Featured

Гарбхадхана-самскара. Как зачать ребёнка в Сознании Кришны идеальным образом (Автор: Бриджабаси дас)

 rebenok v utrobe

Эта статья не предназначается для тех, кто не планирует обзаводиться семьей и вступать в половые отношения, а также для тех, кто уже прошел этот этап жизни. Хотя даже такие преданные смогут взять что-то из этой статьи и помочь молодым парам лучше привести свою жизнь в соответствие со священными писаниями. Вайшнавы, недавно связавшие свои судьбы в брачном союзе, часто спрашивают меня как правильно в соответствии с описаниями шастр совершать гарбхадхана-самскару, чтобы призвать благочестивого ребенка.

Дабы избавить себя от необходимости многократно описывать одно и то же я решил в этой заметке описать все, что необходимо знать об этом. Надеюсь она ответит на многие вопросы и пригодится молодым семейным парам. Когда-то я записал аудио-подкаст на эту тему (который немного отличается от этой статьи), его можно прослушать или скачать здесь:

https://mega.nz/#!tOxwzZaL!9H-GdeFn3z4r_k_SekEVDsri0T1NYmFqa927LEO6kc0
или здесь: https://www.mixcloud.com/brijabasi/07_garbhadhana-samskara/

Также, более подробно о гарбхадхана-самскаре можно прочитать в книге Махавирьи Прабху и Бхарата-чандры Прабху под таким же названием — «Гарбхадхана-самскара». Она вышла в свет несколько лет тому назад и во всех подробностях описывает правила и предписания этого важного события в жизни семейных людей. Все заинтересованные преданные обязательно должны воспользоваться ею.

Гарбхадхана-самскара: Ведическая наука планирования семьи. Подробное руководство  

Данная статья не является кратким изложением этой книги, она была составлена на основе различных священных писаний еще до того, как я узнал о ней, поэтому некоторых описаний из этой статьи вы не найдете в книге, но и в книге вы найдете некоторые дополнительные сведения и детали, которые я не привожу здесь.

Значение термина

«Гарбхадхана» буквально означает «помещение (а̄дха̄на) зародыша (гарбха)».

Шрила Прабхупада о гарбхадхана-самскаре

Прежде чем о чем-то писать, я хочу настоятельно попросить всех читателей вначале прочитать приведенные ниже цитаты из комментариев Шрилы Прабхупады, которые объясняют важность гарбхадхана-самскары:

Из комментария к «Бхагавад-гите» 16.1-3:

«Особого внимания заслуживает употребленное в данном стихе слово абхиджатасйа, относящееся к тем, кто от рождения наделен трансцендентной, или божественной, природой. Чтобы зачать ребенка, обладающего божественными качествами, необходимо провести ведический обряд гарбхадхана-самскара. Если родители хотят, чтобы у них родился ребенок, наделенный божественными качествами, они должны проводить десять очистительных обрядов, рекомендованных для людей. Ранее в «Бхагавад-гите» уже говорилось, что половые отношения с целью зачатия хорошего ребенка — это Сам Кришна. Половые отношения не предосудительны, если их цель — служение Кришне. Люди, практикующие сознание Кришны, по меньшей мере, не должны зачинать детей, как кошки и собаки. Их долг — сделать все необходимое для того, чтобы, появившись на свет, их ребенок помнил о Кришне. Таким преимуществом должны обладать дети, чьи родители обладают сознанием Кришны».

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 1.4.25:

«Друзья семей дваждырожденных — это те, кто родился в семьях брахманов, кшатриев и вайшьев, то есть в семьях, хранящих духовные традиции, но сам оказался недостойным своих предков. Таких потомков дваждырожденных не признают дваждырожденными, так как у них нет необходимой для этого чистоты. Очистительные обряды начинаются еще до рождения ребенка. Очистительный обряд вложения семени носит название гарбхадхана-самскара. Тот, кто не прошел через гарбхадхана-самскару, то есть процесс духовного планирования семьи, не считается истинным потомком дваждырожденных. За гарбхадхана-самскарой следуют другие очистительные обряды, один из которых — обряд получения священного шнура. Это делается во время духовного посвящения. После этой самскары человек с полным основанием считается дваждырожденным. Первым рождением считается самскара вложения семени, а вторым — духовное посвящение (инициация). Тот, кто смог пройти через такие важные самскары, имеет право называться истинным дваждырожденным.

Если отец и мать не соблюдают правил духовного планирования семьи и зачинают ребенка, движимые только страстью, их дети называются двиджа-бандху. Эти двиджа-бандху, безусловно, не так разумны, как дети из настоящих семей дваждырожденных. Двиджа-бандху приравниваются к женщинам и шудрам, которые менее разумны по своей природе. Шудры и женщины не обязаны проходить никаких самскар, кроме обряда бракосочетания».

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 1.8.5:

«Защита детей предоставляет человеку максимальные возможности подготовиться к освобождению из материального рабства. Защита детей начинается с момента зачатия ребенка в процессе очистительного обряда гарбхадхана-самскары, знаменующего начало чистой жизни».

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 1.12.12:

«Самскары школы санатана-дхармы (вечной деятельности человека) способствуют созданию обстановки, в которой можно воспользоваться благоприятным влиянием звезд, и, следовательно, гарбхадхана-самскара, первая очистительная церемония вложения семени, предписанная высшим кастам, служит началом всей благочестивой деятельности, цель которой — создать в обществе сословие добродетельных, благочестивых и разумных людей. Только благодаря здравомыслящему и добродетельному населению в мире могут воцариться покой и благоденствие. А нежелательное безумное население, склонное к сексуальной распущенности, превращает мир в ад».

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 3.5.19:

«Рождение человека — это великая наука, и для того, чтобы на свет появлялись люди с хорошими задатками, необходимо проводить ведический обряд гарбхадхана-самскару, освящающий акт зачатия. Проблема заключается не в том, чтобы остановить прирост населения, а в том, чтобы на свет появлялись благочестивые люди, подобные Видуре, Вьясе и Майтрее. Если дети будут рождаться так, как надлежит рождаться людям, то есть с соблюдением всех необходимых обрядов, отпадает необходимость сдерживать рост населения планеты. Так называемое ограничение рождаемости не только греховно, но и совершенно бессмысленно».

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 3.14.38:

«Для того, чтобы в обществе рождались хорошие дети, мужчины должны следовать религиозным и регулирующим принципам, а женщины — хранить верность своим мужьям. В «Бхагавад-гите» (7.11) сказано, что половые отношения, не противоречащие религиозным принципам, являются одной из форм сознания Кришны. Прежде чем вступить в такие отношения, супругам необходимо учесть состояние своего ума и время, а также выразить почтение полубогам, при этом жена должна во всем следовать указаниям мужа. По ведическим представлениям, определенное время суток особенно благоприятно для половой близости. Его называют временем, подходящим для гарбхадханы. Дити пренебрегла всеми религиозными предписаниями, поэтому, несмотря на свое горячее желание иметь хороших детей, она узнала, что ее дети будут недостойны своего отца-брахмана. Из этого стиха явствует, что сын брахмана далеко не всегда является брахманом. Равана и Хираньякашипу были сыновьями брахманов, но их самих никто не считал брахманами, поскольку во время зачатия их отцы нарушили религиозные принципы. Таких детей называют демонами, или ракшасами. В предыдущие эпохи люди очень редко пренебрегали предписаниями шастр, поэтому ракшасов на земле было не так много, но в век Кали половые отношения никак не регламентированы. Можно ли в этом случае рассчитывать на появление хороших детей? Нежелательные дети не способны принести обществу благоденствия, но если, благодаря деятельности движения сознания Кришны, они начнут повторять святое имя Бога, то смогут вырасти достойными людьми. Таков уникальный дар, который принес человечеству Господь Чайтанья».

К слову говоря, эти комментарии Шрилы Прабхупады должны стать утешением и прибежищем для тех, кто, прочитав описанные ниже правила и запреты, поймет, что по неведению нарушал их при зачатии детей. Но в конечном итоге только практика сознания Кришны и святое имя являются высшим, решающим фактором, способным устранить все препятствия и даже результаты неосознанного несоблюдения предписаний. Гарбхадхана-самскара лишь делает почву для принятия сознания Кришны более подходящей.

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 3.16.35:

«Этот стих с предельной ясностью описывает, каким образом материальные элементы покрывают живое существо, до этого обитавшее на Вайкунтхалоке. Живое существо входит в семя отца, которое вводится в чрево матери, и, попадая в эмульгированную женскую яйцеклетку, развивает тело определенного типа. В связи с этим необходимо напомнить, что, когда Кашьяпа Муни зачинал двух своих сыновей, Хираньякшу и Хираньякашипу, его сознание было осквернено, поэтому извергнутое им семя было необыкновенно могучим и вместе с тем насыщенным гневом. Из этого следует, что перед зачатием ребенка необходимо успокоить свой ум и настроить его на мысли о служении Господу. Для этого ведические писания рекомендуют проводить обряд гарбхадханы-самскары. Если ум отца возбужден, это плохо отразится на его семени, и живое существо, попавшее в тело, которое породили его отец и мать, будет таким же демоном, как Хираньякша и Хираньякашипу. Таким образом, прежде чем зачинать ребенка, необходимо создать благоприятные условия для зачатия. Это великая наука».

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 3.17.15:

«Чтобы сдержать рост демонического населения, в ведической цивилизации существовало множество правил и предписаний, которые регламентировали жизнь общества, и самым важным из них был обряд гарбхадханы, призванный обеспечить зачатие благочестивого потомства. В «Бхагавад-гите» Арджуна говорит Кришне, что, когда на земле начинает преобладать нежелательное население (варна-санкара), весь мир превращается в ад. Люди мечтают о всеобщем мире, но на земле рождается слишком много детей с греховными наклонностями, зачатых без проведения очистительного обряда гарбхадханы, подобно демонам, которые появились на свет из чрева Дити. Одержимая вожделением, Дити вынудила мужа соединиться с ней в не подходящее для этого время и потому родила демонов, ставших причиной многих бед. Вступая в половые отношения с намерением зачать детей, необходимо совершить обряд, обеспечивающий зачатие хорошего потомства. Если каждый домохозяин и каждая семья станут следовать этой ведической традиции, на свет будут появляться дети с хорошими врожденными качествами, а не демоны, и тогда на земле сам собой воцарится мир. До тех пор пока мы не будем соблюдать предписания, необходимые для поддержания спокойствия в обществе, о мире не может быть и речи. Более того, нам придется расплачиваться за это по счету, предъявленному неумолимыми законами природы».

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 3.20.28:

«Когда Брахма создавал демонов, в его уме не было порядка. Судя по всему, его ум был охвачен страстью, поскольку в ту пору во всем творении преобладала гуна страсти. Поэтому сыновья, рожденные Брахмой, тоже отличались страстностью. Отсюда следует, что отец и мать, зачиная ребенка, должны быть крайне осторожными. Характер ребенка определяется состоянием ума родителей в момент его зачатия. Поэтому Веды рекомендуют проводить гарбхадхану-самскару — специальный обряд, освящающий зачатие ребенка. Перед зачатием родители должны очистить и одухотворить свой возбужденный ум. Если в момент зачатия ум родителей занят мыслями о лотосных стопах Господа, у них родится благочестивый ребенок, который впоследствии станет преданным; когда общество состоит преимущественно из благочестивых людей, демонический образ мыслей перестает быть для него постоянным источником бед и несчастий».

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 3.31.5:

«Ограничения и различные меры предосторожности, которые ведические писания, смрити, рекомендуют соблюдать беременным женщинам, благотворно сказываются на развитии ребенка. Из ведических писаний мы узнаем, как много нужно приложить усилий, чтобы родить хорошего ребенка, который сможет стать достойным членом общества. Перед зачатием ребенка представители высших сословий должны совершить обряд гарбхадхана, имеющий под собой научную основу. Беременные женщины должны выполнять и другие рекомендации, приведенные в Ведах. Забота о ребенке является главным долгом родителей, потому что, если родители будут уделять должное внимание своим детям, все общество будет состоять из благочестивых людей, которые смогут поддерживать мир во всем мире и заботиться о процветании своей страны и всего человеческого рода».

Из комментария к «Шримад-бхагаватам» 4.22.53:

«Притху Махараджа был семейным человеком, и его жена, Арчи, родила ему пятерых сыновей, причем все они родились такими, какими он хотел их видеть. Они родились у него не по воле случая и не по недоразумению. В этот век (Кали-югу) практически никто не знает, как зачинать детей, чтобы они, родившись, оправдали надежды своих родителей. Секрет в том, что родители должны совершать различные очистительные обряды, так называемые самскары. Первая самскара, гарбхадхана-самскара, или обряд, предваряющий зачатие, строго обязателен, особенно для представителей высших сословий, брахманов и кшатриев . В «Бхагавад-гите» сказано, что половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам, — это Сам Кришна, а согласно религиозным принципам, прежде чем вступить в половые отношения, будущие родители должны совершить гарбхадхана-самскару. Состояние ума отца и матери перед зачатием, безусловно, отражается на складе ума будущего ребенка. Ребенок, зачатый под влиянием вожделения, может родиться не таким, каким его хотели бы видеть родители. В шастрах говорится: йатха йонир йатха биджам. Слова йатха йоних относятся к матери, а йатха биджам — к отцу. Если, прежде чем вступить в половые отношения, родители приведут свой ум в надлежащее состояние, это состояние непременно передастся будущему ребенку».

Благоприятное время для гарбхадханы:

В «Ману-самхите» (3.45) сказано:

р̣ту-ка̄ла̄бхига̄мӣ сйа̄т сва-да̄ра-ниратах̣ сада̄ |
парва-варджам̇ враджеч чаина̄м̇ тад-врато рати-ка̄мйайа̄ ||

«Пусть муж, всегда верный своей жене, соединяется с ней в надлежащее время (риту-кала); исполняя свой долг по отношению к ней и желая доставить ей наслаждение, пусть приближается к ней [в любой день], кроме запрещенных».

Риту-кала это период наступающий после месячных у женщин. Вот как Ману далее сам определяет этот период в стиха 3.46-47:

р̣тух̣ сва̄бха̄виках̣ стрӣн̣а̄м̇ ра̄трайах̣ шод̣аш́а смр̣та̄х̣ |
чатурбхир итараих̣ са̄рдхам ахобхих̣ сад-вигархитаих̣ ||

«Шестнадцать ночей, вместе с четырьмя другими днями, осуждаемыми святыми, считаются естественным временем женщины».

«Четыре другие дня, осуждаемые святыми» — это период менструации, когда муж не должен даже прикасаться к своей жене. Комментаторы Ману (Медхатитхи) говорят, что свабхавиках указывает на нормальное положение дел, то есть здоровое состояние жены. В противном случае длительность месячных может отличаться от нормальной.

та̄са̄м а̄дйа̄ш́ чатасрас ту ниндитаика̄даш́ӣ ча йа̄ |
трайодаш́ӣ ча ш́еша̄с ту праш́аста̄ даш́а-ра̄трайах̣ ||

«Но из них первые четыре, одиннадцатая и тринадцатая ночи запрещены, остальные десять ночей дозволены».

То есть, нельзя вступать в половую связь во время месячных, а также на одиннадцатую и тринадцатую ночи с момента начала месячных (а не в экадаши и трайодаши, как иногда неверно толкуют или понимают эти стихи).

Влияние времени зачатия на пол будущего ребенка

Далее Ману описывает когда родится мальчик, а когда девочка, в зависимости от времени зачатия:

йугма̄су путра̄ джа̄йанте стрийо.айугма̄су ра̄тришу |
тасма̄д йугма̄су путра̄ртхӣ сам̇виш́еда̄ртаве стрийам ||

«В четные ночи зачинаются сыновья, в нечетные — дочери; поэтому желающий сына пусть соединяется с женой в надлежащее время, в четные [ночи]».

Четные и нечетные ночи считаются от начала месячных у жены.

пума̄н пум̇со дхике ш́укре стрӣ бхаватй адхике стрийа̄х̣ |
самепума̄н пум̇стрийау ва̄ кшӣн̣е `лпе ча випарйайах̣ ||

«При преобладании семени мужчины родится сын, при преобладании выделений женщины — дочь, при равенстве обоих — евнух или сын и дочь одновременно, при слабости или недостаточности семени зачатие не произойдет». («Ману-самхита», 3.48-49).

Комментатор «Ману-самхиты» Медхатитхи говорит, что здесь имеется в виду не количество, а качество выделений, их «сила».

Аналогичные утверждения есть также и в комментарии «Вирамитродайа» к «Ягьявалкья-смрити» (1.81), где утверждается, что когда в четные дни (когда должен родиться сын) больше выделений женщины, то родится сын с женскими качествами. Автор комментария объясняет это сочетанием приведенного выше утверждения Ману-самхиты (3.49) о четных и нечетных ночах, как инструментальную причину (нимитта), и утверждения из Аюрведы о выделениях, как материальную причину (упадана), и говорит, что из них последняя (упадана) более сильная.

Запрещенное время для зачатия ребенка

«Ягьявалкья-смрити» (1.79) повторяет утверждение «Ману-самхиты» (3.47) о том, что в половую связь нельзя вступать во время месячных, а также в особые дни, которые называются «парвами». Это дни нового и полного месяца (амавасья и пурнима). Помимо этих двух дней Ману (4.128) также запрещает домохозяину вступать в половые отношения в аштами (восьмой лунный день светлой и темной половины месяца) и в чатурдаши (четырнадцатый лунный день). Вайшнавам нельзя вступать в половую связь также в дни экадаши и двадаши, а также в священные дни (такие как Джанмаштами) и в среду (который считается днем Вишну).

Из накшатр также не все благоприятны для зачатия ребенка. Джйотиша-шастра процитированная Рагхунанданой Бхаттачарьей в «Самскара-таттве» утверждает:

джйешт̣ха̄-мӯла̄-магха̄ш́леша̄-реватӣ-кр̣ттика̄ш́винӣ
уттара̄-тритайам̇ тйактва̄ парва-варджам̇ враджед р̣тох̣

«Муж должен соединиться со своей женой в благоприятный период, когда она способна зачать, избегая священных дней и таких накшатр как Джйештха, Мула, Магха, Ашлеша, Ревати, Криттика, Ашвини и три Уттара-накшатры (Уттара-пхалгуни, Уттара-Ашадха и Уттара-бхадрапада).

При выборе правильного лунного дня (титхи) и накшатры мало просто посмотреть в вайшнавский календарь, расчитанный по широкоизвестным программам, таким как GCal. Такие календари упоминают титхи и накшатры на каждый день, но нужно иметь в виду, что это титхи и накшатры на момент восхода солнца в этот день и поэтому сразу после восхода они могут измениться на неблагоприятные. Для того, чтобы подобрать нужный день и созвездие, нужно пользоваться более подробными расчетами — временем начала и окончания титхи и накшатры. Это можно сделать, например, на сайте https://www.drikpanchang.com/panchang/day-panchang.html (нужно ввести название местности для расчета). Для смартфонов есть идентичное приложение «Hindu Calendar — Drik Panchang» и похожее приложение «Hindu Calendar».

Предписания и запреты для зачатия из «Вишну Пураны»

В «Вишну Пуране» (3.11.114-127) Аурва Муни дает Сагаре Махараджу подробные наставления относительно того, как и когда домохозяин должен вступать в половые отношения ради зачатия детей:

Текст 114
р̣та̄в упагамах̣ ш́астах̣ сва-патнйа̄м аванӣ-пате
пун-на̄ма-ркше ш́убхе ка̄ле джйешт̣ха-йугма̄су ра̄тришу

«О царь! Домохозяин должен приблизиться к своей жене в надлежащий период, когда она способна зачать, когда луна пребывает в накшатрах имеющих мужские имена, в благоприятное время, в четные ночи (от начала месячных жены)».

Примечание: В своем комментарии к этому стиху Шрила Шридхара Свами объясняет, что «мужские накшатры» это следующие десять созвездий: Ашвини, Криттика, Рохини, Пунарвасу, Пушйа, Хаста, Анурадха, Шравана, Пурва-бхадра-пада и Уттара-бхадра-пада. «Начиная с начала благоприятного периода жены (риту-кала) означает 6-я, 8-я и т.д. ночи. Джйештха («поздние») значит, что более поздние ночи от начала риту-кала (или месячных) более благоприятны для зачатия (то есть 8-я ночь лучше чем 6-я и т.д.).

Здесь мы видим, что Ашвини, Криттика и Уттара-бхадрапада перечислены среди подходящих накшатр для рождения мальчика, хотя Джйотиша-шастра процитированная выше их не рекомендует. Поэтому мы принимаем мнение Шридхары Свами как более авторитетное. В другие накшатры с большей вероятностью будет зачата девочка.

Текст 115
на̄сна̄та̄м̇ ту стрийам̇ гаччхен на̄тура̄м̇ на раджасвала̄м
на̄ништ̣а̄м̇ на пракупита̄м̇ на траста̄м̇ на ча га̄рбхин̣ӣм

«Муж не должен соединяться с женой, которая не омылась (особенно после того, как закончились месячные), если она болеет или если месячные у нее еще не закончились. Также он не должен вступать в половые отношения с ней, если она не вызывает в нем влечения, разгневана, испугана или беременна».

Текст 116
на̄дакшин̣а̄м̇ на̄нйа-ка̄ма̄м̇ на̄ка̄ма̄м̇ на̄нйа-йошитам
кшут-кша̄ма̄м̇ на̄тибхукта̄м̇ ва̄ свайам̇ чаибхир гун̣аир йутах̣

«Если она не благосклонна к мужу, либо желает другого, либо не желает близости. Он не должен соединяться ни с какой другой женщиной, кроме жены. Нельзя соединяться с голодной или переевшей женой. Мужчина сам также должен соответствовать этим требованиям».

Текст 117
сна̄тах̣ сраг-гандха-дхр̣к прӣто на дхйа̄тах̣ кшудхитопи ва̄
са-ка̄мах̣ са̄нура̄гаш́ ча вйава̄йам̇ пурушо враджет

«Муж должен совершить омовение, одеть гирлянду и умастить себя ароматными притираниями. Его ум не должен быть обеспокоен посторонними мыслями и он не должен испытывать голода. Он должен быть удовлетворен, иметь желание вступить в связь, испытывать любовь к жене. В таком состоянии он должен соединиться со своей женой».

Текст 118-120
чатурдаш́й-ашт̣амӣ чаива ама̄васйа̄тха пӯрн̣има̄
парва̄н̣й эта̄ни ра̄джендра рави-сам̇кра̄нтир эва ча
таила-стрӣ-ма̄м̇са-саṃбхогӣ парвашв этешу ваи пума̄н
вин̣-мӯтра-бходжанам̇ на̄ма прайа̄ти наракам̇ мр̣тах̣
аш́еша-парвасв этешу тасма̄т сам̇йамибхир будхаих̣
бха̄вйам̇ сач-чха̄стра-деведжйа̄-дхйа̄на-джапйа параир нараих̣

«Есть определенные дни когда натирание маслом (массаж), связь с женщинами и принятие в пищу мяса запрещены. Это чатурдаши, аштами, амавасйа и пурнима, а также санкранти (дни когда Солнце переходит в другой знак Зодиака). Человек, который наслаждается масляным массажом, утехами с женщинами или ест мясо в эти дни, после смерти попадает в ад, где его пищей будут моча и испражнения. Поэтому разумные люди обуздывают свои чувства в эти дни и занимаются поклонением Господу, изучением священных писаний, совершением жертвоприношений, медитацией и повторением мантр».

Текст 121
на̄нйа-йона̄в айонау ва̄ нопайуктаушадхас татха̄
двиджа-дева-гурӯн̣а̄м̇ ча вйава̄йӣ на̄ш́раме бхавет

«Нельзя совокупляться в другие влагалища [Шридхара Свами комментирует, что имеется в виду влагалище других живых существ, например, лошади], в другие отверстия тела помимо влагалища или приняв возбуждающие средства (афродизиаки) [Шридхара Свами объясняет, что имеются в виду такие снадобья, как различные расаяны и ваджикараны (Их иногда рекомендуют Аюрведические писания, например «Чарака-самхита»)]. Нельзя вступать в половые отношения, находясь в доме брахмана, храме или в доме гуру, ашраме».

Текст 122
чаитйа-чатвара-тӣртхешу наива гошт̣хе чатушпатхе
наива ш́маш́а̄нопаване салилешу махӣпате

«О царь! Нельзя совокупляться под священным деревом, во дворе, в священном месте (тиртхе или дхаме), в гошале, на перекрестке двух дорог, в крематории, в кустах или в воде».

Примечание: В «Транцендентном дневнике» Хари Шаури Прабху от 10 сентября 1976 есть такая запись, касающаяся половой жизни в дхаме:

«Позже, во время массажа Прабхупада сказал мне, что любой вид половой жизни во Вриндаване является оскорблением, даже для семейных пар. Он сказал: «Мы должны следовать линии Шести Госвами. Разве они пришли сюда, чтобы заниматься сексом и обзаводиться семьей? Нет. Он [Вриндаван] предназначен для отхода от материальной деятельности. Они оставили семейную жизнь и потом пришли во Вриндаван».

Текст 123
прокта-парвасв аш́ешешу наива бхӯпа̄ла сам̇дхйайох̣
гаччхед йава̄йам̇ матима̄н на мӯтрочча̄ра-пӣд̣итах̣

«О царь, разумный человек не должен сношаться в обозначенные выше запрещенных дни, в сандхью (утром и в сумерки) и если его мучает потребность помочиться или опорожнить кишечник».

Примечание: Сношение в сандхью (в сумерки, то есть на восходе и закате солнца) категорически запрещено. Пример этому — история с Дити и Кашьяпой Муни описанная в 3-й Песни «Шримад-Бхагаватам», в результате такого сношения у них родились сыновья-демоны.

Текст 124
парвасв абхигамо ‘дханйо дива̄ па̄па-прадо нр̣па
бхуви рога̄вахо нр̣̄н̣а̄м апраш́асто джала̄ш́айе

«Половое сношение в эти запрещенные дни уничтожает богатство семьи и приводит к бедности. Секс днем оскверняет человека грехом. Секс на голой земле приводит к болезням, а в воде — осуждается».

Примечание: Половое сношение днем строго запрещено также во многих местах в «Махабхарате».

В «Маркандейа Пуране» (14.74) один из ямадутов показывает царю Випашчиту ад и говорит при этом:

кшут-кша̄ма̄стр̣т̣-патадж-джихва̄-та̄лаво ведана̄тура̄х̣
дива̄ маитхунинах̣ па̄па̄х̣ пара-да̄ра-бхуджаш́ ча йе

«Грешники, которые занимались сексом днем и грешники, которые наслаждались близостью с чужими женами, попадают в ад, где они обессилев от голода и с высушенными языками и небом от жажды, изнемогают от страданий».

Комментируя «Ягьявалкья-смрити» 1.79, Апарарка цитирует Шанхка-Ликхита-смрити, в которой утверждается, что днем нельзя вступать в половую связь, иначе родится евнух (клиба) и слабый ребенок (алпа-вирья), который не проживет долго (алпайуша).

Текст 125
пара-да̄ра̄н на гаччхета манаса̄пи катханчана
ким у ва̄ча̄стхибандхо ‘пи на̄сти тешу вйава̄йина̄м

«Человек никогда не должен даже в мыслях думать о совокуплении с чужой женой, что у ж говорить о том, чтобы предлагать ей половую связь с ним, иначе такой человек родится в теле, в котором у него не будет костей и сухожилий (то есть в теле червя и прочих низменных насекомых)».

Текст 126
мр̣то наракам абхйети хӣйате ’тра̄пи ча̄йушах̣
пара-да̄ра-ратих̣ пум̇са̄м иха ча̄мутра бхӣти-да̄

«После смерти такой человек оправится в ад, а его жизнь в этом теле сокращается. Влечение к чужой жене приводит к ужасным последствиям как в этой жизни, так и в следующей».

Текст 127
ити матва̄ свада̄решу р̣туматсу будхо враджет
йатхокта-доша-хӣнешу са-ка̄мешв анр̣та̄в апи

«Принимая это во внимание, разумный человек должен соединяться со своими женами, лишенными вышеописанных недостатков и испытывающими влечение, в надлежащее для зачатия время или в другое время».

Проведение гарбхадхана-самскары в соответствии с описанием «Сат-крийа-сара-дипики»

Утром благоприятного дня, избранного для зачатия ребенка, муж должен исполнить свои утренние обязанности, принять омовение, совершить ачаман и провести утреннее поклонение Господу Нараяне, Его спутникам и другим Вайшнавам, повторяя Пуруша-сукту. Вечером того же дня, после окончания сандхьи, в благоприятное время он должен умастить землю во дворе своего дома коровьим навозом, смешанным с глиной и водой. Затем, сидя перед Божеством Господа, таким как Шалаграма, например, он должен прочитать мантры Шри Вишну-смаранам и Свасти-вачанам и затем пять раз предложить Господу Вишну аргхью со следующими мантрами:

(Аргхья, как описано в «Рудра-йамала-тантре», состоит из смеси благоприятных веществ, таких как панчамрита, панчагавья, вода, молоко, харитаки, ароматные порошки, орехи бетеля, цветы, малайский сандал, куркума, кункум, трава дурва, туласи, трава куша и амалаки. Их нужно предложить в раковине, а при отсутствии раковины — в глиняной чашке).

ом̇
джаганна̄тха маха̄ба̄хо сарвопадрава на̄ш́ана
нава пушпотсаве ме ’ргхйам̇ гр̣ха̄н̣а джагадӣш́вара ||1||

этад-аргхйам̇ — ом̇ ш́рӣ вишн̣аве намах̣

ом̇
на̄ра̄йан̣а харе ра̄ма говинда гаруд̣а-дхваджа
навапушпотсве ме ’ргхйам̇ гр̣ха̄н̣а парамеш́вара ||2||

этад-аргхйам — ом̇ ш́рӣ вишн̣аве намах̣

ом̇
дӣнабандхо кр̣па̄ синдхо парама̄нанда ма̄дхава
навапушпотсаве ме ’ргхйам̇ гр̣ха̄н̣а мадхусӯдана ||3||

этад-аргхйам̇ — ом̇ ш́рӣ вишн̣аве намах̣

ом̇
виш́ва̄тман виш́вабандхо виш́веш́а виш́валочана
навапушпотсаве ме ’ргхйам̇ гр̣ха̄н̣а ш́йа̄масундара ||4||

этад-аргхйам̇ — ом̇ ш́рӣ вишн̣аве намах̣

ом̇
чида̄нанда хр̣шикеш́а бхактаваш́йа джана̄рдана
навапушпотсаве ме ’ргхйам̇ гр̣ха̄н̣а камала̄пате ||5||

этад-аргхйам̇ — ом̇ ш́рӣ вишн̣аве намах̣

Смысл этих мантр, в которых первая строка состоит из имен Господа, таков:

«О Господь! В этот праздник свежих цветов, пожалуйста, прими мое подношение аргхьи».

Проведя поклонение Господу Вишну и Вайшнавам и предложив Господу аргхью, ночью (но не позже полуночи) он должен совершить вложение семени. После предложения аргхьи или непосредственно перед сношением, муж, в чистом состоянии и в чистой одежде, умащенный благовонными притираниями, должен встать позади своей сидящей лицом на восток жены, и своей правой рукой, проходящей над ее правым плечом, он должен прикоснуться к ее йони и произнести:

[Эта часть не произносится вслух, но вспоминается перед повторением мантры: ом̇ праджа̄патих̣ вишн̣у р̣ших̣, анушт̣уп чхандах̣, ш́рӣ вишн̣у ачйута хари джагадӣш́а̄ девата̄, гарбха̄дха̄не винийогах̣]

ом̇
вишн̣ух̣ йоним̇ калпайату ачйуто рӯпа̄ни пим̇ш́ату
а̄синчату харих̣ гарбхам̇ джагадӣш́о дадха̄ту те

«Пусть Вишну подготовит йони; пусть Ачьюта сформирует формы; пусть Хари обеспечит вложение семени; пусть Джагадиша даст тебе ребенка».

[Это не произносится, но помнится: ом̇ праджа̄патих̣ вишн̣у р̣ших̣, анушт̣уп чхандах̣, ш́рӣ гарбходаш́а̄йи нара-на̄ра̄йан̣о девата̄, гарбха̄дха̄не винийогах̣]

ом̇

гарбхам̇ дхехи гарбходаш́а̄йин
гарбхам̇ те нарана̄ра̄йан̣ау а̄дхатта̄м̇ пушкара-сраджау

«О Господь Гарбходашайи Вишну, даруй ребенка. Пусть Нара-Нараяна, носящие гирлянды из лотосов, дадут тебе ребенка».

Затем он должен прикоснуться к ее пупку и произнести:

ом̇

дӣргха̄йушам̇ кр̣шн̣а-бхактам̇ путрам̇ джанайа суврате

«О добродетельная жена, роди сына, который будет жить долго и будет преданным Господа Кришны».

После этого они должны соединиться. Такова процедура гарбхадханы для последователей Сама-веды».

Особое наставление Шрилы Прабхупады

В своих письмах (например, письмо Шьяма даси от 18 января 1969 и письмо личного секретаря (Тамала Кришна Госвами) от 19 мая 1977 года) Шрила Прабхупада дал своим последователям наставление повторить не менее 50 кругов перед зачатием ребенка. Стоит заметить, что поскольку сознание будущего ребенка прямо зависит от настроения и сознания родителей во время зачатия, то повторение пятидесяти кругов в этот ответственный день должно совершаться со вкусом и радостью и ни в коем случае не должно быть обузой для родителей, иначе ребенок в будущем сам будет относиться к повторению святого имени как к обузе и суровой аскезе.

Источник: Гаудия-Тошани. Блог Бриджабаси даса

См. также другие материалы на нашем сайте:

Меню