Господь Чайтанья распространил юга-дхарму: воспевание Святого Имени - нама-санкиртану. «Пойте Святое Имя, танцуйте в экстазе для Господа и вкушайте прасада и вы будете счастливы». Хотя воспевание Святого Имени как средство достижения духовного совершенства, было известно всегда, именно в этот век, кали-югу, в котором почти полностью отсутствуют основы религии, позволяющие прийти к совершенству другими путями, оно является единственным путем, ведущим к Богу. Точно также, шастры существовали всегда. Но именно Шрила Прабхупада сделал распространение духовной литера-туры настолько широким, что это можно сравнить с огромной мридангой (брихад-мриданга), благодаря которой Святое Имя услышали в самых дальних уголках Земли. Таким образом, есть 3 основные формы проповеди, предназначенной для всех и для каждого: воспевание Святых Имен (харинамы), распространение прасада и распространение книг. (НС, стр.208-214; ШБ 3.9.34)
Помимо этих трех форм широкой проповеди существуют множество других форм, предназначенных для более специфических категорий людей, например, правительственные круги или работники прессы и телевидения, ученые и интеллигенция или люди, находящиеся в бедственном положении в горячих точках планеты и т.д.
Таким образом, в ИСККОН существуют такие проповеднические программы, которые включают в себя и общие, и специфические формы проповеди:
- Распространение книг.
- Программа проповеди прихожанам - нама-хатта.
- Воскресные программы (пиры) в храме.
- Программа связей с общественностью и средствами массовой информации (ISKCON Communication).
- Харинамы и фестивали.
- Распространение прасада (Food for life).
- Падаятры.
- Программа проповеди индийскому населению.
- Программа проповеди ученым.
- Программы по обучению ведической кулинарии.
- Поклонение Божествам.
- Прием гостей в храме.
- Постановка театральных представлений на темы сознания Кришны.
- Проповедь студентам и школьникам.
- Программа проповеди молодежи (Харе Кришна рок и т. д.).
- Начальное обучение начинающих преданных («Курс подготовки бхакт»).
- Вайшнавское высшее образование.
- Сельскохозяйственные общины, защита коров, борьба с загрязнением окружающей среды.
- Массовые программы по пропагандированию ведической культуры и совместные с Индией культурные программы.
- Ответы на вопросы людей, интересующихся сознанием Кришны, по телефону.
Основные цели проповеднической деятельности отражены в уставном документе ИСККОН «Семь целей ИСККОН» и, в целом, их можно разделить на несколько категорий:
- пропаганда простого и здорового образа жизни широким слоям населения;
- привлечение людей, склонных начать заниматься духовной практикой;
- создание благоприятных условий для широкой проповеди в массах;
- углубление понимания духовной жизни преданными и воспитание серьезных, квалифицированных преданных-проповедников, священнослужителей, менеджеров. (Лекция по ШБ 6.1.42. Лос-Анжелес 22.07.75)
Шрила Прабхупада характеризовал миссию ИСККОН в четырех афоризмах:
- книги - наша основа
- проповедь - наша сущность
- чистота - наша сила
- практичность - наш принцип
5. Любой искренний преданный должен хотеть проповедовать. Однако его могут побуждать к этому разные мотивы. Не следует руководствоваться мотивами в гунах страсти и невежества. Например, приемлемы следующие мотивы (находящиеся под влиянием гуны благости и выше) (ШБ 2.8.21.; «Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады, стр. 16-19, 176; НС, стр.414-427, 335-337; «Еще один шанс», стр. 162-168):
- стремление очиститься от привязанности к результатам и эгоизма, поскольку такой багаж не позволит проповедовать достаточно долго («Еще один шанс», стр. 152-153);
- желание удовлетворить духовного учителя, в сердце которого миссия Шрилы Прабхупады (ШБ 2.8.6);
- чувство долга по отношению к гуру и Кришне;
- выполнение указания духовного учителя;
- желание обрести сострадание к людям;
- понимание важности и насущности духовного знания для страдающих живых существ;
- чистая любовь к Богу и сострадание, проистекающее из неё.
6. Однако проповедник должен обладать следующими качествами:
- преданность гуру и Кришне;
- смирение;
- серьёзность;
- отсутствие ложного эго;
- знание философии, практики и культуры сознания Кришны (ШБ 3.4.25);
- желание просто следовать по стопам предыдущих ачарьев, ничего не домысливая и не изменяя;
- принятие руководства духовного учителя (ШБ 3.8.7);
- честность и открытость;
- уважение к людям;
- энтузиазм (НН, т.З).
7. Во время проповеднической деятельности преданный постоянно сталкивается с материалистичными людьми и, таким образом, может подвергаться их влиянию (джана-санга). Тем не менее, проповедник, имеющий сильную садхану, и потому наполненный сознанием Кришны, не принимает общение других людей, навязывающих свои материалистические идеалы и цели, а, наоборот, дает свое общение, делясь тем сознанием Кришны, которое он уже имеет. Это подобно тому, как невозможно ничего влить в шланг, если из него потоком бьет вода. (ШБ 2.8.5-6)
8. Проповедь очищает не только того, кто с верой и вниманием ее слушает, но и того, кто с такой же верой и убежденностью говорит. Проповедник зависит от воли Параматмы и не поддается влиянию ума. Контакт с Параматмой и внутренней энергией (благодаря преданному служению) очищает каждого. (ШБ 2.4.11)
9. Чтобы стать стабильным в служении миссии санкиртаны, необходимы:
- чистота мотивов (желаний);
- преданность Господу; (ШБ 2.9.19)
- ясное и глубокое понимание миссии Господа;
- понимание своего положения;
- зависимость от гуру и Кришны. (ШБ 2.4.11)
Все вместе это составляет «желание проповедовать».
10. В настоящее время пптрокое распространение получила проповедь через нама-хатты (и, в частности, система «Бхакти-врикша»). Она включает в себя: (1) проповедь преданным в группах духовного общения (нама-хатта), (2) проповедь непреданным с помощью различных проповеднических программ, таких как фестивали, падаятры, распространение книг, которые, в свою очередь, привлекают новых преданных. В результате группы постепенно растут и перио-дически делятся пополам, так распространяется сознание Кришны. («Ветви бхакти», стр. 13-18, 28-33)
11. Хотя Господь Чайтанья и Шрила Прабхупада проповедовали в разных исторических, культурных, этнологических и прочих условиях, тем не менее, присутствует глубокая общность в их проповеди.
Господь Чайтанья | Шрила Прабхупада | |
Время | 16 век | 20 век |
Место | Бенгалия, Южная Индия, Орисса | Вся планета Земля |
Обстоятельства | 1. Мусульманское правительство 2. Остатки варнашрама-дхармы 3. Влияние мусульманства 4. Монархия |
|
Объекты |
|
|
Формы проповеди |
|
|