Featured

О смерти близких - Лекция Дханешвары Прабху от 17.03.13

Демотиватор. Эти люди нашли свое место в жизни, дело за намиСмерть близких открывает возможность для больших реализаций, сегодня я хотел бы поговорить о них. И сегодня мы будем обсуждать БХАГАВАД-ГИТУ 2.13. Это очень известный стих, наверняка его все знают:«Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребёнка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает».

КОММЕНТАРИЙ: « Каждое живое существо, воплотившееся в материальном теле, является индивидуальной душой, и его тело постепенно меняется: ребёнок становится юношей, а юноша постепенно превращается в старика. Однако сама душа при этом остаётся неизменной. После смерти тела индивидуальная душа меняет его на другое, и, поскольку в следующей жизни живое существо обязательно получит новое тело – либо материальное, либо духовное, - Арджуна напрасно оплакивал неминуемую смерть Бхишмы и Дроны и так сильно беспокоился о них. Напротив, он должен был радоваться тому, что они, оставив старые тела, получат новые – молодые и полные сил. Смена тел позволяет живому существу испытывать разнообразные радости и страдания, пожиная плоды своих прошлых поступков. Такие благородные души, как Бхишма и Дрона, в следующей жизни обязательно получат духовные тела или, по крайней мере, тела небожителей на райских планетах, где уровень материальных наслаждений гораздо выше, чем на Земле. Так что у Арджуны в любом случае не было причин для скорби.

Того, кто постиг природу индивидуальной души, Сверхдуши, а также материального и духовного миров, называют дхирой, самым трезвомыслящим среди людей. Такого человека не может ввести в заблуждение непрекращающаяся смена тел.

Учение майявади о единственности вечной души несостоятельно, поскольку душу нельзя разделить на части. Подобное членение Всевышнего на индивидуальные души сделало бы Его делимым и изменчивым, что противоречит принципу неизменности Высшей Души. «Бхагават - гита» подтверждает, что отделённые частицы Всевышнего существуют вечно (санатана) и называются кшара, что указывает на возможность их падения в царство материи.Эти частицы вечно отделены от Всевышнего, и даже после освобождения индивидуальная душа по-прежнему остаётся Его отделённой частицей. Однако, освободившись из материального плена, она обретает вечную жизнь, исполненную блаженства и знания, и получает возможность общаться с Личностью Бога. Теория отражения применима к Сверхдуше, которая присутствует в теле каждого живого существа и известна как Параматма. Она отлична от индивидуальных живых существ. Когда небо отражается в воде, на её поверхности видны солнце и луна, а также звёзды. Звёзды можно сравнить с живыми существами, а солнце или луну – с Верховным Господом. Индивидуальную душу, частицу Господа, представляет Арджуна, а Высшая Душа – это Шри Кришна, Личность Бога. Они занимают разное положение, о чём сказано в начале четвёртой главы «Бхагават – гиты». Если бы Арджуна находился на одном уровне с Кришной и Кришна не занимал более высокого положения, то их отношения учителя и ученика потеряли бы смысл. Если бы оба они находились во власти иллюзорной энергии, майи, то один из них не должен был бы становиться учителем, а другой – учеником. Наставления такого учителя оказались бы бесполезными, ибо того, кто находится в плену майи, нельзя считать авторитетным наставником. Всё это доказывает, что Кришна является Верховным Господом и занимает главенствующее положение по отношению к обыкновенному живому существу – Арджуне, который олицетворяет собой забывчивую душу, околдованную майей».

Дханешвара прабху на Фестивале Духовных Эко-поселений 2013Дханешвара Прабху: «БХАГАВАД-ГИТА» предназначена для того, чтобы решить проблемы жизни, и главные проблемы – это конечно рождение, старость, болезни и смерть. Но так как организованно современное общество, в таком обществе люди естественно забывают, до тех пор пока кто-нибудь из их знакомых не оставит своё тело. На этой неделе тело оставили двое из тех, кого я знал – это были моя мать и мой духовный брат Сидхавидья, возможно я говорил о нём раньше. Сидхавидья ходил на харинаму каждый божий день и в некоторых случаях он даже выходил один, но он никогда не пропускал. Я уверен в том, что он обрёл милость Господа Чайтаньи благодаря своей решимости. Что же касается моей матери то это долгая история.

Я приехал в середине декабря в Америку, поскольку я знал, что с ней случился приступ в ноябре. И на протяжении нескольких месяце я имел возможность видеть её в последние стадии её жизни. Это то, что мы называем на жаргоне «проверка реальностью». Здесь имеется в виду, что происходит некоторое событие, которое возвращает тебя в действительность. Конечно, каждый из нас очень сильно отождествляет себя или связывает себя со своими родителями – с отцом или с матерью. И поэтому когда они уходят, то это является большим потрясением для нашего ложного эго.

Мой отец умер 30 лет назад и, кажется, это были последние похороны, в которых я принимал участие. Я находился во Флориде, когда здоровье моего отца начало резко ухудшаться, и я поехал к нему. Я пришёл в больницу и увидел, что он лежит в кровати, весь обмотанный какими-то трубками, проводами и на голове у него не было волос. Это было ударом для меня, потому что когда я увидел своего отца в таком состоянии – я видел свою собственную смертность.

Так же точно было, когда я приехал и увидел свою мать – это было ударом. К тому времени она уже 2 недели находилась в больнице. Она потеряла очень сильно в весе и выглядела слабой. Почему это было потрясением? Потому что «БХАГАВАД-ГИТА» называет членов своей семьи – не ненадёжными солдатами. Но родители особенно в нашем детском возрасте это как боги для нас. Мы полностью зависим от них. Но даже когда мы вырастаем, эти взаимоотношения сохраняются, конечно, они становятся более тонкими, но, тем не менее, это всё тот же вкус. Поэтому когда мы видим своих родителей такими ослабленными, видим, что они беспомощные – это подрывает наше собственное ощущение безопасности.

Примерно месяц я оставался в Мичигане рядом со своей матерью, иногда казалось, что ей становится лучше и возможно, что она скоро вернётся домой. И в такой момент я предпринял такое путешествие, я поехал в Сан-Франциско, что бы навестить там преданных, а потом уехал во Флориду. И там во Флориде я получил смс, в которой моя сестра написала, что наша мать ушла.Примерно через несколько минут я пришёл в состояние потрясения. В первые моменты я не был так уж потрясён, потому что это было ожидаемо. И когда я в последний раз видел свою мать, я думал о том, что вполне возможно я могу видеть её в последний раз. И хотя это был момент такого облегчения, когда она вроде чувствовала себя лучше, я думал о том, что вполне возможно, что она уже готова вот-вот уйти. Поэтому, когда я получил эту смс, я не был особенно удивлён, но минут через 10 я пришёл в состояние потрясения – это было немного удивительно, потому что разумом я понимал,что она покинет этот мир, почему же сейчас я испытываю такое потрясение? Я стал размышлять над этим и анализировать, пытаясь понять, откуда идёт это потрясение. Я узнал, что источником этого потрясения является осознание конечности происходящего, то есть я понял, что никогда-никогда я не смогу говорить с ней.

Естественно это был человек, который занимал существенное положение в моей жизни, и вот сейчас настало время, когда с этим человеком я ни как не буду общаться. Вот почему это было потрясение, я понял, что этого человека здесь больше нет. И это означало окончательный результат, уже нельзя что-то изменить, это ни когда не будет по-другому, этого человека больше нет, и не будет. И вот именно эта определённость, окончательность заставляет человека понять, что мы находимся здесь временно и настанет день, когда и мы тоже оставим этот мир навсегда. Конечно, это и есть то, к чему готовит нас сознание Кришны. Всё сознание Кришны фактически предназначено для того, чтобы подготовить нас к этому событию. Всё это о том, что настанет день, когда мы покинем этот мир и покинем его совершенно бесповоротно, т.е. мы больше не сможем общаться с этими людьми, мы ни чего не сможем сделать, мы оставим это место и уйдём в другое.

Мы устроили похороны, и на эти похороны пришло много людей, чтобы сказать добрые слова о моей матери, помянуть её и поговорить о ней. Но это и есть всё, что осталось – только память. После похорон мы: братья, сёстры и я должны были позаботиться об имуществе своей матери, а она была таким человеком, который никогда и ни чего не выбрасывала даже старые письма, газеты и какие-нибудь рекламы. И целую неделю мы разбирали эти горы накопившейся бумаги, мы наполнили семь контейнеров мусора. Естественно, разбирая все её старые вещи, мы набрели на старые фотографии, некоторые из них я вообще не видел. Рассматривая эти фотографии, мы видели, как менялось это тело. Первые фотографии относились к тому времени, когда матери было 7-8 лет, потом была фотография, где она выпускница средней школы, потом была фотография её свадьбы с моим отцом, там ещё были фотографии, которые отражали разные семейные события. И мы видели - тело меняется, а личность остаётся той же самой. Так говорит и «БХАГАВАД-ГИТА» тело меняется на тело юноши, а потом на тело старика, а душа, личность, остаётся жить в этом теле. Душа фактически остаётся наблюдать за этими переменами.

Конечно, мама не смогла взять с собой ни одной из этих вещей, которые она копила всю жизнь, и которыми был полон её дом, всё это ей пришлось оставить позади. Тоже самое касается и нас – мы не сможем сохранить с собой вещи этого мира. Единственное, что мы сможем взять с собой – это вигьяна, реализация священных писаний Бхагават-вигьяны, только то, чего мы достигли в течение этой жизни. Это то, что мы возьмём с собой и это то, что приготовляет наше следующее рождение. Большинство людей возьмёт с собой в следующую жизнь накопленную карму как благочестивую, так и не благочестивую. А вот преданный, когда уходит, оставляет карму, оносвобождается от кармы в течение этой жизни с помощью своей деятельности в преданном служении, бхакти-йоги.

Интересно было наблюдать, как тело матери лежало в гробу, та форма, тот облик, к которому я привык, который я созерцал так много раз в течение жизни – сейчас был совершенно безжизненным, тело было холодным и недвижимым. И когда я дотронулся до её кожи – это было чувство совершенно другое чем, то к которому я привык, это было соприкосновение с мёртвой материей. Я некоторое время провёл просто глядя на неё, я созерцал эту форму и постепенно до конца понимал, что это сейчас как сломанная машина, которую просто отвезут на свалку.

Этот опыт отрезвляет и заставляет нас понять, что времени нам отпущено определённое количество. И это побуждает нас использовать это время мудро. Не терять ни одного мгновения, потому что то время, которое потеряно уже ни когда не вернётся. Я, как вам уже говорил, предыдущие похороны я видел 30 лет назад и подумал – надо сходить ещё раз посмотреть на мёртвые тела, которые лежат не подвижно, а люди вокруг оплакивают. Нужно отрезвиться, видя это настроение, то есть мёртвый человек. В Индии это намного проще, потому что там всё в «открытую» происходит. А в Америке это скрывают, люди умирают спрятанные в больницу. Вы не увидите тело на улице, его погружают в машину и отвозят в специальное место. А оттуда уже потом везут к месту погребения на машине, потому что общество покрывает смерть, оно не хочет признавать факта её наличия и не хочется вспоминать о ней. И поскольку мы обусловленные души, мы так и продолжаем жить думая, что так всегда и будет, но нет - и нам придёт конец.

В Америке, когда человек умирает, то печатают такие карточки, на которых с одной стороны изображён Иисус или Мария, а на другой стороне написано про этого человека, в какой день он родился, когда умер, и люди берут их на память. И разбирая вещи своей матери, я наткнулся на целую стопку таких карточек, всё это были люди, которых она знала. Я просматривал их одну за другой, и каждая из этих карточек представляла какого-то человека, «родился тогда-то, умер тогда-то», и там сразу можно было вычислить, сколько они жили лет, иногда это было 80 лет, иногда 90, иногда 60, но за каждой такой карточкой стоял человек, который когда-то жил. И все эти люди ушли, их нет больше. И настанет день, когда появится карточка с моим именем или вашим: вот был такой человек, а теперь его нет. Вопрос лишь в том, что нам придётся вернуться сюда. Но мы хотим прожить так, чтобы больше не возвращаться в этот мир.

Для того, кто умер – рождение неизбежно и тот, кто родился – обязательно умрёт. И каждый восход или заход сокращает жизнь всех живых существ в этом мире, за исключением преданных. Потому что для преданного каждый восход или закат свидетельствует о том, что он ещё на шаг приблизился к вечной жизни. Как написал Бхактивинода Тхакур «вайшав умирает, чтобы жить». Чтобы жить настоящей жизнью, вечной жизнью. Поэтому нам следует быть решительными, чтобы добиться успеха в этом направлении. И уход наших родных и близких напоминает нам о том, что мы должны быть решительными.

К сожалению, я не смог быть со своей матерью, когда она умирала, но у меня была вода из Радха-кунды, я дал ей пить её. Я собирался дать ей эту воду в момент её смерти, но меня не было рядом. Я только за месяц до смерти поил её. Так что мы взяли только гирлянду маха-прасадную из ближайшего храма и положили на тело.

ВОПРОСЫ

  1. В: Когда человек оставляет тело при киртане – это понятно, но вот какое значение имеют всякие манипуляции связанные с телом уже после того, как душа его оставила? Почему говорится «будет то-то или то-то, хорошее или плохое, если что-то делать»?

О: На самом деле я не уверен в том, что это действительно так благоприятно, но это единственное, что мы можем сделать. Если тело кремировано и пепел опущен в Гангу, то тогда человек достигнет рая.

В: Но причём тут пепел от сожжённого тела?

О: Где-то говорится в Бхагаватам (…не слышно…) В любом случае родственники преданного получают большое благо в этом случае. Я рассказывал уже о своём отце. После того как он ушёл, я принимал одно время экстрасенсорное лечение. И в какой-то момент женщина, которая это делала, она сказала: « О, смотри-ка, здесь твой отец присутствует». Я был очень этому удивлён, потому что отец и я – мы не были близкими. Я спросил: «О, а что здесь делает мой отец?». Она сказала: «О, он хочет знать от тебя о духовной жизни». Так что, так или иначе, даже на уровне сознания, умственного понимания они ищут возможности совершенствоваться, что-то узнавать. Но как именно это происходит - у нас нет особых сведений. Прабхупада не очень много говорил о таких вещах. Всё чему он нас учил – это как достичь трансцендентного, духовного положения. Так что получила она какое-то благо от этой гирлянды, я затрудняюсь ответить. Скорее это чувство такое, я хотел подарить такую гирлянду ей в момент смерти.

  1. В: Гуруджи, Вы говорили, что общались с Аиндрой прабху, скажите как, по словам Аиндры прабху нужно совершить революцию в ИССКОН?

О: Это в точности моё настроение, это в точности именно то, что я считаю нужным сделать. Всякий раз, когда демоны проявляются в этом мире, Кришна тоже приходит, потому что Вишну – это тот, кто поддерживает этот мир. Демоны – это мошенники, негодяи, как описывает их «БХАГАВАД-ГИТА» они постоянно заняты разрушительной деятельностью направленную на вред этого мира. Это,разумеется, происходит и сейчас. Это, например генномодифицированные продукты и распыляют химию какую-то в воздухе. Они отравляют воду, продукты питания. И для того, чтобы со всем этим справиться Кришна также приходит. В Кали-югу Он приходит в облике Своего Святого Имени. Его Святое Имя не отлично от Него Самого, Оно обладает ровно той же силой. И для того, чтобы одолеть зло в нашей эпохе - абсолютно необходимо, чтобы выходили с харинамой на улицу. Это абсолютно, чрезвычайно важно, потому что в противном случае кто же будет спасать мир? Нет больше ни кого, кто мог бы победить этих демонов. Совершенно необходимо для каждого преданного служить каналом для Бога посредством пения Его Святого Имени. Да, делайте это, каждый день ходите на харинаму как Сидхавидья. Сидхавидья ходил на харинаму каждый день, даже если приходилось это делать в одиночестве. Бери своих детей, которых ты тренируешь у себя, и води их на харинаму, учи проводить их харинаму.

  1. Комментарий: Я слышала от нашего духовного учителя, от Индрадьюмна Свами Махараджа, как он рассказывал о том преданном, как тот ходил на харинаму каждый, день не взирая ни на что, даже если он был один. И Гуру-Махарадж сказал, когда он приехал в Майями - они пошли на харинаму с этим преданным. И он пишет в своём дневнике: «Я хотел пробиться поближе, чтобы получить благословение этого преданного».

Дханешвара Прабху: Спасибо вам за общение, повторяйте, пожалуйста, джапу внимательно и каждый день, пожалуйста, слушайте «Бхагават-гиту» и «Шримад-Бхагаватам». Шрила Прабхупада ки!!

Все: ДЖАЙ!! Дханешвара Прабху ки!! ДЖАЙ!!

Дханешвара Прабху: ХАРИБОЛ!!

Подобные материалы:

Меню