Вайшнавизм: открытый форум, №1, 1997
Вадим Тунеев
«Чтобы суметь отличить культ от культуры,
Перед вами первый номер журнала «Вайшнавизм: открытый форум». Следующая фраза, как всегда в таких случаях, должна быть: «Выход в свет этого издания неслучаен». Сама по себе эта фраза достаточно бессмысленна, так как на свете вообще ничего случайного нет. Утверждая, что появление этого издания неслучайно, мы, очевидно, претендуем на то, что наш журнал удовлетворит определенные читательские потребности, до сих пор неудовлетворенные, несмотря на море печатной продукции, затопившее Россию. Насколько оправданы наши претензии — покажет будущее.
Чтобы яснее определить цели нового журнала, приведем небольшую цитату из любопытной статьи, опубликованной не так давно в «Независимой газете»: «В России не случилось религиозного возрождения, которое предрекали священники в 88-м, когда все только начиналось... Россия также не выпала в Харе Кришна, куда ее тянули в 91-м. Ничего не произошло. Об атеизме говорить теперь стыдно, о религии — неинтересно». ("Россия обязательно возродилась", Независимая газета от 01.06.1996). Все так и есть — не случилось, не выпала, не произошло. Маятник качнулся в другую сторону. Религиозный прилив, как и следовало ожидать, закончился религиозным отливом. В лужицах, оставшихся после прилива, барахтается мелкая рыбешка и рыбешка покрупнее, упрямо пытаясь выяснить, чей путь самый истинный и чья доктрина самая правильная, а сам океан шумит где-то в отдалении.
Было бы, однако, неверным считать, что на этом все кончилось. Бум действительно прошел, страсти улеглись, и теперь самое время подвести итоги. Главный итог очевиден — Россия, как была, так и осталась атеистической страной, что, впрочем, не слишком отличает ее от подавляющего большинства других стран мира. По этому поводу можно скорбеть или радоваться, но факт остается фактом. От того, что сейчас 50% встречных на улице на вопрос о своей конфессиональной принадлежности бодро ответят: «Православный», мало что меняется — всего один-два процента из них сколько-нибудь регулярно посещают церковь, и еще меньше знают, чем православие отличается от католицизма или баптизма. Если сравнить эти цифры с числом появившихся за то же время поклонников сникерсов или с количеством людей, разбирающихся в тонких различиях аромата «Мальборо» и «Монтаны», то они покажутся и вовсе ничтожными.
Еще несколько десятков или, если считать неугомонных иеговистов, несколько сотен тысяч людей причисляют себя к так называемым новым религиозным движениям. Появление новых или нетрадиционных религиозных течений и деятельность многочисленных иностранных проповедников заставляет одних предрекать приближение конца света и призывать народ к крестовому походу против них, а других — говорить о религиозном Ренессансе и умиляться разномастности религиозной палитры в стране. Но от человека с улицы все эти споры и баталии так же далеки, как некогда были далеки от него разгромные статьи о «Докторе Живаго», которого он никогда не читал.
Если мерить этими мерками, то появление в России Движения сознания Кришны тоже едва ли можно считать событием значительным. Не выпала Россия в Харе Кришна. Ничего не поделаешь. Однако о значительности явления далеко не всегда можно судить по его количественным характеристикам. Интересен сам факт. В одной из самых атеистических стран мира, где безбожие является официальной идеологией, а слово Бог находится под запретом, в самый разгар застоя (если можно так выразиться) откуда ни возьмись появляется экзотическое религиозное течение с восточной атрибутикой, шумными культовыми обрядами и проч. Увидев в нем угрозу своей идеологической непорочности, государственная машина обрушивает на молодых и, как всегда в таких случаях, чуть-чуть фанатичных приверженцев «нового» учения жестокие репрессии. Растерявшихся кришнаитов, свято верящих в то, что они ни в чем не виноваты, бросают в тюрьмы и психиатрические лечебницы. Но вместо того, чтобы сдаться и оставить свои глупости, они делают четки, скатывая бусинки из тюремного хлеба, читают на них свои молитвы, голодают, чтобы, не дай Бог, не нарушить строгие диетические принципы, которым должны следовать посвященные, стойко выносят все издевательства и даже умирают, но от приверженности своим идеалам не отказываются. Брежнева на его посту сменяет Андропов, Андропова — Черненко, Черненко — Горбачев, но в отношении кришнаитов политика не меняется.
Затем наступает оттепель, в железном занавесе появляются дырки. Совет по делам религий перестает быть филиалом 5-го отдела КГБ. Советских кришнаитов, чьи единоверцы успели поднять шум по всему миру, одного за другим потихоньку выпускают из тюрем и вскоре регистрируют первую общину в Москве. Не сразу, со скрипом, после пятнадцати проверок, дюжины экспертиз, бессчетных консультаций и переговоров, но все же регистрируют. Так Московское общество сознания Кришны стало первой со времен Великой Отечественной войны религиозной организацией, официально зарегистрированной в СССР. Счастливый конец. Свобода совести торжествует. Кришнаиты открывают свой первый храм в Москве, печатают и продают книги, ходят с пением по Арбату, вызывая у прохожих целую гамму эмоций от недоумения до негодования. В какой-то момент казалось, что розовые одеяния кришнаитов и их вполне безобидные марши стали неотъемлемой частью городского пейзажа многих крупных городов России. Люди как будто привыкли к кришнаитам, хотя и не стали больше понимать, что они всем этим хотят сказать. Но, как гласит Писание, все возвращается на круги своя.
«Религиозное возрождение», за которым со страхом и подозрительностью наблюдали в стране, семьдесят лет назад в одночасье отказавшейся от употребления «опиума для народа», вылилось в листовки, расклеенные на каждом углу, которые призывали всех, пока не поздно, последовать за живым Богом — Марией Дэви Христос, в стадионные выступления Нирмалы Дэви, изобретательницы сахаджа-йоги, которая за считанные минуты может дать почувствовать каждому, что он — Бог, и по секрету сообщает всем, что в своем прошлом воплощении была Девой Марией и, наконец, в ежедневные радиопроповеди последователей полуслепого японского пророка в лиловых одеждах Секо Асахары.
Архиерейский Собор Русской православной церкви издает определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», встревоженные родители объединяются в комитеты по спасению молодежи от тоталитарных сект, а в Государственной Думе в срочном порядке подготавливается новый закон о свободе совести, который должен ограничить деятельность иноземных миссионеров и новоявленных пророков. Политики самых разных толков, от коммунистов до национал-социалистов, наперегонки стараются разыграть эту карту в своих политических играх и обрушивают громы и молнии на секты и их приверженцев. Газеты и другие средства массовой информации состязаются друг с другом в том, чтобы живописать побольше ужасов из жизни одурманенных сектантов. Увы, редко кто из них обходит своим неблагосклонным вниманием Общество сознания Кришны. Со страниц журналов и газет кришнаиты с удивлением узнают, что у них проводятся кровавые жертвоприношения не то родственников, не то христианских младенцев, что они проповедуют в ста пятидесяти одной московской школе (видимо, чтобы вербовать там новых кандидатов на заклание), что они собираются вводить в России кастовую систему, объявив всех некришнаитов неприкасаемыми, и восстанавливать тогда еще никем не отменявшуюся смертную казнь. Просто волосы на голове дыбом встают. Куда только милиция смотрит? Из «молодежной экстремистской» конца 70-х к середине 90-х Общество сознания Кришны превращается в «опасную тоталитарную». В тюрьмы пока еще не сажают, но психиатрические экспертизы уже проводят. Самая прогрессивная в мире советская психиатрия, некогда обогатившая науку открытием вяло текущей шизофрении, эпидемия которой разразилась в 70-е годы в среде российских диссидентов, на этот раз открывает новую, скорее всего заразную, болезнь под названием «сектомания». Скучно, господа-товарищи. И чуть-чуть страшно.
Трудно понять, как нужно вести себя в подобной ситуации. Бить кулаком в грудь и пытаться всем доказать, что ты не верблюд? Или просто не обращать внимания на инсинуации, надеясь на то, что очевидное отсутствие горбов скажет само за себя? Мы избрали другой путь, решив издавать журнал. Будь на то моя воля, я бы назвал его «Чем не-верблюды отличаются от верблюдов. Опыт сравнительного сектоведения».
Самим фактом своего существования в России конца двадцатого века Общество сознания Кришны ставит много вопросов, ответы на которые далеко не всегда лежат на поверхности. Что же все-таки такое сознание Кришны? Откуда оно взялось? Зачем оно нужно людям вообще и россиянам в частности? Что оно дает человеку и что отбирает? Язычество это или не-язычество? Поклоняются кришнаиты идолам или не поклоняются? Имеет ли оно исторические корни или было изобретено в Америке при участии ЦРУ тридцать лет тому назад? Как это Движение относится к другим религиям? Кто такой Шрила Прабхупада и насколько его учение расходится с традиционными формами индийского вайшнавизма (вишнуизма)? Является ли его толкование священных ведических 1 (прим. автора: Здесь и далее в журнале принято расширительное толкование слова “ведический”. В современной индологической традиции это слово применяют только к текстам четырех изначальных Вед, то есть к шрути (откровению), тогда как мы будем употреблять этот эпитет по отношению ко всем каноническим произведениям древней индийской цивилизации) текстов традиционным или это очередная синкретическая попытка пересадить политеистический индуизм на традиционно монотеистическую религиозную почву Запада?
Заранее оговоримся, что нам как представителям Движения известны ответы на многие из этих вопросов, однако зачастую они расходятся с теми ответами, которые пытаются внушить обывателю, а иногда и с теми, которые дают на них специалисты-востоковеды. Поэтому мы сознательно назвали свой журнал «Вайшнавизм: открытый форум», намереваясь предоставлять на его страницах слово как тем, кто разделяет наше мнение, так и тем, кто его не разделяет. Будем надеяться, в спорах родится истина. В любом случае, нам хотелось бы, чтобы новый журнал стал чем-то вроде зеркала, в котором наше Движение и древняя религиозная традиция, которую оно представляет, будет отражаться со всех сторон.
В то же время есть целый пласт вопросов, ответы на которые неизвестны пока никому. Это прежде всего вопросы, связанные с социологическими параметрами, закономерностями и динамикой развития Общества сознания Кришны в новой культурной среде. По сути дела, мы являемся свидетелями уникального явления — трансплантации одной культуры в другую. Естественно, что вживление одной культуры в недра другой не может не вызвать определенной реакции отторжения. Шовинистически настроенные элементы сразу поднимают панику: «Караул! Идеологическая диверсия! Чужеземная экспансия! Подрыв основ!» — и пытаются принять доступные им меры. Однако они забывают о том, что мы живем в эпоху информационной революции, и любые попытки самоизолироваться не столько даже пагубны, сколько бессмысленны и смешны. Реальные процессы взаимодействия и взаимопроникновения двух культур (если это действительно культуры, а не культы) никогда не сводятся только к столкновению и конфликту. Они гораздо сложнее и интереснее и еще ждут своего исследователя, которому мы также будем рады предоставить слово на нашем открытом форуме.
Обозначенная в предыдущем абзаце проблема взаимовлияния двух культур имеет два аспекта. Первый — это влияние древней ведической культуры на современное российское общество со всеми пиротехническими эффектами, которыми обычно сопровождаются попытки «маленького» общества повлиять на «большое». Второй же — это неизбежное влияние внешней культурной среды на наше Движение. Приспосабливаясь к новой среде обитания и развиваясь в ней, для своего нормального функционирования Движение сознания Кришны не только может, но и должно ассимилировать определенные идеи и принципы, на которых основано это общество. Ведическая традиция не мертва и не архаична, и именно способность к усвоению всего хорошего, что есть в других традициях, в первую очередь обеспечивает ее жизнеспособность. Вспомним знаменитый афоризм Чанакьи: «Нужно выпить нектар, даже если он находится в кубке с ядом, подобрать золотой, даже если он лежит в грязи, принять хороший совет, даже если его дает необразованный человек, и жениться на добродетельной девушке, даже если она происходит из семьи простолюдинов». Нам хотелось бы, чтобы новый журнал стал тем каналом, по которому полезная информация поступала бы к членам Общества сознания Кришны, расширяя их кругозор и помогая действовать в условиях культуры, основанной на иных принципах и идеях, чем те, что составляют основу их мировоззрения. Таков круг проблем и вопросов, который мы также намерены обсуждать на страницах нового журнала.
И наконец, еще одна тема нашего журнала — «Ведическая культура: взгляд изнутри». Культура на то и культура, чтобы быть достоянием каждого. Общество сознания Кришны является носителем древнейшей монотеистической традиции на земле — вайшнавизма, или вишнуизма. Эта традиция зародилась в недрах уникальной ведической культуры, и Общество сознания Кришны является одним из ее правопреемников в современном мире. Как и любая другая подлинная культура, ведическая культура не может считаться явлением сугубо национальным, привязанным ко времени, месту и обстоятельствам. Культура тем и отличается от культа, что несет в себе универсальные истины, одинаково необходимые всем людям. Шекспира, Данте, Леонардо да Винчи, Моцарта или Чайковского нельзя считать принадлежащими к какой-то одной культуре. Отворачиваться от них только на том основании, что они творили в другой стране и в другое время — значит сознательно обкрадывать себя. Точно так же и ведическая культура является достоянием каждого человека на земле. Ее универсальность лучше всего доказывается ее жизнестойкостью и способностью находить отклик в сердцах людей любых национальностей (национал-патриоты не в счет). Двери в сокровищницу этой культуры для людей Запада открыл великий философ и святой современности А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Наша задача куда скромнее — мы, по его милости получившие доступ к этим сокровищам, можем только по крупицам выносить их и выставлять на всеобщее обозрение.
Вернемся к цитате из «Независимой газеты», с которой мы начали нашу статью. Все здесь правильно, кроме, пожалуй, одного — того, что о религии говорить неинтересно. И чтобы доказать всем, что о религии можно и нужно говорить интересно, мы решили издавать этот журнал. А судить о том, добились ли мы своей цели, придется вам, нашим читателям.