божествам.
  • Прием гостей в храме.
  • Постановка театральных представлений на темы сознания Кришны.
  • Проповедь студентам и школьникам.
  • Программа проповеди молодежи (Харе Кришна рок и т. д.).
  • Начальное обучение начинающих преданных («Курс подготовки бхакт»).
  • Вайшнавское высшее образование.
  • Сельскохозяйственные общины, защита коров, борьба с загрязнением окружающей среды.
  • Массовые программы по пропагандированию ведической культуры и совместные с Индией культурные программы.
  • Ответы на вопросы людей, интересующихся сознанием Кришны, по телефону.

Основные цели проповеднической деятельности отражены в уставном документе ИСККОН «Семь целей ИСККОН» и, в целом, их можно разделить на несколько категорий:

  1. пропаганда простого и здорового образа жизни широким слоям населения;
  2. привлечение людей, склонных начать заниматься духовной практикой;
  3. создание благоприятных условий для широкой проповеди в массах;
  4. углубление понимания духовной жизни преданными и воспитание серьезных, квалифицированных преданных-проповедников, священнослужителей, менеджеров. (Лекция по ШБ 6.1.42. Лос-Анжелес 22.07.75)


Шрила Прабхупада характеризовал миссию ИСККОН в четырех афоризмах:

  1. книги - наша основа
  2. проповедь - наша сущность
  3. чистота - наша сила
  4. практичность - наш принцип

5.   Любой искренний преданный должен хотеть проповедовать. Однако его могут побуждать к этому разные мотивы. Не следует руководствоваться мотивами в гунах страсти и невежества. Например, приемлемы следующие мотивы (находящиеся под влиянием гуны благости и выше)  (ШБ 2.8.21.; «Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады, стр. 16-19, 176; НС, стр.414-427, 335-337; «Еще один шанс», стр. 162-168):

  1. стремление очиститься от привязанности к результатам и эгоизма, поскольку такой багаж не позволит проповедовать достаточно долго («Еще один шанс», стр. 152-153);
  2. желание удовлетворить духовного учителя, в сердце которого миссия Шрилы Прабхупады (ШБ 2.8.6);
  3. чувство долга по отношению к гуру и Кришне;
  4. выполнение указания духовного учителя;
  5. желание обрести сострадание к людям;
  6. понимание важности и насущности духовного знания для страдающих живых существ;
  7. чистая любовь к Богу и сострадание, проистекающее из неё.

6. Однако проповедник должен обладать следующими качествами:

  1. преданность гуру и Кришне;
  2. смирение;
  3. серьёзность;
  4. отсутствие ложного эго;
  5. знание философии, практики и культуры сознания Кришны (ШБ 3.4.25);
  6. желание просто следовать по стопам предыдущих ачарьев, ничего не домысливая и не изменяя;
  7. принятие руководства духовного учителя  (ШБ 3.8.7);
  8. честность и открытость;
  9. уважение к людям;
  10. энтузиазм (НН, т.З).

7. Во время проповеднической деятельности преданный постоянно сталкивается с материалистичными людьми и, таким образом, может подвергаться их влиянию (джана-санга). Тем  не менее,  проповедник,  имеющий  сильную  садхану, и  потому наполненный сознанием Кришны, не принимает общение других людей, навязывающих свои материалистические идеалы и цели, а, наоборот, дает свое общение, делясь тем сознанием Кришны, которое он уже имеет. Это подобно тому, как невозможно ничего влить в шланг, если из него потоком бьет вода.  (ШБ 2.8.5-6)

8. Проповедь очищает не только того, кто с верой и вниманием ее слушает, но и того, кто с такой же верой и убежденностью говорит. Проповедник зависит от воли Параматмы и не поддается влиянию ума. Контакт с Параматмой и внутренней энергией (благодаря преданному служению) очищает каждого.   (ШБ 2.4.11)

9. Чтобы стать стабильным в служении миссии санкиртаны, необходимы:

  1. чистота мотивов (желаний);
  2. преданность Господу; (ШБ 2.9.19)
  3. ясное и глубокое понимание миссии Господа;
  4. понимание своего положения;
  5. зависимость от гуру и Кришны. (ШБ 2.4.11)

Все вместе это составляет «желание проповедовать».

10. В настоящее время пптрокое распространение получила проповедь через нама-хатты (и, в частности, система «Бхакти-врикша»). Она включает в себя: (1) проповедь преданным в группах духовного общения (нама-хатта), (2) проповедь непреданным с помощью различных проповеднических программ, таких как фестивали, падаятры, распространение книг, которые, в свою очередь, привлекают новых преданных. В результате группы постепенно растут и перио-дически делятся пополам, так распространяется сознание Кришны. («Ветви бхакти», стр. 13-18, 28-33)

11. Хотя Господь Чайтанья и Шрила Прабхупада проповедовали в разных исторических, культурных, этнологических и прочих условиях, тем не менее, присутствует глубокая общность в их проповеди.

Господь Чайтанья Шрила Прабхупада
Время 16 век 20 век
Место Бенгалия, Южная Индия, Орисса Вся планета Земля
Обстоятельства 1.    Мусульманское правительство
2.    Остатки варнашрама-дхармы
3.    Влияние мусульманства
4.    Монархия
  1. Технический прогресс цивилизации
  2. Атеистическое  правительство
  3. Духовная деградация людей (практически, отсутствие религии в обществе)
  4. Национализм (холодная война)
  5. Разочарованность молодого поколения
  6. Желание подражать западной культуре
  7. Греховные привычки
  8. Имперсонализм
  9. Демократия
  10. Отсутствие ведической культуры
Объекты
  1. Майявади (буддисты)
  2. Смарта-брахманы
  3. Мусульмане
  4. Грешники
  1. Люди, живущие в Западных странах
  2. Имперсоналисты
  3. Хиппи (наркоманы)
  4. Представители всех религиозных
    конфессий
  5. Политики
  6. Ученые-теологи
  7. Творческая интеллигенция

 

Формы проповеди
  1. Личный пример
  2. Воспевание Святого Имени (харинамы, киртаны)
  3. Личное общение
  4. Проповедь высокопоставленным людям
  5. Совместное вкушение прасада (экстатические пиры)
  6. Проведение праздников
  7. Паломничество
  8. Проведение диспутов
  9. Проявление духовного экстаза
  10. Проявление мистического могущества (сиддхи)
  1. Личный пример
  2. Киртаны, харинамы
  3. Личное общение
  4. Проповедь высокопоставленным людям
  5. Приготовление и раздача прасада
  6. Проведение праздников
  7. Лекции
  8. Издание и распространение духовной литературы
  9. Создание духовной организации
  10. Открытие храмов
  11. Проповедь через СМИ (радио, TV)

 

Меню