Невнимательность во время воспевания – это проблема, так как является показателем того, что отношения не очень крепкие. И поскольку повторение Харе Кришна – это основной процесс, это становится препятствием. И в то время, как вы повторяете имя Господа, Господь присутствует. Если мы получили чистое имя через парампару, то Господь присутствует. Это не так, что раз уж мы не слишком продвинуты, то и наше воспевание проходит не на слишком высоком уровне. Наше воспевание само по себе уже обладает могуществом. Но сложность в том, что мы совершаем оскорбления. Кришна присутствует, а мы не уделяем Ему внимание.
То есть дело не в том, что я не получаю блага от своего повторения потому, что я повторяю святое имя, которое не обладает могуществом. Нет. Суть в том, что я не уделяю повторению должного внимания и поэтому я не получаю благо. И, если мы невнимательны во взаимоотношениях, то человек, с которым мы имеем дело, не будет счастлив. Если кто-то стоит прямо перед вами, но вы не уделяете внимание этому человеку, то как же ваши отношения разовьются? Конечно, Кришна очень терпелив, но это не означает, что игнорировать Его это правильно.
Смысл в том, что мы должны помнить, что во время воспевания мы непосредственно общаемся с Кришной. Имя это сам Кришна. И, если мы понимаем это и уделяем внимание, тогда Кришна может взаимодействовать с нами. Кришна может взаимодействовать с нами только в соответствии с тем, как мы его воспринимаем. Если мы не обращаем на Него своего внимания, как Он может взаимодействовать с нами. И на сколько мы направляем своё внимание на Него, на столько Кришна может взаимодействовать с нами. Когда Кришна отвечает нам, мы чувствуем что-то, мы чувствуем вкус, переживаем какой-то позитивный опыт. И тогда нам хочется сделать больше.
Позитивный опыт вдохновляет нас. Но для этого мы должны быть внимательны. Кришна всегда внимателен. Преданные в духовном мире всегда внимательны. Сложность появляется тогда, когда приходя в материальный мир мы думаем, что мы – Бог и ведем себя очень невнимательно. Кришна всегда очень внимателен по отношению к своему творению. И Его творения естественным образом очень внимательно к Кришне. И то, насколько творения проявляет это ответное внимание, настолько Кришна может взаимодействовать с ним. Так естественным образом развиваются взаимоотношения. И это то, как всё работает в духовном мире.
Сложность в том, что, когда в материальном мире мы пытаемся быть Богом, мы не знаем как это делать. Мы думаем, что быть Богом означает сосредоточить всё внимание на себе. Но Бог всегда внимателен. И преданные всегда внимательны. Поэтому это ложная концепция основанная на невежестве. И как следствие всё существование в этом мире основано на невежестве. Материальное существование основано на том, что мы думаем, что мы отделены от Кришны. Если мы думаем, что мы отделены от Кришны, это проблема. Это невежество. А невежество означает, что мы ничего не делаем. Поэтому мы не внимательны.
В духовном мире такой проблемы, как невнимательность, не существует. Потому что Бог знает, что он Бог, а преданные знают, что они преданные. Но здесь мы являемся преданными, которые считают себя Богом. Это проблема. И чтобы исправить это мы должны оставить эти невежественные концепции, которые у нас есть касательно того, кем мы являемся. И понять, что мы являемся слугами Господа. И что наши реальные отношения – это отношения с Богом. И тогда мы станем внимательными по отношению к своим обязанностям, к своему служению и в особенности к святому имени.
И если вы станете внимательными, вы увидите, что всё в вашей жизни начнёт получаться. И наиболее важное для нас – это наше воспевание. Если мы можем сосредоточиться на воспевании, то мы сможем сосредоточиться в любой сфере. Поскольку другие сферы жизни более привлекательны для нас, поэтому нам легче сосредоточиться на них. И если мы сможем сосредотачиваться и быть внимательными в том, что нас меньше всего вдохновляет, тогда в других ситуациях нам будет совсем просто.
Когда мы становимся более внимательными в нашей профессиональной деятельности, мы получаем лучшие результаты. Когда мы проявляем больше внимания по отношению к семье, мы получаем лучшие результаты. Внимание по отношению к друзьям приносит лучшие результаты. И поскольку всё это исходит из Кришны, внимание к святому имени принесет нам самые лучшие результаты.
Весь смысл в том, что внимательность – это очень важный элемент. Дело не в том, что надо просто внимательно слушать святое имя. Будучи личностью, мы должны быть внимательными. Если человек обладает сознанием, сознающий, сознательный, это означает, что он внимателен. Без сознания означает невнимательный. Если вы заснули, то вы не проявляете внимания по отношению к тому, что происходит вокруг.
Это не просто какое-то очередное правило, которому надо следовать. Как, например, мы должны есть правой рукой, а после еды надо мыть руки. Это не ещё одно такое же правило. Это ключ ко всему. Бхактивинода Тхакур говорит, что невнимательность – это корень всех оскорблений. Все десять оскорблений происходят из невнимательности. И в любых отношениях, которые у нас есть, причиной оскорблений является невнимательность. Поэтому это оказывает большое влияние на всю нашу жизнь. Если нет сфокусированности, то не будет и целеустремленных усилий. А без правильных усилий не может быть и правильного результата. Поэтому, чтобы сосредоточиться, вы должны знать, чего вы хотите. Вы должны осознавать поле деятельности. Тогда вы сможете сосредоточиться. И что касается святого имени, мы должны понять, что это сам Бог. Мы общаемся непосредственно с Богом. И тогда, если мы сосредоточимся на этом, тогда мы сможем сосредоточиться и на повторении. Если мы понимаем, что происходит, то естественно, что мы не можем сфокусироваться и не можем быть внимательными.
Вопрос: Как стать внимательным?
Нужно осознавать, что происходит вокруг вас. Как например, сейчас вы в храмовой комнате. Если вы понимаете, что вы в храмовой комнате, тогда становится понятно и то, что нужно делать. Это означает, что вы должны понимать, что является полем деятельности, и что в рамках этого поля нужно делать, а чего не нужно делать. Но если вы не знаете о существовании поля, то вы не сможете и быть внимательными. Если вы понимаете, что является полем деятельности, хотите действовать правильно в рамках этого поля и понимаете, какой результат вы сможете получить из этого поля, если будете правильно действовать, тогда вы будете внимательны. Внимание означает, что вы находитесь в настоящем моменте. Мы не в прошлом и не в будущем. Если в настоящем вы должны работать с прошлым и будущем, хорошо, но сейчас вы находитесь в настоящем. Вы должны сосредоточиться на том, что происходит сейчас. Вы должны понимать, в какую среду вы попали, что находится вокруг вас.
Вопрос: На чем мы ещё должны сосредотачиваться во время повторения святого имени, если просто слушать не достаточно?
Мы должны сосредотачиваться на слушании святого имени. Слушание это начало. У нас есть имя, форма, качества и игры. Но всё начинается с имени. Например, есть какой-то человек, о котором мы слышали ранее. Но мы никогда не видели его. Тогда, когда кто-то называет его имя, это для нас только имя. Это максимум о чем вы можете подумать. Но вы узнаете это имя. Но вы не способны думать ни о чем кроме этого. Это происходит естественно. Теперь предположим, что спустя какое-то время вы увидели этого человека. И после того, как вы видели этого человека, если кто-то назовет его имя, в вашем уме всплывет его форма. После слушание имени проявляется форма. Теперь предположим, что ещё через какое-то время, вы стали ещё более близки и вы видели, как этот человек взаимодействует с другими людьми. Не так много, но достаточно для того, чтобы у вас сложилось некоторое представление о его характере, и его качествах. И тогда, услышав имя этого человека, вы вспомните его форму и качества. Это происходит автоматически. Тогда, пусть какое-то время, вы начинаете как-то взаимодействовать с этим человеком. И теперь, если вы услышите его имя, в вашем уме вслывут воспоминания о действиях.
То есть смысл не в том, чтобы искусственные усилилия. Это проявляется естественно в зависимости от того на сколько вы знаете человека. Поэтому когда вы повторяете, вы начинаете со слушания. И слушание присутствует на всех этапах. Но со временем это слушание созревает в форму, в качества, в игры. Но слушание попрежнему остается основой. Слушание не является низшим уровнем, это основа на которой держатся все остальные уровни. Это не так что, слушание – это начальный уровень, а я хочу практиковать более высокие стадии. Нет. Слушание всегда остается. Просто к слушанию в начале добавляется форма, потом к слушанию и форме добавляются качества, а потом к слушанию, форме и качествам добавляются игры. Но слушание остается всегда.
Фрагмент из первой лекции семинара Бхакти Видья Пурны Свами о семейных отношениях. Москва, 2007 год.
См. также другие материалы на нашем сайте:
- Шрила Бхакти Видья Пурна Свами - В Ведах говорится... как вести себя с женой (Майапур, 27.12.13)
- Бхактивидья Пурна Свами - Что такое бюрократия?
- Что такое простая жизнь? (Бхактивидья Пурна Свами)
- Бхакти Чайтанья Свами - 10 оскорблений Святого Имени. Семинар
- Что вы думаете о повторении джапы на кликере (счетчике)? Отвечает Радха-Говинда дас
- Вопрос: Повторяю имена Хари, но живу по своему - как обычный материалист. Отвечает Радха-Говинда дас