Шримати Пишима Прабхавати — ученица Шрилы Бхакти Саранги Госвами Махараджа и подруга сестры Шрилы Прабхупады, Шримати Пишимы Бхаватарини. Она живет в Имли Тале, во Вриндаване.
* * *
Мой Гуру Махарадж — Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Он — духовный брат Шрилы Прабхупады, а также его друг с давних пор. Когда я впервые встретила Шрилу Прабхупаду, то была простой юной девочкой, это было в Калькутте, наши семьи были связаны.
После того, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада вошел в апракат-лилу, многие вайшнавы стали бороться друг с другом. В то время мой Гуру Махарадж проповедовал на Западе, в Лондоне. Преданные позвали Гурудева обратно, и он быстро вернулся в Калькутту.
Рядом с изначальным матхом был построен новый матх. Шрила Бхарати Махарадж, Госвами Махарадж и Шрила Шридхара Махарадж приезжали туда и давали очень хорошую харикатху. В это время я ходила туда со своим дедушкой. И именно там я встретила Шрилу Прабхупаду, которого тогда звали Абхай Чаран Де. Там же я и познакомилась с его сестрой Бхаватарини, Пишимой. Я регулярно его встречала именно в матхе, а не в доме его семьи. В самом начале я не была знакома с родителями Прабхупады или какими-то другими родственниками. В период, когда все вайшнавы стали ссориться, Прабхупада говорил мне, что больше не будет ходить в матх. Но потом Шридхара Махарадж попросил его приходить туда и остаться на какое-то время, чтобы помочь. Госвами Махарадж, Шрила Прабхупада, Шрила Шридхара Махарадж и Шрила Джаджавар Махарадж обычно встречались все вместе, дружески беседовали и часто смеялись.
Однажды я услышала, как Прабхупада шутил с Джаджаварой Махараджем: «О, ты же санньяси. Как тебе понять гопи-бхаву (любовное настроение юных девушек Враджа)?!» Преданные с радостью смотрели на общение этих духовных братьев. Встречи происходили в Калькутте, в доме Шрилы Прабхупады у Багх-Базара. После того, как я вышла замуж, я снова его встретила, это было в доме его семьи. Я пришла тогда в дом Прабхупады вместе со своим Гуру Махараджем. Прабхупада был ещё грихастхой, это было до того, как он уехал жить во Вриндаван и задолго до того, как начал проповедовать в Америке. Он проводил церемонию прана-пратиштхи, устанавливал в своём доме Божеств. Думаю, что тем же самым Божествам, маленьким Шри Шри Радха-Мадхаве, в своё время поклонялись в его маяпурском храме.
На фото:Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж.
Являясь духовными братьями, Госвами Махарадж и Шрила Прабхупада были близки друг с другом. Шрила Прабхупада всегда помогал Госвами Махараджу в финансовом отношении, помогал всякий раз, когда были нужны пожертвования. Но потом, когда медицинский бизнес Прабхупады прогорел, он уже не мог помогать. Иногда у Прабхупады возникали семейные проблемы и он советовался с Госвами Махараджем и Шридхарой Махараджем, спрашивал их, что же делать. Часто я видела, как сердечно они беседуют вместе.
Обычно они говорили, что эта самсара (материальная жизнь), эта майя — это очень плохо. Всё плохо в этом мире. Порой я слышала, что Прабхупада обдумывает, как же устроить свою семейную жизнь так, чтобы она способствовала его гуру-севе и проповеди. Но из-за большой ответственности и настроя его родственников он сдерживался. Вся семья пила чай, а ему это не нравилось. Им хотелось выглядеть современно. Его сын носил штаны вместо дхоти. Прабхупада был очень духкхи (печален) в те дни. Прабхупада говорил мне, что не может совершать хорошую севу в этом доме, потому что его семья настроена совсем иначе.
Он говорил обычно: «Я не могу хорошо позаботиться о Тхакурджи. Однако если человек просто проповедует повсюду где бывает на очень высоком уровне — то этого достаточно». После того, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада вошел в апракат-лилу, Прабхупада задал вопрос своим жене и сестре: «От кого вы теперь примете дикшу?» Его сестра, Пишима, уже получила харинама-инициацию от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Но у его жены ещё не было никакого посвящения. Они не знали как быть и поэтому он посоветовал им принять инициацию у Госвами Махараджа.
Таким образом, они стали ученицами духовного брата Шрилы Прабхупады, а я стал духовной сестрой Пишиме и Радхарани Де (так звали жену Шрилы Прабхупады). Мы с Пишимой очень подружились. Она была старше и стала для меня любящей сестрой. Когда я впервые познакомилась со Шрилой Прабхупадой в Калькутте, он был очень крепким и энергичным, и Пишима тоже была такой. Она без особого одобрения относилась к его жене и поэтому жить всем вместе было сложно.
Шрила Прабхупада помог выдать Пишиму замуж и устроить её отъезд из семейного дома. Она жила в Калькутте и через какое-то время у неё уже было много сыновей. Её муж оказался не очень хорош и она много времени проводила в доме своего брата [Прабхупады]. Именно там она рассказала мне, что он попросил у Шридхары Махараджа санньясу, а также о его желании покинуть дом. Она сказала, что предложила присмотреть за его семьей, поскольку её сыновья были адвокатами.
Я рано стала вдовой. Некоторое время я жила в калькуттском матхе своего Гурудева, а позже переехала в Имли Тала Матх, во Вриндаван. Неми Госвами Махарадж вверил Имли Талу заботам нашего Гуру Махараджа. В то время здесь ничего не было развито. Они, духовные братья, обычно встречались либо в Имли Тале, либо иногда в Радха-Дамодаре или на Кеши Гхате. В то время Прабхупада жил в храме Вамши Гопала. Затем Горачанд Госвами пригласил Прабхупаду остановиться в храме Радхи-Дамодары. Прабхупада потратил 500 рупий, чтобы сделать там новую комнату. В то время это было очень дорого.
На фото: Шри Шри Радха-Гопинатха — Божества Имли Талы
Как-то, когда я уже жила в Имли Тале, лестнице Радха-Гопинатха Мандира потребовался ремонт. (Шри Шри Радха-Гопинатха — имена Божеств Имли Талы.) Я нашла инженера и он назвал нам стоимость — 4 000 рупий. Я подумала, что смогу попросить пожертвования у своих духовных сестер. В то время во Вриндаван как раз приехала Пишима. Она сказала, что даст необходимую сумму, но попросила, чтобы я об этом никому не рассказывала. А потом её старшему сыну, Чандану Бабу, приснился сон. К нему пришёл Гопинатха и сказал: «Вы починили лестницу, а теперь надо отремонтировать двор». Чандан Бабу ответил Господу, что он ничего не чинил, а Гопинатха сказал ему: «Это сделала твоя мать». Чандан Бабу говорил нам, что у него было не особо много веры, однако он всё обдумал и принял решение: «Поскольку Тхакурджи сказал мне это сделать, я должен».
Когда Прабхупада стал жить в храме Радхи-Дамодары, я приходила туда совершать для него севу. Он звал меня, иногда позволял мне приготовить бхогу, которую он потом предлагал. Обычно я готовила сукту, зеленую папайю, зеленый банан, баклажаны и картофель. В то время у него была Гиридхари-шила в коробочке. Он всё очень хорошо предлагал, а затем принимал прасадам. Каждый день к нему приходил Кришна дас Бабаджи Махарадж, очень уважаемый всеми Гаудия Матхами вайшнав. Они вдвоём очень красиво пели «Шад-госвами-аштаку».
Помню, как в то время он звал меня «Прабха». Часто шутил со мной, дразнил и просил присесть. Прабхупада проповедовал мне, говорил, что «без харинамы ничто не бывает хорошо». Иногда он давал мне серьезные наставления: «Прабха бети (дочка)! Сначала — хари-бхаджана, хари-нама, а затем — сева». Сам он всегда совершал бхаджан на высоком уровне. Он говорил мне: «Если целый день ты только работаешь, то это не хорошо. Всегда совершай киртану. Не трать время зря». Когда он жил там, он всё ещё носил грихастха-вешу. А однажды вернулся из Матхуры в одежде санньяси, в шафране и с дандой. Он принял отречение от своего духовного брата и друга, Шрилы Кешавы Махараджа. |
После этого он больше уже не позволял мне приходить часто или готовить лично для него. Он был очень строг и очень серьезен в то время, совершал разные серьезные враты и садхану. Поскольку я всё ещё считалась молодой женщиной, несмотря на то, что была вдовой и жила во Вриндаване с 25 лет, он уже не общался со мной, как прежде. За всё время до его отъезда в Америку, Прабхупада не разговаривал со мной, потому что был санньяси, а я была для него словно семья. Всякий раз, когда к нему приходили гости или он давал правачану (лекции) в своей комнате, он неохотно разрешал мне сесть в дальнем углу. Даже тогда он давал мне наставление молчать. До того, как уехать на Запад, Шрила Прабхупада был очень строг и вообще не разговаривал с женщинами.
Лишь вернувшись с Запада и уже действуя как Гурудев, он стал и наставлять. Приехав в Индию в 1971 году с новыми учениками, в числе которых были юные девушки-ученицы, он вновь начал обращаться со мной, как с маленькой сестрёнкой. Он снова стал добр со мной, с любовью помогал мне и позволял совершать служение. Он попросил меня обучить его девушек-учениц, потому что западные люди не знают культуры и все вместе танцуют в дхармашале на арати. Он сказал: «Пожалуйста, научи их правильно себя вести». Все они жили в Сараф Бхаване (хозяин этого дома очень уважал Прабхупаду).
Я поговорила с девушками, они были очень хорошими и постарались следовать всему, насколько могли тогда. Когда Прабхупада привёз своих учеников во Вриндаван в 1972 году, они остановились в Васанти Дхармашале рядом с сабджи-маркетом у Лой Базара. Прабхупада жил в своей маленькой комнатке в храме Радхи-Дамодары. В то время Прабхупада попросил меня научить девушек готовить и другим вещам из нашей культуры, например правильно одеваться, мыться, убираться и правильно себя вести. Прабхупада просил меня готовить доклу, сукту, панир сабджи, рабри, зеленые пакоры и другие бенгальские блюда.
На фото: Пишима - сестра Шрилы Прабхупады
Когда Кришна-Баларам Мандир только открылся, я ходила туда каждый день из Имли Талы пешком, чтобы готовить для преданных или для Прабхупады. Иногда Прабхупада посылал за мной Кишори. Помню, однажды Пишима тоже помогала готовить для Шрилы Прабхупады: он позвал её и попросил сделать особое блюдо. У неё не было нужных продуктов на кухне, поэтому она сразу же велела мне отправиться на рынок и купить их. Но в те дни рядом рынка не было. Рынок был очень далеко, в городе. И рикш в то время тоже не было. Поэтому я побежала бегом, купила всё необходимое, и потом быстро побежала обратно в Рамана Рети. И мы смогли приготовить для Шрилы Прабхупады то блюдо, которое он попросил.
Когда Пишима приехала во Вриндаван, она не смогла остановиться у меня в Имли Тале, потому что ванные комнаты здесь расположены очень далеко от жилых помещений, а ей было очень трудно ходить в то время. Она думала остановиться в Радха-Дамодара Мандире, но это оказалось слишком дорого. А в ИСККОНе тогда не было ресторана, но зато был гестхауз, и, в конечном счете, она решила остановиться там. Хотя ученики Прабхупады очень хорошо за ней присматривали, она все-таки скучала по общению на бенгальском и поэтому попросила меня приехать и пожить там с ней. Так я и поступила. У нас были очень близкие отношения, даже ближе, чем у матери с дочерью, или между сестрами.
Когда Прабхупада в 1977 году был в Ришикеше и был очень болен, я отправила его жене и сыну Вриндавану Де телеграмму, но они не смогли приехать во Вриндаван увидеться с ним. А когда я послала телеграмму Пишиме, то она немедленно приехала вместе со своим сыном Чандом Бабу. Пишима приехала и сразу спросила Прабхупаду: «Что ты хочешь поесть?» Он ответил, что ничего не хочет. Она знала, что Прабхупаде всегда нравилась сукта, поэтому она приготовила это для него. Однако он смог лишь облизать палец. Затем, в течение 20 дней он вообще ничего не ел. Преданность Пишимы Прабхупаде была очень велика. И в самом конце её разлука с ним была очень трогательной. Мы с ней провели много времени вместе, вспоминая, беседуя о нём с большой любовью.
Из книги Мулапракрити деви даси «Наш Шрила Прабхупада — друг для всех. Воспоминания ранних современников».