Родители, которые хотят вырастить брахмачари, должны помнить, что положение родителей - это раса и особое умонастроение, а не просто биологическая функция. Поэтому в шастрах говорится, что назначение родительской расы состоит в том, чтобы дать свои детям прибежище и вернуть их обратно домой к Богу. Когда дети растут дома под заботой родителей, они не задумываются о конечной цели. Зачем? У них есть все: еда, сон и т.д. Но когда родители отдают ребенка в руки учителя, тогда он начинает присматриваться к окружающему миру и задумываться о жизни. Как уже было сказано, существует пять уровней сознания, и он должен научиться видеть разницу между ними. Это вряд ли произойдет, если ребенок останется дома. В этом случае, он не сможет подняться выше уровня анамайи. Возможно, он достигнет уровня пранамайи, когда вырастет, да и то, только в том случае, если родители держали его в «ежовых рукавицах». Но не стоит забывать, что нам еще нужно подняться на уровень ананда-майи.
Поэтому существует планомерная программа развития детей в общине. Брахмачари - это тот, кто накапливает знания. Образование является неотделимой частью ведической культуры, и до тех пор, пока человек не обучен, он не может стать Человеком. В шастрах говорится, что первое рождение - это рождение животного, потому что ребенка занимают лишь вопросы еды, игры, сна и т.д. Впоследствии, он получает второе рождение, обучаясь под руководством учителя. Именно на этой ступени у него развивается сознание человека, и он начинает мыслить. Вишванатха называет это явление утсахамайи, человек настолько исполнен энтузиазма, что у него не остается времени ни на что другое, кроме преданного служения. Затем возникают проблемы, и постепенно энтузиазм спадает до нормального уровня: вы то вдохновлены, то нет. Это называется гхана-тарола, что означает: «то густо (гхана), то пусто (тарола)».
Если мы продвигаемся в этом направлении, то переходим на следующую ступень, и тогда возникает очень интересное положение. Именно на этом этапе человек задается вопросом: «Жениться или принять санньясу?». Ход его мыслей таков: «Если я приму санньясу, то я стану очень сильным в духовной жизни. В то же время, в "Шримад Бхагаватам" есть много примеров преданных, достигших совершенства в грихастха ашраме. Надо просто воспевать Харе Кришна. Грихитака боле ванетако сада хари боле дако, конечно, мури и масала можно найти под каждым деревом, но у тебя они находятся прямо под кроватью. Зачем же обрекать себя на такие беспокойства, принимая саннйасу?». Чанакья говорит в этом случае, что если вы не знаете, отправляться в путешествие или нет, - не ездите; кушать или нет, - не ешьте; но если вы сомневаетесь, жениться или не жениться, то вы должны обязательно вступить в брак.
Из книги «Варнашрама», составленной из лекций Е.С. Бхакти Видья Пурна Свами